Шпаргалка по "Экономике организации"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:01, шпаргалка

Описание работы

1. Торговля в системе национальной экономики.
Торговля – это предпринимательская деятельность, заключающаяся в осуществлении процесса купли-продажи пром. и прод. товаров и п/д предприятий общепита, оказания торговых услуг населению с целью получения прибыли. Как вид предпринимательской деятельности торговля выделена в самостоятельную отрасль экономики, что обусловлено общественным разделением труда и характером обращения тов. народного потребления.

Файлы: 1 файл

шпоры на ГОСЫ.docx

— 177.18 Кб (Скачать файл)

Роль  и значение торговли: 1. Объем оборота торговли явл-ся важнейшим показателем развития экономики страны в целом, т.к. после продажи товаров возмещаются затраты производителей и образуется основа для дальнейшего воспроизводства. 2. В ходе торговли товары получают, или не получают обществ. признание, и производители получают или не получают стимул для дальнейшего их выпуска. 3. Оборот торговли харак-ет благосостояние населения и ур-нь его жизни (80% матер.потребностей людей, удовлетворяются с помощью купленных товаров). 4. Торговля важное звено в осуществлении распределения по труду. 5. Торговля способствует сближению ур-ня жизни населения разных соц. групп, разных регионов и стран. 6. Торговля способствует рациональному ден. обращению. 7. Торговля явл-ся плательщиком налогов и поэтому учувствует в формировании гос.доходов. 8. Торговля активно влияет на народное потребление, определяя набор потребит.благ, их качество и влияя на способ потребления. 9. Торговля активно способствует интеграции страны в мир.хоз-во. 10. Торговля стимулирует прогресс в сфере пр-ва и потребления.

Доля внутр.торговли в ВВП – около 11% 

Рез-ты реализации прогр. соц-но-эконом. разв. 2006-2010 гг по вып-нию плана розн. т-та:  2008 г – 119,2%,  2009г – 103,2%, 2010г – 117,1%.

В соотв-ии с осн. полож-ями прогр. соц-но-эконом. разв-я РБ на 2011-2015 гг в сфере услуг предусм-ся обеспеч-е насел-я вне завис-ти от места прожив-я высококач-ными услугами мирового уровня по доступным ценам. Для этого предусм-ся повыш-е вклада в разв-е сферы услуг предприним-ва путем созд-я условий для его развития, в т.ч. за счет выделения участков земли и создания необход. инфрастр-ры.

Формир-е крупных конкурентных орг-ций, интегрированных структур, в т.ч сетей, созд-е совместных п/п-ий и крупных торг. п/п-ий, применяющих сетевые технологии, в т.ч. торгово-пром-ных холдингов, распределит. центров.

Совершенствов-е каналов товародвиж-я  путем разв-я электр. торговли, в  частности созд-я центра электр. торговли, формир-е электр. выставочного комплекса, электр. биржи и ярмарок, формир-е сист. республик., регион., и  зарубеж.  опт. логистич. центров.

 

34. Организационное  построение торговли РБ

Глав. роль в гос. торговле играет система Мин-ва торговли РБ. Осн. функцион. управления в составе Минторга:1)упр-ие эк-ки и торговли и развития рын. отн-ий;2)упр-ие финансов, цен, бух. учета и контроля;3)упр-ие орг-ии потребит. рынка продтоваров (непродтоваров);4)упр-ие орг-ии торговли и услуг;5)упр-ие защиты прав потребителей и контроля за рекламой;6)упр-ие орг.-кадр. работы и делопр-ва;7)упр-ие корд-ии ВЭД;8)отдел общепита. Посредством этих упр-ий Минторг осущ-ет рук-во и контроль за дея-тью всех розн. торг. орг-ий на тер. РБ. Полномочия Минторга: разраб-ка и реал-я программ развития торговли; корд-я дея-ти органов гос. упр-ия; ведение торг. реестра; форм-ие тов. ресурсов, проведение закуп. и тов. интервенций; осущ-ие госконтроля в торговле; мониторинг конъюнктуры внеш. и внутр. торговли.

На местном  уровне рук-во розн. торговлей осущ-ют обл. упр-ия и Глав. упр-ие потребит. рынка Мингорисполкома. В их ведении нах-ся торг. орг-ии муниципал. собст-ти (торги, торг.-произв. фирмы, круп. магазины). Упр-ия потребит. рынка осущ-ют планово-регулир. рук-во и контроль за дея-тью орг-ий розн. торговли на тер. области или города. В городах с район. делением и район. центрах при исполкомах созданы отделы торговли и услуг— рег-ют и контр-ют дея-ть торг. орг-ий своего района или города.

Розн. торговля пром. п/п соверш-ся ч/з систему отделов раб. снабжения (ОРС) и путем фирмен. торговли. Система ОРСов орг-ет торг.обслуж-ие раб. и служащих важн. отраслей пром-ти, транспорта, круп. строек. Развит. торг. сеть имеют ДорОРС Бел.жел. дороги, ОРС «Белорусьнефть». Кроме розн. торговли прод. и непрод. товарами ОРСы м. осущ-ть производст. дея-ть, обесп-ть питание работников и др. Фирм. магазин—розн. торг. объект, учр-лем кот. явл. СХ, пр-щий товар, имеющ. в асс-те уд. вес пр-ции учр-ля не < 75% непродтоваров и не < 50%--продтоваров, площадью не <100 м2.

Опред. место  в гос. розн. торговле РБ занимают торг.орг-ии прочих мин-в и ведомств, кот. наряду с осн. ф-циями реал-ют различ. товары или обслуж-ют население: 1)Мин-во здравоохранения (продажа лекарств, оптики и др. ч/з аптеки);2)Мин-во обороны (ч/з торг.-произв. упр-ие и систему военторгов обсл-ют военнослужащих);3)Мин-во с/х и продовольствия РБ (розн. продажа мясо-мол. и плодоов. пр-ции и др.);4)Мин-во связи и информат-ии и Мин-во инфо-ии – розн. торговля печат. и книж. пр-ции;5)Мин-во ЖКХ;6)пр. гос. структуры (Упр-ие делами Президента, Мин-во культуры и др).

В РБ торг. обсл-ие сельск. населения в основном осущ-ся потребит. кооперацией (ПК)—многоотрас. стр-ра, кот. включ. опт. и розн. торговлю, общепит, пр-во, заготовит. дея-ть. Звенья ПК: потребит. общ-ва (в их составе магазины, автомагазины); обл. союзы потребит. общ-в (облпотребсоюз); респ. союз потреб. общ-в (Белкоопсоюз)—рук-во и контроль за дея-тью ПК РБ.

Торг. орг-ия—самост. хоз. субъект с правами ЮЛ, осущ-ий торг. дея-ть и связ. с нею торг. услуги. Эк. признак: осущ-ие полн. цикла торг.-хоз. дея-ти, обособ. им-во. Орг. признак: единое целое с внутр. стр-ой аппарата упр-ия. Прав. признак: ЮЛ им-ет им-во,самост. баланс,несет самост. отв-ть,от своего имени выступ. в суде. АО – общ-во, УФ кот.  разделен на опр. число акций. Хоз.тов-во – объед-ие неск. лиц для совм. ведения дея-ти под собств. общим наим-ем. ООО—учрежд. 2 и > лицами общ-во, УФ кот. разделен на доли, размеры кот. опр-ны учред. док-ми. Особ-ть ООО – отсутствие ответств-ти уч-ков по обяз-вам об-ва. Учас-ки ОДО солидарно несут субсидиар. ответ-ть (дополнит.) по обязат-вам об-ва своим им-ом в пределах, опред. учредит. док-ми. УП—комм. орг-я, не надел. правом собст-ти на закреп. за ней собст-ом им-во.

Концерн—объед-ие п/п, добровол. централ-их нек. или все функции инвест., фин., внешнеторг. дея-ти (Беллегпром, Белгоспищепром и др.). Ассоциации (А.)—добровол. объед-е п/п для решения огранич. круга задач (способ-ют креп-ю финн. уст-чи п/п) – «А. универмагов и торг. домов».

В Гродн.обл. насчитывается более 4800 магазинов (прод – более 1300, непрод. – более 2500), только 500 магазинов находится в гос.собственности.

Потребительская кооперация представляет собой многоотраслевую структуру, которая включает оптовую и розничную  торговлю, общественное питание, производство, заготовительную деятельность, транспорт, поэтому организационно-хозяйственные  звенья здесь шире, чем в государственной  торговле. Основными из них являются:

- потребительские общества, имеющие  в своем составе магазины, кафе  и столовые, автомагазины;

- областные союзы потребительских  обществ (облпотребсоюзы) - осуществляют  руководство и контроль в своем  регионе;

- республиканский союз потребительских  обществ (Белкоопсоюз), осуществляющий  общее руководство и контроль за деятельностью всей потребительской кооперации республики.

В настоящее время основным звеном в потребительской кооперации являются районные потребительские общества (райпо). В состав райпо могут входить  филиалы, коопунивермаги, отдельные  крупные магазины, объединения общепита и другие хозяйственные структуры.

 

35. Организация товароснабжения  торговых организаций

Под товароснабжением понимается система мероприятий по доведению прод. и непрод.товаров от производителя до мест продажи или потребления.

Принципы рац.орг-ции и технологии товароснабжения: 1)планомерность (завоз в соответствии с заданиями по т/о, ассорт.профилем магазина, состоянием тов.запасов); 2)ритмичность (осущ-ние завоза ч/з оптим.промежутки времени); 3)оперативность (корректировка ритма завоза в зависимости от изменения конъюнктуры рынка); 4)централизация (доставка силами и ср-вами поставщиков); 5)технологичность (внедрение наиболее прогрессивных технолог.решений); 6)экономичность (мин.расходы на транспортировку, высокая оборачиваемость).

Товароснабжение включает след .операции: транспортировку товаров; погрузку и разгрузку; хранение товаров; комплектование торг.ассортимента; подготовку к продаже.

Факторы, влияющие на орг-цию товароснабжения: 1)производственные (объем, размещение, специализация, сезонность пр-ва); 2)транспортные (состояние дорог, виды транспортных ср-в, их технич.состояние); 3)торг.(мощность, специализация, размещение торг.объектов, оснащенность оборудованием, сложность ассортимента); 4)соц.(соц.состав и ресселение населения, ур-нь доходов и т.д.)

Источники товароснабжения  – звено цепи товародвижения, из котор.товары завозятся в магазины. Осн.источники поступления: пром. п/п, п/п АПК; опт.базы; собственные подсобные хоз-ва и произв.п/п торговли; внешнеторг.п/п; ИП; иностр.п/п.

Формя товароснабжения: 1)транзит (минуя склады опт. торговли); 2)складская.

Так, товары м. доставляться в магазины и другие торговые объекты централизованным и децентрализ.методами.

Централизованный  завоз явл-ся наиболее эфф-ным м-дом доставки товаров на п/п-е розн. торговли, т.к. доставка товаров осущ-ся силами и ср-вами поставщика (п/п-производителя, п/п опт. торговли) на основе заявок розн. торг. п/п в согласованные договором поставки сроки. При этом завоз товаров в РТС м. осущ. как собственным транспортом поставщика, так и транспортом третьих лиц.

Применение данного метода товароснабжения  позволяет торг. объектам более эффективно и рационально использовать раб. силу и транспорт, а также снизить ИО.

При децентрализ. завозе доставка товаров осущ-ся силами и ср-вами  п/п розн. торговли, собственным либо привлеченным транспортом. Использование этого метода товароснабжения ведет к большим затратам времени работников розн. торг. объектов, к нерациональному использованию трансп. ср-в и, следовательно, к  увеличению ИО.

В наст. время в РБ актуальна проблема использования в системе товароснабжения современной тары-оборудования, которая бы позволила организовать дискаунтные магазины (магазины сниженных цен), получившие широкое распространение в странах ЕС, а также находящие все большую поддержку в России и Украине. Данные магазины характеризуются тем, что работают исключительно по методу самообслуживания, прод. и непрод. товары выставляются непосредственно в торг. зале в соответствующей таре-оборудовании, при этом уровень обслуживания покупателей невысокий.

 

36. Транспортно-экспедиционное  обслуживание организаций торговли  и организация перевозок товаров

Транспорт играет важную роль в экономике. От его работы зависит своевременное  и ритмичное товароснабжение  п/п торговли, что способствует бесперебойной торговле и равномерному вып-ю планов товарооборота.

Транспортно-экспедиционная деят-сть(ТЭД) – хоз. деятельность по орг-ции перевозок грузов, включая их отправку и получ-е, а также по выполнению др. операций, связ. с перевозкой.

Виды ТЭ обслуживания: полное (комплексное), частное (частичное).

Полное предполагает заключ-е дог-ров на вып-е сов-сти операций на всём пути продвиж-я груза без участия грузоотправителей и грузополучателей. Включает: упаковку, маркировку, сортировку, пакетирование, хранение груза, взвешивание, погрузочно-разгруз работы, выбор оптим схемы перевозки, приём груза, оформление док-тов, сопровождение и охрана, страх-е, вып-е тамож процедур и др. Неполное включ отдельные операции.

Особенности разл видов транспорта:

-Ж/Д: низкая себест-сть; независимость от климат условий; шир возм-сти механизации погрузочно-разгрузочн работ; перевозка любых товаров независимо от их уп-ки.

-Авто: возм-сть доставки грузов в любой насел пункт; хорошая сохр-сть товаров; низкая себест-сть перевозок на короткие расстояния.

-Морской транспорт: самая низкая себест-сть; хорошая мобильность (м. быстро менять маршрут); неорганиченная пропускная сп-сть морских путей.

-Речной: выс провозная сп-сть; низкая себест-сть; сезонность перевозок.

-Воздушный: выс скорость; сокращ-е путей транспортировки; хорошая сохр-сть грузов; зав-сть от климат условий; самая выс ст-сть перевозок.

Отправка – опред. кол-во грузов, предъявляемых к перевозке по одной накладной. Виды: повагонная, мелкая, малотоннажная, сборная, контейнерная, маршрутная.

Перевозки грузов на ж/д осущ-ся на основе дог-ра, по к-ому жел дорога обязуется доставить груз на станцию  назнач-я и выдать его грузоотправителю в указ сроки, а грузоотправитель – оплатить трансп расходы. Текущее план-е перевозок основано на предоставлении месячных и разовых заявок на перевозку, в к-ых указ-ся: род, кол-во груза, маршрут следования, требующееся кол-во и виды ТС.

До предъявления груза к перевозке  он дб тщательно подготовлен. Операции по подготовке: приведение груза в транспортабельное сотстояние для обеспечения сохр-сти; объед-е мелких мест в более крупные; уплотнение, дробление, разборка. После подгот-ки грузоотправитель заполняет доки по перевозке, предъявляемые в товарную контору. После проверки доков станция даёт разреш-е на ввоз груза или его погрузку со склада отправителя.

Осн док при перевозке - накладная, к-ая заполняется отправителем и следует вместе с грузом до вручения его покуп-лю. Кроме этого заполн-ся дорожная ведомость, грузовая квитанция и корешок.

Тарноупаковочные и штучные  грузы д иметь отправительскую  маркировку.

Перед погрузкой вагоны тщательно  проверяют. Погрузку осущ-ет железная дорога в местах общего польз-я или  грузоотправитель на собств подъездных путях. Пломбирование вагонов и контейнеров осущ-ся с целью обеспеч-я сохр-сти груза в процессе транспорт-ки.

Операции в процессе трансп-ки: осмотр вагонов и контейнеров на промежут станциях и устран-е неисправностей; перегрузка в др вагон при необх-сти; сортировка мелких отправок; переадресовка; досылка(отправка остатака груза); передача на др транспорт.

Операции, вып. после прибытия грузов: информир-е грузополучателей о прибытии груза, оформление выдачи грузов в товарной конторе; выгрузка; хран-е; выдача грузов получателям при представлении постоянной или разовой доверенности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике организации"