Социально–экономическое развитие и управление муниципальным образованием на примере Добровского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
 проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования;
 проанализировать социально – экономическое развитие муниципального образования;
 разработать предложения по совершенствованию социально – экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Добровского района.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования……………..…..………...............7
1.1. Структура органов местного самоуправления…………………..……..….7
1.2. Полномочия органов местного самоуправления в социально – экономическом развитии района……15
1.3. Понятие и цели социально – экономической политики местного само-управления………8
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Добровского района…………..……………..25
2.1. Современное состояние социально – экономического развития Добровского района…………….25
2.2. Особенности управления Добровского района…………………………..35
2.3. Формирование и анализ расходов и расходов Добровского района………...40
Глава 3. Перспективы и пути е совершенствования социально – экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Добровского района……………………………………………………………………………47
3.1. Перспективы социально – экономического развития и управления Добровского района……....47
3.2. Совершенствование основ управления муниципальным образованием Добровского района………...53
3.3 Прогноз социально – экономического развития Добровского района….60
Заключение……………………………………………………………………...63
Список литературы……………………………………………………………..66

Файлы: 1 файл

добровский kursovaya_rabota_socialno_ekonomicheskoe_razvitie_municipaln.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..4

 Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования……………..…..………...............7

1.1. Структура органов местного  самоуправления…………………..……..….7

1.2. Полномочия органов местного  самоуправления в социально –  экономическом развитии района……………………………………………………………….15

1.3. Понятие и цели  социально – экономической политики  местного самоуправления……………………………………………………………………………..18

Глава 2. Анализ социально – экономического развития Добровского района………………………………………………………………………..……………..25

2.1. Современное состояние  социально – экономического развития Добровского района……………………………………………………………...…………….25

2.2. Особенности управления  Добровского района…………………………..35

2.3. Формирование и анализ  расходов и расходов Добровского района……………………………………………………………………….……………...40

Глава 3. Перспективы и  пути е совершенствования социально – экономического развития и управления муниципальным образованием  на примере Добровского района……………………………………………………………………………47

3.1. Перспективы  социально – экономического развития и управления  Добровского района…………………………………………………………………..........47

3.2. Совершенствование основ управления  муниципальным образованием Добровского  района…………………………………………………………………...53

3.3 Прогноз социально – экономического развития Добровского района….60

Заключение……………………………………………………………………...63

Список литературы……………………………………………………………..66

 

 

Введение

 

В современных условиях продолжающегося перехода России к  рыночным отношениям происходит переосмысление сущности управления социально-экономическим развитием. При определении стратегических приоритетов развития страны в целом и отдельных территорий приходит понимание необходимости ориентироваться на потребности человека, его интересы и мнения. В связи с этим возрастает роль органов местного самоуправления в процессе социально-экономического развития. Требуется их активное участие в управлении этим процессом в качестве равноправных партнеров с органами государственной власти.

Практическая реализация новых подходов к управлению на местном  уровне осложняется рядом обстоятельств. В большинстве муниципальных  образований не в полной мере используется организационно-управленческий потенциал, существуют значительные резервы повышения эффективности управления местным развитием. Многие муниципальные образования не владеют технологиями стратегического планирования. В существующих планах и программах развития целевые ориентиры зачастую не отвечают реальным потребностям местного населения. Отдельные планы и программы развития, разработанные местными организациями, не содержат проработанного механизма реализации, что приводит к возникновению противоречий в системе целей и недостаточной обеспеченности ресурсами процесса управления развитием. В условиях существенного увеличения числа муниципальных образований, сокращения местных налогов и сборов и уменьшения доходной части местных бюджетов, проблема эффективного использования собственного потенциала развития становится особенно актуальной. В этой связи, органы местного самоуправления нуждаются в инструментарии самоконтроля эффективности управленческой деятельности, обеспечивающей развитие муниципального образования.

Социально-экономическое  развитие муниципального образования  является управляемым процессом качественного изменения социальной и экономической сфер, не ухудшающим состояние окружающей среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.

Для решения отмеченных проблем и совершенствования  системы и процесса управления местным развитием необходима комплексная диагностика основных направлений и результатов управленческой деятельности, что обуславливает актуальность разработки инструментария оценки качества и результативности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.

Проблемы развития муниципальных образований стали привлекать внимание исследователей сравнительно недавно. Однако актуальность этого направления обусловила формирование достаточно широкой палитры подходов к пониманию сущности развития и инструментов его организации.

Цель работы – разработать пути совершенствования социально – экономического развития и управления муниципальным образованием  на примере Добровского района.

Объект – администрация Добровского района.

Предмет – социально  – экономическое развитие и управление муниципальным образованием   Добровского района.

Задачи:

  • проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования;
  • проанализировать социально – экономическое развитие муниципального образования;
  • разработать предложения по совершенствованию социально – экономического развития и управления муниципальным образованием  на примере Добровского района.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили положения теорий отечественных и зарубежных авторов в области социально-экономического и устойчивого развития.

Методологической основой  послужили  исторический  и системный  подход, сравнительный анализ, методы экспертных оценок, анкетирование, интервью, методика непосредственной количественной оценки, метод ранжирования.

Научная новизна  состоит  в разработке и обосновании рекомендаций по совершенствованию управления социально – экономическим развитием муниципального образования.

Практическая значимость работы состоит в исследовании методологических аспектов управления социально – экономическим развитием муниципальных образований и разработке инструментария оценки этого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально –  экономическом развитии муниципального образования

 

1.1. Структура органов местного  самоуправления

 

 

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления  в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

 Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. [4, 589]

Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Уставом муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а  также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Наименования представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Структура органов местного самоуправления в  случае образования на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования. [8, 139]

Проведение  местного референдума или схода  граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта Российской Федерации при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

Полномочия  избирательной комиссии муниципального образования могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия местной администрации по материально-техническому обеспечению проведения местного референдума осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. При отсутствии инициативы граждан о проведении местного референдума структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

  В решении о структуре органов  местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

  • структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
  • порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

  Изменение структуры органов  местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение. [10, 220]

Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных

депутатов.

 Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.

 

 

Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе.

Представительный  орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан. [18, 431]

Представительный  орган муниципального района:

  • может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей статьей;
  • может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Установленный порядок формирования представительного  органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района, и может быть изменен не ранее чем через два года со дня начала работы сформированного представительного органа муниципального района. [13, 328]

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения  менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения  от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения  от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения  от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения  свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Количество депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

Информация о работе Социально–экономическое развитие и управление муниципальным образованием на примере Добровского района