Социально–экономическое развитие и управление муниципальным образованием на примере Добровского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
 проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования;
 проанализировать социально – экономическое развитие муниципального образования;
 разработать предложения по совершенствованию социально – экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Добровского района.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования……………..…..………...............7
1.1. Структура органов местного самоуправления…………………..……..….7
1.2. Полномочия органов местного самоуправления в социально – экономическом развитии района……15
1.3. Понятие и цели социально – экономической политики местного само-управления………8
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Добровского района…………..……………..25
2.1. Современное состояние социально – экономического развития Добровского района…………….25
2.2. Особенности управления Добровского района…………………………..35
2.3. Формирование и анализ расходов и расходов Добровского района………...40
Глава 3. Перспективы и пути е совершенствования социально – экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Добровского района……………………………………………………………………………47
3.1. Перспективы социально – экономического развития и управления Добровского района……....47
3.2. Совершенствование основ управления муниципальным образованием Добровского района………...53
3.3 Прогноз социально – экономического развития Добровского района….60
Заключение……………………………………………………………………...63
Список литературы……………………………………………………………..66

Файлы: 1 файл

добровский kursovaya_rabota_socialno_ekonomicheskoe_razvitie_municipaln.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

 

Данные табл. 2. показывают, что в расходах бюджета большую долю составляют расходы на межбюджетные трансферты. (35, 177 % в 2005 г.), что связано в первую очередь с необходимостью обеспечения определенных социальных проблем, а также распределением финансовых потоков между федеральным, региональным и местным уровнем. Однако наметилась тенденция к сокращению этих расходов, что связано с уменьшением уровня налогов. Обращает на себя внимание снижение доли расходов на финансирование хозяйства, что затрудняет техническое переоснащение, препятствует выходу экономики из переходного состояния. Доля расходов на социальные нужды постепенно увеличивается в 2004 - 2006 гг. Вырос удельный вес расходов на содержание органов государственного управления, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности, федеральную судебную систему.

Динамику доходов бюджета  можно проследить по данным об исполнении бюджета за 2004 - 2006 гг. (табл. 5.)

Таблица 5.

Структура доходов бюджета  за 2004 – 2006 гг.

Объем поступлений доходов  областного бюджета, в % к итогу

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Налоговые доходы

93,733

92,227

93,713

Налоги на прибыль

80,623

78,746

77,045

Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы

4,724

4,737

5,177

Налоги на совокупный доход

0,655

-

0,957

Налоги на имущество

4,845

6,279

7,482

Платежи за пользование природными ресурсами

2,130

0,337

0,084

Неналоговые доходы

2,487

1,584

0,884

Административные платежи и  сборы

0,021

0,023

0,014

Штрафные санкции, возмещение ущерба

0,088

0,005

-

Прочие неналоговые доходы

0,273

0,000

-

Безвозмездные перечисления

3,546

7,773

6,287

От других бюджетов бюджетной системы

3,546

7,718

6,238

Дотации

0,562

2,222

-

Субвенции

1,719

1,692

3,721

Субсидии

1,047

2,481

2,170

Средства федерального бюджета  на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы

0,314

1,221

0,403

Доходы целевых бюджетных  фондов

0,221

-

-

Всего доходов

100,000

100,000

100,000


 

Данные табл. 3.  показывают, что в составе доходов бюджета преобладают налоги – 93,7 % в 2004 г., причем доля налогов в общей сумме доходов бюджета постепенно уменьшается за 2004 - 2006 гг. с 93,73 до 93, 71 %. Доля неналоговых доходов за тот же период снизилась с 2,48 до 0,88 %. Доля безвозмездных поступлений  достаточно велика и наблюдается тенденция к её увеличению.  Уменьшение доли налогов связано с уменьшением налоговой ставки. Статья 26.17. БК устанавливает, что в бюджет субъекта РФ зачисляются доходы от федеральных налогов и сборов по единым для субъектов РФ нормативам, установленным БК РФ, и (или) по налоговым ставкам, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Доходы от федеральных налогов и сборов зачисляются в бюджет области по нормативам, установленным БК РФ.

В составе налоговых  доходов также произошли изменения. Определяющая роль в формировании доходной части бюджета принадлежит четырем налогам: налоги на прибыль, налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы, налоги на имущество и платежи за пользование природными ресурсами. Наблюдается увеличение доли налога на прибыль в 1,1 раза.

В 2006 г. с целью развития экономики и повышения уровня жизни населения сознательно пошли на  увеличения дефицита до 14, 98 %, т.е. до грани 15 %, допускаемая бюджетным законодательством.

Процентное соотношение  и динамика изменения расходов и  доходов показано в табл. 6.

                                                                        Таблица 6.

Распределение доходов  и расходов в процентном отношении  за 2004 – 2006 гг.

Профицит и дефицит бюджета

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Доходы

93,94%

106,45%

112,67%

Расходы

62,49%

160,04%

104,87%


 

Данные табл. 4. показывают, что в 2004 г. наблюдался профицит бюджета, а с 2005 г. прослеживалась тенденция роста дефицита бюджета как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Из таблицы видно, что  в 2005 г. увеличились на 12,51 % по сравнению с предыдущим, а в 2006 г. на 6,22 % по сравнению с 2005 г. Это свидетельствует об увеличении налоговой базы, а также поступлений из федерального бюджета, так как Липецкая область принимает участие в конкурсе на «Особую экономическую зону», что привлечет иностранных инвесторов в область. Расходы бюджета в свою очередь  в 2005 г. увеличились в 2,56 раз по сравнению с  2004 г. и снизились на 55,17 % по сравнению с 2006 г. Такое неравномерное распределение связано с повышением уровня жизни населения и доведения дефицита в 2005 г. практически до крайней точки. При этом покрытие дефицита осуществляется за счет  выпуска облигационного займа  и помощи инвесторов.

 На диаграмме 1. представлено соотношение расходов и расходов. Диаграмма показывает, насколько расходы превышают доходы. По линии тренда видно, что рост расходов  происходит более интенсивными темпами, чем растут доходы.

Рисунок 1. Соотношение расходов и доходов за 2004 – 2006 гг.

 

Основной проблемой экономики является сокращение дефицита бюджета. Классическими путями для достижения этой цели являются рост доходов и сокращение расходов бюджета, но в настоящее время осуществляется уже перечисленными способами.

Таким образом, видно, что  бюджет области имеет позитивную динамику. Насыщение доходной части происходит за счет налога на прибыль, НДС. Создание туристической  зоны позволит области в ближайшее время сконцентрировать у себя крупномасштабные производство, развивать социальную инфраструктуру  и даст увеличения доходов бюджета в несколько раз. Бюджет области также имеет социальную направленность, главными приоритетами  являются финансирование региональных программ, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, создание инфраструктуры туристической зоны и обеспечение стабильности региональных и местных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Перспективы и пути совершенствования социально – экономического развития и управления муниципальным образованием  на примере Добровского района

 

3.1. Перспективы  социально –  экономического развития и управления  Добровского района

 

С целью обеспечения  эффективного управления социально-экономическими процессами  муниципального образования Добровский район, для решения стратегических задач необходима разработка плана действий, увязывающего различные элементы муниципальной экономической и социальной политики с ресурсными и финансовыми возможностями территории.

В связи с этим основные направления стратегии социально-экономического развития муниципального образования Добровский район на 2007 - 2011 годы и на период до 2015 года  определяют систему целей и приоритетов социально-экономического развития района на средне- и долгосрочную перспективу, основанную на ресурсном потенциале территории и уровне его использования в современных условиях.

Главной целью стратегии  является определение основных направлений  развития муниципального образования Добровский район, обеспечивающих экономический рост и уровень жизни населения муниципального образования.

Значительная природно-сырьевая база в сочетании с трудовыми ресурсами территории, основу которых составляет предприятий производственной сферы, организаций малого бизнеса, здравоохранения, образования, социальной защиты - те ресурсы, которые должны быть использованы для достижения поставленных целей и дальнейшего социально-экономического развития территории.

Целью социально-экономической  политики является повышение уровня жизни населения на основе производственного  роста субъектов экономики, обеспечение нормального функционирования отраслей социальной сферы, максимально возможной занятости населения.

Для достижения поставленной цели органам муниципальной власти в период до 2015 года предстоит решить следующие основные задачи:

  • создание эффективной системы муниципального управления;
  • определение точки роста, способной создать импульс для развития экономики территории;
  • повышение и стимулирование инвестиционной привлекательности с целью привлечения в экономику района инвестиций;
  • формирование условий и стимулов для дальнейшего развития малого предпринимательства;
  • рациональное использование и устойчивое воспроизводство природных ресурсов, оздоровление и улучшение качества окружающей  природной среды;
  • создание новых рабочих мест, содействие решению проблемы занятости.

Цель политики в сфере природопользования, охраны окружающей среды и экологии - повышение эффективности и экологической безопасности использования природно-ресурсного потенциала территории.

Как раннее было сказано, район занимает одно из ведущих мест в агропромышленном комплексе, поэтому особое внимание следует уделить именно повышению объемов сельско – хозяйственной продукции и животноводства. С целью поднятия стимула в ведении личного подворья и улучшения генетического потенциала сельхозживотных, реализуется целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса в муниципальном образовании Добровский район на период 2006-2010 годы», в плане мероприятий которой приобретаются телята мясомолочного и мясного направления с целью поднятия стимула в ведении личного подворья и улучшения генетического потенциала сельхозживотных.

 

 

Главной задачей в  сфере природопользования и экологии является рациональное использование и устойчивое воспроизводство природных ресурсов, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Для этого необходимо:

  • содержание и очистка мест хранения твердых бытовых отходов на территории района (включая территории поселений);
  • строительство и благоустройство 2-ой очереди полигона твердых бытовых отходов;
  • выполнение мероприятий по приведению в безопасное состояние гидротехнических сооружений;
  • организация экологического воспитания в школьных и дошкольных учреждениях;
  • осуществление мероприятий, направленных на оздоровление окружающей среды;
  • проведение лесовосстановительных и лесоохранных мероприятий.

Цели политики в сфере  труда и занятости:

  • формирование условий для занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
  • согласование интересов работников и работодателей, предупреждение коллективных трудовых споров.

Основные задачи:

  • Сокращение уровня безработицы в условиях ограниченных экономических и финансовых возможностей,  проведение  активной политики предотвращения массовых высвобождений;
  • создание условий для трудоустройства безработных граждан;
  • смягчение последствий безработицы;
  • обеспечение занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске подходящей работы;
  • ориентация экономически активного населения на новые формы занятости и трудовых отношений;
  • создание во внебюджетном секторе экономики системы гарантий минимального уровня заработной платы не ниже прожиточного минимума на основе коллективных договоров и соглашений на всех уровнях социального партнерства;
  • создание эффективной системы управления условиями и охраной труда;
  • развитие системы социального партнерства.

Для реализации поставленных задач необходимо осуществить:

  • разработку и реализацию муниципальных, программ содействия занятости населения с учетом рынка труда, принятие мер по выводу муниципального образования из критической ситуации на рынке труда;
  • разработку и реализацию программы общественных работ;
  • совершенствование профориентационных услуг, в том числе для выпускников общеобразовательных школ, расширение объемов и видов профессионального обучения, переобучения и повышения квалификации в соответствии с требованиями рынка труда;
  • поддержку частного предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности, развитие фермерства, самозанятости;
  • обеспечение согласованности действий службы занятости с органами муниципальной власти, а также работодателями в решении проблемы занятости населения;
  • повышение    эффективности    коллективно-договорного    регулирования трудовых    отношений,    процедур    переговорного    процесса.

Информация о работе Социально–экономическое развитие и управление муниципальным образованием на примере Добровского района