Социально–экономическое развитие и управление муниципальным образованием на примере Добровского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
 проанализировать роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования;
 проанализировать социально – экономическое развитие муниципального образования;
 разработать предложения по совершенствованию социально – экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Добровского района.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава 1. Роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования……………..…..………...............7
1.1. Структура органов местного самоуправления…………………..……..….7
1.2. Полномочия органов местного самоуправления в социально – экономическом развитии района……15
1.3. Понятие и цели социально – экономической политики местного само-управления………8
Глава 2. Анализ социально – экономического развития Добровского района…………..……………..25
2.1. Современное состояние социально – экономического развития Добровского района…………….25
2.2. Особенности управления Добровского района…………………………..35
2.3. Формирование и анализ расходов и расходов Добровского района………...40
Глава 3. Перспективы и пути е совершенствования социально – экономического развития и управления муниципальным образованием на примере Добровского района……………………………………………………………………………47
3.1. Перспективы социально – экономического развития и управления Добровского района……....47
3.2. Совершенствование основ управления муниципальным образованием Добровского района………...53
3.3 Прогноз социально – экономического развития Добровского района….60
Заключение……………………………………………………………………...63
Список литературы……………………………………………………………..66

Файлы: 1 файл

добровский kursovaya_rabota_socialno_ekonomicheskoe_razvitie_municipaln.doc

— 497.50 Кб (Скачать файл)

При определении состава  Добровского района необходимо учитывать  территориальный  демографический  экономический  исторический и административный факторы. Среди возможных полномочий Добровского района можно отметить социальную поддержку и занятость населения  управление чрезвычайными ситуациями  охрану окружающей среды  противопожарную безопасность  регулирование земельных отношений и т.п. То есть полномочия  передаваемые на уровень Добровского района  связаны с реализацией конституционных прав населения либо с осуществлением государственной социальной политики  и в тоже время отнесены к вопросам местного значения. Среди преимуществ такой системы специалистами отмечается укрепление вертикали исполнительной власти  приближение государственной власти к населению  более комплексное развитие территорий  состоящих из нескольких муниципальных образований.

Также необходимо:

- создать правовые  возможности для формирования малыми муниципальными образованиями объединенных администраций в целях экономии расходов на управление;

- создать условия для  межмуниципальной кооперации в  решении общих задач;

- повысить эффективность  механизмов государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления на предмет соблюдения ими законодательства и исполнения государственных полномочий;

- усилить публичный  контроль за деятельностью местного  самоуправления  повысив роль  представительных органов и разработав конкретные механизмы реализации ответственности местной власти перед населением;

- создать возможность  формирования бюджетов более  высоких территориальных уровней управления (районов; административно-территориальных образований) за счет целевых отчислений из бюджетов нижестоящего уровня на решение совместных задач муниципалитетов  а также за счет целевых средств  выделяемых из федерального и региональных бюджетов на исполнение государственных полномочий.

Указанные меры хорошо зарекомендовали  себя в зарубежной практике. Отдельные  элементы уже используются в России  но  по мнению специалистов  только их комплексное и широкое распространение может дать заметный эффект. Реализация должна основываться на федеральном правовом регулировании  так как связана с решением задач укрепления государственности  создания условий для долгосрочного экономического роста.

 

 

 

 

3.3 Прогноз социально – экономического развития Добровского района

 

Прогноз социально-экономического развития Добровского района предполагает соответствие требованиям федерального и областного законодательства на основе прогнозных материалов предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории района.

В качестве основных положений  прогноза можно отметить сохранение высоких темпов роста экономики и инвестиций, и на базе этого поддержание высоких темпов роста доходов граждан.

При разработке прогноза были учтены внешнеэкономические и внутрироссийские факторы.

К положительным внешнеэкономическим  факторам отнесены стабилизация темпов роста мировой экономики, сохранение достаточно высокого уровня спроса на нефть и газ, улучшение инвестиционного климата, повышение инвестиционного рейтинга России, к отрицательным - зависимость экономики страны от экспорта углеводородного сырья, развитие собственного производства в странах-импортерах российских металлов, снижение в среднесрочной перспективе мировых цен на черные и цветные металлы.

Положительными внутрироссийскими  факторами являются такие факторы, как рост предпринимательской активности российских компаний в условиях усилившейся конкуренции, рост инвестиционной активности и повышение качества инвестиций, модернизация сектора естественных монополий, диверсификация экономики, внедрение энергосберегающих технологий, повышение внутреннего платежеспособного спроса населения, реализация национальных проектов в области образования, здравоохранения, строительства доступного жилья.

 

Отрицательные: ухудшение  ситуации для отраслей, ориентированных  на внутренний спрос, за счет роста конкурирующего импорта, превышение темпов роста на энергоносители по сравнению с целевым уровнем инфляции, физическое и моральное старение основных фондов отдельных отраслей, продолжающаяся естественная убыль населения, старение населения и увеличение расходов бюджета на пенсионное и социальное обеспечение.

Основные приоритеты в деятельности органов городского самоуправления Добровского района:

1) обеспечение устойчивого функционирования наиболее важных систем жизнеобеспечения населения;

2) модернизация социальной  сферы, прежде всего путем реализации  национальных проектов в сфере здравоохранения, образования и обеспечения населения доступным и комфортным жильем;

3) строительство, реконструкция  и капитальный ремонт улично-дорожной сети, улучшение благоустройства и озеленения города;

4) повышение эффективности  использования муниципальной собственности, земли и недвижимости;

5) создание условий  для развития эффективных производств, поддержка предпринимательской и инвестиционной деятельности;

6) сохранение высокой  динамики роста реальных доходов  работающих и всего населения,  увеличение платежеспособного спроса и снижение бедности;

7) обеспечение экологической и общественной безопасности жизни горожан.

Среднегодовая численность  постоянного населения города в 2008 году составит 1 млн. 89 тыс.чел. Прогнозируется увеличение рождаемости, которая составит 10,7 чел. на 1000 чел. населения против 10,1 чел. в 2005 году.

Основные параметры  прогноза социально-экономического развития района:

- объем отгрузки товаров  собственного производства, выполненных  работ и услуг собственными силами по «чистым» видам деятельности;

- прогнозируется рост  промышленного производства. В структуре видов производств будут доминировать сельское хозяйство;

- объем инвестиций, направляемых на развитие сельского хозяйства, составит около 50% общих объемов инвестиций, они позволят ввести новые производственные площади и внедрить новые технологии.

Задача органов городского самоуправления, используя накопленный  потенциал, грамотно выстроить свою работу с тем, чтобы повысить уровень предоставления населению услуг во всех сферах жизнедеятельности, обеспечить дальнейшее динамичное социально-экономическое развитие на территории города и реализацию приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном строительстве, активизировать все факторы, обеспечивающие условия роста валового муниципального продукта, сбалансированного решения узловых проблем города. Достижение прогнозных показателей социально-экономического развития будет обеспечено согласованными действиями всех звеньев городской системы управления в соответствии с установленными приоритетами.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Формы управления и самоуправления во многом определяются государственными формами, политическими режимами и политическими системами. Формы, содержание и принципы управления и самоуправления в федеративных государствах и конфедеративных республиках существенно отличаются от таковых в унитарных государствах.

Управление и самоуправление в России должны строиться с учетом всей специфики российского общества и государства. При формировании институтов власти и управления необходимо сочетать интересы как всех народов  России, так и народов исторически сложившихся территориальных образований. Местные органы власти также следует формировать с обязательным учетом многонационального состава населения каждой республики, области, края и округа.

В настоящее время  Россия находится в состоянии глубокого экономического кризиса и одной из главных проблем, от решения которой зависит преодоление этого кризиса является организация эффективного местного самоуправления. Это обусловлено следующими причинами:

  • Неизбежность преобразования всей системы управления, целесообразность рассредоточения государственной власти между всеми уровнями управления;
  • Необходимость обеспечения активного, равноправного, реального участия населения России в управлении развитием ее социально-экономической сферы;
  • Необходимость усиления ориентации местных сообществ на самопомощь, на усиление деловой активности всего дееспособного населения соответствующей территории;
  • Необходимость преодоления экономического кризиса в России путем использования имеющихся резервов территориальных образований.

Все перечисленные проблемы находят отражение и на местном  уровне, что усугубляется и наличием в органах местного самоуправления собственных проблем.

Поставленная цель работы достигнута. С помощью решения  задач выявлены недостатки и разработаны предложения по их устранению. Для этого проанализированы роль и полномочия местного самоуправления в социально – экономическом развитии муниципального образования, в том числе структура органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления в социально – экономическом развитии района и само понятие и цели социально – экономической политики местного самоуправления. Исследование  социально – экономического развития муниципального образования показало, что существуют ряд проблем.

Предложены следующие  разработки:

  • создание туристической  зоны позволит области в ближайшее время сконцентрировать у себя крупномасштабные производство, развивать социальную инфраструктуру  и даст увеличения доходов бюджета в несколько раз.
  • бюджет области также имеет социальную направленность, главными приоритетами  являются финансирование региональных программ, выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, создание инфраструктуры туристической зоны и обеспечение стабильности региональных и местных бюджетов.

Также необходимо:

- создать правовые  возможности для формирования  малыми муниципальными образованиями объединенных администраций в целях экономии расходов на управление;

- создать условия для  межмуниципальной кооперации в  решении общих задач;

- повысить эффективность  механизмов государственного контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления на предмет соблюдения ими законодательства и исполнения государственных полномочий;

- усилить публичный  контроль за деятельностью местного самоуправления  повысив роль представительных органов и разработав конкретные механизмы реализации ответственности местной власти перед населением;

- создать возможность  формирования бюджетов более  высоких территориальных уровней управления (районов; административно-территориальных образований) за счет целевых отчислений из бюджетов нижестоящего уровня на решение совместных задач муниципалитетов  а также за счет целевых средств  выделяемых из федерального и региональных бюджетов на исполнение государственных полномочий.

Результаты данной работы дают возможность оценить различные  аспекты управления социально – экономическим развитием муниципального образования Добровского района, позволяют не только исследовать динамику уровня социально-экономического развития, но и выявить ключевые проблемы территорий и принимать адекватные им управленческие решения. Предлагаемый инструментарий обеспечивает совершенствование процесса управления развитием за счет выявления в деятельности других муниципальных образований положительного опыта, который может быть использован при разработке и реализации собственной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6.10.2003 г.
  2. Закон РФ №8-ФЗ от 08.01.1998 г « Об основах муниципальной службы в Российской Федерации (с изменениями на 25 июля 2002 года)». Российская газета № 8 от 16.01. 1998 г.
  3. Атаманчук Г.В.   Государственное  управление.   М.:   Экономика, 2000. – 689 с.
  4. Бочкарева Т. В. Стратегия развития муниципального образования: технологические основы программирования. — М.: МОНФ, 
    2003. – 360 с.
  5. В. М. Меpкулов. Куpс лекций по куpсу: "Госудаpственное и муниципальное упpавление". Севеpо-Западная академия госудаpственной службы 1994-1995. – 359 с.
  6. Вавенков И.В. Социально – экономическое развитие района. Добровские известия. – 2006, № 1, с. 6
  7. Васильев А.А. Муниципальное управление. Конспект лекций. - Н.Н., 2000. – 530 с.
  8. Виханский О. С, Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для экон. 
    спец. вузов. - М.: Высшая школа, 2004. – 249 с.
  9. Гильяров О. Ю. Добровский район. Добровские известия. – 2007, № 2, с. 6
  10. Государственное и муниципальное управление. Справочник. / Под ред. Глазуновой Н.И., Забродина Ю.М., Поршнева А.Г. - М., 2003. – 320 с.
  11. Дорш Д.А. Управление социальными процессами на селе: диагностика и пути оптимизации. М.: ИНФРА - М 2000.  – 143 с.
  12. Дронов В.П., Максаковский В.М., Ром В.Я. Экономическая и социальная география. М: Просвещение, 2002. – 349 с.
  13. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право РФ. – М.: Юрист, 2000. – 428 с.
  14. Липецкий статистический ежегодник: сборник. Липецкстат. 2005. – 410 с.
  15. Липецкий статистический ежегодник: сборник. Липецкстат. 2006. – 320 с.
  16. Липецкий статистический ежегодник: сборник. Липецкстат. 2007. – 380 с.
  17. Марков М. Технологии и эффективность социального управления. М.: Мысль, 2002.  – 247 с.
  18. Мескон Л.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2002. – 531 с.
  19. Методические рекомендации по формированию концепции со 
    циально-экономического развития муниципального образова 
    ния / Под ред. В. Е. Рохчина. — М.: РИЦ Муниципальная власть, 
    2000. – 152 с.
  20. Мишин В.М. Исследование систем управления: Учеб. для вузов. – М.:ЮНИТИ. 2003. – (Проф. учебник). – 527с.
  21. Основы муниципального управления. М.: РАГС, 2000. – 284 с.
  22. Основы научного управления социально-экономическими процессами: Учеб. — М.: Мысль, 2000. – 208 с.
  23. Регионоведение: Учебник для вузов/ Т.Г. Морозова, М.П. Победина, С.С. Шишов, Р.А. Исляев; - Под ред. Проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005. – 250 с.
  24. Рой О. М. Система государственного и муниципального управле 
    ния: Учеб. пособие. — СПб.: Питер, 2003. – 356 с.
  25. Устав администрации Добровского района от 12.05. 1995.
  26. Фатхутдинов Р. А. Система менеджмента: Учебно-практическое 
    пособие. — М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2006. – 185 с.
  27. Шугрина Е.С. Муниципальное право. 2-е мзд., доп. и пераб.  – М.: Дело, 2000. – 496 с.
  28. Экономический анализ финансово - хозяйственной деятельности. Учебник для ср. проф. образования/Под общ. ред. М. В. Мельник; Финансовая Академия при Правительстве РФ. – М.: Экономистъ, 2004. – 320 с.
  29. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник Э. А, Маркарьян, Г. П. Герасименко, С. Э. Маркарьян. – Изд. 2-е, исправ. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 560 с.
  30. www.admlr.lipetsk.ru  официальный сайт администрации Липецкой области.

Информация о работе Социально–экономическое развитие и управление муниципальным образованием на примере Добровского района