Социальные гарантии (виды и порядок их реализации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является экономико-правовой анализ системы социальных гарантий работникам предприятий и порядка их реализации в современных условиях, результатом которого должны стать практические предложения по совершенствованию уровня социальных гарантий.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты социальных гарантий в трудовом праве России;
- сформулировать понятие социальных гарантий и обосновать их значение;
- привести классификацию социальных гарантий;
- раскрыть способы обеспечения социальных гарантий работникам предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты социальных гарантий в трудовом праве России……………………………………………………………….…………………..6
1.1. Понятие и значение социальных гарантий в сфере труда………………......6
1.2. Классификация социальных гарантий в трудовом праве……………….....11
Способы обеспечения социальных гарантий работникам предприятия…14
Глава 2. Анализ системы охраны труда в ……………………………………..19
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия……………………19
2.2. Анализ системы социальных гарантий работникам в ОАО «МРСК
Урала» Филиал «Свердловэнерго»………………………………………………24
2.3. Анализ влияния уровня социальных гарантий на производительность
труда работников ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго»………….35
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы социальных
гарантий работникам ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго»……..39
Заключение………………………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по социальным гарантиям.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 



 

 

 

 



Федеральное агентство  по образованию РФ

ГОУ ВПО Уральский  государственный экономический  университет

Центр дистанционного образования

 

 

Кафедра Экономики труда и управления персоналом

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономико-правовое регулирование

 социально-трудовых отношений»

 

на тему: «Социальные гарантии (виды и порядок их реализации)»

вариант: № 35

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Новикевич Т.П.

гр. ЭТРп-10 КТ

Проверил: Камский В.В.

 

 

 

 

 

 

 

Краснотурьинск

2013 
Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты социальных гарантий в трудовом праве России……………………………………………………………….…………………..6

1.1. Понятие и значение социальных гарантий в сфере труда………………......6

1.2. Классификация социальных гарантий  в трудовом праве……………….....11

    1. Способы обеспечения социальных гарантий работникам предприятия…14

Глава 2. Анализ системы охраны труда в ……………………………………..19

2.1. Технико-экономическая характеристика  предприятия……………………19

2.2. Анализ системы социальных гарантий работникам в ОАО «МРСК

Урала» Филиал «Свердловэнерго»………………………………………………24

2.3. Анализ влияния уровня социальных гарантий на производительность

труда работников ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго»………….35

Глава 3. Предложения по совершенствованию  системы социальных

гарантий работникам ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго»……..39

Заключение………………………………………………………………………..44

Список использованной литературы……………………………………………46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема социальных гарантий и порядка их реализации на предприятиях в настоящее время весьма актуальна. В обоснование актуальности выбранной темы для написания курсовой работы приведем следующие положения.

В Конституции любого демократического государства четко зафиксированы права и обязанности гражданина. Каждый человек в обществе имеет равные права, среди которых основными являются: право на труд, право на отдых, право на охрану здоровья, право на материальную поддержку материнства и т.д. Это указывает на гарантированность перечисленных прав со стороны государства.

С целью обеспечения  социальных гарантий работникам предприятий всех отраслей экономики российское государство провело реформы в социально-трудовой сфере, в результате которых произошли колоссальные перемены. Одним из основных направлений реформ стало преобразование в соответствии с новыми экономическими отношениями всей системы предоставления предприятиями и организациями социальных гарантий и льгот своим работникам.

Действующим трудовым законодательством  предусмотрены лишь минимальные социальные гарантии осуществления работниками своих прав и ответственность за исполнение трудовых обязанностей. В настоящее время российские предприятия получили практически неограниченную свободу в выборе форм социальной поддержки своих работников, определении вариантов и схем предоставления им дополнительных социальных гарантий.

Значение социальных гарантий трудно недооценить: в одних случаях они предупреждают нарушения обязанными субъектами трудовых прав, в других устанавливают границы действий обязанных лиц, в третьих обеспечивают поддержку в определенных жизненных обстоятельствах.  

Таким образом, актуальность выбранной темы подтверждается тем, что современные предприятия, осознавая свою ответственность перед обществом, должны делать все возможное, чтобы обеспечить социальную защищенность своих работников и их семей, стабильность и социальное благополучие. В целях обеспечения защиты интересов персонала на большинстве российских предприятий действуют коллективные договоры, регулирующие отношения между работодателем и работниками.

Целью курсовой работы является экономико-правовой анализ системы социальных гарантий работникам предприятий и порядка их реализации в современных условиях, результатом которого должны стать практические предложения по совершенствованию уровня социальных гарантий.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач:

- изучить теоретические  аспекты социальных гарантий  в трудовом праве России;

- сформулировать понятие  социальных гарантий и обосновать  их значение;

- привести классификацию  социальных гарантий;

- раскрыть способы обеспечения социальных гарантий работникам предприятия;

- выполнить экономико-правовой анализ системы социальных гарантий на примере предприятия;

- разработать предложения по  совершенствованию системы социальных гарантий работникам предприятия;

- выполнить расчет экономического  эффекта от предложенных мероприятий.

Объектом курсовой работы является ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго», предметом выступает система  социальных гарантий работникам предприятия.

Курсовая работа имеет традиционную структуру: состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические  аспекты социальных гарантий в трудовом

праве России

 

1.1. Понятие  и значение социальных гарантий  в сфере труда

 

Основу для развития социальных гарантий в сфере труда заложила Конституция Российской Федерации 1993 года [1]1. Ст. 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб.

Часть 1 ст. 1 Трудового кодекса РФ [2]2 в качестве цели трудового законодательства называет установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан. Вместе с тем в ч. 1 ст. 164 ТК РФ закреплено положение о том, что гарантиями в сфере труда являются средства, способы и условия, при помощи которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

М.В. Баглай гарантиями называет правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина. Каждое право только тогда может быть реализовано, когда ему соответствует чья-то обязанность его обеспечить [9, с. 256]3. Иными словами, гарантии общеправовое понятие. Законодательное установление минимальных социальных стандартов в первую очередь говорит о том, что определен низший предел удовлетворения тех или иных социально-экономических прав. В связи с этим иногда можно говорить о минимальных социальных стандартах как о минимальных правовых гарантиях.  

Таким образом, о гарантиях  в трудовых отношениях можно говорить в широком и узком смысле. В широком смысле понятие «гарантии» включает в себя цели, задачи, а также принципы правового регулирования труда и представляет собой основы трудового законодательства, направленные на обеспечение возможности реализации работниками и работодателями, в том числе их представителями, предоставленных трудовых прав [18, с. 569]4. В свою очередь в узком смысле гарантии в сфере труда призваны обеспечить сохранение за работником места работы, средней заработной платы и иных условий труда в случаях, установленных трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными правовыми актами и трудовыми договорами. В настоящей курсовой работе понятие «гарантии» будет применяться в узком смысле.

Выделим следующие юридически значимые обстоятельства, которые характеризуют правовое понятие гарантий в сфере труда:

Во-первых, установление в законодательстве, соглашениях, коллективном договоре, иных локальных правовых актах организации, трудовом договоре.

Во-вторых, непосредственное обеспечение предусмотренных в  законодательстве трудовых прав.

В-третьих, обеспечение  осуществления как неимущественных, так и имущественных прав работников в сфере труда. При этом неимущественные гарантии призваны обеспечивать сохранение прежних условий трудовой деятельности, в частности места работы. Имущественные гарантии всегда связаны с получаемой работником заработной платой.

Далее перейдем к обоснованию значения социальных гарантий на предприятии.

Система социальных гарантий предусматривает  удовлетворение, во-первых, потребности всех членов общества в медицинском обслуживании, жилье, образовании, здоровой окружающей среде; во-вторых, потребностей незащищенных членов общества в материальных источниках существования; в-третьих, трудоспособной части населения в труде. Удовлетворение таких потребностей означает обеспечение благосостояния по его основным социально-экономическим компонентам.

Социальную политику современного предприятия следует рассматривать исходя из определения предприятия как субъекта, выполняющего экономическую функцию, основное содержание которой состоит в максимизации прибыли [12, с. 4]5. Соответственно, социальная политика в этом случае представляет собой инструмент экономического роста предприятия. Социальные программы являются одним из направлений реализации стратегии развития предприятия, которое задействует социальные факторы в качестве эффективного механизма повышения производительности труда работников. Цель  социальных программ как внутрифирменного механизма мотивации труда состоит в том, чтобы побудить работника работать более инициативно, творчески и результативно с максимальной отдачей для предприятия.

Предметом особой социальной заботы любого предприятия являются его сотрудники. Многие организации стремятся обеспечить им безопасные и максимально комфортные условия труда, создать условия для профессионального роста и личного развития, обеспечить достойный уровень жизни после выхода на пенсию.

Социальная политика предприятия – это система социальных гарантий, направленных на повышение производительности труда персонала, заинтересованности работников в результативной работе.

Социальные гарантии направлены на повышение эффективности работы, создание условий социальной защищенности работников и стабильности в коллективе; справедливое использование социального фонда предприятия, поддержание социальных объектов в нормальном техническом состоянии.

Система социальных гарантий образует важную сферу трудовой жизни предприятия. Она включает в себя несколько элементов (рисунок 1).


 

Рисунок 1 - Структура  системы социальных гарантий6

 

Основными принципами формирования современной системы социальных гарантий являются:

- согласование интересов работников, работодателей;

- законность;

- мобильность  системы социальных гарантий (возможность ее модернизации в новых условиях);

- целенаправленность;

- открытость.

Система социальных льгот  и гарантий предприятий базируется на ТК РФ и детализируется в коллективных договорах, в рамках которых определяются основные направления социальной политики предприятий.

Основными составляющими системы социальных гарантий и льгот могут являться:

- социальные льготы  и гарантии (различные виды материальной  помощи, премий и т.п.)

- добровольное медицинское страхование работников;

- реализация жилищных  программ для работников, нуждающихся  в улучшении жилищных условий; 

- поддержка пенсионеров предприятия через негосударственное пенсионное обеспечение, материальная помощь;

- единовременное поощрение за добросовестный труд при увольнении работника, в связи с уходом на пенсию;

- вакцинация, профилактика заболеваний, санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;

- молодежная политика;

- организация культурно-массовых  мероприятий; 

-развитие массового физкультурного движения и спорта, пропаганда здорового образа жизни;

-полная или частичная компенсация  работникам и членам их семей  стоимости путевок в санатории, профилактории и другие санаторно-курортные учреждения;

- полная или частичная компенсация стоимости путевок на отдых и оздоровление детей работников;

- единовременное пособие одному из родителей при рождении ребенка; ежемесячное пособие работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Среди общего перечня  социальных гарантий размер заработной платы является главным, поскольку  рост реальной заработной платы по-прежнему наиболее важный фактор при решении  многих социальных проблем и ключевое средство мотивации к высокопроизводительному труду.

Эффективная система  социальных гарантий способствует привлечению квалифицированных специалистов, снижает текучесть кадров и является основой успешной производственной деятельности.

Информация о работе Социальные гарантии (виды и порядок их реализации)