Социальные гарантии (виды и порядок их реализации)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:01, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является экономико-правовой анализ системы социальных гарантий работникам предприятий и порядка их реализации в современных условиях, результатом которого должны стать практические предложения по совершенствованию уровня социальных гарантий.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты социальных гарантий в трудовом праве России;
- сформулировать понятие социальных гарантий и обосновать их значение;
- привести классификацию социальных гарантий;
- раскрыть способы обеспечения социальных гарантий работникам предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты социальных гарантий в трудовом праве России……………………………………………………………….…………………..6
1.1. Понятие и значение социальных гарантий в сфере труда………………......6
1.2. Классификация социальных гарантий в трудовом праве……………….....11
Способы обеспечения социальных гарантий работникам предприятия…14
Глава 2. Анализ системы охраны труда в ……………………………………..19
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия……………………19
2.2. Анализ системы социальных гарантий работникам в ОАО «МРСК
Урала» Филиал «Свердловэнерго»………………………………………………24
2.3. Анализ влияния уровня социальных гарантий на производительность
труда работников ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго»………….35
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы социальных
гарантий работникам ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго»……..39
Заключение………………………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по социальным гарантиям.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

Назначение системы  социальных гарантий преследует следующие  цели:

- повысить качество работы персонала;

- сделать работу на предприятии более престижной и привлекательной;

- повысить заинтересованность персонала в успешном развитии предприятия;

- привлечь на работу наиболее квалифицированных специалистов;

- закрепить на предприятии наиболее ценных сотрудников.

 

1.2. Классификация  социальных гарантий в трудовом  праве

 

Классификация представляет собой разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Социальные гарантии в трудовом праве можно классифицировать по нижеприведенным основаниям следующим образом:

1. По способу закрепления:

- основные, закрепленные в федеральном законодательстве Конституции РФ, ТК РФ). К ним относятся гарантии при заключении и расторжении трудового договора; гарантии по оплате труда, гарантии отдельным категориям работников и т.д.;

- дополнительные, которые устанавливаются работодателем в локальных нормативных актах сверх предусмотренных трудовым законодательством: жилищные гарантии, санаторно-курортное лечение и т.д.

2. По институтам трудового права:

- в области заработной платы: ежемесячная оплата труда в установленные сроки; размер заработной платы работников, отработавших полностью месячную норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности, должен составлять не менее минимального размера оплаты труда; индексация заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги; осуществление оплаты труда в выходные и нерабочие праздничные дни в соответствии со статьей 153 ТК РФ.

- в области условий труда: финансирование и проведение организационных, технических и санитарно-гигиенических мероприятий по улучшению условий и охраны труда; обеспечение спецодеждой и спецобувью, средствами индивидуальными защиты;

3. В зависимости от прав работников [22, с. 56]7:

- имущественные. Такие социальные гарантии непосредственно связаны с правом работника на получение денежного вознаграждения за свой труд, то есть заработной платы. В связи с чем, они всегда связаны с размером получаемой работником средней заработной платы. Поэтому предоставление имущественных гарантий имеет непосредственную связь с размером среднего заработка работника. Как правило, в качестве гарантии выступает размер получаемой работником средней заработной платы, в частности при отказе от выполнения работы при нарушении сроков выплаты заработной платы. В исключительных случаях установленных законодательством, работнику гарантируется сохранение части заработка, например при простое без вины нанимателя;

- неимущественные: при отсутствии работника на работе в связи с нарушением сроков выплаты заработной платы ему гарантируется сохранение рабочего места, прежних условий труда, нераспространение личных данных. Так как перечисленные гарантии не имеют определенной для работника стоимости, то они могут быть признаны неимущественными;

4. По способу реализации:

- гарантийные выплаты – это такие выплаты, которые производятся работникам за время, когда они фактически не исполняли своих трудовых обязанностей по уважительным причинам, предусмотренным законом. Они по общему правилу, заменяют заработную плату работника;

- гарантийные доплаты.  Они осуществляются сверх заработной платы.

И гарантийные  выплаты, и доплаты преследуют цель не допустить снижения заработка работника в случаях, когда он освобождается от выполнения трудовых обязанностей. Отличие их от заработной платы в том, что заработная плата выплачивается в результате труда, а гарантийные выплаты выплачиваются не за труд, его результаты, а гарантируют оплату в предусмотренных законом случаях [21, с. 34]8.

Все гарантийные выплаты  можно классифицировать на виды.

• зависящие от производства или действий работодателя (оплата времени простоя по вине работодателя, оплата времени вынужденного прогула при незаконном увольнении, выходное пособие при увольнении);

• обеспечивающее право работника на оплачиваемый отпуск (трудовой, учебный, социальный);

• гарантийные доплаты: несовершеннолетним за сокращенное  рабочее время; за отдельные виды перерывов; при переводе на более  легкую (нижеоплачиваемую) работу;

• не зависящие от производства, но необходимые для государства  и общества (выполнение государственных обязанностей, участие в коллективных переговорах, прохождение военных сборов и др.);

- компенсации - это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей;

5. По случаям возникновения:

- при приеме на работу;

- при переводе на другую работу;

- по оплате труда;

- при направлении в служебные командировки;

- при переезде на работу в другую местность;

- при исполнении государственных или общественных обязанностей;

- при совмещении работы с обучением;

- при вынужденном прекращении работы не по вине работника;

- при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

- в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;

- в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

 

1.3. Способы  обеспечения социальных гарантий  работникам предприятия

 

Способы обеспечения  социальных гарантий для работников предприятий – это совокупность таких мер, которые заранее принимаются сторонами трудового договора или предписываются законодателем в целях обеспечения социальных гарантий работникам предприятия.

По определению С.А. Шляпникова «Способами обеспечения социальных гарантий признаются специальные меры, направленные на обременение обязанного лица в случаях, когда гарантия исполняется ненадлежащим образом либо не исполняется вовсе» [16, с. 12]9.

Способы обеспечения социальных гарантий работникам, занятым на предприятиях, в организациях и учреждениях, можно подразделить на следующие виды:

1. Установленные, действующим законодательством.

В ТК РФ существует специальный раздел, посвященный гарантиям и компенсациям. Кроме того, в других разделах имеются статьи, определяющие гарантии и компенсации. Определены гарантии и компенсации при приеме на работу; переводе на другую работу; направлении работников в служебные командировки и переезде на работу в другую местность; исполнении государственных или общественных обязанностей; совмещении работы с обучением; вынужденном прекращении работы не по вине работника. Существуют гарантии и компенсации при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; заключении и расторжении трудового договора; по оплате и охране труда; в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника.

ТК РФ содержит в себе гарантии и компенсации для отдельных категорий работников. К этим категориям относятся: женщины; лица, которые осуществляют уход за детьми; работники в возрасте до 18 лет; лица, работающие по совместительству; вахтовым методом; в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; работники, направляемые на работу в российские представительства за границей; работники, избранные в состав профсоюзных коллегиальных органов. В кодексе существуют гарантии и компенсации работникам в связи с проведением забастовок и участием в коллективных переговорах.

Кроме того, часть  социальных гарантий в сфере труда содержится в федеральных законах. К примеру, Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» [4]10 устанавливает квоты для принятия на работу инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов и т.д. Закон РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [3]11 регламентирует доплату до размера прежнего заработка при переводе по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу и т.д.

Предприятие должно представлять работникам обязательные социальные выплаты, которые вытекают из законодательных  актов и особенностей производства.

2. Установленные  по соглашению сторон.

Социальные гарантии, льготы, выплаты и компенсации могут быть предусмотрены в трудовом соглашении, которое является важной формой цивилизованного разрешения противоречий. Внедряется договорный (индивидуальный и коллективный) метод в регулировании отдельных трудовых правоотношений при сохранении государственного регулирования основных социальных гарантий работника (установление минимальной заработной платы, минимального отпуска, оснований для увольнения, процедуры рассмотрения и разрешения трудовых споров). В настоящее время договорный метод воплощается в заключении коллективных договоров работников организации, филиала, представительства с работодателем; коллективных соглашений, в число участников которых наряду с работниками и работодателями на уровнях Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, территории, отрасли, профессии входят органы исполнительной власти и местного самоуправления. Указанные договоры и соглашения регулируют социально-трудовые отношения работников и работодателей.

3. Программные способы.

В социальной политике предприятия значительное место принадлежит такому средству ее реализации, как социальная программа. Социальная программа представляет добровольно осуществляемую деятельность в социальной сфере, которая носит системный характер, связана со стратегией развития предприятия и направлена на удовлетворение запросов сторон, заинтересованных в его деятельности. Существуют социальные программы: по развитию, профессиональной подготовке, охране здоровья персонала, охране и безопасным условиям труда работников, пенсионному обеспечению и социальному страхованию за счет средств предприятия, жилищные программы, благотворительная и спонсорская деятельность предприятия в области поддержки здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, особенно детей и молодежи.

Существуют социальные программы для обеспечения дополнительных гарантий и льгот работникам предприятий компании в области оздоровления, лечения, отдыха, физической культуры и спорта, социальной защиты. Для детей работников в период летних школьных каникул организуются оздоровительные лагеря. Часть стоимости путевок оплачивают работники, остальная часть финансируется за счет средств обязательного социального страхования и собственных средств предприятий.

Сегодня ведущим при  определении объема социальных гарантий на предприятии является его экономическое положение. Хотя темпы массового отказа от объектов социальной инфраструктуры заметно снизились, многие предприятия не готовы вернуться к уровню развития социальной сферы советского времени. Причиной этого (и в этом отличие современного этапа от переходного) становится, как правило, не дефицит средств и кризисное финансовое положение, а расчет экономического эффекта социальных программ [6, с. 227]12. Можно говорить о тенденции изменения структуры принципов и мотивов менеджмента в предоставлении социальных льгот на предприятии.

В условиях рыночной экономики  государство перестало быть основным работодателем, а потому в соответствии с ТК РФ предоставляет работникам только минимум социальных гарантий. Дополнительные льготы определяются в рамках конкретного предприятия следующим образом:

формально в положениях индивидуального контракта, если условия касаются непосредственно работника, или в коллективном договоре, если затрагивают интересы всего персонала или отдельных категорий трудового коллектива;

неформально в рамках негласных правил, существующих на предприятии обязательств и решений руководства, для которого отсутствие четкой системы предоставления льгот выгодно, поскольку дает возможность использования социальных льгот в качестве личного «рычага воздействия» и контроля [15, с. 56]13.

На уровне отрасли  вопросы социальных выплат регулируются на основании соглашений между профсоюзами, работодателями и органами власти.

Таким образом, сегодня государственное участие в решении вопросов социальных гарантий заключается в законодательном закреплении базисных льгот. Предоставление дополнительных гарантий полностью зависит от работодателей. Система социальных гарантий имеет немаловажную роль в благополучном и эффективном функционировании предприятия, поскольку социальные гарантии направлены на стимулирование работников к добросовестному и ответственному труду, заинтересованности в прибыльности предприятия.

Сформулируем краткие  выводы к главе:

1. Гарантиями в сфере труда являются средства, способы и условия, при помощи которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений. Значение социальных гарантий выражается в следующем: повышение качества работы персонала; повышение заинтересованности персонала в успешном развитии предприятия; привлечение на работу наиболее квалифицированных специалистов; закрепление на предприятии наиболее ценных сотрудников.

2. Все социальные гарантии можно классифицировать по различным основаниям. Например, по способам закрепления, по институтам трудового права, по способу реализации, а также в зависимости от прав работников и т.д. К способам обеспечения социальных гарантий работникам предприятий относится их установление в законодательных или договорных актах, принятие и реализация социальных программ предприятия.

Глава 2. Анализ системы  социальных гарантий в ОАО «МРСК Урала»

Филиал «Свердловэнерго»

 

2.1. Технико-экономическая  характеристика предприятия

 

ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» Филиал «Свердловэнерго» (далее ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердлоэнерго») осуществляет передачу электроэнергии по электрическим сетям напряжением 110 кВ 0,4 кВ и технологическое присоединение потребителей к электросетям.

Информация о работе Социальные гарантии (виды и порядок их реализации)