Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 11:01, курсовая работа
Целью курсовой работы является экономико-правовой анализ системы социальных гарантий работникам предприятий и порядка их реализации в современных условиях, результатом которого должны стать практические предложения по совершенствованию уровня социальных гарантий.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты социальных гарантий в трудовом праве России;
- сформулировать понятие социальных гарантий и обосновать их значение;
- привести классификацию социальных гарантий;
- раскрыть способы обеспечения социальных гарантий работникам предприятия;
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты социальных гарантий в трудовом праве России……………………………………………………………….…………………..6
1.1. Понятие и значение социальных гарантий в сфере труда………………......6
1.2. Классификация социальных гарантий в трудовом праве……………….....11
Способы обеспечения социальных гарантий работникам предприятия…14
Глава 2. Анализ системы охраны труда в ……………………………………..19
2.1. Технико-экономическая характеристика предприятия……………………19
2.2. Анализ системы социальных гарантий работникам в ОАО «МРСК
Урала» Филиал «Свердловэнерго»………………………………………………24
2.3. Анализ влияния уровня социальных гарантий на производительность
труда работников ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго»………….35
Глава 3. Предложения по совершенствованию системы социальных
гарантий работникам ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго»……..39
Заключение………………………………………………………………………..44
Список использованной литературы……………………………………
Как показывают данные таблицы 8, за период 2010-2012 г. произошло увеличение затрат на медицинское обслуживание, социальное обслуживание, пенсионное страхование работников на 493.773 рублей или 11,4%. Наибольший объем средств в структуре затрат приходится на пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование. Осуществление указанных видов страхования является законной обязанностью работодателя.
Суммируем затраты ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго» на предоставление социальных гарантий своим работникам за период 2010-2012 гг. Объемы денежных средств представлены в таблице 9.
Таблица 9 - Объем денежных средств на предоставление социальных гарантий работникам ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго», 2010-2012 гг., рублей26
Вид социальных гарантий |
2010 |
2011 |
2012 |
Изменение, 2012/2010 | |
рублей |
% | ||||
Социальные гарантии женщинам |
99 600 |
115 000 |
110 600 |
11 000 |
9,9 |
Социальные гарантии молодежи |
43 000 |
28 000 |
52 000 |
9 000 |
17,3 |
Социально – бытовое обслуживание |
124 000 |
144 000 |
174 000 |
50 000 |
28,7 |
Медицинское обслуживание, социальное обслуживание, пенсионное страхование |
4.318 208 |
4.548 711 |
4.811 981 |
493 773 |
10,3 |
ИТОГО: |
4.584 808 |
4.835 711 |
5.148 581 |
563 773 |
10,9 |
Из таблицы 9 видно, что при существующем объеме социальных гарантий объем средств на их финансирование увеличивается с каждым годом. За исследуемый период рост затрат к концу 2012 года составил 10,9% к аналогичному показателю на конец 2010 года.
Таким образом, анализ системы социальных гарантий предприятия показал, что работникам Филиала предоставляется обширный перечень социальных гарантий. Положительным моментом является то, что помимо основных гарантий, установленных законодательством, в Филиале имеются и дополнительные гарантии, включенные в Коллективный договор.
Систему социальных гарантий также положительно характеризует и постоянное увеличение объема финансирования по соответствующим статьям расходов.
2.3. Анализ влияния уровня социальных гарантий на производительность
труда работников ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго»
В рамках данного параграфа определим степень влияния существующего уровня социальных гарантий на производительность труда персонала ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго». Для этого сравним темпы роста выработки персонала ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго» и темпы роста затрат на предоставление социальных гарантий работникам.
Для оценки уровня интенсивности
использования персонала
По данным таблицы 10, среднегодовая выработка работника предприятия в 2012 году выше аналогичного показателя 2010 года на 6.8942,8 рублей и темп роста составил 139,3%. Она возросла в связи с увеличением тарифов на электроэнергию, поскольку среднечасовая выработка не увеличилась. Увеличение также отмечено и по среднедневной и среднечасовой выработке – увеличение составило 295,8 рублей и 29,5 рублей соответственно.
Таким образом, интенсивность
использования персонала можно
оценить как высокую. Постоянно
увеличивающаяся
Таблица 10 – Анализ производительности труда персонала ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго», 2010-2012 гг.
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 | |||||||||
Базис-ный |
Отчет-ный |
Откло-нение |
Тр, % |
Базис-ный |
Отчет-ный |
Откло-нение |
Тр, % |
Базис-ный |
Отчет-ный |
Откло-нение |
Тр, % | |
Объем производства продукции, услуг, тыс. руб. |
31547 |
35964 |
4416 |
112,2 |
35964 |
41297 |
5332 |
114,8 |
41297,6 |
49783,7 |
8486,1 |
120,5 |
Среднесписочная численность, чел. |
203 |
204 |
1 |
100,5 |
204 |
201 |
-3 |
-1,5 |
201 |
203 |
2 |
101,0 |
Отработано дней одним работником за год |
220 |
222 |
2 |
101,0 |
222 |
223 |
1 |
100,5 |
223 |
225 |
2 |
101,0 |
Средняя продолжительность рабочего дня, ч. |
10 |
10 |
- |
- |
10 |
10 |
- |
- |
10 |
10 |
- |
- |
Среднегодовая выработка, тыс. руб. |
155,4 |
176,3 |
20,9 |
113,4 |
176,3 |
205,4 |
29,1 |
116,5 |
205,4 |
245,2 |
39,7 |
119,4 |
Среднедневная выработка рабочего, руб. |
706,4 |
794,1 |
87,7 |
112,4 |
794,1 |
921,3 |
127,2 |
116,0 |
921,3 |
1089,9 |
168,6 |
118,3 |
Среднечасовая выработка рабочего, руб. |
70,6 |
79,4 |
8,8 |
112,4 |
79,4 |
92,1 |
12,7 |
116,0 |
92,1 |
108,9 |
16,8 |
118,3 |
Анализ данных таблицы 10 показал, что темпы среднегодовой выработки за период 2010-2012 гг. составили 19,4%;
Рассчитаем разницу в темпах роста затрат на предоставление социальных гарантий и среднегодовой выработки персонала:
10,9– 19,4 = - 8,5%
Полученное значение указывает на то, что объем среднегодовой выработки в денежном выражении превышает затраты на предоставление социальных гарантий на 8,5%.
Кроме того, данные таблицы 10 показывают положительную динамику (увеличение) производительности труда персонала Филиала «Свердловэнерго» за исследуемый период. Таким образом, существующие объем и уровень социальных гарантий работникам ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго» положительно влияют на трудовую активность персонала.
Проанализируем объем производства работ, оказания услуг с точки зрения выполнения планов производства. Для этого обратимся к таблице 11.
Таблица 11 - Плановое и фактическое выполнение работ, услуг и реализации продукции в ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго», за 2010-2012 гг.27
Виды услуг или продукции |
2010 |
2011 |
2012 | ||||||
План, единиц |
Факт, единиц |
% выполнения |
План, единиц |
Факт, единиц |
% выполнения |
План, единиц |
Факт, единиц |
% выполнения | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Услуги по передаче электроэнергии |
140 |
145 |
103,6 |
170 |
179 |
105,3 |
185 |
190 |
102,7 |
Услуги по технологическому присоединению |
15 |
17 |
113,3 |
20 |
21 |
105,0 |
25 |
27 |
108 |
Продолжение таблицы 11.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Прочая продукция (услуги) основной деятельности |
20 |
18 |
90,0 |
15 |
11 |
73,3 |
15 |
13 |
86,7 |
Непрофильная продукция (услуги) |
5 |
5 |
100 |
5 |
3 |
60,0 |
5 |
3 |
60,0 |
Данные таблицы 11 позволяют увидеть, что ежегодное перевыполнение плана осуществляется по оказанию услуг по передаче электрической энергии и технологическому присоединению к электрическим сетям. Это обусловлено монопольным положением Филиала в Серовском районе Свердловской области, а также введением в эксплуатацию энергопотребляющих объектов.
Перевыполнение плана по определенным показателям деятельности свидетельствует о высокой трудовой активности персонала, задействованного в оказании данных видов услуг.
Неполное выполнение плана по непрофильным услугам или продукции должно способствовать снижению запланированных объемов в связи с невостребованностью данных видов деятельности. Уровень трудовой активности персонала Филиала, оказывающий данные услуги, не должен расцениваться как низкий, поскольку отсутствие спроса на непрофильную продукцию должно способствовать к максимальному снижению планов или полному отказу от таких услуг.
Ежегодное увеличение объема производства продукции и услуг за период 2010-2012 гг. также свидетельствует о том, что существующая система социальных гарантий стимулирует работников предприятия на увеличение объемов производства.
Сформулируем краткие выводы к главе:
1. Деятельность ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго» является прибыльной. Это подтверждается ростом чистой прибыли за исследуемый период на 48,8%.
2. Социальные гарантии, предоставляемые работникам ОАО «МРСК Урала», подразделяются на социальные гарантии женщинам, социальные гарантии молодежи, социально-бытовое обслуживание, медицинское обслуживание, социальное обслуживание, пенсионное страхование. Объем средств на финансирование социальных гарантий увеличивается с каждым годом. За исследуемый период рост затрат к концу 2012 года составил 10,9% к аналогичному показателю на конец 2010 года.
3. При расчете разницы в темпах роста затрат на предоставление социальных гарантий и среднегодовой выработки персонала установлено, что объем среднегодовой выработки в денежном выражении превышает затраты на предоставление социальных гарантий на 8,5%. Таким образом, существующая система социальных гарантий работникам ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго» положительно влияет на трудовую активность персонала. Данный факт также подтверждается и ежегодным увеличением объема производства продукции, услуг, а также растущими показателями по всем ключевым факторам производительности труда.
Глава 3. Предложения по
совершенствованию системы
гарантий работникам ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго»
В целях укрепления здоровья работников ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго» предлагается внедрить комплексную программу медицинского страхования работников, которая будет включать в себя поликлиническое обслуживание, экстренную и плановую стоматологическую помощь, экстренную и плановую стационарную помощь, неотложную помощь, оплату медикаментов по системе возмещения. Экстренная и плановая стоматологическая помощь, оплата медикаментов при поликлиническом обслуживании должна осуществляться с франшизой (личным участием страхователя в покрытии страхового ущерба) в размере 20%. Страховкой покрываются медикаменты, необходимые для оказания неотложной помощи и стационарного лечения.
Проанализируем предполагаемые затраты ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго» на оплату программ медицинского страхования в 2013 гг. (таблица 12).
Таблица 12 - Затраты ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго» на оплату программ медицинского страхования в 2013 г., тыс. руб.28
Статья |
Объем затрат в год, тыс. руб. |
Поликлиническое обслуживание |
359,0 |
Экстренная и плановая стоматологическую помощь |
121,0 |
Экстренная и плановая стационарную помощь |
87,0 |
Неотложная помощь |
50,0 |
Оплата медикаментов |
92,0 |
Всего: |
709,0 |
Наибольшее количество затрат в оплате программ медицинского страхования ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго» будет нести на поликлиническое обслуживание – более 50%, на экстренную и плановую стоматологическую помощь расходуется – 17%, 12% составляет экстренная и плановая стационарная помощь, 14% - оплата медикаментов, 7% - неотложная помощь.
На рисунке 4 покажем структуру затрат ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго» на оплату программ медицинского страхования в 2013 году.
Рисунок 4 - Структура затрат ОАО «МРСК Урала» Филиал «Свердловэнерго» на оплату программ медицинского страхования в 2013 году29
Рассчитаем эффективность оплаты программ медицинского страхования. Для этого в таблице 13 выполним анализ по двум направлениям: выплата в виде ежемесячной премии или заключение договоров на оплату программ медицинского страхования.
Информация о работе Социальные гарантии (виды и порядок их реализации)