Совершенствование финансовой поддержки малых предприятий в регионе на примере ООО «Кристалл»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:49, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования — анализ функционирования малых предприятий и разработка предложений по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования будут:
— рассмотреть правовые аспекты функционирования малого бизнеса в России;
— проанализировать формы финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне;
— рассмотреть особенности налогообложения сферы малого предпринимательства;
— провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и системы налогообложения в ООО «Кристалл»;
— проанализировать современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства на примере МО город-курорт Геленджик;
— разработать предложения по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И
ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
8
1.1 Правовые аспекты функционирования малого бизнеса в России 8
1.2 Формы финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне
19
1.3 Особенности налогообложения сферы малого предприниматель-ства 26
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общая характеристика предприятия 35
2.2 Экономические показатели деятельности предприятия 41
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «КРИСТАЛЛ»
43
3.1 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
43
3.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 49
3.3 Анализ эффективности налогообложения предприятия 53
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
57
4.1 Современное состояние и перспективы развития малого
предпринимательства на примере МО город-курорт Геленджик
57
4.2 Предложения по совершенствованию финансовой поддержки
малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73

Файлы: 1 файл

Диплом Кристалл.doc

— 599.50 Кб (Скачать файл)

По данным Управления экономики администрации МО город-курорт Геленджик на 1 января 2010 года на территории муниципального образования зарегистрировано 8716 субъектов малого бизнеса, в том числе 1195 малых и средних предприятий, что составляет 100,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года [37].

Численность занятых  в малом бизнесе составляет 52,2 % от количества занятых в экономике  города – курорта, в том числе 10648 человек (или 19,9 %) занято на малых и средних предприятиях, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Геленджик.

Количество наемных  работников, осуществляющих свою деятельность по заключенным договорам найма  с предпринимателями без образования юридического лица – 9611 человек (18,1% от общей численности экономически активного населения).

Объем производства по малому и среднему бизнесу муниципального образования город-курорт Геленджик по итогам 4 квартала 2009 года составил 1766,7 млн. рублей, в том числе по средним предприятиям – 65,6 млн. руб., малым предприятиям – 1236,5 млн. руб. [37]

Объем производства товаров  и услуг предпринимателями без  образования юридического лица составил 464,7 млн. руб.

Структура объема производства, выполнения работ и оказания услуг по

малым и средним предприятиям в разрезе отраслей [37]:

- строительство – 13,0%;

- оптовая и розничная торговля – 23,7%;

- гостиницы и рестораны – 29,7%;

- общественное питание – 30,5;

- прочее – 3,1%

Для оказания помощи в развитии малого и среднего предпринимательства администрацией МО город-курорт Геленджик приняты соответствующие организационные, экономические и другие меры, в частности [37]:

- в целях развития и поддержки малого и среднего предпринимательства осуществляют деятельность следующие структуры поддержки: Торгово-промышленная палата города-курорта Геленджик, Центр развития и поддержки малого предпринимательства, некоммерческое партнерство «Курорт Гелен- джик»;

- в рамках развития здоровой конкуренции среди субъектов малого и среднего предпринимательства программой предусмотрено проведение конкурса «Лучшие предприниматели города-курорта Геленджик»;

- ежегодно проводятся социологические опросы по проблемам развития малого и среднего предпринимательства на территории города-курорта с целью совершенствования муниципальной политики в области поддержки и развития малого предпринимательства, совершенствования деятельности структур поддержки;

- ежемесячно проводятся совещания Совета по предпринимательству при главе муниципального образования город-курорт Геленджик;

- в рамках мероприятий, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, на территории муниципального образования город-курорт Геленджик действуют телефоны «горячей линии»;

- в рамках развития и поддержки малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город-курорт Геленджик действовал в 2009 году Порядок возмещения (субсидирования) из бюджета муниципального образования части затрат на уплату процентов по кредитам российских кредитных организаций, полученным субъектами малого предпринимательства.

Тем не менее, проведенный специалистами администрации муниципального образования город-курорт Геленджик с помощью студентов Геленджикского филиала Кубанского государственного университета социологический опрос субъектов малого и среднего предпринимательства выявил ряд проблем, с которыми непосредственно приходится сталкиваться малому бизнесу при осуществлении своей деятельности.

Данные проблемы являются общими для субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования город-курорт Геленджик, а именно:

- административные барьеры при осуществлении деятельности;

- отсутствие подготовки и переподготовки квалифицированных кадров;

- доступ к земельным участкам и имуществу;

- отсутствие финансовых ресурсов для развития бизнеса, сложности в оформлении кредитов;

- доступ к объектам системы коммунальной инфраструктуры;

- недобросовестная конкуренция.

В целях создания благоприятных  условий, способствующих активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и повышению благосостояния широких слоев населения, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории муниципального образования город-курорт Геленджик, была принята муниципальная целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город-курорт Геленджик на 2009-2011 годы (Приложение И).

При разработке Программы  были учтены законодательные акты РФ и Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 года №1448-КЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае».

Цель данной программы  — создание условий для развития субъектов ма-

лого и среднего предпринимательства  в целях формирования конкурентной

среды в экономике города.

Основные направления  программы [10]:

- общие организационные вопросы, направленные на проведение анализа развития предпринимательства на территории муниципального образования город-курорт Геленджик;

- основные мероприятия, направленные на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город-ку- рорт Геленджик;

- развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования город-курорт Геленджик.

Источниками финансирования программы, кроме средств федерального и краевого бюджетов, могут быть средства собственные средства участников программы, средства частных инвесторов и иные привлеченные средства.

В соответствии с муниципальной целевой программой развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании город-курорт Геленджик на 2009-2011 годы предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осу- ществлено в следующих формах [10]:

- субсидий физическим и юридическим лицам;

- оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам.

 

 

4.2 Предложения по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик

 

Анализ проблем, с которыми непосредственно приходится сталкиваться малому бизнесу при осуществлении своей деятельности на территории МО город-курорт Геленджик, показал, что главной из них является отсутствие фина-

нсовых ресурсов для  развития бизнеса, сложности в оформлении кредитов.

Как уже было отмечено ранее, среди всех способов финансовой поддержки малого предпринимательства можно выделить шесть основных:

- предоставление кредитных ресурсов;

- использование механизма микрофинансирования;

- реализация схем предоставления гарантий;

- осуществление лизингового финансирования;

- субсидирование процентной ставки по кредитным договорам;

- венчурное финансирование.

Из всех перечисленных  выше способов финансовой поддержки  малого предпринимательства в МО город-курорт используется только субсидирование  процентных ставок по кредитам, полученным в кредитных организациях субъектами малого и среднего бизнеса, причем согласно отчета Управления экономики администрации МО город-курорт Геленджик из бюджета муниципального образования в 2009 году получили субсидии всего 5 субъектов малого пред- принимательства на общую сумму 172,6 тыс.руб. [37]

Для того, чтобы в полной мере использовать и другие формы  финансовой поддержки малого предпринимательства необходимо создание в МО город-курорт Геленджик муниципального фонда поддержки малого предпринимательства, используя опыт создания таких фондов в других городах Краснодарского края, например, в Анапе.

Создание муниципального Фондов поддержки предпринимательства обе- спечит малому  и среднему предпринимательству дополнительные возможности использования различных форм финансовой поддержки на муниципальном

и региональном уровне.

Например, среди всех способов финансовой поддержки малого предпринимательства чаще всего используется кредитование.

Данный способ финансовой поддержки малого предпринимательства  предусматривает предоставление заемных  средств всеми, не противоречащими  законодательству, способами: банковское кредитование, предоставление бюджетных кредитов, займы фондов поддержки предпринимательства, средства

обществ взаимного кредитования и т.д.

Однако в основной массе сектор малого предпринимательства относится к группе высокорискованных вложений, поэтому требования к обеспечению по банковским кредитам наиболее жесткие, а процентная ставка — самая высокая.

В то же время предоставление заемных средств малому предпринимательству через систему Фондов поддержки малого предпринимательства позволяет:

- гибко подходить к решению вопроса поиска требуемого обеспечения по займам;

- предоставлять финансовую помощь малым предприятиям, которые не удовлетворяют критериям кредитных организаций: наличие кредитной истории, требуемые объемы движения денежных средств по расчетному счету, ликвидный баланс, наличие прибыли и срок деятельности предприятия. Т.е. система Фондов поддержки малого предпринимательства позволяет финансировать начинающих предпринимателей;

- в зависимости от реального положения дел у заемщика возможно предоставление отсрочек или изменение условий погашения займа (без необходимости резервирования средств в ЦБ РФ, что вынуждены делать в таких случаях кредитные организации);

- осуществлять правовое и информационное консультирование заемщиков (что не делается кредитными организациями);

- система Фондов поддержки малого предпринимательства позволяет предоставлять бюджетные средства предпринимателям без образования юридического лица, что согласно нормам Бюджетного Кодекса не возможно произвести напрямую из бюджета.

Что касается другой формы  финансовой поддержки малого бизнеса —предоставления государственных гарантий, то, во-первых, согласно нормам Бюджетного Кодекса бюджетные гарантии могут предоставляться только юридическим лицам, во-вторых, как правило, государственными гарантиями могут воспользоваться только уже достаточно развившиеся предприятия.

Участие Фондов поддержки малого предпринимательства позволяет в значительной степени решить вышеуказанные вопросы, в частности:

- фонд поддержки малого предпринимательства может выступать поручителем по кредитам, выдаваемым банками субъектам МП. Основное препятствие в этом случае – такое поручительство без “жесткого” залога по банковской классификации относит кредит к разряду необеспеченных;

- фонд поддержки малого предпринимательства размещает денежные средства в банке, которые являются залогом исполнения обязательств субъектов малого предпринимательства — гарантийный фонд. Но экономическая целесообразность данного механизма есть только в том случае, если наблюдается мультипликативный эффект: под залог 1 рубля размещенных средств банк выдает 2-3 рубля кредитных ресурсов;

- для решения вопроса 100%-го обеспечения выданного банком кредита Фонд поддержки малого предпринимательства может предоставлять в качестве залога свои векселя (что, по сути, является всего лишь формализованным залогом);

- бюджет передает в управление Фонду поддержки малого предпринимательства какие-либо активы (имущество, акции и т.д.), которыми Фонд гарантирует перед коммерческим банком исполнение обязательств субъектом МП;

- под государственные гарантии Фонд поддержки малого предпринимательства привлекает финансовые средства (у кредитной организации, Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства и др.) и предоставляет субъекту МП от своего имени. (Данная схема может применяться для получения “живых” денег из бюджета — когда привлеченные фондом средства кредитору не возвращаются и происходит исполнение предоставленной гарантии);

Как уже было отмечено, одним из реальных и результативных способов решения проблемы поиска малыми предприятиями требуемого обеспечения станет применение механизма лизинга.

Изменение федерального законодательства — отмена лицензирования лизинговой деятельности позволяет применять этот механизм Фондами поддержки малого предпринимательства.

При реализации данной схемы возможно привлечение внебюджетных источников финансирования проектов малого предпринимательства (т.к. действующим законодательством лизингодателям разрешено привлекать финансо-

вые средства и размещать  их от своего имени).

В этом случае возможно три варианта реализации схемы:

- под залог, предоставляемый лизингополучателем — субъектом малого предпринимательства, фонд поддержки малого предпринимательства берет кредит в банке, далее вкладывает в таком же объеме собственные средства и приобретает предмет лизинга для передачи его предприятию (“традиционная” лизинговая сделка);

Информация о работе Совершенствование финансовой поддержки малых предприятий в регионе на примере ООО «Кристалл»