Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:49, дипломная работа
Цель исследования — анализ функционирования малых предприятий и разработка предложений по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования будут:
— рассмотреть правовые аспекты функционирования малого бизнеса в России;
— проанализировать формы финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне;
— рассмотреть особенности налогообложения сферы малого предпринимательства;
— провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и системы налогообложения в ООО «Кристалл»;
— проанализировать современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства на примере МО город-курорт Геленджик;
— разработать предложения по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И
ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
8
1.1 Правовые аспекты функционирования малого бизнеса в России 8
1.2 Формы финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне
19
1.3 Особенности налогообложения сферы малого предприниматель-ства 26
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общая характеристика предприятия 35
2.2 Экономические показатели деятельности предприятия 41
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «КРИСТАЛЛ»
43
3.1 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
43
3.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 49
3.3 Анализ эффективности налогообложения предприятия 53
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
57
4.1 Современное состояние и перспективы развития малого
предпринимательства на примере МО город-курорт Геленджик
57
4.2 Предложения по совершенствованию финансовой поддержки
малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Все эти направления предусмотрены и обеспечены соответствующим финансированием в рамках долгосрочной краевой целевой программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2009-2012
годы.
В рамках поддержки начинающих предпринимателей Управлением по развитию предпринимательства Краснодарского края разработано положение о субсидировании затрат начинающих предпринимателей.
Этой формой поддержки могут воспользоваться предприниматели, которые зарегистрировали свой бизнес менее года назад; приобрели офисное или производственное оборудование стоимостью свыше 20 тыс. рублей, срок полезного использования которого превышает один год.
При этом обязательным требованием для этого вида субсидирования является то, что оборудование должно быть приобретено только после получения свидетельства о регистрации предпринимательской деятельности и использоваться для целей производства и наличие бизнес-плана.
Если все условия совпадают, начинающий предприниматель может получить из краевого бюджета субсидию в размере 70 процентов от фактических затрат, но не более 300 тысяч рублей [12].
Во исполнение краевой
целевой программы о
Основным видом деятельности Гарантийного фонда является предостав-
ление поручительств малым предпринимателям Краснодарского края по предоставляемым банками кредитам [9].
На муниципальном уровне предоставление бюджетных средств по проектам поддержки малого предпринимательства может быть осуществлено в следующих формах: субсидий физическим и юридическим лицам; оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по
государственным и муниципальным контрактам [27].
1.3 Особенности налогообложения
сферы малого предпринимательст
В соответствии с законодательством налогообложение малого предприятия зависит от того, какая система налогообложения малого бизнеса выбрана.
Возможны четыре варианта [29]:
- общая система налогообложения;
- упрощенная система налогообложения;
- режим уплаты ЕНВД;
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН).
Находясь на общей системе налогообложения, малый бизнес налоги платит все, предусмотренные законодательством, если, конечно, организация или индивидуальный предприниматель не освобождены от их уплаты [29].
В этом случае налоги для малого бизнеса, которые являются федеральными, будут следующими:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль организаций;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог.
На общей системе предусмотрены следующие налоги для малого бизнеса, которые являются региональными:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.
К местным налогам и сборам, уплачиваемым на общей системе налого-
обложения, относятся:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Налогообложение малого бизнеса на упрощенной системе будет другим.
Применяя УСН, организации не перечисляют (ст. 346.11 НК РФ) [29]:
- налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, которые облагаются по ставкам из пунктов 3 и 4 статьи 284 НК РФ);
- налог на имущество организаций;
- единый социальный налог;
- налог на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также перечисляемого согласно статье 174.1 НК РФ).
Индивидуальные
- НДФЛ с доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ);
- налог на имущество физических лиц с имущества, используемого для предпринимательской деятельности;
- ЕСН с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а
также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу физических лиц;
- НДС (за исключением налога, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также уплачиваемого согласно статье 174.1 НК РФ).
Кроме обычной «упрощенки» индивидуальные предприниматели, имею- щие не более пяти наемных работников, могут выбрать УСН на основе патента в том случае, если в регионе введен этот режим и предприниматель занимается именно тем видом деятельности, который содержится в перечне пункта 2 ста-тьи 346.25.1 НК РФ [29].
Индивидуальные
- ЕНВД;
- пенсионные взносы;
- страховые взносы в ФСС на случай травматизма с выплат работникам;
- НДФЛ из заработной платы наемных работников.
Режим уплаты ЕНВД является обязательным. Его применяют налогоплательщики, осуществляющие виды деятельности, перечисленные в пункте 2 ста- тьи 346.26 НК РФ, если данный режим введен в регионе.
На систему уплаты ЕСХН вправе перейти только сельскохозяйственные производители. Они перечисляют следующие виды налогов и взносов [29]:
- ЕСХН;
- пенсионные взносы;
- страховые взносы в ФСС на случай травматизма с выплат работникам;
- НДФЛ из заработной платы наемных работников.
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства ― организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федера-ции.
Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе.
Для организаций и
индивидуальных предпринимателей, применяющих
упрощенную систему налогообложения,
сохраняются действующие
Расширение возможности применения упрощенной системы налогообложения Законопроектом № 100239-51 были внесены изменения в ст. 346.12 Налогового кодекса РФ, определяющую налогоплательщиков, имеющих право
применять упрощенную систему налогообложения.
В действовавшей ранее редакции п. 2 этой статьи указано, что организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 настоящего Кодекса, не превысили 15 млн. рублей [40].
После же подписания 19 июля 2009 г. Президентом рассматриваемого законопроекта эта сумма увеличилась втрое, и организация отныне имеет право применять УСН при доходах в пределах 45 млн. рублей.
Этим же законопроектом предусмотрено, что налогоплательщик лишается права применять УСН лишь в том случае, если его доходы по итогам налогового периода превысят 60 млн. рублей. В соответствии с действующей редакцией п. 4 ст. 346.13 эта пороговая сумма составляла 20 млн. рублей [40].
Не попадают под действие упрощенной системы [29]:
- организации, производящие подакцизную продукцию;
- организации, имеющие филиалы или представительства;
- организации, занимающиеся игорным бизнесом;
- кредитные организации;
- страховщики;
- инвестиционные фонды;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг;
- хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности;
- некоммерческие организации.
Объектом налогообложения организаций в упрощенной системе признаются доходы, полученный за отчетный период, или доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, который затем не может изменить объект в течение всего срока приме-
нения упрощенной системы налогообложения.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов, а если доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставка составит 15 процентов.
При определении объекта
налогообложения организация
- доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК;
- внереализационные доходы, определяемые ст.250 НК.
При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 НКРФ.
Индивидуальные
Налоговая база зависит от того, какой объект налогообложения выбрал налогоплательщик.
Для налогоплательщиков, принявших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговая база будет равна денежному выражению полученных в отчетном (налоговом) периоде доходов.
Если объектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то
налоговая база соответственно равна денежному выражению доходов уменьшенных на величину расходов.
В соответствии с пунктом 5 ст. 346.18 НКРФ при определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода, т. е. полученные доходы и осуществленные расходы в текущем квартале суммируются с доходами и расходами за предыдущие кварталы.
Особенностью налогообложения организаций и индивидуальных пред-принимателей, перешедших на УСНО, является обязанность уплаты при опре- деленных обстоятельствах минимального налога.
В соответствии с пунктом 6 ст. 346.18, НКРФ налогоплательщик, кото-рый применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на
величину расходов, уплачивает минимальный налог.
Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента от налоговой базы, которой являются доходы.
Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога [40].
Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности [30].
С 1 января 2003 года главой 26.3 НК РФ был введен в действие единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом РФ, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход на уплату ЕНВД для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обложению ЕНВД является для этих видов деятельности обязательным.
При осуществлении нескольких видов деятельности, облагаемых ЕНВД, учет показателей, необходимых для исчисления налога, должен вестись раздельно по каждому виду. Если помимо деятельности, облагаемой ЕНВД организацией (предпринимателем) осуществляется деятельность, не облагаемая ЕНВД ― налогообложение по такому виду деятельности осуществляется в соответствии с иными режимами налогообложения [29].