Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:49, дипломная работа
Цель исследования — анализ функционирования малых предприятий и разработка предложений по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования будут:
— рассмотреть правовые аспекты функционирования малого бизнеса в России;
— проанализировать формы финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне;
— рассмотреть особенности налогообложения сферы малого предпринимательства;
— провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и системы налогообложения в ООО «Кристалл»;
— проанализировать современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства на примере МО город-курорт Геленджик;
— разработать предложения по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И
ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
8
1.1 Правовые аспекты функционирования малого бизнеса в России 8
1.2 Формы финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне
19
1.3 Особенности налогообложения сферы малого предприниматель-ства 26
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общая характеристика предприятия 35
2.2 Экономические показатели деятельности предприятия 41
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «КРИСТАЛЛ»
43
3.1 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
43
3.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 49
3.3 Анализ эффективности налогообложения предприятия 53
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
57
4.1 Современное состояние и перспективы развития малого
предпринимательства на примере МО город-курорт Геленджик
57
4.2 Предложения по совершенствованию финансовой поддержки
малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Правительство Российской
Федерации в пределах своих полномочий
и в целях обеспечения
Поддержка субъектов
малого и среднего предпринимательства
включает в себя финансовую, имущественную,
информационную, консультационную поддержку
таких субъектов и организаций,
поддержку в области
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства [1].
Субъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 формами государственной поддержки могут самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
1.2 Формы финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне
В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Средства федерального бюджета на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Среди всех способов финансовой поддержки малого предпринимательства (МП) можно выделить шесть основных [39]:
- предоставление кредитных ресурсов;
- использование механизма микрофинансирования;
- реализация схем предоставления гарантий;
- осуществление лизингового финансирования;
- субсидирование процентной ставки по кредитным договорам;
- венчурное финансирование.
1. Кредитование
Кредитование субъектов малого предпринимательства предусматривает предоставление заемных средств всеми, не противоречащими законодательству, способами: банковское кредитование, предоставление бюджетных кредитов, займы фондов поддержки предпринимательства, средства обществ взаимного кредитования и т.д.
В основной массе сектор малого предпринимательства относится к группе высокорискованных вложений, поэтому требования к обеспечению по банковским кредитам наиболее жесткие, а процентная ставка, как правило, самая высокая.
Предоставление заемных средств субъекту малого предпринимательства не кредитной организацией позволяет избежать необходимости соблюдения требований банковского законодательства — классификации заемщиков по группам кредитного риска, наличия высоколиквидного залога в требуемом объеме и осуществления резервирования средств по нормативам в ЦБ РФ на возможные потери по кредитам.
2. Микрофинансирование
Суть данного способа финансовой поддержки малого предпринимательства — это упрощенный порядок предоставления кредитных ресурсов в максимально короткие сроки (рассмотрение заявки 3-5 дней), небольшие суммы займа (обычно до 50 тыс. руб.), высокие процентные ставки (до 5-7% в месяц), небольшие сроки займа (обычно до 3 мес.), возврат займа — частями каждые 2 недели, использование займа — на пополнение оборотных средств, увеличение товарных запасов, “закрытие” кассовых разрывов [39].
Указанный способ финансовой поддержки направлен, прежде всего, к потребностям владельцев индивидуальных или семейных бизнесов (число работающих не более 5 чел.), которые только еще начинают свое дело и не могут воспользоваться услугами банков из-за: их не заинтересованности в работе с мелкими заемщиками (обычно порог интереса банков находится выше 100-300 тыс.руб.), отсутствия кредитной истории у предпринимателя и отсутствия необходимых для предоставления залога активов.
Успешный опыт работы данной схемы финансирования свидетельствует, что в качестве обеспечения по микрозайму предоставляются личные поручительства партнеров по бизнесу (2-3 человек) и залог товарных запасов заемщика.
Реализация программы микрокредитования решает следующие задачи:
- увеличение общего количества субъектов малого предпринимательства, ведущих самостоятельную деятельность;
- легализация неформального финансового рынка, что, в свою очередь, отразится на увеличении налоговых поступлений в бюджетную систему региона;
- формирование кредитной истории предпринимателя. Расширение и реорганизация микропредприятий, что позволяет им перейти в категорию малых предприятий, имеющих доступ к ресурсам банковской системы;
- формирование так называемого “среднего класса” общества.
3. Механизм предоставления гарантий
Отсутствие ликвидного имущества, достаточного для полного обеспечения банковских кредитов, является основным барьером к заемным ресурсам для малых предприятий. Распределение рисков по гарантиям между банками и государством может стать наиболее эффективным механизмом обеспечения доступа к кредитным ресурсам для малого бизнеса. Кроме того, гарантийная поддержка могла бы снизить процентную ставку за пользование заемными средствами, вследствие снижения риска не возврата предоставленных средств.
Одним из основных способов реализации данного механизма является предоставление государственных гарантий. Согласно банковскому законодательству гарантия субъекта Федерации позволяет относить такие кредитные вложения к обеспеченным высшей формой надежности (следовательно, не требуется от банка производить резервирование средств в ЦБ РФ). Кроме того, предоставление государственной гарантии не требует фактического отвлечения средств из бюджета (за исключением случая не возврата средств заемщиком).
Но действующее в
настоящее время бюджетное
гарантии могут
Кроме того, государственная
гарантия может выдаваться только,
если получатель кредита предоставил
гаранту залог ликвидных
4. Лизинг
Одним из реальных и результативных способов решения проблемы поиска малыми предприятиями требуемого обеспечения станет применение механизма лизинга.
К преимуществам данного способа финансовой поддержки малого предпринимательства относятся [39]:
- значительное сокращение объема требуемого обеспечения;
- возможность эффективного воздействия на недобропорядочных получателей средств — лизинговое имущество до его полной оплаты предприятием остается в собственности лизингодателя;
- увеличение объемов непосредственно инвестиционных вложений в сфе- ре малого предпринимательства.
5. Субсидирование на удешевление процентной ставки по кредитам для субъектов малого предпринимательства
Одной из проблем финансирования малого предпринимательства кредитными организациями является высокий уровень процентной ставки по кредитам. Вследствие высокой рискованности проектов в сфере малого бизнеса, а также потребности в относительно небольших по размеру займа средствах у малых предприятий, банки вынуждены переносить стоимость риска и затраты на обслуживание по выдаче займа на увеличение процентной ставки по кредитам.
Субсидирование процентной ставки направлено на решение данного вопроса. В практике субсидирование производится двумя путями [29]:
- последующая частичная компенсация из бюджета предприятию затрат на уплату банку процентов по кредиту (применяется для с/х предприятий);
- частичная оплата из бюджета процентов по кредиту напрямую кре-дитной организации.
Формальный эффект от данной схемы — многократное увеличение средств (при субсидировании ½ ставки ЦБ РФ) направляемых на финансирование проектов.
В реальности данная схема не позволяет облегчить доступ субъектов малого предпринимательства к кредитным ресурсам, т.к. абсолютно не решает проблем малого бизнеса в поиске требуемого залога и распределении финансовых рисков. Данной формой поддержки могут воспользоваться только те предприятия, которые уже стали интересны для кредитных организаций — могут удовлетворять требованиям банковского законодательства, т.е. уже не начинающие, а успешно и устойчиво работающие.
Данная схема финансовой поддержки может применяться для отдельных, социально-приоритетных отраслей экономики, рентабельность деятельности или уровень организации бизнеса малых предприятий в которых не позволяет “отработать” и вернуть банковский процент по кредиту (например: сельское хозяйство, НИОКР, ЖКХ и т.д.) [29].
6. Венчурное финансирование
Венчурное финансирование — форма инвестирования без какого-либо залога. Инвестиции направляются в уставной капитал организации — т.е. происходит покупка части предприятия (“вхождение в долю”).
Венчурный инвестор вкладывает средства в предприятие с расчетом, что
они выступят в качестве
финансового рычага и обеспечат
интенсивный рост предприятия. Инвестор,
осуществляя рискованные
Поэтому венчурное финансирование обычно осуществляется в сфере вы-
соких технологий или инновационных разработок.
Необходимо отметить, что в условиях действующего российского законодательства деятельность венчурных фондов нормативно не проработана.
При рассмотрении вышеуказанных механизмов финансовой поддержки и выборе определенных вариантов целесообразно исходить из принципа, что для построения реально действующей схемы обеспечения доступа малого предпринимательства к финансовым ресурсам в условиях ограниченности бюджетных средств необходимо привлекать внебюджетные источники, но при этом основная часть кредитных рисков должна перераспределяться на государство.
При этом необходимо определять,
на какую категорию предпринимател
В таблице 1.1 представлена дифференциация способов финансовой поддержки в зависимости от категории предпринимателей.
Таблица 1.1 – Оптимизация способов финансовой поддержки малого бизнеса в зависимости от категории предпринимателей [29]
Категории предпринимателей |
Способы финансовой поддержки | |||||
Кредиты |
Микрофинанирование |
Гарантии |
Лизинг |
Субсидирование |
Венчурное фи- нансирование | |
Начинающий |
+ |
+ |
+ |
+ | ||
Развивающийся |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |
Успешно работающий |
+ |
+ |
+ |
Что касается финансовой поддержки малого предпринимательства на ре-гиональном уровне, то меры по поддержке предпринимательства, которые действуют у нас в Краснодарском крае, касаются помощи в получении кредитов, субсидирования затрат по различным направлениям деятельности, а также поддержки начинающих предпринимателей.