Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 09:49, дипломная работа
Цель исследования — анализ функционирования малых предприятий и разработка предложений по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.
В соответствии с поставленной целью задачами исследования будут:
— рассмотреть правовые аспекты функционирования малого бизнеса в России;
— проанализировать формы финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне;
— рассмотреть особенности налогообложения сферы малого предпринимательства;
— провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и системы налогообложения в ООО «Кристалл»;
— проанализировать современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства на примере МО город-курорт Геленджик;
— разработать предложения по совершенствованию финансовой поддержки малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик.
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И
ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА
8
1.1 Правовые аспекты функционирования малого бизнеса в России 8
1.2 Формы финансовой поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне
19
1.3 Особенности налогообложения сферы малого предприниматель-ства 26
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Общая характеристика предприятия 35
2.2 Экономические показатели деятельности предприятия 41
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ООО «КРИСТАЛЛ»
43
3.1 Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия
43
3.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 49
3.3 Анализ эффективности налогообложения предприятия 53
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ
57
4.1 Современное состояние и перспективы развития малого
предпринимательства на примере МО город-курорт Геленджик
57
4.2 Предложения по совершенствованию финансовой поддержки
малого бизнеса в МО город-курорт Геленджик
62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Закуп товаров производится по договору поставки, по которому поставщик-продавец обязуется передать в обусловленный срок производимые или закупаемые им товары ООО «Кристалл».
С поставщиками — юридическими лицами ООО «Кристалл» заключает договора по стандартному образцу и на определенный срок, с физическими ли- цами (индивидуальными предпринимателями) — в простой письменной форме.
Непосредственная поставка товаров на торговое предприятие осуществляется силами поставщиков, как правило, поставщик сам привозит его на склад-магазин.
На формирование ассортимента товаров достаточно сильное влияние оказывает социальный состав населения, характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов населения. На основе изучения покупательского спроса и предлагаемого поставщиками перечня товаров менеджер по товарам формирует торговый ассортимент магазина.
Весьма существенными является и уровень цен на товары. ООО «Крис-
талл» при установлении цен на реализуемые товары, использует практически
те же наценки что
и большинство предприятий
ных в городе Геленджике.
Ассортимент анализируемого
предприятия представлен в табл
Таблица 2.2 - Ассортиментные группы товаров
Ассортиментные группы товаров |
Примечание |
1.Молоко и молочные продукты |
20 наименований |
2. Мясные, рыбные полуфабрикаты |
15 наименований |
3. Колбасы, копчености мясные и рыбные |
35 наименований |
4. Пельмени, вареники, пицца (полуфабрикат) |
40 наименований |
5. Печенье и кондитерские изделия |
48 наименований |
6. Куры, полуфабрикаты из кур, субпродукты |
25 наименований |
7. Фрукты и овощи замороженные, соки |
24 наименований |
8. Морепродукты |
6 наименований |
9. Чай, кофе |
34 наименований |
10. Мороженное |
40 наименований |
12. Минеральная вода, газированные напитки |
30 наименований |
Как видно из данных таблицы, ассортимент товаров, реализуемых ООО «Кристалл» достаточно широкий, причем по каждой ассортиментной группе представлено в среднем около 30 наименований.
Проанализировав ассортиментный состав продуктов питания, реализуемых ООО «Кристалл», можно сказать, что более всего в магазине представлены пельмени, вареники, пицца (полуфабрикат), чай, кофе, мороженое, печенье и кондитерские изделия.
Это можно объяснить тем, что контрагенты ООО «Кристалл находятся в так называемых «спальных» районах, т.е. достаточно широкий ассортимент продуктов, используемых повседневно.
Таким образом, необходимо отметить, что управление закупками и ас-сортиментом в ООО «Кристалл» направлено, прежде всего, на установление
прочных хозяйственных связей с поставщиками товаров, на удовлетворение
покупательского спроса и на максимальное увеличение прибыли предприятия.
ООО «Кристалл» — постоянный участник выставок и ярмарок, органи-зуемых администрацией города к праздникам и открытию летнего курортного сезона.
2.2 Экономические показатели деятельности предприятия
В таблице 2.3 представлены основные показатели финансово- хозяйственной деятельности ООО «Кристалл».
Таблица 2.3 - Основные экономические показатели деятельности ООО
«Кристалл» за 2007-2009 г.г.
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Отклонение (+;-) | |
2008 г. к 2007 г. |
2009 г. к 2008 г | ||||
1. Товарооборот (без НДС), тыс.руб. |
35914 |
11595 |
12014 |
-24319 |
+419 |
2. Полная себестоимость реализованных товаров, тыс.руб. |
32828 |
11446 |
10998 |
-21382 |
- 448 |
3. Прибыль от продажи товаров, тыс.руб. |
3086 |
149 |
1016 |
-2937 |
+867 |
4. Среднегодовая стоимость основн |
824 |
551 |
442 |
-273 |
-109 |
5. Среднесписочная численность работников, чел. |
12 |
11 |
12 |
-1 |
+1 |
6. Производительность труда, тыс. |
2992,8 |
1054,1 |
1001,2 |
-1938,74 |
-52,9 |
7. Среднегодовая заработная плата |
132,0 |
144,0 |
144,0 |
+12,0 |
- |
8. Фондоотдача, руб. |
43,6 |
21,0 |
27,2 |
-22,54 |
+6,2 |
9. Затраты на 1 руб. товарооборота, руб. |
0,9 |
0,9 |
0,9 |
- |
- |
10. Рентабельность продаж, % |
8,6 |
1,3 |
8,5 |
-7,3 |
+7,2 |
По данным таблицы 2.3 можно сделать вывод о значительном снижении деловой активности ООО «Кристалл» в 2008 году.
Так, снижение товарооборота в 2008 году по сравнению с 2007 годом со-
ставило 24319 тыс.руб., т.е. более, чем в 3 раза. а снижение прибыли от продаж, соответственно 2937 тыс.руб. или более, чем в 20 раз.
В то же время снижение полной себестоимости реализованных товаров составило 21382 тыс.руб., а уровень затрат на 1 руб. товарооборота практически не изменился и составляет 0,9 руб. на 1 руб. товарооборота.
Среднесписочная численность работников в 2008 году снизилась всего на 1 чел., в то же время отмечен рост среднегодового уровня заработной платы работников предприятия.
Значительное снижение объема товарооборота в 2008 году способствовало снижению производительности труда почти в 3 раза, фондоотдачи — более, чем в 2 раза. Рентабельность продаж также снизилась с 8,6% до 1,3%.
В 2009 году произошёл некоторый рост деловой активности предприятия по сравнению с 2008 годом. Так, товарооборот в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 419 тыс.руб., а прибыль от реализации увеличилась на 867 тыс.руб., т.е.более чем в 6,5 раз. Такой рост прибыли был обеспечен снижением полной себестоимости реализованных товаров на 448 тыс.руб.
Несмотря на рост товарооборота производительность труда на предприятии осталась практически на уровне 2008 года, что связано, прежде всего, с увеличением численности работников. Средний уровень заработной платы в 2009 году не изменился.
В целом, можно сделать вывод, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом наблюдается значительное снижение основных экономических показателей, что, в свою очередь, свидетельствует о снижении эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
В 2009 году в результате проводимых руководством ООО «Кристалл» мероприятий по финансовому оздоровлению, в частности, переходу на новый режим налогообложения — УСН произошли положительные изменения в результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
3 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-
3.1 Анализ платежеспособности
и финансовой устойчивости
Платёжеспособность ― это способность предприятия своевременно отвечать по своим долгам. Предприятие считается платежеспособным, если соблюдается следующее условие:
ОА > КО,
где ОА — оборотные активы (раздел II баланса);
КО ― краткосрочные обязательства (раздел V баланса).
Более частный случай платежеспособности: если собственные оборот- ные средства покрывают наиболее срочные обязательства (кредиторскую задолженность):
где СОС — собственные оборотные средства (ОА – КО);
КО — краткосрочные обязательства (раздел V баланса).
На практике платежеспособность предприятия выражается через ликвид- ность его баланса.
Основная часть оценки ликвидности баланса — установить величину по- крытия обязательств предприятия его активами, срок трансформации которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.
В зависимости от степени ликвидности активы предприятия разделяются на следующие группы.
1. Наиболее ликвидные активы (A1), включающие денежные средства (d) и краткосрочные финансовые вложения рассчитывают по формуле:
2. Быстро реализуемые активы (А2) — краткосрочная дебиторская задолженность и прочие оборотные активы (Па) за вычетом задолженности участников по взносам в уставный капитал (ЗУК):
3. Медленно реализуемые активы (А3) — запасы, НДС (ZH), задолженность участников по взносам в уставный капитал, а также долгосрочные финансовые вложения (FT):
4. Трудно реализуемые активы (А4) —
иммобилизованные средства (F)
и долгосрочная дебиторская задолженность
(rаД) за вычетом долгосрочных
финансовых вложений (FT):
Пассивы баланса группируются по срочности их оплаты следующим образом.
1. Наиболее срочные
обязательства (П1) включают кредиторскую
задолженность (rp), задолженность
участникам по выплате доходов (ЗУ)
и прочие краткосрочные обязательства
(Пко):
2. Краткосрочные пассивы (П2) — краткосрочные кредиты (Кt) и заемные средства (Рп):
3. Долгосрочные пассивы (П3) — долгосрочные кредиты и заемные средства (КТ ):
4. Постоянные пассивы (П4) — капитал и резервы (ИС), доходы будущих периодов (Д) и резервы предстоящих расходов:
Для определения ликвидности баланса группы актива и пассива сравниваются между собой. Условия абсолютной ликвидности следующие:
А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4>П4
Обязательным условием абсолютной ликвидности баланса является вы- полнение первых трех неравенств. Четвертое неравенство носит балансирующий характер.
При анализе баланса на ликвидность необходимо обратить внимание на такой важный показатель, как чистый оборотный капитал.
Чистый оборотный капитал (чистые оборотные средства) равен разнице между итогами раздела II «Оборотные активы» и раздела V «Краткосрочные обязательства».
Таблица 3.1 - Расчет чистого оборотного капитала, тыс. руб.
Показатели |
На конец года |
Изменения (+ или -) | ||
Показатели |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
1. Оборотные активы |
9323 |
6247 |
7323 |
- 2000 |
2. Краткосрочные обязательства
|
6779 |
3430 |
3453 |
- 3326 |
3. Чистый оборотный капитал
|
2544 |
2817 |
3870 |
+1326 |
Как следует из таблицы 3.1 на анализируемом предприятии краткосрочные обязательства полностью покрываются оборотными активами. За анализируемый период величина чистого оборотного капитала выросла на 273 тыс. руб., а его в оборотных активах предприятия достаточно высокая.