Совершенствование организации труда управленческого персонала на примере ОАО «Ростелеком»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 20:21, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть организацию труда управленческого персонала на предприятии ОАО «Ростелеком» и принять меры по ее усовершенствованию.
Исходя из поставленной цели, можно выявить ряд следующих задач:
• раскрыть сущность понятия организация труда управленческого персонала;
• рассмотреть основные цели и задачи организации труда персонала;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты понятия организация труда управленческого персонала…………………………………………………………..……………..5
1.1. Организация труда персонала на предприятии: содержание, принципы и основные факторы…………………………… …………………………………5
1.2 Сущность организации труда управленческого персонала……...……….10
Глава 2. Анализ организации труда управленческого персонала на предприятии ОАО «Ростелеком»………………………………………………18
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Ростелеком»……………………………………………………………………18
2.2.Характеристика управленческого персонала предприятия ОАО «Ростелеком»…………………………………………………………………….25
2.3.Анализ организации труда управленческого персонала в ОАО «Ростелеком»…………………………………………………………………….27
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию организации труда управленческого персонала на предприятии ОАО «Ростелеком»…………..36
3.1. Основные мероприятия по совершенствованию организации труда управленческого персонала на предприятии ОАО «Ростелеком»…………..36
3.2.Эффективность предлагаемых мероприятий……………………………...38
Заключение……………………………………………………………………....44
Библиографический список…………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

Шалагинова Курсач.docx

— 92.90 Кб (Скачать файл)

     Рентабельность  реализованных услуг – отношение прибыли от реализации услуг к затратам; показатель эффективности работы предприятия. Рентабельность  в 2010г. по сравнению с 2009г. осталась неизменной, и небольшой прирост произошел в 2011г. по сравнению с 2010г. на 1,2%.

     Чистая  прибыль (нераспределенная прибыль)- разность между суммой балансовой прибыли и суммой внесенных в бюджет налогов из прибыли, экономических санкций, отчислений в благотворительные фонды и других расходов, покрываемых за счет прибыли. Чистая прибыль выросла в 2010 г. по сравнению с 2009г. на 8,7% и в 2011г. по сравнению с 2010г. на 27,1%. Такой большой рост чистой прибыли обусловлен снижением темпов прироста расходов на реализацию услуг в 2011 году.

     Происходит  постепенное увеличение чистой прибыли  предприятия.

     Основные  экономические показатели работы за 2009-2011 гг. свидетельствуют о положительном финансовом результате деятельности Филиала.

     Для обобщающей характеристики эффективности  и интенсивности использования  основных средств служат следующие  показатели:

     -Фондоотдача

     На  увеличение объема реализованных услуг в 2010г. против 2009г. повлияли следующие факторы:

     1) увеличение суммы основных фондов могло увеличить выпуск продукции на сумму +416269 * 0,514 = +213962,3 тыс.руб.

     2) уменьшение фондоотдачи снизило выпуск продукции на сумму (-0,021) * 4868489 = — 102238,3 тыс. руб. Общее влияние двух факторов (баланс факторов) составляет: +213962,3 — 102238,3 = +111724 тыс.руб.

     На  увеличение объема реализованных услуг в 2011г. против 2010г. повлияли факторы:

     1) увеличение суммы основных фондов могло увеличить выпуск продукции на сумму +163389 * 0,493=80550,1 тыс. руб.

     2) уменьшение фондоотдачи снизило выпуск продукции на сумму (-0,004) * 5031878= - 20127,5 тыс. руб. Общее влияние двух факторов (баланс факторов) составляет: +80550,1 —20127,5 = +60422,6 тыс.руб.

     - Фондоемкость

     На 2010г. приходится 2,03 руб. основных производственных фондов на 1 рубль произведенной продукции, это на 6,8% больше чем в 2009г. В 2011г. фондоемкость увеличилась еще на 0,5% и составила 2,04 руб. основных производственных фондов на 1 рубль произведенной продукции.

       -Фондовооруженность применяется для характеристики степень оснащенности труда работающих.

     Фондовооруженность  в 2010г. году по сравнению с 2009г. выросла  на 14%, а в 2011г. по сравнению с 2010г. на 13,3%.

     Из  вышеперечисленного можно заключить  об эффективном использовании основных средств в организации.

     Таким образом, с 2009–2011 гг. финансовые показатели в целом увеличились, не смотря на снижение численность персонала. Это вызвано увеличением спроса на продукцию, а следовательно увеличением объема реализованных услуг, расширением рынка продукции и услуг.  

     2.2. Характеристика управленческого персонала предприятия ОАО «Ростелеком»

     Рассмотрим  сведения, характеризующие управленческий персонал Филиала за три года: 2009, 2010, 2011 гг.

     Общая численность, состав и структура  работников представлена в таблице 3 (Приложение 4).

     За рассматриваемый период прослеживается тенденция снижения абсолютного показателя численности и удельного веса рабочих в общей структуре персонала. Вместе с тем происходит постепенное снижение численности специалистов, что свидетельствует о снижении объема низко квалифицированной работы и внедрении нового оборудования, современных телекоммуникационных технологий, требующих специальной подготовки персонала.

     Удельный  вес служащих увеличивается в 2011г. по сравнению с 2009г. В 2009г. численность управленческого персонала составляет 992чел, а в 2011г. 977чел. В 2011г. на долю руководителей приходится 85чел. (т.е. 3,1% от всех служащих), а на долю специалистов 892чел. (т.е. 32,4% от всех служащих).

        Качественный состав управленческого персонала по возрасту за период 2009-2011гг. представлен в Таблице 4 (Приложение 5).

        Из таблицы видно, что доля работников в возрасте до 25 лет в 2011г. уменьшилась по сравнению с 2010 г. на 11,8% (т.е. на 8 чел.). Доля от 25 до 40  за 2011г. увеличилась по сравнению с 2010г., в отличие от возрастной группы – старше от 40 до 50 лет, которая имеет тенденции к снижению численности. Группа от свыше 50 наоборот увеличивается. Средний возраст управленческого состава это 40-41 год, но все-таки просматривается тенденция омоложения трудового коллектива.

     Численность женщин в коллективе Филиала является доминантной (см. Таблицу 5).

     Таблица 5 - Качественный состав управленческого персонала по полу за период 2009-2011гг.

     
Пол 2009 2010 2011
Чел. % Чел. % Чел. %
Мужчины 394 39,7 395 40,2 399 40,8
Женщины 598 60,3 588 59,8 578 59,2
Всего 992 100,0 983 100,0 977 100,0

 
 
 
 
 
 
 

     Удельный вес женщин в общей численности персонала имеет более высокое значение, чем удельный вес мужчин за все рассматриваемые годы работы.

     Из  таблицы 6 видно, что динамика роста количества работников с образованием выше среднего связана с тем, что политика организации направлена на непрерывное образование персонала, его квалификационный рост (Приложение 6). Удельный вес работников со среднетехническим образованием в 2009г. составляет 0,9%, к 2011г. он снизился до 0,6%. Удельный вес работников с высшим и со вторым высшим наоборот вырос, если в 2009г. с высшим образованием было 951чел. (95,9%), а со вторым высшим 144чел. (14,5%), то в 2011г. с высшим образованием уже 944чел. (96,6%), а со вторым высшим 146чел. (14,9%).

     В таблице 7 представлены сведения о движении управленческого персонала за период 2009-2011гг. ( Приложение 7).

     По  данным таблицы списочная численность работников Филиала за 2011 год уменьшилась на 2,3% и составила 983 человека; численность принятых работников увеличилась на 33,3 % , а выбывших – уменьшилась на 41,2 %.

     Наблюдается тенденция увеличения численности уволенных по различным основаниям сотрудников над численностью принятых на работу сотрудников как в 2009г., так и в 2010г и в 2011г, что привело к снижению общей численности управленческого персонала.

       Текучесть кадров снижается в 2010г. по сравнению с 2009г. на 25% и снижается в 2011 г. по сравнению с 2009г. на 16,7%.

     Таким образом, за рассматриваемый период прослеживается тенденция снижения абсолютного показателя численности и удельного веса рабочих в общей структуре персонала. Вместе с тем происходит постепенное снижение доли управленческого персонала, это говорит о снижении объема трудоемкой, низко квалифицированной работы и внедрении нового оборудования, современных телекоммуникационных технологий, требующих специальной подготовки персонала. При анализе качественного состава управленческого персонала, можно сделать следующие выводы: происходит омолаживание коллектива, хотя средний возраст 40-41 год; численность женщин является доминантной. При количественном анализе видно, что списочная численность управленческого персонала уменьшилась, так как прослеживается тенденция увеличения численности уволенных по различным основаниям сотрудников над численностью принятых на работу, хоть и текучесть кадров с 2009 по 2011гг. уменьшилась, все-таки она имеет место быть. 

     2.3. Анализ организации труда управленческого персонала в ОАО «Ростелеком»

     Разделение  и кооперация труда является организационно - технической основой всей организации труда, не выполнив эти основы невозможно осуществить все остальные. Специализация производственных подразделений на предприятии так же может осуществляться по технологическому или предметному признаку.

     Обратная  сторона разделения труда означает соединение разделенного процесса труда  в общий трудовой процесс –  кооперация.

     Работа  с персоналом на предприятии возложена  на Управление по работе с персоналом, которое является структурным подразделением аппарата управления Филиала.

     В состав Управления входят следующие  подразделения:

     1. Отдел кадровой политики, организационного  развития и мотивации труда;

     2. Отдел по работе с персоналом;

     3. Отдел развития персонала.

     Разделение  и кооперация труда происходит как  внутри Управления по работе с персоналом, между подразделениями, так и с другими отделами организации.

     Управление  по работе с персоналом выполняет  такие функции, как:

     - Работа с персоналом и обеспечение человеческими ресурсами: (осуществляет Отдел по работе с персоналом);

     - Учет персонала: (осуществляет Отдел по работе с персоналом);

     - Разработка и реализация социальных программ: (осуществляет Отдел по работе с персоналом);

     - Развитие и оценка персонала: (осуществляет Отдел развития персонала);

     -Сопровождение и оптимизация организационных структур: (осуществляет Отдел кадровой политики, организационного развития и мотивации труда);

     - Формирование и реализация системы оплаты труда: (осуществляет Отдел кадровой политики, организационного развития и мотивации труда);

     - Организация и нормирование труда: (осуществляет Отдел кадровой политики, организационного развития и мотивации труда).

     Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных положением, Управление по работе с персоналом взаимодействует:

     

  • - с коммерческим  блоком по вопросам получения результатов финансового анализа; получения методических и инструктивных материалов по вопросам финансовой деятельности Общества; по вопросам разработки бюджета расходов на персонал;
  •      

  • - с бухгалтерией  по вопросам предоставления различной  отчетной информации;
  •      

  • - с техническим  отделом по вопросам получения  информации для выявления роста производительности труда; для анализа трудовых процессов; взаимодействие с целью разработки Положений о структурных подразделениях Филиала, должностных инструкций работников и квалификационных требований к ним.
  •      

  • - с административно-хозяйственным отделом (АХО) и другими отделами. Управление по работе с персоналом практически взаимодействует со всеми отделами Филиала, так как каждый отдел состоит из персонала, для которого необходимо оформить документы, необходимые для назначения пенсий и пособий, для оформления полисов медицинского страхования персонала. Именно отдел по работе с персоналом занимается оформлением приема, перевода, перемещения и увольнения работников Филиала. Таким образом на предприятии ОАО «Ростелеком» присутствует разделение и кооперация труда как внутри подразделения, так и с другими отделами Филиала.
  •      

  • Одним из важнейших элементов организации  труда на предприятии (организации) является совершенствование планирования, организации и обслуживания рабочих  мест с целью создания на каждом из них необходимых условий для  высокопроизводительного и высококачественного  труда при возможно меньших физических усилиях и минимальном нервном  напряжении. Рабочее место - это первичное  звено производственной структуры  предприятия, оно является объектом организации труда по всем ее вышеназванным  направлениям. Рабочее место - это  зона приложения труда, определенная на основании трудовых и других действующих  норм и оснащенная необходимыми средствами, предназначенными для трудовой деятельности одного или нескольких исполнителей. Рабочее место как место занятости  человека предопределяет условия труда (нормальные, тяжелые), режимы труда  и отдыха, характер труда работника (разнообразный, монотонный и др.).
  •      

  • Рассмотрим рабочее место – главного менеджера по работе с персоналом. Разделение труда индивидуальное, но как уже было выше сказано, происходит кооперация и разделение труда. По степени механизации рабочее место является автоматизированным. По времени функционирования односменное, специальное рабочее место по степени специализации, по степени подвижности стационарное.
  •      Рабочее место сотрудников отдела по работе с персоналом заключается именно в наличии, в первую очередь, персонального компьютера, и во-вторых, наличием средства связи телефона. Весь отдел, размещен в одной комнате, где они решают все вопросы сообща, не вставая с места, каждому выделено рабочее пространство, в котором на уровне вытянутой руки ему доступны все необходимые принадлежности, рабочие материалы в виде информации, персональный компьютер, телефон, канцелярские принадлежности и другие необходимые средства труда. Непосредственно рабочее место – стол со стулом, расположено согласно эргономическим нормативам и пожеланиям сотрудника.

    Информация о работе Совершенствование организации труда управленческого персонала на примере ОАО «Ростелеком»