Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2014 в 15:08, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда на предприятии торговли на примере ОАО «Заинский сахар».
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА 7
1.1 Систематизация подходов к определению сущности организации управленческого труда. 7
1.2 Оценка нормативно – правовой базы, регламентирующей организацию труда на предприятии 13
1.3 Систематизация практики по организации управленческого труда на предприятии 18
2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА НА ПРИМЕРЕ ПЛАНОВО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОТДЕЛА ОАО «ЗАИНСКИЙ САХАР» 27
2.1 Описание объекта и предмета исследования 27
2.2 Анализ организации управленческого труда на ОАО «Заинский сахар» 30
2.3 Анализ эффективности организации управленческого труда ОАО «Заинский сахар» 34
3 ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ САХАРНОЙ СВЕКЛЫ ОАО «ЗАИНСКИЙ САХАР» 39
3.1 Концепция мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда 39
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации управленческого труда на ОАО «Заинский сахар» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Тип управления - это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения. Типы управления, конечно, должны соответствовать культуре организации, и следовательно, особенностям персонала, который в ней работает. Одна из существенных причин неэффективности управления - рассогласование между этими параметрами организации.10
Первый тип характеризуется
коллективистской управленческой формой,
которая предполагает единоличное
принятие решений лидером коллектива,
его вождем. Такая управленческая
форма соответствует органическ
Следующий тип характеризуется
рыночной управленческой формой. При
ее использовании решения
Еще один тип управления
связан с бюрократической
Относительно новый
тип управления, возникший в партиципативной
организационной культуре, характеризуется демократической управленческой формой.
Этот тип управления связан с использованием
закона как главного рычага управления.
Для партиципативной организационной
культуры характерно присутствие профессионалов,
с одной стороны, ориентированных на достижение
результата (получение нового знания),
с другой стороны, стремящихся к собственному
профессиональному развитию. Достижение
подобных целей в группе, включающих разно
ориентированных, активных, пассионарных
личностей, невозможно если не будут установлены
определенные правила поведения - законы.
Но эти законы должны быть демократическими
и обеспечивать как достижение интересов
законопослушного большинства, так и соблюдение
законных прав меньшинства.11
Японский опыт управления (не подвергнутый предварительной адаптации на Западе) мог бы быть воспринят в России, как евроазиатской стране, с большей эффективностью, по той причине, что он более близок к российскому хозяйственному менталитету, чем западному. Следует сейчас обратить более пристальное внимание на методы управления, применяемые на современных японских предприятиях, чтобы наиболее рациональные из них заимствовать напрямую из Японии, а не потом, по прошествии времени, внедрять их на основе опыта деятельности западных компаний.
Естественно, для наиболее эффективного управления российскими предприятиями представляется целесообразным использовать лучшие достижения как западного, так и японского менеджмента на основе их оптимального сочетания. Это связано с тем, что:12
Россия находится на стыке цивилизаций, поэтому она может воспринять наиболее рациональные черты и западной и восточной культур управления.
В общественном сознании населения Японии и России в настоящее время осуществляется переход от коллективных ценностей к индивидуальным.
Японский стиль управления активно изучается, адаптируется и заимствуется, находя применение в деятельности многих компаний за пределами Японии, особенно в промышленно развитых странах, таких как США и страны Западной Европы.
В большинстве работ, посвященных анализу причин так называемого японского «экономического чуда», исследователи называют следующие: значительная роль государства в послевоенном развитии Японии; эффективное использование американской экономической помощи; высококачественная рабочая сила; приобретение и эффективное использование зарубежных технологий. Однако наиболее распространенной точкой зрения на истоки японского экономического феномена считается высокоэффективное японское управление. В японских компаниях исходят из того, что именно условия, а не управляющие должны заставлять работника эффективно трудиться. Поэтому японские руководители создают на своих предприятиях такие условия, при которых у сотрудников появляются мотивации к результативной работе.
Несмотря на это, очень мало работ посвящено изучению возможности заимствования наиболее рациональных элементов японского стиля управления за границами страны, в том числе российской экономикой. Это можно объяснить следующими причинами, которые приводят многие исследователи японского менеджмента:
1. Происхождение японской системы управления связано исключительно с культурно-историческими особенностями развития Японии, и поэтому невозможен перенос японских методов управления в культуры других стран.
2. Составляющие японской
системы управления
Все вышеперечисленные аргументы представляются нам спорными, и мы считаем необходимым их опровергнуть.
Проанализируем каждый из этих аргументов.
1. Культурно-исторические
особенности происхождения
Долгие годы Япония была в полной изоляции от остального мира и развивала особое общество и культуру, которым не было равных по уровню коллективного взаимодействия. Анализируя японскую хозяйственную философию, нельзя не увидеть параллелей между этическими взглядами японцев (например, идеями конфуцианства) и современными чертами японской трудовой этики. Так, Конфуций выступал за бережное сохранение старины и ее традиций. Зло, по его мнению, состояло в уклонении от прежних законов. И, как показывает практика, японцы глубоко уважают свои традиции. Конфуций также утверждал: «Ошибки, которые не исправляются, вот настоящие ошибки». На японских предприятиях молодым специалистам позволяется экспериментировать и делать ошибки, так как считается, что только в этом случае можно накопить бесценный опыт для последующей работы в компании. И, как показывает практика, японцы делают все возможное, чтобы не допустить повторения своих ошибок в будущем. Причем они любят учиться как на своем, так и на чужом опыте.
Однако японский профессор К. Сибагаки подчеркивает, что объяснять эффективность японских методов управления персоналом лишь культурными особенностями развития Японии явно недостаточно. Не отрицая важности этих особенностей, он указывает и на чисто экономическую логичность управленческих методов, что придает им универсальный характер.13
Из-за дефицита квалифицированных кадров многие рабочие, получив образование, хотели перейти в другие компании, где заработная плата была выше. Для того чтобы удержать квалифицированных рабочих, обученных компанией, были приняты система пожизненного найма и система оплаты труда в соответствии со стажем работы. Также в пользу введения системы пожизненного найма говорил тот факт, что нельзя ожидать накопления уникальных производственных разработок «ноу-хау», если имеет место текучесть рабочей силы. Эти бесценные разработки будут постоянно уплывать из компании. Поэтому руководители японских фирм стремились обеспечить стабильность рабочей силы для накопления опыта в компании.
Принимая во внимания вышеперечисленные аргументы, следует полагать, что японский стиль управления скорее является следствием прагматичного и рационального подхода к управлению, чем культурно-исторического прошлого Японии, и, следовательно, японская система управления может использоваться и в других странах.
2. Взаимосвязанность
элементов японской системы
Часто утверждается, что японская система управления эффективна именно благодаря синергическому действию ее составляющих: системы пожизненного найма, системы кадровой ротации, системы репутаций, системы подготовки на рабочем месте, системы оплаты труда.
Однако указанные японские
системы русским проще
Проанализируем элементы японской системы управлению по отдельности.14
В России не применяется понятие «пожизненный наем», однако для многих российских работников характерна продолжительная работа на одном предприятии, иногда даже в течение всей трудовой деятельности. Это связано прежде всего с низкой миграцией населения, ограниченным числом предприятий во многих российских регионах и родственными связями работников. Вместе с тем следует отметить, что в Японии пожизненный наем существует не столько по причине ограниченной миграции населения, но, главным образом, благодаря реальному обеспечению заинтересованности работников максимальное время работать на одном предприятии. Для того чтобы российские предприятия эффективно функционировали, их руководителям необходимо создавать условия для долгосрочной занятости сотрудников. Кроме того, в условиях долгосрочного найма на российских предприятиях целесообразно внедрять систему кадровой ротации. Работники российских предприятий вынуждены в течение многих лет работать на одном рабочем месте, что снижает их интерес к работе, подавляет инициативу и препятствует профессиональному росту. Введение системы ротации позволит работникам российских организаций не только избежать однообразной работы в течение длительного периода, но и будет способствовать их профессиональному росту, а также позволит им получить представление о различных аспектах деятельности предприятия и действовать именно в интересах всей компании.
Таким образом, представляется целесообразным использовать в деятельности российских компаний элементы японской системы подготовки на рабочем месте. На многих современных российских предприятиях уделяется излишнее внимание проверке специальных профессиональных знаний кандидатов на работу, и особенно наличию у них значительного опыта работы в других организациях. При этом на немногих предприятиях имеются собственные программы обучения сотрудников. В японских компаниях, напротив, не требуют от образовательных учреждений специальной подготовки и учитывают при приеме на работу, главным образом, общий кругозор работников и их способность вписаться в коллектив. Предприятия сами обучают своих сотрудников необходимым навыкам. Современным российским предприятиям следует шире внедрять собственные системы внутрифирменного обучения, чтобы не упускать перспективных потенциальных сотрудников, не имеющих узкоспециализированных знаний, а также с целью обеспечения профессионального роста работников.
Рассмотрев теоретические основы организации управленческого труда, мы выяснили, что Организация управленческого труда представляет собой взаимоотношения между всеми подразделениями и отдельными должностями, определение порядка их функционирования. Нормативно-правовой базой на предприятиях являются Трудовой Кодекс Российской Федерации (ТК РФ), отдельные федеральные законы, акты трудового законодательства республик в составе Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты Минтруда России и др. В нормативных документах предусматриваются возраст работника; его физическое состояние; также обязанности организации, при отступлении от нормальных условий работы, нормальной продолжительности работы и др.; гарантии и компенсации; рассчитывается заработок работника, принятого на работу в режиме неполного рабочего дня; предусматриваются три основных вида учета рабочего времени: поденный, недельный, суммированный.
Нашей задачей является разработка мероприятий, которые решали бы проблемы предприятия, были последовательны и обоснованы.
Объектом исследования является ОАО «Заинский сахар».
Предмет исследования –
организация управленческого
Полно фирменное наименование: Открытое акционерное общество ОАО «Заинский сахар»
Сокращенное фирменное наименование: ОАО «Заинский сахар»
Место нахождения: 423520, Россия, Республика Татарстан, город Заинск, ул. Заводская 1.
Организационно-правовая форма: Открытое акционерное общество
Основной вид деятельности общества в соответствии с уставом: закупка, прием, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции — сахарной свеклы, сырца.
ОАО "Заинский сахар" - это крупное предприятие, перерабатывающее до 3000 тонн сахарной свеклы в сутки по сложной технологии и с ярко выраженным сезонным характером производства. Технологический процесс ведется непрерывно в течение суток и в течение всего сезона переработки сахарной свеклы. Производство сахара-песка из сахарной свеклы начинается с момента начала уборки сахарной свеклы в сентябре месяце. Заготовка сахарной свеклы ведется в течение приблизительно 50-60 суток, закладывается на хранение и в течение всего сезона непрерывно подается в завод на переработку. В межсезонный период осуществляются работы по текущему и капитальному ремонтам оборудования, выполняется комплекс работ по совершенствованию технологии производства, замене морально и физически изношенного оборудования, также выполняется программа технического переоснащения и реконструкции.