Совершенствование процесса маркетингового планирования предприятия оптовой торговли продуктами питания на примере ООО «ЛИМ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:46, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломный работы является совершенствование процесса маркетингового планирования предприятия оптовой торговли продуктами питания на основе разработки мероприятий, направленных на улучшение управления маркетинговой деятельностью и тщательно проведенного анализа ее изменений за последний год работы предприятия. Кроме того, итогом всей проведенной работы будет алгоритм прогнозирования объема продаж в MS Excel.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Проведение анализа внешней и внутренней среды предприятия;
Разработка мероприятий, направленных на;

Содержание работы

Введение
I. Теоретические вопросы маркетингового управления на рынке продуктов питания
1.1. Маркетинг продуктов питания в системе торговли:
основные процессы и особенности современных крупных городов.
1.2. Логистика как эффективный инструмент регулирования потоков продукции.
1.3. Логистика в оптовой торговле
1.4. Яйцо, как уникальный товар.
1.5. Маркетинговое планирование.

II. Анализ региональных аспектов торговли продуктами питания.
2.1.Анализ процесса производства и потребления яйца.
2.2. Краткая характеристика основных поставщиков ООО «ЛИМ».
2.3. Анализ системы маркетинга ООО «ЛИМ» (г.Тольятти)

III. Совершенствование процессов управления маркетингом в сфере оптовой торговли продуктами питания
3.1. Автоматизация оптовой торговли.
3.2. Алгоритм прогнозирования объема продаж в MS Excel.

Заключение

Список информационных ресурсов

Файлы: 1 файл

Diplom измененный.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

2.1. Логистика  в оптовой торговле

 

С точки зрения логистики наиболее значимыми участниками процесса товародвижения являются оптовое и транспортное звенья.

Оптовые посредники — это оптовые торговцы, дистрибьюторы, маклеры (дилеры). Оптовые торговцы, дистрибьюторы арендуют складские помещения или обладают ими. Они выполняют, как правило, в полном объеме все виды посреднических функций, перепродавая различным торговцам товары конечного потребления и непосредственно потребителям — товары производственного назначения.[3]

Совершенствование логистики  в оптовой торговле может осуществляться по двум направлениям, первое из которых предусматривает развитие опта во взаимосвязи с технико-технологическим и организационным совершенствованием всей системы товародвижения. Второе направление предусматривает совершенствование внутрискладских грузоперерабатывающих систем.

Наличие второго направления  обусловлено тем, что предприятия  оптовой торговли сами представляют собой сложные складские грузоперерабатывающие системы. Применение логистического подхода к управлению товарными потоками в пределах этих систем является важным слагаемым повышения эффективности функционирования оптового звена. Следует отметить, что внутрискладская логистика в оптовой торговле на начало рыночных преобразований широкого развития не имела. Уровень механизации погрузочно-разгрузочных и транспортноскладских работ не превышал 11% (продовольственные товары). Лишь на незначительном количестве оптовых баз был внедрена механизация внутрискладских работ с применением вилочных электропогрузчиков и технологии рабе ты с пакетированными грузами. В настоящее время транс портно-складские затраты при доставке грузов массового потребления составляют более 40% стоимости груза в странах с развитой логистикой эти затраты не превышают 15%.

Оптовые предприятия  в процессе реализации товаров могут выполнять работы по логистическому сервису: хранение товаров, транспортировка, экспедирование грузов фасовка, обработка, подсортировка, упаковка товаров, маркировка товаров машиночитаемыми кодами. По данным зарубежных источников в условиях развитого рынка в структуре предоставляемых оптовыми предприятиями платных услуг на первом месте находятся транспортные, затем услуги по хранению, маркировке, сортировке и упаковке товаров. На оптовых предприятиях Российской Федерации перечисленные услуги, за исключением хранения, пока не получили широкого развития.

Существенные резервы  повышения эффективности оптовой торговли Российской Федерации связаны с совершенствованием информационных систем и технологий, обслуживающих процессы товародвижения. В настоящее время кодирование и маркировка грузовых единиц штриховыми машиночитаемыми кодами и, соответственно, автоматизированная идентификация этих кодов не применяются. [1]

Транспортировка товара производится основными видами транспорта: железнодорожным, автомобильным; воздушным, водным и трубопроводным.

Автомобильный транспорт. Традиционно используется для перевозок на относительно короткие расстояния. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара, имеет место упрощенное оформление документов, действует более гибкая система платежей за перевозки. [3]

 

2.2. Эффективность применения логистики в торговле

 

Мировой и отечественный опыт свидетельствует, что применение логистики позволяет существенно повысить эффективность торговли. Остановимся на основных слагаемых эффекта.

2.2.1. Сокращения запасов в цепях товародвижения за счет:

  • перераспределения запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене;
  • применения современных технологий контроля состояния запасов;
  • высокой степени согласованности участников в вопросах своевременного пополнения запасов.

Сокращаются как текущие, так и страховые запасы. Текущие — за счет поставок точно в срок оптимальных размеров партий. Страховые — за счет их концентрации в едином распределительном складе. Например, если 100 магазинов объединить вокруг одного распределительного склада и сконцентрировать здесь страховые запасы, то по закону квадратного корня общий размер запаса без ущерба для стабильности обслуживания сократится в 10 раз.

2.2.2. Максимальное использование площадей и объемов 
предприятий оптовой и розничной торговли.   Например, логистическая оптимизация цепи товародвижения позволит существенно изменять структуру площадей магазинов в пользу увеличения доли торговых площадей. Этого удается достичь за счет:

  • резкого сокращения общего количества запасов и перемещения их значительной части из магазина в оптовое звено;
  • перемещения части подготовительных операций, таких, как фасовка, маркировка, проставление цены и др., на более ранние стадии товародвижения.

2.2.3. Ускорение оборачиваемости капитала. Достигается за счет контроля времени сквозных процессов размещения и выполнения заказов.

2.2.4. Сокращение транспортных расходов, которое удается достичь за счет высокой согласованности участников в вопросах использования транспорта.

2.2.5. Сокращение затрат, связанных с грузопереработкой, в том числе затрат ручного труда.

Совокупный эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения  перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем ценной для рынка способности обеспечивать поставку нужного груза, необходимого качества, в нужном количестве, в нужное время, в нужное место с минимальными затратами. [1]

 

3. Оптовая торговля продуктами питания.

 

Продажа продуктов питания осуществляется на предприятиях розничной и оптовой торговли. Оптовая торговля продуктами питания включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования. Оптовая торговля продуктами питания помогают производителям эффективно доставлять продукты питания множеству розничных торговых предприятий в любой части страны. Оптовики по продуктам питания выполняют много различных функций, включая деятельность по сбыту и стимулированию, закупки и формированию товарного ассортимента, разбивку крупных партий товара на мелкие, складирование, транспортировку, финансирование, принятие риска, предоставление информации о рынке продуктов питания и услуг по управлению и консультационных услуг.

Основными задачами оптового торгового  предприятия являются: 
- поиск поставщиков продуктов питания для розничных предприятий и других покупателей;

- закупка продуктов питания у  производителей, их доставка и  хранение; 
- формирование торгового ассортимента в соответствии с требованиями розничных предприятий;

- обеспечение предприятиям-производителям  сбыта их товаров; 
- маркетинговые исследования для производителей продуктов питания и розничных предприятий;

- информационное и консалтинговое обслуживание.

В современных рыночных условиях оптовая  торговля продуктами питания обладает рядом особенностей, придающих формам реализации в ней базовых принципов маркетинга своеобразные черты, серьезно отличающиеся от розничной торговли или производства. Оптовое предприятие выполняет более широкий спектр маркетинговых функций как посредник, обеспечивающий информацией о потребительских предпочтениях и состоянии рынка не только себя, но и своих поставщиков и клиентов.

В последние годы на оптовом продовольственном  рынке страны произошли существенные количественные и качественные изменения. Наблюдается тенденция сокращения доли оборота продовольственных товаров в общем, объеме товарооборота. Доля средств на покупку продовольственных товаров в структуре потребительских расходов населения продолжает оставаться весьма значительной. 
Позитивные сдвиги в развитии российской промышленности дали определенный толчок к формированию рынка отечественных товаров и повышению уровня обеспеченности ими. Однако основные проблемы продовольственного рынка продолжают оставаться довольно острыми. Отечественных товарных ресурсов для полного удовлетворения потребностей населения в продовольствии населения не хватает. Поэтому остается определенная зависимость от импорта.

Эффективность деятельности предприятий  оптовой торговли продуктами питания  сегодня может быть обеспечена только за счет создания современной материально-технической  базы, позволяющей сформировать основные элементы рыночной инфраструктуры - собственную складскую сеть, транспорт, связь, коммуникации для качественного и своевременного выполнения договорных обязательств по поставкам и сервисному обслуживанию. 
Необходимы самостоятельные, крупные организации - гибкие, оперативные, оснащенные новейшими средствами вычислительной техники, средствами связи, передачи информации и оргтехники.

 

 

3.1. Яйцо, как  уникальный товар.

 

Содержание витаминов в курином яйце:

A, мг

B1, мг

B2, мг

B6, мг

D, мкг

E, мг

PP, мг

Фолиевая кислота, мкг

0,35

0,07

0,44

0,12

7,0

2,0

0,19

3,2


 

Средняя масса куриного яйца 58 граммов. Около 12 % ее составляет скорлупа, 56 %- белка  и почти 32 % -желток. Калорийность 100 граммов яичной массы равна 158-172 килокалориям, желтка 300-380, белка 40- 42ккал. В одном яйце содержится столько же калорий, сколько в 100 граммах говядины.  Калорийность его содержимого в 2,5 раза выше молока, в одном яйце массой 60 гр 90-95 ккал, 12,5 % белков и около 12 % жиров. В соответствии с нормой питания, человек в среднем должен потреблять 300 яиц в год или чуть меньше одного яйца в день. Яйца и яйцепродукты: Уникальный продукт питания, не имеющий субститутов, отличается высоким содержанием белка. Яичный белок является мировым эталоном животного белка. Яйцо, один из самых популярных продуктов питания, идеально упакованный самой природой, недорогой источник белка и других биологически активных веществ, жизненно необходимых каждому человеку.[10]

 
3.2. Российская экономика, особенности оптовой торговли яйцом.

 

В 2005 году, хотя производство яйца выросло до 36,8 млрд (в 2004 году было 35,6 млрд), это не позволило птицеводам значительно увеличить свои доходы. Одной из причин называют замедление роста цен: в 2005 году яйца подорожали лишь на 6% по сравнению с 2004 годом – в среднем до 24,03 руб./дес. Средние отпускные цены птицефабрик выросли еще меньше – всего на 3%, до 18,83 руб./дес. По оценкам гендиректора Росптицесоюза Галины Бобылевой, доходность яичного бизнеса сейчас составляет 12% (бройлерного – 22–24%). Специалист делает вывод, что «птицефабрики, производящие яйцо, работают на нижней границе рентабельности».

К причинам, сдерживающим рыночную динамику, аналитики относят, во-первых, снижение потребления яиц, так как раньше яйцо было недорогим источником белка, а теперь покупатель может разнообразить свой рацион за счет других продуктов. Во-вторых, в этом сезоне была очень холодная зима, и в морозные дни торговля яйцом шла менее активно. У тех компаний, чей грузовой транспорт не был приспособлен для перевозки продукции при таких низких температурах, товар оставался на складах, сроки его реализации заканчивались, и яйцо приходилось отправлять на переработку. В-третьих, пока слабо  развита глубокая переработка яиц. В-четвертых, рынок фасованной и брэндированной продукции  только формируется. Ко всем перечисленным причинам  в прошлом году добавилась угроза птичьего гриппа, повлиявшая на развитие рынка яиц.

В связи с обнаружением в  областях нашей страны и прилегающих регионах очагов заражения дикой и домашней птицы вирусом «птичьего гриппа» службами ветеринарно-санитарного надзора проводился и проводится в настоящее время комплекс мер карантинно-ограничительного характера, что привело к значительному снижению спроса на данную продукцию.  
В целом снижение спроса внутри города и области произошло незначительное.

Конкуренция является базовым  механизмом рыночных отношений. Она  заставляет предпринимателей соперничать  между собой и тем самым  способствует достижению наилучших экономических и социальных результатов. (9)

Группа лидеров тольяттинского рынка яиц в этом сезоне сохранила  свой состав. В настоящий момент, по оценкам аналитиков, основными  операторами  являются: ООО «Аверс», ООО «Джюса», ООО «ЛИМ», а также пять–семь предприятий и ИП, которые специализируются на данном виде продукции. 
На развитие рынка влияют  изменения  покупательских предпочтений в отношении яичной продукции. За последний год явно обозначилась тенденция к увеличению спроса на фасованное яйцо, сектор микрорынков, базарчиков и частных торговцев неуклонно угасает и сокращается, что и приводит к оттоку покупателей в крупные сетевые магазины и супермаркеты, покупатели которых заинтересованы в основном в фасованной продукции, несмотря на ее более высокую цену. Таким образом, предприятия розничной торговли все в большей степени склоняются к более дорогой, но более удобной в работе розничной упаковке. Следуя спросу, наша компания работает в этом направлении с производителями розничной упаковки, уделяя большое внимание качеству поставляемой продукции.

Соответствие  самым актуальным требованиям рынка и запросам покупателей имеет большое значение для специалистов компании ООО «ЛИМ». Сети стали заказывать больше яйца в разовой упаковке (коробочках) и приходят к более цивилизованной продаже яйца. Стало пользоваться спросом яйцо йодированное, с повышенным содержанием каратиноидов («Деревенское», «Сибирское»), а также яйцо «Отборное».

Информация о работе Совершенствование процесса маркетингового планирования предприятия оптовой торговли продуктами питания на примере ООО «ЛИМ»