Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:46, дипломная работа
Целью дипломный работы является совершенствование процесса маркетингового планирования предприятия оптовой торговли продуктами питания на основе разработки мероприятий, направленных на улучшение управления маркетинговой деятельностью и тщательно проведенного анализа ее изменений за последний год работы предприятия. Кроме того, итогом всей проведенной работы будет алгоритм прогнозирования объема продаж в MS Excel.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Проведение анализа внешней и внутренней среды предприятия;
Разработка мероприятий, направленных на;
Введение
I. Теоретические вопросы маркетингового управления на рынке продуктов питания
1.1. Маркетинг продуктов питания в системе торговли:
основные процессы и особенности современных крупных городов.
1.2. Логистика как эффективный инструмент регулирования потоков продукции.
1.3. Логистика в оптовой торговле
1.4. Яйцо, как уникальный товар.
1.5. Маркетинговое планирование.
II. Анализ региональных аспектов торговли продуктами питания.
2.1.Анализ процесса производства и потребления яйца.
2.2. Краткая характеристика основных поставщиков ООО «ЛИМ».
2.3. Анализ системы маркетинга ООО «ЛИМ» (г.Тольятти)
III. Совершенствование процессов управления маркетингом в сфере оптовой торговли продуктами питания
3.1. Автоматизация оптовой торговли.
3.2. Алгоритм прогнозирования объема продаж в MS Excel.
Заключение
Список информационных ресурсов
В 1997 году 574 птицефабрики, или 66% закончили год с убытком в сумме 340 млрд. рублей, при рентабельности –2,4% (с учетом дотаций). У птицеводческих предприятий практически отсутствуют оборотные средства, кредиторская задолженность парализует любую производственную деятельность. В условиях нерегулируемого рынка экономика птицеводческих предприятий оказалась в полной финансовой зависимости от стоимости используемых в производстве кормов и других материальных ресурсов. Физический износ технологического оборудования превысил 75%, а доля новой техники в общем, парке машин составляет сейчас всего 3%. Сыграл отрицательную роль и увеличивающийся из года в год импорт этой продукции по демпинговым ценам. Численность птицы в 2000 году по сравнению с 1990 годом сократилась на 270201,8 тыс. голов (56,9%), численность птицы яичных пород в сельскохозяйственных предприятиях в 2000 году по сравнению с 1990 годом уменьшилась на 42,6%, производство яиц на душу населения – на 86 штук. На данном этапе положение в отрасли начинает выравниваться, однако, предшествующему спаду есть объективные причины.
Сегодня птицеводам приходится держать тройной удар: повышение цен на зерно, увеличение ставки НДС до 20% и введение налога с продаж свели рентабельность этой самой скороспелой, динамично развивающейся отрасли АПК к нулю. Хозяйства покупают зерно, которое составляет 50-60% в себестоимости продукции, с 10%-м НДС, а реализуют ее с 20%-м НДС. В итоге всех этих «преобразований» суммарная рентабельность по отрасли составила 11%. При таких финансовых результатах вести речь о совершенствовании технологических процессов просто невозможно, так как на ежегодное нормативное обновление оборудования в яичном птицеводстве нужно около 1 млрд. рублей.
Тем не менее, отрасль сохранилась и сейчас успешно адаптируется к рынку, — сформирован опытный руководящий состав, создана материально-техническая база, осваиваются современные технологии. За прошедший год производство яиц увеличилось на 2%. Важное значение здесь имеет замена отечественных кроссов на зарубежные. Если в прошлом году от каждой курицы-несушки было получено в среднем по 253 яйца, в этом году на многих предприятиях — более 280 яиц. А всего с продуктивностью свыше 300 яиц работает более 40 хозяйств отрасли. Но безнадежным такое положение назвать нельзя. При определенных усилиях со стороны руководителей и специалистов хозяйств его еще можно поправить. И самый короткий путь к этому — не ждать финансовой помощи со стороны, а найти внутренние резервы.
Повышение эффективности работы птицеводства в условиях рыночной экономики во многом определяется степенью переработки и системой реализации продукции. Существующая сейчас система сбыта через множество посредников стала просто губительной. Разница между отпускными ценами и ценами реализации во многих случаях доходит до 50 %. А в общем, стоимостном выражении 2 млрд. рублей осело в карманах посредников только от реализации яиц. Значит, в дальнейшем надо развивать собственную торговую сеть, особенно оптовую.
1.2.1. «Росптицесоюз» регулирует цены.
Некоммерческая организация
Российский птицеводческий союз (“Росптицесоюз”)
создана при поддержке
Российские птицеводы решили заключить картельное соглашение по объемам производства и ценам на куриные яйца. Документ, подтверждающий принятия подобного решения советом директоров "Росптицесоюза" объединит треть российских птицефабрик
В документе говорится о выработке единой, обязательной для всех членов "Росптицесоюза" политики по вопросу ценообразования, включая введение в реальную практику проведения политики картельного соглашения. Все рекомендации по ценам, а также по региональному квотированию производства члены "Росптицесоюза" должны представить на утверждение совету директоров к 10 сентября.
Речь в документе идет только о яйцах. По ее словам, причиной для возможного введения квотирования и системы единого ценообразования стала проблема перепроизводства в некоторых регионах. Из-за этого производители из Тамбова, Курска, Воронежа, Вологды и Нижнего Новгорода демпингуют со своей продукцией в других областях. Оптовые цены на яйца в разных регионах колеблются от 10 до 15 рублей за десяток.
Начальник управления ФАС Теймураз Харитонашвили назвал решение совета директоров "Росптицесоюза" "грубым нарушением антимонопольного законодательства". Если картельное соглашение будет действительно заключено, то птицеводы нарушат одну из статей закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", запрещающую ценовые сговоры. "Если ФАС удастся доказать факт подобного сговора, то по закону это может стать основанием даже для ликвидации "Росптицесоюза" как координатора предпринимательской деятельности коммерческих организаций.
Участники рынка признают юридическую уязвимость решения "Росптицесоюза". Но при этом птицеводы уверены, что ничего невозможного нет. Попытки договориться, производители яиц предпринимали и раньше, но тогда постоянно мешал чей-то демпинг.
Можно предположить, что в случае, если участники рынка смогут достигнуть договоренностей по вопросу ценообразования, потребителя может ждать неприятный сюрприз в виде удорожания розничных цен на яйца.
1.3. Краткий обзор рынка куриного яйца Самарской области.
На потребительском рынке яйцо – один из самых доступных продуктов питания. Тем не менее, спрос на куриное пищевое яйцо на отечественном продовольственном рынке недостаточно высок. Считается, что яйцо - тяжелый калорийный продукт с высоким уровнем холестерина. На это можно возразить: в 100 граммах яичной массы содержится 156,9 ккал (80-100 ккал в одном яйце в зависимости от размера), что в два раза меньше, чем в 100 граммах хлеба. Что касается холестерина, то в яйце он составляет всего 1,5-2%, а лецитин, который препятствует отложению холестерина на стенках сосудов, – 10%. По мнению специалистов, население слабо информировано о полезных свойствах этого ценнейшего продукта питания. В курином яйце содержатся витамины А, В1, В2, В6, В12, D, Е, К, биотин, фосфор, железо, кальций, калий, йод, медь, кобальт, а также ценные белки и биорегуляторы.
Существует еще много различных точек зрения, как в пользу, так и против употребления яйца. Тем не менее, оно остается неотъемлемой частью нашего рациона.
Как известно, после 1990 года производство яиц в России резко сократилось: птицеводство в течение нескольких лет пребывало в кризисном состоянии. Причины этого заключались, в частности, в сокращении поголовья птицы, дефиците качественных комбикормов, малых объемах государственного финансирования. Начиная, с 1996 года наблюдается рост производства яйца, однако его темпы нельзя назвать достаточно высокими: в 2005 году было произведено лишь 76% от уровня 1990 года (рис. 1.3.1). В первом полугодии 2006 года в России произведено 18,6 млрд. штук, а всего в 2006-м, согласно прогнозам, производство составит 36,9-37,0 млрд. штук, но и это ниже уровня 1990 года на 22%.
Рисунок 1.3.1. Динамика производства яйца в РФ в 1990-2006 годы, млрд. шт.
Как следствие, по сравнению с 1990 годом сократилось и потребление яиц. На душу населения в 1990-м приходилось 297 штук, в 1999 году – 207, а в 2005-м - 245 штук, но уровень 1990 года все же не был, достигнут (рис. 1.3.2). Для сравнения, в странах Западной Европы потребление яйца составляет более 300 штук в год на душу населения.
Рисунок 1.3.2. Динамика потребления яиц на душу населения в РФ в 1998 – 2005годах, шт.
Маркетинговое исследование рынка куриного яйца Самарской области показало, что производство в 2005 году по сравнению с 1990-м снизилось более чем в 3 раза (рис. 1.3.3). По данным областного департамента по сельскому хозяйству и продовольствию за 2000 год, из 4 птицефабрик Самарской области 3 признаны убыточными. В настоящее время стабильно работают всего 1 птицефабрика, и 3 бройлерные птицефабрики.
Рисунок 1.3.3. Производство яйца в Самарской области в 1990-2005 годах, млн.шт.
Для внутреннего потребления Самарская область должна производить в год 400-450 млн.штук яиц. производится только 200-240 млн.". Тем не менее дефицита в этой продукции область не испытывает, поскольку нас усиленно "подкармливают" соседние регионы, где яичное производство активно дотируется местными администрациями.
Следует отметить, что в недалеком прошлом в Самарской области было четыре мощные птицефабрики яичного направления - Жигулевская, Подбельская и Тимашевская, Волжская. Они полностью обеспечивали своей продукцией не только Самарскую губернию, но и соседние регионы. Если бройлерные птицефабрики - Тольяттинская, Обшаровская, Безенчукская после августа 1998 года добились положительных результатов финансово-экономической деятельности, то практически все производители куриных яиц оказались банкротами. Дело в том, что за последние два года цены на корма и энергоресурсы выросли во много раз, а стоимость яйца за ними не поспевала. Набрав кредиты под зерно, птицефабрики фактически выбросили их на ветер, и сами загнали себя в долговую ловушку. В результате в губернском птицепроме началась цепная реакция банкротств. Первой не выдержала существования в таких ненормальных экономических условиях Подбельская птицефабрика. Прошло еще несколько месяцев - и к печальному финалу в виде банкротства почти одновременно пришли сразу две крупные птицефабрики: Жигулевская и Тимашевская. Статуса банкротов они удостоились с перерывом в одну неделю. В настоящее время таких предприятий в губернии уже не существует.
Последняя из четырех названных птицефабрик - Волжская под Сызранью спаслась благодаря своей компактности. Минимальный расход энергоресурсов позволил сохранить низкую себестоимость продукции и сохранить продуктивность на приемлемом уровне. Пока предприятие работает почти без долгов, но тоже балансирует на грани допустимого. Волжская - старейшая птицефабрика области: оборудование здесь не менялось с 1963 года. И как только оно перестанет функционировать, то остановится все производство, так как на переоснащение новой техникой денег у предприятия просто нет.
Самарские птицефабрики сегодня поставлены в неравные условия по сравнению с производителями из других областей. Оттуда в губернию привозят дешевое куриное яйцо и мясо - и самарским производителям приходится соглашаться на эту разорительную цену и тем самым накручивать убытки. Как объективно делают вывод местные экономические обозреватели, если на уровне области в ближайшее время не будут приняты необходимые меры, в губернии исчезнет целая отрасль.
Анализ оптового рынка яйца г.Тольятти показал, что в общем предложении самарские производители пока конкурировать не могут. На момент исследования (июль 2005 года) на оптовом рынке г.Тольятти была представлена продукция из 8 регионов. На то, что Самарская область не может самостоятельно обеспечить себя куриным яйцом, быстро отреагировали птицефабрики, как из соседних городов, так и отдаленных. Отныне в Самаре можно встретить в продаже куриные яйца из Башкортостана, Мордовии, Ульяновска, Свердловской, Челябинской, Тюменской областей, Республики Марий-Эл, Удмуртской Республики и других. В период повышенного спроса на яйцо география поставок расширяется. Можно отметить, что предложение коричневого и белого яйца практически одинаково. Спрос на белое яйцо увеличивается лишь во время Пасхи.
В основном ассортимент оптовой сети составляет яйцо I и II категорий – 49% и 36% от всего предложения соответственно; отборное яйцо занимает 13%, а на диетическое приходится всего 2% (рис. 1.3.4). В сезон увеличения спроса – в предпраздничные дни, в частности на Новый год и Пасху, - доля диетического яйца возрастает до 12%.
Рисунок 1.3.4. Доля куриного яйца по категориям в предложении оптового рынка Тольятти, июль 2005 года.
Нужно сказать, что цена на яйцо, которое продается в Самарской области, выше цены других областей России. Причина кроется в том, что в стоимость заложены транспортные расходы. Таким образом, рынок Самарской области, где производство яйца мизерно, заполняется продукцией птицефабрик из других регионов. В результате исследования выяснилось, что цены на яйца в г.Тольятти подвержены ежедневным колебаниям. При этом самый большой разброс цен – 5 рублей за десяток – приходится на диетическое яйцо, поскольку срок хранения данного продукта 7 суток. Для остальных категорий яиц разброс колеблется в пределах 1,5-3 рублей за десяток (см. таблицу 1.3.1).
Таблица 1.3.1. Разброс оптовых цен на яйцо по категориям на рынке Самарской области, июль 2005года, руб./десяток.
Примечательно, что для конечного потребителя,
как правило, не имеет значения производитель
яиц, так как в течение многих лет место
производства не указывалось. К сожалению,
и сейчас немногие птицефабрики брэндируют
свою продукцию. Однако ситуация в этом
отношении меняется в лучшую сторону:
на рынке яйца уже появляются торговые
марки. Среди них можно назвать «Чепфа»,
«Вараксино», «Горно-Марийское» производителей
из Челябинской области, Республики Мари-Эл
и Удмуртской. Способствуют становлению
цивилизованного рынка в г.Тольятти и
торговые организации (ООО «ЛИМ», ООО «Джюса»),
самостоятельно упаковывающие продукцию
для супермаркетов под их торговыми марками,
например «5», «Миндаль» и др. (с обязательным
указанием на упаковке производителя
яйца). Таким образом, рынок яйца предоставляет
производителям и торговым организациям
широкие возможности для создания успешных
торговых марок. Учитывая, что в России
потребление яйца будет увеличиваться,
можно утверждать, что данный рынок имеет
большой потенциал развития для всех его
участников. (5,9)
2. Краткая характеристика основных поставщика ООО «ЛИМ».
2.1. ОГУП Птицефабрика «Свердловская».
С 1995 года все товарное яйцо производится элитной, генетически здоровой птицей. От мирового лидера – германской фирмы «ЛОМАНН-ТИРЦУХТ».
Птицефабрика «Свердловская» ежегодно продает более 700млн.штук яиц в год. Из них 80% с белой скорлупой. Каждое пятое яйцо, произведенное на фабрике – цветное (коричневое и песочное). Столовое яйцо (и белое и цветное) имеет удивительно длительный срок хранения – до 25 суток.