Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 14:46, дипломная работа
Целью дипломный работы является совершенствование процесса маркетингового планирования предприятия оптовой торговли продуктами питания на основе разработки мероприятий, направленных на улучшение управления маркетинговой деятельностью и тщательно проведенного анализа ее изменений за последний год работы предприятия. Кроме того, итогом всей проведенной работы будет алгоритм прогнозирования объема продаж в MS Excel.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Проведение анализа внешней и внутренней среды предприятия;
Разработка мероприятий, направленных на;
Введение
I. Теоретические вопросы маркетингового управления на рынке продуктов питания
1.1. Маркетинг продуктов питания в системе торговли:
основные процессы и особенности современных крупных городов.
1.2. Логистика как эффективный инструмент регулирования потоков продукции.
1.3. Логистика в оптовой торговле
1.4. Яйцо, как уникальный товар.
1.5. Маркетинговое планирование.
II. Анализ региональных аспектов торговли продуктами питания.
2.1.Анализ процесса производства и потребления яйца.
2.2. Краткая характеристика основных поставщиков ООО «ЛИМ».
2.3. Анализ системы маркетинга ООО «ЛИМ» (г.Тольятти)
III. Совершенствование процессов управления маркетингом в сфере оптовой торговли продуктами питания
3.1. Автоматизация оптовой торговли.
3.2. Алгоритм прогнозирования объема продаж в MS Excel.
Заключение
Список информационных ресурсов
Для оценки состояния информационного менеджмента на ООО «ЛИМ» заполним следующую таблицу:
Информационный менеджмент на предприятии Таблица 3.4.2.
№ |
Критерии оценки |
Оценка/варианты оценки |
1 |
Тип информационной среды |
Компьютерные технологии |
2 |
Области применения компьютерных технологий |
Процесс ведения складской деятельности Делопроизводство Информационная поддержка управления |
3 |
Компьютерные технологии в информационной поддержке управления |
Бухгалтерский и управленческий учет Справочно-правовые системы, бизнес-планирование, финансовый анализ и т.д. |
4 |
Применяемые программные продукты |
Microsoft Office, Microsoft Word, 1С-бухгалтерия, South, и т.д. |
5 |
Режим работы персональных компьютеров |
Однопользовательский Локальная сеть |
6 |
Наличие E-Mail |
LIM_TOL@RAMBLER.RU |
7 |
Наличие собственного сайта |
- |
8 |
Способ передачи внутрифирменной информации |
Лично Факс, E-Mail |
Анализируя полученную информацию можно сделать вывод, что для ООО «ЛИМ» информационный менеджмент имеет большое значение. На предприятии широко используются компьютерные технологии во многих областях деятельности.
Штатное расписание на 1 августа 2006г. Таблица 3.4.3.
Структурное подразделение |
Профессия (должность) |
Количество штатных единиц | |
наименование |
код | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
АУП |
|
Директор Ком.директор Зам.коммерческого директора Зам.директора Секретарь Гл.бухгалтер Зам.гл.бухгалтера Начальник отдела кадров Начальник отдела розничных продаж Начальник отдела оптовых продаж Начальник отдела закупок Заведующий отделом по сбыту продукции Супервайзер Программист Менеджер Офис-менеджер Бухгалтер Торговый представитель Уборщик производственных и служебных помещений |
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 4 1 1 22 1 |
«Центральный склад» |
|
Зав.складом Кладовщик Ст.оператор Оператор Бухгалтер Офис-менеджер Менеджер Продавец прод.товаров Грузчик Уборщик производств.помещен. |
1 3 1 5 1 1 2 1 8 1 |
«Транспортный цех» |
Начальник гаража Главный механик Механик по ремонту транспорта Механик Водитель Уборщик производственных и служебных помещений |
1 1 1
1 13 1 | |
Склад № 1 |
Зав.складом Кладовщик Фасовщица |
1 1 13 | |
Склад № 2 |
Продавец |
1 | |
Склад № 3 |
Исполнительный директор Начальник отдела оптовых продаж Супервайзер Бухгалтер Зав.складом Кладовщик Офис-менеджер Торговый представитель Старший оператор Оператор Водитель Грузчик Уборщик производственных и служебных помещений |
1 1 1 1 1 2 1 13 1 1 1 4 1 | |
Склад № 4 |
Продавец |
1 | |
Рыночное планирование
внутрифирменной деятельности служит
основой современного маркетинга, производственного
менеджмента и в целом всей
экономической системы
Планирование и управление экономической деятельностью в компании ООО «ЛИМ» тесно связаны между собой следующими общими функциями: выбор целей, определение поставщиков, организация процессов, контроль исполнения, координация работы, корректировка задач, мотивация персонала, оплата труда и т.д. В их исполнении участвуют многие категории персонала – руководители всех уровней управления, менеджеры закупок, менеджеры торговых отделов и др.
Остатки на складе ежедневно контролирует менеджер отдела закупок, который курирует только эту группу товаров. Это позволяет ему своевременно отреагировать на сложившиеся ситуации на рынке.
Для каждого из торговых отделов определен планируемый сбыт, который выглядит так, %:
розничный отдел – 10%,
оптовый отдел – 20%,
отдел по поставке продукции в торговые сети – 45%,
отдел по поставке продукции в предприятия общественного питания – 5%,
регионы - 20%.
Таблица 3.5.1.
Статистика продаж с января 2006г. по сентябрь 2006г. по трем основным категориям: яйцо С1 Деревенька, С1, С2.
Месяц |
Наименование |
Мест |
Сумма | ||||
01.06 |
Яйцо С1 Деревенька |
101,006 |
75844,39 | ||||
02.06 |
Яйцо С1 Деревенька |
781,022 |
587824,15 | ||||
03.06 |
Яйцо С1 Деревенька |
1494,067 |
1134484,78 | ||||
04.06 |
Яйцо С1 Деревенька |
1662,611 |
1214549,29 | ||||
05.06 |
Яйцо С1 Деревенька |
587,106 |
338777,92 | ||||
06.06 |
Яйцо С1 Деревенька |
208,294 |
103200,96 | ||||
07.06 |
Яйцо С1 Деревенька |
516,686 |
280635,12 | ||||
08.06 |
Яйцо С1 Деревенька |
2294,606 |
1357373,07 | ||||
09.06 |
Яйцо С1 Деревенька |
979,339 |
591848,17 | ||||
01.06 |
Яйцо С1 белое |
8186,997 |
4946856,69 | ||||
02.06 |
Яйцо С1 белое |
5902,778 |
3679844,86 | ||||
03.06 |
Яйцо С1 белое |
7323,683 |
4817394,69 | ||||
04.06 |
Яйцо С1 белое |
4294,125 |
2940639,60 | ||||
05.06 |
Яйцо С1 белое |
5451,367 |
2459797,08 | ||||
06.06 |
Яйцо С1 белое |
7887,728 |
2878760,75 | ||||
07.06 |
Яйцо С1 белое |
9476,186 |
3450758,40 | ||||
08.06 |
Яйцо С1 белое |
3424,167 |
1953679,45 | ||||
09.06 |
Яйцо С1 белое |
8419,986 |
4681050,03 | ||||
01.06 |
Яйцо С2 белое |
1124,469 |
581254,91 | ||||
02.06 |
Яйцо С2 белое |
1737,133 |
917377,87 | ||||
03.06 |
Яйцо С2 белое |
1621,772 |
905666,31 | ||||
04.06 |
Яйцо С2 белое |
614,844 |
342380,79 | ||||
05.06 |
Яйцо С2 белое |
508,161 |
236886,77 | ||||
06.06 |
Яйцо С2 белое |
205,011 |
64497,20 | ||||
07.06 |
Яйцо С2 белое |
1584,656 |
500875,22 | ||||
08.06 |
Яйцо С2 белое |
2301,925 |
935374,53 | ||||
09.06 |
Яйцо С2 белое |
524,172 |
239567,13 | ||||
Итого: |
79213,897 |
42217200,13 |
По выше приведенным данным приходится на:
розничный отдел – 9,4%,
оптовый отдел – 18,8%,
отдел по поставке продукции в торговые сети – 47,48%,
отдел по поставке
продукции в предприятия
регионы – 19,12%.
Отобразим полученные данные
для сравнения результатов
Выявим факторы, которые являются причиной неудач в планировании и выполнении планов, и ошибки, закладываемые уже в процессе планирования и, в принципе, легко избегаемые.
Маркетинговый план — это инструмент демократичного, гибкого рыночного управления фирмой. Но ни одна фирма не застрахована от неудач при его выполнении. Тем более высока их вероятность для предпринимателей, только переходящих в своей деятельности на принципы маркетинга.
Первая группа факторов связана с некорректностью целевой ориентации фирмы. Возможно и то, что просто не был учтен сложившийся дисбаланс целей и ресурсов.
Вторая группа определяется дефектами команды составителей, разработчиков плана. Хотя бы некоторые из ее членов могут быть не вполне профессиональны. Еще хуже, если кто-то оказался равнодушен к качеству и выполнению плана из-за отсутствия ответственности или слабости стимулов. Возможно, что в команде не сложилось взаимодействие ее участников, в том числе отношения руководства и подчинения. Может, оказался неоптимальным сам состав команды; планировали одни работники, а выполнять будут другие, не принимавшие участия в разработке плана, тогда успехов ожидать не приходится.
Большая группа факторов возможных неудач — это дефекты в содержании плана. Возможно, он оказался не комплексным. Если из приведенной ранее схемы плана исключить хотя бы один раздел или даже часть раздела, то образовавшаяся «черная дыра» начнет затягивать в себя и другие разделы, приведет к лавинообразному разрушению плана в целом. Другие ошибки: нечеткость в определении задач и потребных ресурсов, «кабинетность» разработки плана, опора исключительно на информацию «из вторых рук» при его разработке, поверхностность анализа и укороченные по срокам прогнозы, излишняя централизация (в отношении подразделений и филиалов) и жесткость, безальтернативность планов.
Неудачи плана могут быть предопределены и дефектами структуры управления, взаимоотношений на фирме в целом. Обречен на неудачу план, слабо поддерживаемый руководством фирмы, выполняемый бесконтрольно, при низком статусе маркетинга на фирме. То же происходит, если между подразделениями — участниками разработки и выполнения плана существуют и не разрешаются конфликты, особенно противоречия по целям деятельности.
Последствия и ущерб от предпринимательских рисков бывает прямым и косвенным. Прямой ущерб — это потери основных и оборотных фондов, физический ущерб персоналу, физический и имущественный ущерб третьим лицам (населению и организациям). Косвенный ущерб — это неполучение дохода (упущенная выгода) вследствие перерыва в хозяйственной деятельности по различным причинам. Потери, ущерб - снижение объемов продаж, неполученная ожидаемая прибыль, нарушения своих обязательств перед клиентами.
Почему происходит переключение с одной категории яйца на другую категорию?
Такая цикличность наблюдается два три раза в течении года, за несколько месяцев до пасхи и до нового года в связи с тем, что производится замена племени. Нехватка самых ходовых категорий яйца наблюдается в течении всего периода пересаживания курицы. Молодка несет 2 и 3 категории яйца это малопродаваемые позиции. В эти периоды 50% продукции идет от молодки, поэтому и возникает дефицит по самым ходовым позициям С1 и СО. Когда существует нехватка в яйце пользующегося спросом происходит переключение на яйцо других категорий, например С2.
В зимний период идет рост цен на горючее, корма, тару, электроэнергию и т.д. Это приводит к повышению себестоимости продукции. В зимний период валовой объем производства на птицефабриках снижается, а спрос в последние два зимних месяца и перед Пасхой возрастает. Следовательно, имеются провалы в продажах, поэтому необходимо строить свою работу не с одним, двумя поставщиками, а с несколькими птицефабриками, которые производят аналогичную продукцию.
В связи с прокатившейся волной по всей стране птичьего гриппа многие птицефабрики не выдержали нормативных требований, поэтому они были закрыты. В связи с закрытием птицефабрик в Челябинской области Свердловской птицефабрике необходимо перекрыть потребности в яйце данной области. На Свердловской птицефабрике возросло количество филиалов, до 25. В момент дефицита птицефабрика обеспечивает, прежде всего, свой город и близлежащие регионы. Наша компания хоть и дистрибьютор по Самарской области, но при этом является отдаленным регионом, этот факт не позволяет правильно планировать закупки.
В эпоху очень быстрого развития сетей по всей стране возникает необходимость расширение ассортимента, поэтому наша компания заключает на постоянной основе договора со многими птицефабриками, которые могут предоставить полную линейку яичной продукции. В таком случае в момент дефицита одной категории покупатель имеет широкий выбор другой категории яйца. Таким образом, это позволяет нашей компании, имея провалы в связи с дефицитом по одной позиции компенсировать их увеличением продаж других категорий. Цикличность в течение года будет сглаживаться.
Созданные в компании за последние годы отделы розничных и оптовых продаж, отдела продаж в торговые сети, позволяют в течении всего года балансировать объемы продаж. Отделы занимаются мониторингом местного рынка, анализируют ситуацию, разрабатывают этикетки, что позволит приблизиться к покупателю, донести до него информацию о продукте, увеличить продажи, позволяет больше узнать о компании.
Рассмотрим макросреду прямого воздействия. Это в первую очередь конкуренты, поставщики и покупатели.
Конкуренция - один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизм регулирования осуществленного производства. Для маркетолога важно видеть в конкуренции процесс соперничества между субъектами рынка, которые осуществляют предпринимательскую деятельность и заинтересованы в достижении аналогичных целей. В маркетинге такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителей. Смысл конкурентной борьбы заключается в завоевании конкретных потребителей, пользующихся услугами конкурентов, а не в действиях против предприятий-соперников. Но чтобы выиграть в конкурентной борьбе, нужно обладать определенным преимуществом на рынке, уметь создать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товара и средств его продвижения на рынке. Рассмотрим основных конкурентов:
ПФ «Тольяттинская» очень низкий объем яйца, основное направление деятельности производство кур для г.Тольятти.
ПФ «Волжское» объем п