Структура себестоимости перевозок автомобильным транспортом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июля 2013 в 11:19, дипломная работа

Описание работы

В выпускной квалификационной работе проводится анализ производственных и финансовых показателей деятельности ООО «Гардез», оценка структуры себестоимости перевозок.
Основной целью работы является экономическое обоснование мероприятий по снижению себестоимости грузовых перевозок. В работе подробно рассмотрены два метода снижения расходов: установка газового оборудования и обновление парка автомобилей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..…4
1. Структура себестоимости перевозок автомобильным транспортом……….….7
2. Развитие рынка транспортных услуг в Санкт-Петербурге …………………...12
2.1. Состояние рынка транспортных услуг в Санкт-Петербурге………………..12
2.2. ООО «Гардез» на рынке транспортных услуг Санкт-Петербурга……….....13
2.3. Состояние автотранспортного парка ООО «Гардез»………………………..20
3. Анализ финансовых показателей деятельности автотранспортного предприятия…………………………………………………………………...……25
3.1 Анализ тарифов на автомобильные перевозки……………………………….25
3.2. Анализ финансовых результатов работы автопарка………………………...27
3.3. Оценка финансового состояния предприятия…………………………...…..35
4. Экономическая оценка мероприятий по снижению себестоимости перевозок в ООО «Гардез…………………………………………………….……45
4.1. Снижение уровня расходов за счет установки газобаллонного оборудования………………………………………………………………...……..51
4.2. Снижение расходов на перевозки при замене парка автотранспорта……...55
Выводы и рекомендации………………………………………………………...…75
Список использованной литературы…………………………………………...…79

Файлы: 1 файл

с-п гардез.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

- объем основных  средств снижается на 5,5%.  Это  в большей степени связано  с устареванием автотранспорта;

- наблюдается  значительный рост дебиторской  задолженности (на 74,2%), следовательно, необходимо следить за ее состоянием;

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры  итоговых финансовых показателей с  выявлением влияния каждой позиции  отчётности на результат в целом (таблица 12).

 

Таблица 12

Вертикальный анализ финансовой отчетности

Показатели, тыс. руб.

2008г.

2009 г.

Удельный вес, %

Измене - ния

2008 г.

2009 г.

1

2

3

4

5

6

1.внеоборотные  активы

11727

10519

66,88

67,21

0,33

1.1нематериальные  активы

10,9

10,3

0,06

0,07

0,01

1.2.основные  средства

11726

10509

66,82

67,71

0,89

2.оборотные  активы

5807

5133

33,12

32,79

-0,33

2.1.запасы

5368

4811

30,62

30,84

0,12

2.2. дебиторская  задолженность

181

315

1,03

2,01

0,98

2.3.денежные  средства

258

7

1,47

0,04

-1,43

Итого активов

17533

15642

100

100

 

 

Основной удельный вес в структуре имущества  приходится на основные средства, причем их доля в 2009 году увеличилась с 66,82% до 67,21%. 

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

Анализ относительных  показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязи показателей. Финансовые коэффициенты представляют собой относительные показатели финансового состояния организации, рассчитываемые в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций.

Система относительных финансовых коэффициентов по экономическому смыслу может быть подразделена на четыре группы:

  1. показатели оценки рентабельности организации (прибыльности продаж, продукции и капиталоотдачи);
  2. показатели оценки рыночной устойчивости;
  3. показатели оценки ликвидности баланса как основы платежеспособности;
  4. показатели платежеспособности.

Система финансовых коэффициентов ввиду своей простоты и однозначности широко используется для анализа кредитоспособности предприятия, диагностики банкротства, в системе государственного регулирования банковской и другой финансовой деятельности.

Для оценки платежеспособности и ликвидности предприятия используются следующие финансовые коэффициенты.

Коэффициент текущей ликвидности – дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на один рубль текущих обязательств. Логика исчисления данного показателя заключается в том, что предприятие погашает краткосрочные обязательства в основном за счет текущих активов; следовательно, если текущие активы превышают по величине текущие обязательства, предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее (по крайней мере теоретически). Размер превышения и задается коэффициентом текущей ликвидности. Значение показателя может варьировать по отраслям и видам деятельности, а его разумный рост в динамике обычно рассматривается как благоприятная тенденция.

Формула расчета коэффициента текущей ликвидности выглядит так:

 

                                                                                              (7)

где ОбА – оборотные активы, принимаемые в расчет при оценке структуры баланса – это итог второго раздела баланса формы № 1 (строка 290) за вычетом строки 230 (дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты);

КДО - краткосрочные долговые обязательства – это итог четвертого раздела баланса (строка 690) за вычетом строк 640 (доходы будущих периодов) и 650 (резервы предстоящих расходов и платежей).

 

Ктл (2008г) = 5807 / 1271 = 4,6

Ктл(2009г) = 5133/1992 = 2,7

Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности – по назначению показатель аналогичен коэффициенту текущей ликвидности; однако исчисляется по более узкому кругу текущих активов, когда из расчета исключена наименее ликвидная их часть — производственные запасы. Логика такого исключения состоит не только в значительно меньшей ликвидности запасов, но, что гораздо более важно, и в том, что денежные средства, которые можно выручить в случае вынужденной реализации производственных запасов, могут быть существенно ниже затрат по их приобретению. В частности, в условиях рыночной экономики типичной является ситуация, когда при ликвидации предприятия выручают 40% и менее от учетной стоимости запасов. В западной литературе приводится ориентировочное нижнее значение показателя — 1, однако эта оценка также носит условный характер. Кроме того, анализируя динамику этого коэффициента, необходимо обращать внимание и на факторы, обусловившие его изменение.

Формула расчета коэффициента быстрой ликвидности выглядит так:

 

                                                                                             (8)

где  ОА – Оборотные  активы;

З – запасы;

КП – краткосрочные  пассивы.

 

Таким образом, формула  расчета этого показателя складывается как отношение дебиторской задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты), краткосрочных финансовых вложений (ф.1 стр. 250) и денежных средств (ф.1 стр. 260) к итогу четвертого раздела баланса (стр. 690) за вычетом доходов будущих периодов (стр. 640) и резервов предстоящих расходов и платежей (стр.650).

 

Кбл(2008г) = (5807-5368) / 1271 = 0,3

Кбл(2009г) = (5133-4811) / 1992 = 0,2

 

Коэффициент абсолютной ликвидности – является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендательная нижняя граница показателя, приводимая в западной литературе — 0,2.

Формула расчета коэффициента абсолютной ликвидности выглядит так:

 

                                                                                                 (9)

где  ДС – денежные средства;

КП – краткосрочные  пассивы.

 

Формулу расчета этого  показателя можно представить как  отношение стр. 260 (Денежные средства) к итогу четвертого раздела баланса (стр. 690) за вычетом доходов будущих периодов (стр. 640) и резервов предстоящих расходов и платежей (стр.650).

 

Кал(2008г) = 258 / 1271 = 0,2

Кал(2009г) = 7 / 1992 = 0,004

Доля оборотных средств  в активах характеризует наличие оборотных средств во всех активах предприятия в процентах. Формула расчета выглядит следующим образом:

 

                                                                                              (10)

где ОС – оборотные  средства предприятия;

А – все активы.

 

Расчет коэффициентов  представлен в таблице 13.

Таблица 13

Расчет коэффициентов  ликвидности предприятия

Наименование  коэффициента

норма

2008г

2009г

Отклонение

Коэффициент текущей  ликвидности

2

4,6

2,7

-1,9

Коэффициент быстрой  ликвидности

1

0,3

0,2

-0,1

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,2

0,2

0,004

-0,196


 

Расчет показателей  ликвидности показал, что коэффициент  текущей ликвидности находится  выше нормы, следовательно, запаса оборотных активов достаточно для погашения текущих долговых обязательств.  Коэффициент быстрой ликвидности и абсолютной ликвидности значительно ниже норматива, что связано с практически отсутствием денежных средств на счетах организации.

 

IV. Экономическая оценка мероприятий по снижению себестоимости перевозок в ООО «Гардез»

Величина себестоимости перевозок отражает деятельность транспортных предприятий во всех его службах и подразделениях.

Главнейшие  мероприятия по снижению себестоимости  могут быть определены из следующих  положений. Эксплуатационные расходы подразделяют на зависящие от пробега (т. е. от объема перевозок и ему пропорциональные) и не зависящие от пробега и по величине примерно постоянные при определенной величине хозяйства.  Структура себестоимости перевозок представлена на рисунке 9.

Рис. 9.  Структура затрат по перевозке грузов

Из рисунка  видно, что основная часть затрат приходится на материальные затраты  и затраты на оплату труда.

Таким образом, общие расходы на эксплуатацию могут быть снижены за счет следующих мероприятий: повышения общей производительности труда путем внедрения новой техники и технологии по содержанию подвижного состава, стимулирования и правильной организации труда всего обслуживающего персонала, сокращения удельного расхода электроэнергии и горючего.

На  себестоимость  перевозок оказывает влияние ряд технико-эксплуатационных показателей работы АТП, которые можно разбить на группы  (рисунок 10).

Показатели  производственной мощности автомобильного парка

Показатели  использования производственной мощности автомобильного парка, изменение которых не влияет на производительность подвижного состава

(на 1 км)

Показатели  использования производственной мощности автомобильного парка, изменение которых  влияет на производительность подвижного состава 

(на 1 км)

Оптимизация списочного состава автомобилей и водителей

Повышение коэффициента выпуска на линию

Увеличение  коэффициента использования грузоподъемности автомобиля

Грузоподъемность  подвижного состава

Увеличение  времени работы автомобилей на линии

Увеличение  коэффициента использования пробега

 

Снижение времени простоя под погрузо-разгрузочными работами

 
 

Оптимизация расстояния перевозки груза

 

Рис. 10. Технико-эксплуатационные показатели, влияющие на снижение себестоимости

Повышение коэффициента выпуска автомобилей на линию и увеличение времени их пребывания на линии позволяет выполнить требуемый объем перевозок меньшим количеством подвижного состава.

Основными путями повышения коэффициента выпуска  автомобилей и прицепов на линию  являются: создание необходимой производственно-технической  базы для технического обслуживания и текущего ремонта транспортных средств (автомобилей, прицепов и полуприцепов), оснащение ее необходимыми средствами механизации и автоматизации; укомплектование транспортной компании квалифицированными специалистами и ремонтными рабочими; внедрение прогрессивных режимов технического обслуживания и текущего ремонта; совершенствование организации и управления технической службой автотранспортного предприятия; улучшение обеспечения материалами, запасными частями, узлами и агрегатами; подготовка водительского состава с учетом работы автомобиля во все дни недели. Коэффициент выпуска автомобилей на линию не отражает степени использования их в течение дня. Поэтому он дополняется показателем среднего времени пребывания автомобиля в наряде.

Рост коэффициента использования пробега. С помощью экономико-математических методов и программного обеспечения осуществляется оптимальное планирование перевозок грузов, что обеспечивает рост коэффициента использования пробега, а это, в свою очередь, оказывает влияние на снижение переменных и части постоянных расходов.

Повышение коэффициента приводит к росту производительности автомобилей без увеличения пробега, а, следовательно, без увеличения переменных расходов. Остаются неизменными и  постоянные расходы.

Соблюдение режимов технического обслуживания и регулировки автомобильных двигателей является одним из путей снижения себестоимости перевозок. Создание  специализированных отделений по обслуживанию и ремонту аппаратуры, электрооборудования двигателей, аккумуляторных батарей, выбор рациональных путей движения на различных передачах, соблюдение норм давления в шинах. Техническое состояние транспортных средств, их надежность в эксплуатации во многом зависят от квалификации ремонтных рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава. Правильная эксплуатация автомобилей требует от работников глубоких знаний и производственного опыта. Приобретение навыков правильного выбора передач позволяет создать оптимальный режим работы двигателя, повысить срок службы трансмиссии и тормозов.

Выбор наиболее оптимального маршрута. Необходимость маршрутизации перевозок грузов обосновывается еще и тем, что маршруты дают возможность составления проектов текущих планов и оперативных заявок на транспорт, исходящих из действительных объемов перевозок.

Информация о работе Структура себестоимости перевозок автомобильным транспортом