Технико-экономические показатели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является: на основе изучения экономической литературы и переработке теоретического материала, проанализировать и оценить экономические результаты деятельности торгового предприятия ООО «Камелия».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1. Значение и сущность экономических показателей деятельности торгового предприятия ……………4
1.1. Цели и задачи анализа экономических результатов деятельности торгового предприятия…………………………………………………………...4
1.2. Система экономических показателей деятельности ………………………6
1.2.1. Розничный товарооборот…………………………………………………..6
1.2.2. Валовой доход………………………………………………………………7
1.2.3. Издержки обращения………………………………………………………8
1.2.4. Прибыль и рентабельность………………………………………………..9
2. Анализ экономических показателей коммерческой деятельности ООО «Камелия»………………………………………………………………………..12
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия………….12
2.2. Анализ экономических показателей деятельности предприятия...……...14
3. Рекомендации по оптимальному повышению экономических показателей деятельности предприятия……………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………....25
Литература……………………………………………………………………….26

Файлы: 1 файл

курсовая-экономика предприятия.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

Как известно, на объем розничного товарооборота  оказывают влияние факторы внутреннего  характера, связанные с использованием основных фондов (таблица 2.3).

 

Таблица 2.3

Расчет влияния  на товарооборот факторов, связанных  с использованием основных фондов

Показатели

2000

2001

Отклонение

Влияние на товарооборот

Товарооборот, тыс. руб.

337,5

646,5

309,2

309,2

Торговая площадь, кв. м.

252,17

301,2

49,03

65,7

Товарооборот  на 1 кв. м., тыс. руб.

1,34

2,15

0,81

243,97


 

Благоприятное влияние на товарооборот оказывает прирост  торговой площади и более рациональное ее использование.

Расчет влияния:

А. изменение  торговой площади:

1,34 * 49,03 = 65,7 тыс.  руб.

Б. изменение  эффективности использования торговых площадей:

0,81 * 301,2 = 243,97 тыс.  руб.

В. общее влияние:

65,7 + 243,97 = 309,6 тыс.  руб.

Далее следует  провести расчет степени колебания  продаж, коэффициента рентабельности товарооборота. Такой расчет для  оптимального планирования объема закупок  и определения потребности в  оборотных средствах.

Таблица 2.4

Расчет степени  колебания продаж

Кварталы

Объем продаж, тыс. руб.

2000 г.

Удельный вес, %

2001 г. 

Удельный вес, %

1

84,4

25

168,1

26

2

64,1

19

129,3

20

3

80,3

23,8

155,2

24

4

108,7

32,2

194,0

30

Всего за год

337,5

100

646,7

100

Среднеквартальный уровень

84,4

25

161,7

25


 

Степень колебания  продаж в течение года по отдельным  кварталам определим на основе расчета  среднего квадратического отклонения:

,

где Х – объем  продаж за квартал, тыс. руб.;

Хср – среднеквартальный уровень, тыс. руб.;

П – количество кварталов.

2000 г.:

= 15,96 тыс. руб.

Коэффициент вариации (V) составит:

V = = 15,96 * 100 / 84,4 = 18,9.

Коэффициент равномерности (Кр) составит:

Кр = 100 – V = 81,1.

2001 г.:

= 23,3 тыс. руб.

V =  23,3 * 100 / 161,7  = 14,4.

Кр = 100 – 14,4 = 85,6.

По расчетам можно отметить, что степень колебания  продаж в 2001 г. ниже, чем в 2000 г. на 4,5, в связи с чем коэффициент  равномерности возрос на 4,5.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод об увеличении темпов роста товарооборота, расширении ассортимента реализуемых товаров, но отмечается ухудшение обслуживания. Основными причинами создавшегося положения стали недостающиеся  ритмичность и равномерность выполнения плана товарооборота в течение нескольких кварталов. План товарооборота не выполнен во втором и третьем квартале, незначительно перевыполнен в первом и четвертом квартале. Отсутствие ритмичности в работе предприятия подтверждается удельным весом каждого квартала. Самым низким он был во втором квартале (20%), самым высоким – в четвертом квартале (30%). Это подтверждает и отсутствие равномерной нагрузки.

Основной вклад  в увеличение товарооборота внесло увеличение торговой площади и рост эффективности ее использования.

Негативным  моментом является падение в структуре  товарооборотов доли товаров, которые  бы увеличили его размер – строительных материалов, обуви, одежды. Такая тенденция  в развитии товарооборота – результат  снижения покупательской способности населения и др. причины.

Низкая эффективность  управления торговым предприятием подтверждается нарушенной индексной цепочкой взаимосвязи  показателей как в 2000 г., так и  в 2001 г. Высокий темп роста валового дохода (таблица 2.1) при более низком темпе роста товарооборота свидетельствует о росте цен. Вместе с тем все увеличивающиеся темпы роста издержек обращения не позволили реализовать возможности роста цен.

Анализ издержек обращения

Рассмотрим  состав и структуру издержек обращения (таб.2.5).

Таблица 2.5

Состав и  структура издержек обращения

Показатели

2000

2001

Отклонение

Темп роста, %

Тыс. руб.

Уд. вес

Тыс. руб.

Уд. вес

Тыс. руб.

Уд. вес

Условно-переменные издержки, всего

70,8

40,1

135,1

41,1

64,3

1

191

В том числе:

-транспортные  расходы

18,1

10,2

35,4

10,8

17,3

0,6

196

-расходы по  хранению и подготовке товаров  к продаже

15,8

8,9

31,3

9,5

15,5

0,6

198

-расходы по  оплате труда

29,1

16,5

46,6

14,2

17,5

-2,3

160

-отчисления  от ФОТ

7,8

4,4

21,8

6,6

14

2,2

279

Условно-постоянные издержки, всего:

105,7

59,9

193,6

58,9

87,9

28

183

В том числе:

-аренда

34,1

19,3

68,9

21

34,8

1,7

202

-расходы по  содержанию и текущему ремонту  основных средств

31,4

17,7

44,7

13,6

13,3

-4,1

142

Расходы на рекламу

40,2

22,8

80

24,3

39,8

1,5

199

Всего

176,7

100

328,7

100

152

-

186


 

Из таблицы 2.5 видно, что на протяжении 2000 – 2001 гг. в структуре издержек преобладают  условно-постоянные издержки, их величина в 2001 г. составила 193,6 тыс. руб., что на 83% больше, чем в 2000 г.

Условно-переменные издержки также увеличиваются, составив в 2001 г. 135,1 тыс. руб., что на 64,3 тыс. руб. или на 91% больше, чем в 2000 г.

Как в 2000 г., так  и в 2001 г. значительной статьей в  расходах являются расходы на рекламу, соответственно, 22,8% и 24,3%.

По всем статьям  расходов происходит увеличение, причем наибольшими темпами растут отчисления от ФОТ и расходы по аренде (за счет увеличения ставок арендной платы).

В общем же издержки обращения возросли на 86%.

Анализ валового дохода

Основной целью  анализа валовых доходов является поиск резервов их роста и достижения на этой основе оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими.

С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплаты труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход.

Для анализа  валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К  числу основных способов и приемов  экономического анализа относится: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировка, индексный, графический, метод ценных подставок, балансовый.

Состав и  структура валового дохода ООО «Камелия»  представлены в таблице 2.6.

Таблица 2.6

Состав и  структура валового дохода

Показатели

Ед. изм.

2000

2001

Отклонения

Темп роста, %

Валовой доход, всего

Тыс. руб.

67,14

435,8

368,66

649,2

В том числе:

1.Валовой доход  от реализации товаров

Тыс. руб.

58,2

414

355,8

761

Удельный вес  в общей сумме валовых доходов

%

86,7

95

8,3

-

2.Прочие доходы  от неосновной деятельности

Тыс. руб.

8,9

20,9

12

234

2.1крой

Тыс. руб.

4,9

9,4

4,5

192

2.2. проявка фото

Тыс. руб.

4,0

11,5

7,5

288

Удельный вес  в общей сумме валового дохода

%

13,3

4,8

-8,5

-

Уровень валового дохода (в % к обороту)

%

20

67,4

47,4

337


 

Из представленных данных видно, что сумма валовых  доходов увеличилась почти в 6,5 раз, составив 435,8 тыс. руб.

Общая сумма  валового дохода на анализируемом торговом предприятии формируется за счет доходов, полученных от реализации товаров, а также за счет доходов от прочей не основной деятельности. При этом, наибольший удельный вес в составе валового дохода как в 2000 г., так и в 2001 г. приходится на доходы от основной деятельности – реализации товаров. Их удельный вес в 2001 г. составил 95% от общей суммы валового дохода, что на 8,3% больше, чем в 2000 г.

Доля доходов  от неосновной деятельности снижается  в 2001 г. на 8,5%, составив всего 4,8%. Но в  стоимостном выражении доходы возросли более чем в 2 раза, причем в основном за счет роста доходов от услуг по проявке фотопленки, которые возросли почти в три раза, доходы от кроя возросли на 92%.

Величина валового дохода зависит от ряда факторов, основными  из которых являются: объем товарооборота  и уровень валовых доходов к товарообороту.

Анализ прибыли  и рентабельности.

В ходе анализа  прибыли и рентабельности хозяйствующего субъекта изучают динамику изменения  объема балансовой, чистой прибыли, уровня рентабельности, факторы их определяющие (величину валового дохода, уровень издержек обращения, доходы от других видов деятельности, включая сальдо внереализационных доходов, размер налогов и др.).

Анализ прибыли  проведем по данным таблицы 2.7.

Из таблицы 2.7 видно, что показатели, характеризующие  прибыльность предприятия, увеличиваются, так, прибыль от реализации товаров увеличивается в 2001 г. на 813%. Но снижается прибыль от неосновной деятельности на 5,9 тыс. руб. или 72%, хотя ранее мы определили, что доходы от неосновной деятельности возросли более чем в 2 раза. Значительно снизились доходы по этой статье расхода, поэтому снижается прибыль. В связи с этим сумма балансовой прибыли возросла на 725%.

Таблицы 2.7

Анализ прибыльности

Показатели

2000

2001

Отклонения

Темпы роста, %

Товарооборот

335,7

646,7

311

193

Валовые доходы

67,14

435,8

368,66

649,2

Уровень валового дохода, %

20

67,4

47,4

337

Издержки обращения

167,7

328,7

152

186

Уровень издержек, %

52,6

50,8

-1,8

96,6

НДС, тыс. руб.

4,2

7

2,8

167

Прибыль от реализации

39,1

318

278,9

813

Прибыль от неосновной деятельности

4,6

-1,3

5,9

28

Балансовая  прибыль

43,7

316,7

273

725

Налог на прибыль

16,6

120,3

103,7

725

Чистая прибыль

27,1

196,4

169,3

725

Фонд накопления (45%)

12,2

88,38

76,2

724

Фонд потребления (35%)

9,5

68,7

59,2

723

Резервный фонд (20%)

5,42

39,3

33,88

725


 

Балансовая  прибыль, уменьшилась на величину налога на прибыль, дает чистую прибыль, которая  увеличилась на 725%.

Чистая прибыль  распределяется между тремя фондами  в следующем процентном соотношении:

фонд потребления  – 35%,

фонд накопления – 45%,

резервный фонд – 20%.

На величину прибыли от реализации оказали влияние  следующие факторы:

1. рост товарооборота  в 2001 г. по сравнению с 2000 г. на 311 тыс. руб. (с 335,7 до 646,7 тыс.  руб.) увеличил балансовую прибыль  на 152,39 тыс. руб. (311 * 49 / 100).

2. увеличение  среднего уровня валового дохода  с 20% до 67,4% способствовало росту  прибыли на 174,7 тыс. руб. (368,66 * 47,4 / 100).

3. рост издержек  обращения на 86% привел к снижению  прибыли на 11,6 тыс. руб. (646,7 * (-1,8) / 100 = -11,6). Знак минус в данном случае обусловлен тем, что уменьшение издержек обращения и прибыли находится в обратной зависимости, то есть снижение издержек ведет к росту прибыли, и, наоборот, их рост – к ее уменьшению.

4. общее влияние  факторов на прибыль от реализации:

152,39 + 174,7 – 11,6 – 27,5 = 278,9 тыс. руб.

Снижение прибыли  от прочей деятельности с 4,6 тыс. руб. до (-1,3 тыс. руб.) привело к соответствующему снижению величины балансовой прибыли.

Общее влияние  на сумму чистой прибыли складывается из влияния факторов на объем прибыли от реализации, снижения прибыли от прочих операций, роста налога на прибыль:

278,9 – 5,9 –  103,7 = 169,3 тыс. руб.

С положительной  стороны работу торгового предприятия  характеризуют показатели рентабельности. По сравнению с 2000 г. рентабельность продаж возросла более чем в 4 раза (по прибыли от реализации) и на 36% (по балансовой прибыли) – более чем в 3,7 раза и на 22,3% или более чем в 3,8 раза (по чистой прибыли).

Рентабельность  затрат, соответственно, возросла на 74,6% (или более чем в 4,4раза).

Прибыль в расчете  на кв. м. торговой площади увеличилась  на 0,9%, хотя по значениям это относительно небольшие цифры.

На каждого  работника в 2001 г. приходится на 14,2% прибыли больше, чем в 2000 г.

 

 

 

 

Таблица 2.8

Показатели  рентабельности

Показатели

2000

2001

Отклонение

Темпы роста

Рентабельность  продаж, %

11,6

49,2

37,6

424

Рентабельность  затрат, %

22,1

96,7

74,6

438

Фондорентабельность, %

0,06

0,33

0,27

550

Прибыль в расчете  на один кв. м. торговой площади, тыс. руб.

0,16

1,06

0,9

663

Прибыль в расчете  на одного торгового работника

1,7

15,9

14,2

935

Информация о работе Технико-экономические показатели