Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:36, лекция
Какова роль трансакций и организующих их контрактов в экономике? Экономику можно
представить себе состоящей из отдельных индивидов или из отдельных индивидов и их объединений,
которые обменивают между собой принадлежащие им ресурсы. Взаимодействие между индивидами
(правильнее - между агентами производства), в процессе которого осуществляется передача из рук в
руки на тех или иных условиях того или иного ресурса, называется трансакцией. Трансакции
ничтожно мала, либо те цепочки, которые видятся вам безопасными.
Неблагоприятный отбор. (О нем мы уже говорили в Лекции 2.)
LEARNING PROCESS.
Люди осознают свою
своей способности оптимизировать, своей способности предвидеть. Именно осознание своей
ограниченности выделяет людей как существ вполне разумных и мыслящих. Один древний философ
сказал: «Я знаю только, что ничего не знаю». Но в рамках своих ограниченных возможностей, при
ограниченной информации люди хотят вести себя рационально, выделяя наиболее значимые для них
обстоятельства. Поэтому они стремятся учиться.
Тип поведения человека, связанный
с обучением, исключительно
экономической теорией. Первым о процессе обучения (learning process) заговорил Фрэнк Найт (Frank
Knight). Он известен тем, что в 20-ых гг. нашего века выдвинул теорию несовершенной информации и
на ее основе теорию фирмы, в какой-то степени дополняющую классическую линию Коуза, Уильямсона
и пр. Найт описал learning process следующим образом.
В мире ограниченной
задачу оптимизации. На самом деле это очень узкая задача. Она занимает лишь 1/10 или 1/100 времени,
а остальное время люди тратят на обучение. Они пытаются среди неопределенности установить свои
цели и пути их достижения, т.е. пытаются ответить на вопросы: What to do? и How to do?
По Найту, процесс обучения состоит из двух частей:
- «discovery» («открытие»)
- и «defining» («определение»).
Discovery - это открытие чего-либо нового, новых возможностей. Несмотря на свою
ограниченность, человек регулярно открывает для себя нечто новое, он развивается (например, узнает,
что зимой можно не только ходить на лыжах, но и использовать снегоход).
Defining - это определение, которое человек дает тому новому, что он открыл для себя; и
определение, насколько это новое ему нужно.
По мнению Найта, процесс открытия и определения нового, путей его использования,
включения его в рамки возможного и тем самым постоянного расширения данных рамок - этот процесс
фундаментален, но не для каждого человека, а только для человека экономического. Указанный процесс
проходит две стадии:
- в детстве обучаются все,
знаний;
- во взрослом возрасте
расширения канвы, в которой происходит наш выбор, становится функцией предпринимателя.
О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
Фрэнк Найт, наряду с Джозефом Шумпетером (Joseph Schumpeter), дает самое интересное, на
наш взгляд, определение
сущности предпринимательской
присуща очень большая неопределенность. И чтобы как-то вместить эту деятельность в экономические
рамки, возникает фирма и контрактные отношения внутри нее. Люди, заключая с фирмой контракты,
передают себя ей и позволяют собой распоряжаться именно с целью доверить кому-нибудь расширение
той рамки возможного, того институционального панциря, в котором они действуют. Сами люди боятся
это сделать. Для человека слишком велик риск оказаться неудачником из-за отсутствия резервов, если
он вдруг займется чем-то новым вместо того, чтобы постоянно вращаться в определенном заведенном
кругу - ходить на работу, покупать хлеб, смотреть футбол. Для массового человека предпочтительнее
существовать в хитиновом панцире обыденного. Но людям нужно развиваться, они все-таки хотят жить
лучше. Поэтому они передают часть своих ресурсов предпринимателю (фирме), обязанность которого
состоит в том, чтобы брать на себя риск.
Фирма образует два типа контрактов:
- контракт найма;
- контракт передачи ресурсов в другую фирму путем покупки ее акций или вступления в
партнерство (в данном случае это скорее приобретение акций или облигаций, т.е. передача финансовых
ресурсов другой фирме).
Сторона, вступающая в фирму в качестве наемного работника, привносит свой труд. Сторона,
вступающая в фирму в качестве совладельца или владельца капитала другой фирмы, привносит
денежные средства. И в том, и в ином случае стороны заключают с предпринимателем или группой
предпринимателей, представляющих данную фирму, определенного рода контракт, который на фоне
всех прочих контрактов кажется совершенно неопределенным.
В этом контракте обозначено, что некто нанимается, скажем, сантехником и работает согласно
трудовому законодательству. Однако в трудовом законодательстве написано только, что человека не
могут использовать противозаконно и что его рабочий день должен длиться столько-то, а все остальное
регулируется трудовыми соглашениями. Примерно то же представляет собой контракт, согласно
которому некто передает свои денежные ресурсы фирме. В нем говорится, что при покупке акций,
человек имеет право на дивиденд в случае, если таковой есть. На самом деле человек не устанавливает
ни путей использования своей рабочей силы, ни путей использования своего капитала, а просто
доверяется фирме.
Таким образом возникает целая категория доверительных контрактов. И именно они образуют
предприятие и образуют костяк экономики. Есть два вида доверительных контрактов:
1) контракты, более или менее близкие к совершенному контракту;
2) контрактообразующие фирмы.
Вторые образуют ядра фирм, а первые - оболочку, в которой ядра плавают. На этих двух видах
контрактов при всей их внутренней разнородности и зиждутся экономические отношения. Невозможно
представить современную экономику только на базе контракта рыночного типа или только на базе
контракта поглощающего, контракта доверительного. Они обуславливают друг друга так же, как
обуславливают друг друга фирма и рынок.
И
неудача 70-летнего советского
эксперимента построения
света связана в значительной степени с недоопределенностью контрактных отношений в экономике,
недоопределенностью обязательств граждан. Фактически и в СССР, и в странах-сателлитах
существовала система, очень похожая на внутренний фирменный контракт, согласно которому
гражданину гарантировались какие-то блага, и он их реально получал. Однако у этого контракта не было
одной важнейшей черты, свойственной таким контрактам.
Обратимся к примеру. Между человеком и фирмой заключен контракт. Согласно ему, человек
адаптируется к
зафиксировано, чем он будет заниматься и сколько ему будут платить. Он согласен, что эти вопросы в
процессе работы будут улаживаться в зависимости от общих результатов. В этом случае от обмана его
гарантирует не зарплата и не закон (ведь в трудовом контракте сознательно не прописано его
вознаграждение), но свобода в расторжении контракта. Именно она является единственным и очень
серьезным оборонительным элементом долгосрочного внутрифирменного контракта.
А в Советском Союзе уйти было некуда. Это была система поглощающих, доверительных,
имплицитных контрактов со всем обществом и государством. Человек мог покинуть одно предприятие и
перейти на другое, но там было то же самое. Этим во многом определялась неэффективность советской
экономической системы.
Милгром и Робертс кратко описывают разные contractual responses to bounded rationality
(способы адаптации контракта
к ограниченной рациональности)
несовершенных контактов, выделяя 4 их вида. Рассмотрим данную классификацию подробно.
UNPERFECT CONTRACTS (НЕСОВЕРШЕННЫЕ КОНТРАКТЫ).
1. Spot market contracts - точковые контракты. Эти рыночные контракты можно представить
следующим образом: участники сделки встретились, обменялись, разошлись. Spot market contracts
характеризуются своей минимальной защищенностью, минимальной прописанностью. Они либо
используют стандартную
форму контрактных
законодательство. Spot market contracts могут существовать, только когда относительная ценность
капитала, вложенного участниками в контракт, сравнительно невелика. Естественно, вступая в контракт,
который отнимает 20 % капитала, экономический агент не будет его оформлять, как spot market contract.
Внешне spot market contracts очень похожи на совершенные (идеальные) контракты, хотя
таковыми и не являются. Похожи они тем, что мгновенны. Они очень редко предполагают какие-то
судебные разбирательства, взаимозависимости и т.д. Помогает им быть похожими на совершенные
контракты также конкуренция на рынке, которая давит на участников экономической жизни, вынуждая
быть честными и пытаться исполнять контракты. Рынок таких разовых контрактов, где важна
практически только цена, дает вполне адекватную ценовую информацию. Там, где существует
эффективно работающий рынок
с эффективным ценовым
широко распространены. Чем больше такого рода контрактов, тем эффективнее экономика, потому что
они предполагают минимальные усилия сторон и минимальные затраты, т.е. минимальные
трансакционные издержки сторон.
Как известно, трансакционные издержки минимальны, когда в экономике существуют
- адекватная информация (adequate information),
- свободная конкуренция (free competition),
- жесткое законодательство (strong legislation),
- атмосфера доверия (trust).
Именно
эти четыре элемента
стран до 60 % всех контрактов малого объема – устные (люди встречаются, договариваются и переводят
друг другу деньги на основе устных обещаний). Но если система информации неадекватна,
экономическим агентам придется затрачивать дополнительные усилия на поиск информации, и spot
market contracts, т.е. контракты в простом виде, существовать уже не будут, как не будут они
существовать и при наличии проблем со свободной конкуренцией. Жесткое законодательство
гарантирует простоту такого контракта. Дополнительно его простоту гарантирует атмосфера доверия (с
доверием друг к другу связаны мягкие институты).
2. Relational contracts – отношенческие, или реляционные контракты. Понятие
«отношенческий контракт» ввел О.Уильямсон. Отношенческие контракты, как и точковые, не
прописывают всей цепочки последовательных действий (что и невозможно). Вместо этого они
фокусируются на описании
целей и принципов
В качестве примера такого контракта Милгром и Робертс приводят совместный
исследовательский проект фирм «Apple» и «Microsoft». Предполагая произвести некий микропроцессор
или некое программное обеспечение (software), стороны для этой цели создают совместное предприятие,
фиксируют обязательства участников, число сотрудников, которых направляет в это предприятие
каждая сторона, разделение издержек и разделение возможных прибылей, а также порядок разрешения
споров. (Обычно пишется, что споры должны разрешаться в дружественной атмосфере, что означает:
стороны не должны подавать
друг на друга в суд и не должны
вовлекать в споры
должны допускать утечек в средства массовой информации.)
Это классический relational contract - стороны надеются друг на друга, будучи связаны одной
целью, и их взаимоотношения достаточно устойчивы, поскольку фирмы заинтересованы в кооперации
друг с другом; однако в контракте не описывается, что конкретно должна делать каждая из сторон.
Другой пример, который приводят Милгром и Робертс, - контракт преподавателя в США. В
этом контракте записана масса бессмысленных, в общем, вещей - что преподаватель не должен
приставать к студенткам, что ему гарантировано место парковки автомобиля, и т.п. Но в нем не
прописана ни его зарплата, ни содержание того, что он должен читать. Т.е. контракт не фиксирует
никаких существенных обязательств ни преподавателя, ни университета, его нанимающего, что
обусловлено их взаимной заинтересованностью. Захоти они друг с другом судиться, это бросит явную
тень и на преподавателя, и на университет. Поэтому между ними может существовать отношенческий