Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:36, лекция
Какова роль трансакций и организующих их контрактов в экономике? Экономику можно
представить себе состоящей из отдельных индивидов или из отдельных индивидов и их объединений,
которые обменивают между собой принадлежащие им ресурсы. Взаимодействие между индивидами
(правильнее - между агентами производства), в процессе которого осуществляется передача из рук в
руки на тех или иных условиях того или иного ресурса, называется трансакцией. Трансакции
некий внутренний план, понимая, что не может всем поставить пятерки, что должен как-то
сгруппировать абитуриентов. Это и есть внутренняя процедура рационирования. Ведь очень часто на
устном экзамене преподаватель не может задать всем одинаковые вопросы, а, следовательно, это уже
неодинаковый критерий.
Когда
еще применяется процедура
все ли товары, которые мы можем покупать, внося за них всю сумму сразу, не подвержены процедуре
рационирования?
Например, я продаю микрофон за 1000 руб. Есть пять человек, готовые его купить за эту
сумму. Микрофон один, цены я не повышаю. Почему я не могу повысить на него цену, скажем, до 1600
руб., за которую самый богатый и самый жаждущий из претендентов его купит? Будет ли рациональным
такое мое поведение и, если да, то в каких случаях? Конечно, один микрофон - пример неудачный, ибо
трудно представить, что я откажусь от аукциона при заключении контракта. Но вообще когда возникает
очередь? Так, если мы сделали вложения в автомат, зафиксировали цену, то нам дорого ее менять и
проще продать как бы с убытком для себя. В действительности, это будет вполне равновесная цена, т.е.
локально не равновесная, но глобально равновесная.
А
когда все-таки в массовом
фиксацией цены крупной фирмой политикой рационирования? Обычно в какой-то момент на каком-то
рынке цена, по которой эта фирма может продать свой товар (т.е. равновесная цена), оказывается выше
объявленной, и, тем не менее, фирма не меняет цену. Т.е. имеет место стандартизация цены,
свойственная, как правило, фирме, организующей торговлю непосредственно от себя. Тем самым фирма
преследует две цели. Во-первых, это определенная сигнальная политика с ее стороны для покупателей,
что данная фирма их уважает и старается держать низкую цену на свой товар. Во-вторых, если фирма
торгует от себя, то это еще и попытка не допустить оппортунистического поведения продавцов, ибо при
плавающей цене они обязательно будут обманывать фирму, продавая товар в свою пользу.
4. ПРОБЛЕМА
ИНВЕСТИЦИЙ В СПЕЦИФИЧЕСКИЕ
АКТИВОВ
Вначале введем некоторые определения. Что такое «инвестиция»? Инвестиция – это такая
затрата денег или других ресурсов (корректнее сказать просто: затрата ресурсов), которая имеет своей
целью не удовлетворение потребностей, а создание условий, способствующих получению в будущем
определенного потока благ и услуг. Уточняю: именно «потока». Инвестиция не предполагает возврат
взамен затраченных ресурсов чего-то другого - иначе любая покупка считалась бы инвестицией.
На самом деле покупка бутылки водки за 20 руб. тоже будет инвестицией. Я недавно прочел на
одной такой бутылке, что потребление водки в умеренных дозах приводит к поднятию настроения и
улучшению отношения к
окружающему миру. А это, несомненно,
облегчает контрактные
Следовательно, приобретение данной бутылки можно рассматривать, как инвестицию, но не в саму
бутылку, а в человеческий капитал, подразумевая под ним не тело человека, а производительность его
труда. В человеческий капитал можно инвестировать, и растя ребенка или приобретая образование. Если
же вы просто кормите какого-то человека, то сложно сказать, насколько это является инвестированием в
человеческий капитал, ибо у вас нет твердой уверенности, что вы будете использовать этого человека в
будущем.
Что
предполагает специфичность
«специфичность» вовсе не обязательно связано только с производственными активами. Вполне
возможна, скажем, специфическая потребительская ценность. Активы – это то, что создается в
результате инвестиций. Специфичность актива предполагает, что любое следующее, альтернативное его
использование заведомо хуже, чем то использование, для которого он был создан. Уровень
специфичности актива определяется той долей ценности, которую актив теряет в результате его лучшего
альтернативного использования. «Коспециализированные (или связанные) активы» («cospecialized
assets») – это парные специализированные активы, специфичность которых задается их связанностью
друг с другом. Например, это - железная дорога и рудник (или завод), продукцию которого она вывозит;
доменное и мартеновское производство.
Hold-up Problem.
Что такое «hold-up problem»? У нас есть выражение «попался на деньги». Классический пример
тому - фирма нерасчетливо
вложилась в специфические
В книге Милгрома и Робертса разобран случай с корпорацией «Дженерал Моторс», которая в
20-ые гг., когда она только
формировалась как мощный
построить встык с ее сборочным заводом завод кузовов, чтобы минимизировать транспортные
издержки. Фишер долго думал и отказался, хотя спрос на его продукцию был бы обеспечен. Он
испугался именно hold-up problem. Он понимал, что, специфицировав свои вложения в фонды
корпорации, он станет зависим от нее. А в подобной ситуации тот, кто диктует условия, может
практически если и не обанкротить, то свести к голодному минимуму прибыль своего партнера, которая
обеспечит ему лишь выживание.
Свяжись они таким образом друг с другом, их активы стали бы коспециализированными. Их
взаимная ценность заключалась бы в том, что они рядом. А если бы они позже почему-либо разорвали
отношения, «Дженерал Моторс» начала бы покупать кузова у других предприятий, расположенных не
так близко, и ее транспортные расходы возросли бы; Кузовное бюро Фишера тоже стало бы искать иных
потребителей своей продукции; но кто бы тогда пострадал больше при прочих равных условиях?
Конечно, Кузовное бюро Фишера.
Дело в том, что, во-первых, стоимость assembling plant «Дженерал Моторс» в то время
составляла 2 млрд. $, а Кузовного бюро Фишера - 0,5 млрд. $. Следовательно, для «Дженерал Моторс»
наложение на ее стоимость дополнительных стоимостей (скажем, 0,2 – минимизированные
транспортные издержки) значило бы меньше, чем для Фишера.
Во-вторых, Фишеру предлагали построить завод, адаптированный к огромному сборочному
заводу «Дженерал Моторс». В этом случае заводские линии Фишера были бы специализированы к
выпуску кузовов для большого количества стандартных автомобилей. Продать на открытом рынке
кузова с этой технологией Фишеру было бы трудно. Если он действует на открытом рынке, ему
выгоднее иметь три маленьких заводика, легко адаптирующихся к разным мелким заказам. А как только
он построил большой завод, адаптированный к обслуживанию массовой стандартной продукции
крупнейшего предприятия, он уже к нему привязан. Он, конечно, может производить кузова и для
других заводов, но это предполагает очень значительное, зачастую непосильное переоснащение
производства.
Например, с таким кардинальным переоснащением не справилась наша легкая
промышленность. В СССР она была коспециализирована с Советской Армией, что ее и сгубило. Она,
пожалуй, первой из всех стала неконкурентоспособна (особенно, швейная, камвольная и т.д.), и тому
были две причины. Первая причина – огромность предприятий, которые были крайне неповоротливы и
очень трудно поддавались переоснащению. Ведь эти предприятия в советское время, главным образом,
шили гимнастерки и шинели (для этого их и строили). А как только военные заказы, которые держали
на плаву и делали рентабельными эти предприятия, кончились, выяснилось, что альтернативно - нарынок - они работать не могут. Вторая причина – качество выпускаемой продукции. Надо сказать, наша
швейная промышленность начала хиреть уже в советское время при Л.И. Брежневе (ее вытесняли те же
румынские товары), а ныне
она стала абсолютно
ориентироваться на качество, задаваемое военными, гораздо более низкое по своей природе.
Вот
что означает специфичность
Реляционные контракты.
В
реальной экономике, чтобы
специализированные активы, сама делает в них инвестиции. А если сделать эти инвестиции по тем или
иным причинам в рамках одной фирмы невыгодно или невозможно, то возникают отношения
вертикальной интеграции. Вообще, они образуют костяк любой промышленности. В той же российской
промышленности вертикальная интеграция очень велика.
Подобного рода холдинги взаимоувязаны. В них, как говорит Уильямсон, господствуют
реляционные (отношенческие) контракты, т.е. контракты, предполагающие долгосрочные отношения
между совершенно независимыми партнерами, которые ориентированы на их поддержание и на
интегральную сумму прибыли (скажем, за 10 лет), а не на максимизацию прибыли в рамках текущей
конкретной сделки. Это вовсе не значит, что они не стремятся получить прибыль от данного контракта.
Но это значит, что они идут навстречу друг другу достаточно далеко, ибо связаны определенными
отношениями, разорвать которые обоим партнерам, как правило, невыгодно.
Итак, есть фирма, есть вертикальная интеграция, есть рыночный контракт и есть реляционный
контракт.
Фирма - это один собственник.
Вертикальная
интеграция есть переплетение
отношений собственности,
совпадают, но переплетается между собой, и отношения между ними регулируются уже их взаимными
интересами.
Рыночные
контракты тоже имеют
взаимодействия. Мы не будем их рассматривать (они достаточно классические), отметим только, что для
них характерны инвестиции в специфические активы сильной степени, когда фирмы друг без друга жить
не могут, и порой им даже выгоднее просто объединить свою собственность и не подвергать друг друга
риску, постоянно выясняя свои интересы. (Кстати, Фишер, в конце концов, так и сделал - он продал свой
Кузовной завод компании «Дженерал Моторс».)
А
реляционные контракты
специфические активы слабой степени, что означает: каждая из сторон делает специфические
инвестиции, несоизмеримые с ее основным капиталом (они маргинально малы в сравнении с ним).
Реляционными
контрактами будут контракты
на продажу любой сложной
оборудования. Например, если Уралмашзавод продал какому-нибудь якутскому разрезу свой шагающий
экскаватор, между ними не возникла вертикальная интеграция. Данный контракт нельзя признать и
рыночным. Это классический реляционный контракт. Дело в том, что экскаватор стоит от 2 до 5 млн. $.
Это сложнейший агрегат, который нужно постоянно сопровождать, обслуживать. И если директор
разреза попросит директора Уралмашзавода К.Бендукидзе подождать полгода с оплатой, последний
явно пойдет ему навстречу. Бендукидзе важно, что разрез купил экскаватор именно у него и, глядишь,
через два года еще купит, а он этот экскаватор будет обслуживать.
Уралмашзавод и якутский разрез, как партеры, заинтересованы друг в друге не только потому,
что экскаватор уже стоит в этом разрезе, а еще и потому, что они уже сделали инвестиции в
специфические активы. Их инвестиции не такие сильные, как в случае Кузовного завода Фишера, а
более мягкие. По отношению к совокупному капиталу они составляют не 10 - 20 %, как у Фишера, а 2 -
3% в каждом случае, но
это все равно ощутимо и
предполагает определенные
взаимодействия.
Реляционным
контрактам присуща, как
Сокрытие своей позиции в период торговли возможно лишь в начале такого контракта. А при его
повторении стороны уже прекрасно знают друг друга. Уралмашзаводу известны производственные
мощности данного разреза (без этого просто нельзя – иначе завод сделает не тот экскаватор). Разрезу
отлично известно качество экскаватора, если он будет вторично закупать его или услуги по его
модернизации. Таким образом, их позиции в процессе торга открыты. Открытость же позиций
предполагает, что согласие
достигается в эффективной
Реляционные
контракты отличает еще и то,
что инвестиции в