Теория контрактов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:36, лекция

Описание работы

Какова роль трансакций и организующих их контрактов в экономике? Экономику можно
представить себе состоящей из отдельных индивидов или из отдельных индивидов и их объединений,
которые обменивают между собой принадлежащие им ресурсы. Взаимодействие между индивидами
(правильнее - между агентами производства), в процессе которого осуществляется передача из рук в
руки на тех или иных условиях того или иного ресурса, называется трансакцией. Трансакции

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ КОНТРАКТОВ.docx

— 113.82 Кб (Скачать файл)

данном этапе расходятся неудовлетворенными, то подготовка к контракту на этом заканчивается.

        3) На  саму процедура торга. Имеются  в виду не просто затраты  на покупку сельтерской воды.

Здесь затратен также сбор некоторой информации при выработке «bargaining position» (позиции, с

которой ты будешь торговаться) и определенной стратегии ведения  переговоров с целью давления на

партнера. В литературе рассматривается  несколько стратегий ведения  переговоров. Я бы выделил две:

        - открытую стратегию, когда ты не скрываешь своей реальной позиции, реальной оценки (в

большинстве случаев такая стратегия приводит к успеху);

        - закрытую  стратегию, когда ты видишь  свое явное преимущество по  совокупности некоторых

факторов и можешь попытаться получить некоторый «избыток торга» в результате торговли.

        Из  вышеперечисленных затрат складывается  стоимость торга. Теория торга  предполагает

целый ряд возможностей для  сокращения этих затрат.

 

 

        2. ПРОБЛЕМА  ИЗМЕРЕНИЯ

        Она  возникает на уровне оформления  сделки (contract design). Издержки измерения

(measurement costs) обусловлены бесконечностью качеств товара, которые можно измерить. Любая

проблема издержек измерения, любая проблема стратегии измерения  тех или иных качеств того или

иного товара связана с тем, что человек огрубляет свою позицию из-за невозможности измерить все. Он

не может абсолютно  измерить даже необходимые качества приобретаемого или продаваемого им товара

– он должен остановиться в  какой-то момент. Проблема приближения  или огрубления в измерении

имеет совершенно определенное экономическое выражение: человек  должен остановиться там, где

стоимость измерения начинает превышать ожидаемые им выгоды. Фактически здесь имеют место два

рода проблем: кто измеряет и как огрубляет измерение. В  большинстве случаев издержки измерения

минимизируются через  определенные институциональные механизмы.

        Прежде  всего выделяется несколько типов товаров, которые определяют те или иные формы

минимизации издержек измерения:

        - товары  экспериментальные, качество которых  можно испытать, только начав  ими

пользоваться;

        - товары  инспекционные, качество которых  можно испытать до их приобретения;

        - а  иногда и товары, которые могут  подвергаться только доверительному  измерению. Для

измерения их качеств покупатель вынужден обращаться к кому-то из-за невозможности измерить их

самому, ибо на это измерение  у него уйдет большая часть  жизни или непомерно большие  средства, что

уничтожит всю ценность этого  товара.

        Понятно,  что качество экспериментального  товара покупателю достаточно  легко измерить, и

продавцу тратиться на его измерение особого смысла нет. Тем не менее, он должен каким-то образом

гарантировать покупателю, что тот приобретает товар  нужного ему качества. Обычно это  делается через

                                                                                                       85

 

 

механизм гарантии, а именно: продавец гарантирует покупателю, что  в случае, если проданный им товар

не будет обладать определенными  перечисленными качествами, он его  обменяет или выплатит за него

покупателю оговоренную  заранее сумму.

        Другой  тип сокращения издержек измерения  - продажа блоками, когда продается

определенный набор, из которого покупатель не может выбрать какой-нибудь один предмет, а должен

покупать набор целиком.

        Существует  проблема доверительных издержек  измерения, встречающихся очень  часто и

обусловленных необходимостью для покупателя приобрести за некоторую или нулевую цену (no costs)

кого-то, кто за него измерит  качество приобретаемого им товара.

        В  потребительской практике, как правило,  имеют место механизмы погашения  или снижения

издержек измерения, связанные  либо с гарантированием, либо с ситуацией  сигналов. Сигналы - это

определенная информация, как бы знак, который вешает на себя тот или иной участник процесса торга.

Данный знак призван свидетельствовать  о качестве его товара. Та же реклама  есть определенный сигнал.

Очень часто встречается  сигнальная информация при найме  на работу. Вопрос в том, что должны

погашать сигналы.

 

 

        3. ПРОБЛЕМА  НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ОТБОРА (ADVERSE SELECTION)

        Проблема  неблагоприятного отбора, как уже  говорилось ранее, обусловлена  необходимостью

экономить на издержках измерения. Она порождается неполнотой информации и ее огрублением -

условно говоря, отказом  от (n+1)-го измерения. Очень часто  проблему неблагоприятного, или

негативного отбора называют проблемой предконтрактного оппортунизма. У меня лично это вызывает

некоторые возражения, ибо  оппортунизм предполагает осознанное желание выиграть за счет своего

контрагента (нанимателя, покупателя, страховой фирмы и т.д.).

        Adverse selection возникает при наличии распределения по качеству, закрытого для

потребителя. Когда в качестве условия сделки выдвигается минимальный  набор измеряемых

параметров, полученная в  результате выборка чаще всего будет  хуже ожидаемой. Она не будет средней,

она сместится в сторону  худшего набора параметров, которые  не учитывались примененной

классификацией, что можно  элементарно показать даже не на модели, а на обычном примере.

        Скажем, вы нанимаете на работу исключительно  выпускников Оксфорда и Кембриджа,  т.е.

осуществляете отбор по одному вроде бы очень хорошему показателю (Кембридж и Оксфорд –

известнейшие учебные  заведения). Но в таком случае вы просто гарантированы, что к вам  на работу

поступит худшая часть  выпускников данных университетов! Ведь вы не ввели такой критерий, как

качество диплома, а дипломы  бывают первой, второй и третьей  степени. И обладатели дипломов первой

степени наверняка пойдут в организации, где будут отбирать выпускников, например, по способности

решать математические задачи, а оставшиеся (с дипломами третьей  степени) пойдут к вам.

        С  неблагоприятным отбором можно  бороться по-разному. Например, можно  прописывать

полный контракт, т.е. контракт, который предусматривает все  ситуации, способные возникнуть. В

торговле недвижимостью, скажем, очень распространены контракты, где делается попытка описать  все

возможные недостатки, которые  у дома могут появиться, и соответствующие  виды компенсации ущерба

покупателю, нанесенного продавцом. Можно использовать механизм гарантий, что и происходит очень

                                                                                                       86

 

 

часто. Гарантия - это некие  заложенные заранее трансакционные издержки продавца, связанные с тем,

что он обязуется, если товар  не соответствует тем или иным формально заявленным в контракте

параметрам, забрать его  назад, чинить за свои деньги, менять и  т.п. Можно прибегнуть к третейскому

суду или к третьей  стороне в качестве арбитражной  инстанции. И т.д.

         Принцип неблагоприятного отбора  характеризует скорее некий стихийный  оппортунизм. Чаще

всего он проявляется в  сфере страхования, где и возник сам термин «adverse selection». Всякой

страховой компании важно  определить некий уровень страховых  платежей. Например, рассчитывая, что

есть некая выборка  людей со средней склонностью  к заболеваниям, компания предлагает этот страховой

полис на открытом рынке, а  в результате склонность к заболеванию  у большинства застраховавшихся

людей оказывается выше средней. И для страховой компании необходимо определить это смещение в

худшую сторону (т.е. возникающий  неблагоприятный отбор) и пути борьбы с ним, для чего она либо

повышает цену страхового полиса, либо все более и более  тщательно измеряет здоровье людей,

желающих застраховаться (страховая компания может это  делать сама или требовать от людей  справок

из больницы, и т.д.).

         Однако измерения затратны и для измеряющего, и для измеряемого, и усложнение процедуры

отбора за счет измерений  ведет к ограничению выборки - ведь страховку, связанную с длинной

процедурой оформления, естественно, захочет получить меньшее число  людей (они не захотят нести эти

издержки). Но и при повышении  цены страхового полиса, когда риски  гасятся ценой, будет то же самое.

Итак, число желающих застраховаться уменьшится в любом случае, потому что цена страховки так или

иначе (косвенно или прямо) возрастет.

         В реальной жизни проблема  adverse selection не всегда решается простыми способами.

Зачастую она решается через процедуру рационирования.

 

 

         Процедура рационирования.

         Понятие «рационирование» появилось  в связи с исследованием поведения  банков при

предоставлении кредита. Неблагоприятный отбор в подобных контрактах описать очень легко, и он

многократно описан в литературе. Рассмотрим пример.

         Банк имеет выборку из двух  потенциальных заемщиков, один  из которых предлагает вернуть

110 % годовых, другой –  140 % годовых. Если банк установит  между ними среднюю (125 % годовых),

то, кажется очевидным, что  в сделку он вступит со вторым банком. Однако в силу несовершенства

информации, ее закрытости банки  боятся клиентов, согласных брать  кредиты под большие проценты. В

данном случае банк с вероятностью 50 % получит эти 140 %, но с той же вероятностью 50 % он получит

80 % (т.е. он «прогорит», это рискованный бизнес). Поэтому  он не готов идти на такого рода условия.

Как он себя ведет? Стандартное  решение - просто повысить цену кредита  до 140 %. Однако это решение

не проходит не только из-за сокращения объема, но и из-за возрастания  риска данной сделки при таком

сокращении. Вместо этого банк пытается удержать ставку 10 % и ориентироваться на тех клиентов,

которые приходят с первым предложением.

         Это и называется механизмом  рационирования кредитов, потому  что здесь нет равновесия

(спрос равен двум кредитам, а предложение – одному). Банк  начинает по некоторым процедурам

отбирать тех, кому он предоставит  такой кредит, хотя спрос на него, повторяю, выше, если исходить

                                                                                                      87

 

 

только из одного стандартного, казалось бы, параметра. При этом условия  предоставления банком

кредита - текучие. Т.е. банк оставляет за собой право адаптировать их в процессе переговоров в

зависимости от того, насколько  клиент окажется открытым и допустит банк к информации, с которой

последний посчитает нужным ознакомиться, как то: состояние производственных запасов клиента,

возможная его задолженность (не грозит ли ему арест имущества), ситуация на рынках, где

предполагается использовать данный кредит, и т.д.

        Обычная  для банка процедура рационирования  в значительной степени универсальна  для

предоставления финансовых услуг. Но она не является прерогативой только финансовых институтов.

Предпосылки для нее возникают  везде, где имеет место отсроченный  платеж, когда наш доход

оказывается зависим от вероятности успеха нашего контрагента. Продавцы услуг вынуждены

переходить к рационированию из-за боязни риска, связанного с отсроченностью платежа. Например,

инвестиции в любые  НИОКР - это чаще всего процедура  рационирования; вложения в НИОКР  никогда

не определялись по максимальной запрашиваемой ставке.

        Процедура  рационирования применяется также  в ряде имеющих экономическое значение, но не

денежных сделок, например, при усыновлении. Стандартной процедурой здесь мог бы стать аукцион, на

котором будущие родители детдомовского ребенка определялись бы по принципу: кто за него больше

даст. Но при такой процедуре  есть риск, что ребенок попадет  в плохие руки. Поэтому используется

процедура рационирования - будущих родителей, с точки зрения способности их быть таковыми,

изучает специальная комиссия, в состав которой входят психологи, педагоги, медики, и выбирает она  не

только по формальным параметрам, типа семейного дохода и занимаемой семьей жилплощади.

        Любое  стремление к равновесию интуитивно. Люди всегда ищут оптимум. Но  процедура

рационирования отличается от просто выставления каких-либо дополнительных условий тем, что

список этих условий открыт. Иными словами, ты до торга выставляешь  два условия, допускаешь людей

к торгу, а потом индивидуально  каждому выставляешь еще условия (одному - семь, другому – десять).

Ты сам, в конечном счете, принимаешь решение обмениваться или  не обмениваться с партнером на этих

формальных условиях. Именно в этом отличие процедуры рационирования.

        А  имеет ли элементы процедуры  рационирования отбор в высшие  учебные заведения? Ясно,

что собеседование – это  процедура рационирования, ибо отбор  открыт. Можно сказать, что в

письменном экзамене условия конечные, но нельзя сказать, что устные экзамены - не процедура

рационирования. На самом  деле это некий внутренний отбор, потому что преподаватель устанавливает

Информация о работе Теория контрактов