Теория контрактов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:36, лекция

Описание работы

Какова роль трансакций и организующих их контрактов в экономике? Экономику можно
представить себе состоящей из отдельных индивидов или из отдельных индивидов и их объединений,
которые обменивают между собой принадлежащие им ресурсы. Взаимодействие между индивидами
(правильнее - между агентами производства), в процессе которого осуществляется передача из рук в
руки на тех или иных условиях того или иного ресурса, называется трансакцией. Трансакции

Файлы: 1 файл

ТЕОРИЯ КОНТРАКТОВ.docx

— 113.82 Кб (Скачать файл)

субсидий или еще чего-то заставили производителей производить  столько же, сколько они производили

при равновесной цене, издержки поиска на вторичном рынке все  равно будут больше по трем основным

причинам. Во-первых, сделки не повторяются, в силу чего на нерегулируемом, неорганизованном рынке

очень высок риск быть обманутым, а следовательно, информационные издержки будут несравненно

выше. Во-вторых, отсутствует  контроль и гарантии со стороны государства. В-третьих, в отличие от

рынка организованного с  его чистой информацией, рынку неорганизованному  свойственна зашумленная

информация, т.е. информация с рядом неправильных сигналов (шумов). И, в результате, равновесная

цена будет воспроизводиться менее эффективно.

        Смоделированная  таким образом ситуация – это  ситуация анонимного контракта.  Она

подходит, скажем, для рынка  картофеля или кирпича, т.е. для  какого-то массового товара, на который

вы установили заниженные цены и субсидируете производителей. А наряду с подобного рода сделками

есть и другие, где контракт будет носить персональный характер, и в этой ситуации будут действовать

несколько иные механизмы  установления равновесия второго порядка.

        Классическим  примером является уникальная  в экономической истории послевоенная  ситуация

на рынке жилья в  Гонконге, которую Чунг (сам родом из Гонконга) разбирает не в исходной статье

1974-го г., а в двух  других своих статьях. Рынок  жилья в Гонконге, как и во  многих странах, после

войны оказался регулируемым путем фиксации арендной платы. Делалось это с целью помочь бедным,

не дать им жить и умирать  на улицах. Однако в данной ситуации активной оказалась кривая S (кривая

поставщиков этой услуги), а  пассивной - кривая D (кривая потребителей), т.е. потребители только

реагировали на действия поставщиков.

        Понятно,  что арендодатели страдали от  того, что цены на жилье были  на долгое время

зафиксированы, и они выработали ряд противодействующих механизмов, вначале ординарных.

Например, арендодатели просто договаривались с кем-то из клиентов, что те платят им backpayment (т.е.

что-то еще им в карман, помимо официальной арендной платы); или в ситуации новой аренды

устанавливали большую единовременно  выплачиваемую сумму (lump sum) за то, что клиент въезжал в

заново отремонтированную  квартиру, - (renovation fee); и т.п. Но все это были паллиативы, а радикально

решить свои проблемы рентовладельцам помог принятый в тот момент закон, который позволял

повышать этажность зданий с 5 до, кажется, 8 или 12 этажей. Рентовладельцы дружно принялись ломать

свои дома (а были они  построены всего 10–15 лет назад!) только ради возможности в новом  доме

повысить арендную плату. И за 3-4 года треть жилого фонда  Гонконга была снесена.

        Чунг пишет, что в результате жилой фонд Гонконга понес урон, равный урону, понесенному в

1940 г. Роттердамом от  печально знаменитого налета  немецкой авиации. Это прекрасный  пример того,

что регулирование цен  может быть эквивалентно ковровой бомбежке. Следует отметить также, что

после этого Гонконг вошел  в полосу жестокого экономического кризиса, ибо все ресурсы оказались  в

зоне наиболее эффективного использования - в сносе и в  строительстве, - что в конечном счете привело

 

 

                                                                                                         96

 

 

к перераспределению той  же суммы дохода, но без вложений в производственный сектор. Вот ситуация,

в которой активно предложение (supply), а спрос (demand) адаптируется к нему.

        Теперь  рассмотрим более сложный вариант  очереди, когда правила включают  в себя также

рационирование потребления, а именно: каждый покупатель может  приобрести только квоту k и только

один раз, т.е. он не может, получивши мешок сахара, снова  встать в очередь (тогда как в

нерегулируемой очереди, в принципе, это сделать можно). В регулируемой очереди возможна торговля

местами. Но человек получает выгоду от продвижения вперед в очереди  лишь в случае, если сама

очередь растянута на долгий период времени. Ведь если это, как было в советское время, разовая

очередь за вишнями или  помидорами, человеку нет особого  смысла доплачивать за место в  ней (это

непринципиально в силу различных  альтернативных стоимостей затраченного времени). Если же это

очередь за автомобилями, в  которой советские люди стояли по 5 - 7 лет, то доплатить за место в  ней,

разумеется, имеет смысл. Перекупка мест и была в недавнем нашем прошлом основной формой

поведения в рамках очереди  за автомобилями, хотя автомобиль советский  человек мог купить лишь

единожды.

        Пусть  x – объем всего товара, который  выносится на продажу, а k –  доля, которую получает

человек. Как показал Барцель, равновесное время ожидания, измеряемое ценой ожидания, представляет

собой прямую негативную функцию  от k. Т.е. чем меньше эта доля (k), тем  больше у человека возрастает

время ожидания. Скажем, у  нас есть 1000 автомобилей. Если k = 10 автомобилей (человек их покупает

разом), а время оформления k = 1 день, то максимальное время ожидания = 100 дней. Если k = 1

автомобиль, то максимальное время ожидания = 1000 дней, потому что  формальности примерно те же,

но   альтернативные    издержки   (время   ожидания)    увеличиваются.   Таким   образом,   используя

вероятностный коэффициент, человек может определить свое реальное время ожидания.

        Для  потребителя (demand side), а только его в данном случае мы и будем учитывать, цена

ожидания измеряется некой  альтернативной ценностью. Рассмотрим методику определения цены

ожидания для двух форм очереди – очной и заочной. На мой взгляд, надо различать эти  две формы. В

очной очереди ты стоишь сам, в заочной - твое имя. Заочная очередь характерна для товаров, временной

разрыв между спросом  и предложением которых очень велик. Например, в некой организации стоит в

очереди на жилье 25 сотрудников, а получает организация от государства  одну квартиру в год.

Естественно, сотрудники все  эти 25 лет в месткоме не стоят, они  там значатся.

        В  заочной очереди цена ожидания  ниже, ибо она не представляет  собой вычет из заработанного

дохода, а рассчитывается, как разница между реальным и  альтернативным доходами, которые

определяются индивидуальной производственной функцией (personal production function) – PPF, или

функцией полезности.

 

        Реальная   PPF= γ (L, K, M ) ,

        где   L - труд индивида с учетом его  квалификации,

              K - средства, которыми он обладает,

              M - материальные ресурсы, имеющиеся  у него.

 

 

        Альтернативная (в будущем) PPF1 = γ (L, K , M 1 ) ,

 

                                                                                                        97

 

 

        где   M1 = M + k

 

 

        В  заочной очереди время ожидания  обычно не значимо, кроме редких  случаев, когда функция

полезности человека с  получением k будет радикально меняться. Например, таковыми случаями могут

быть получение квартиры; или получение машины для человека, который занимается частным извозом.

Но в какой конкретно  момент человек получит румынский  мебельный гарнитур, уже не столь  важно.

Итак, в заочной очереди  с ее возможностями черного рынка  мест в очереди равновесие второго  порядка

в среднем будет очень  близко к равновесию первого порядка.

        А  при очной очереди цена ожидания  рассчитывается, как:

 

                1     

              α  , I 1  = Pw ,

                k     

        где   I1 - первичный доход.

        Здесь цена ожидания обратно пропорциональна k и прямо пропорциональна I1 (чем выше

первичный доход, тем больше цена ожидания).

 

 

        Так   кто же в результате возникновения  очереди выигрывает при условии,  что правила

эффективны?

        Первый вариант ответа: выигрывают бедные (ведь у них альтернативные издержки стояния в

очереди по сравнению с  первичным доходом I1 низкие). Однако бедные в очередь за автомобилями

«Бентли» по заниженной цене вообще не встанут!

        Второй  вариант ответа: выигрывают богатые.  Но в какой очереди выигрывают  богатые?

Прежде всего она должна быть заочной. Очень жизненный пример - квартирная плата, которая в России,

в зависимости от стоимости  угля и всего прочего, составляет примерно 1/3, а в некоторых регионах 1/5

реальной стоимости содержания жилого фонда. Квартплата в России - это некий дефицитный ресурс. В

силу того, что зарплата горожанина ограничена, ДЭЗ не может  с него взять 1000 руб. и берет 100 руб.

Это price ceiling, который реально очередь не представляет, но можно себе представить очередь,

построенную примерно на тех же принципах. И выигрывают от того, что цены на эксплуатацию жилья у

нас занижены, богатые, потому что они имеют больше мест в  этой очереди.

        Если  мы будем рационировать цены на хлеб, где эластичность по доходу 0,1, эластичность по

цене 0,1 и, в итоге, ~ 1, то здесь  богатые не выигрывают. Если же мы будем  рационировать цены на

предметы роскоши (например, автомобили), где эластичность по доходу 0,9, а эластичность по цене 0,4,

т.е. динамика соотношения  эластичности по доходу и эластичности по цене положительна, то «набор

очереди», как говорит  Барцель, будет сдвигаться в сторону богатых, потому что именно богатые готовы

купить этот товар. Их в  очереди будет большинство, и  именно они выиграют от ограничения  цены

(здесь термин «богатые»  означает не класс, а просто  верхние децили в распределении  по доходу).

        Третий вариант ответа: выигрывают любители – люди, чья функция полезности (utility

function) адаптирована именно к данному продукту. Например, очередь в театр состоит из людей, для

которых посещение театра в их комплексной функции полезности занимает более высокое место,

нежели посещение в  это же время ресторана.

 

 

                                                                                                       98

 

 

        Четвертый  вариант ответа: выигрывают рантье  или пенсионеры. Это очевидно - ведь  здесь

рассматривается только активная часть дохода, а его пассивная  часть не вычитается из дохода во время

стояния в очереди (почему у нас бабушки и любят очереди)!


Информация о работе Теория контрактов