Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 16:36, лекция
Какова роль трансакций и организующих их контрактов в экономике? Экономику можно
представить себе состоящей из отдельных индивидов или из отдельных индивидов и их объединений,
которые обменивают между собой принадлежащие им ресурсы. Взаимодействие между индивидами
(правильнее - между агентами производства), в процессе которого осуществляется передача из рук в
руки на тех или иных условиях того или иного ресурса, называется трансакцией. Трансакции
делают стороны, - это, в первую очередь, инвестиции на уровне человеческого капитала. Например,
Уралмашзавод, выпускающий экскаваторы, адаптировал к потребностям заказчика прежде всего своих
работников, которые этот экскаватор для него проектировали и обслуживают. То же относится и к
работникам якутского разреза, которые привыкли работать с инженерами именно Уралмашзавода. Но
поскольку затраты на человеческий капитал составляют в настоящее время порядка 40 – 50 % затрат, это
практически определяет позицию партнеров в данной ситуации. С другой стороны, инвестиции в
человеческий капитал, может быть, самые возвратные из инвестиций в специфические активы - они
наиболее оборачиваемы. Человек не гибнет, он просто теряет часть своих навыков при разрыве тех или
иных отношений.
Нынешнее состояние российской промышленности характеризуется разрывом
производственных связей, за что директорский корпус отчаянно ругает наших либералов (см. любую
газету). Экономисты в ответ улыбаются: «Ну, какие производственные связи, когда есть рынок?! Рынок
все расставит на свои места. Кому эти связи нужны»?! Однако, в действительности, директора правы.
Конечно, при советской власти хозяйственные связи (скажем, между шинным и
автомобильным или между нефтехимическим и двигателестроительным заводами) сначала
планировались из единого центра, но потом они уже нарабатывались самими предприятиями. Такие
инвестиции в специфические активы ими были сделаны. А оттого, что сейчас эти инвестиции (и
производственные, и человеческие) обесценились, наша экономика потеряла гораздо больше, чем
просто от сокращения объема выпуска продукции. Последнее почти ничего не значит, так как при
наличии мощностей выпуск продукции можно возобновить в прежнем объеме. Но разрушение
уникальных производственных связей (когда люди досконально знали производственные возможности
своих партнеров – что у них есть, в каком направлении развивается их технология, каким образом ее
легче дополнить) – потеря невосполнимая. Более того, простаивание производственных мощностей
неминуемо ведет к постепенному исчезновению человеческого капитала.
5. ОГРАНИЧЕНИЯ
ПРАВ КОНТРАКТА (ТЕОРИЯ
Ограничения
прав контракта мало
странно, в экономике общественного сектора, хотя имеют к ней прямое отношение. В частности,
рационирование благ и ограничение цены ниже равновесной реально происходит в любом случае
публичного распределения формально бесплатных благ. Поэтому, говоря об ограничениях прав
контракта, мы говорим, разумеется, не только и не столько об очереди и все-таки в конечном счете
будем разбирать разные ее формы. Дело в том, что другие формы достижения оптимума второго
порядка после рационирования (после ограничения, например, продажной цены сверху или снизу)
сводятся к довольно экстравагантным методам, типа побоища при входе в автобус, где побеждает
сильный, но связано это уже не с экономической теорией, а скорее с теорией спортивных единоборств.
Оптимум может достигаться и путем введения карточной системы, однако она тоже содержит элементы
очереди. В силу сказанного имеет смысл рассмотреть как экономику очереди в общем виде, так и
различные ее приложения.
Своим созданием экономика очереди обязана двум ученым - Йораму Барцелю (Yoram Barzel) и
Стивену Чунгу (Steven N.S. Cheung). Первым к этой проблеме обратился Барцель, который в 1974 г.
написал статью «Теория рационирования посредством ожидания» («A Theory of Rationing by Waiting»).
Заметим, что рационирование может также осуществляться посредством государства. Вторым свой
вклад в разработку данной проблемы внес Чунг, написавший в том же году статью «Теория контроля
цен» («A Theory of Price Control»). Чунг более известен, чем Барцель, - его именем назван блок моделей
теории рационирования посредством ожидания, где речь идет о следующем.
Есть
два типа ограничений
собственности, но затрагивают
права собственности в
- условно говоря, «потолки» и «полы цен». Спрос (demand) и предложение (supply) конкретного товара
(например, хлеба) пересекаются
в точке, определяющей
равновесная цена хлеба и
некое равновесное его
народные массы, возмущенные, что хлеб ныне стоит 13 коп., а еще недавно стоил 7 коп., требуют ввести
справедливую цену на хлеб, они тем самым требуют ввести price ceiling, т.е. не повышать цену на хлеб
выше определенного уровня. Вполне понятно, что по цене 7 коп. пожелает приобрести хлебушек
гораздо больше народу, а продать его - гораздо меньше поставщиков. В результате, возникнет некий
избыточный спрос, который разом не удовлетворяется предложением и который правительство должно
каким-то образом рационировать. Это рационирование в разных своих формах и формирует такой
институт, как очередь.
P
P
Pe
Pc
Qe
Q
Фактически, на этом графике не видно, каким образом устанавливается новая точка
равновесия, но совершено ясно, что она должна установиться. И она обычно устанавливается за счет
возникновения определенного времени ожидания. Соответственно, к заявленной цене добавляется некая
дополнительная цена (назовем ее «ценой ожидания»). Цена ожидания – это то, что платит человек,
включенный в систему распределения по заниженной цене, который встает в данную очередь, чтобы
получить данный товар именно по данной цене. Т.е. возникает ситуация дефицитной экономики.
Дефицит (см., например, работы Яноша Корнаи (Yanos Kornai)) имеет огромное число
вариантов разрешения – и равновесных, и неравновесных. Но в этой лекции нас будут интересовать
очень простые вопросы, а именно: каким образом формируются законы распределения? каким образом
достигается некий новый субоптимум, когда совершенно очевидно, что спрос и предложение
расходятся, и возникает эксцессивный, реально неудовлетворенный спрос?
В
частности, мы не будем
подтягивает производителей (supply side) к определенной цене, заставляя их производить товар именно
по этой цене, что обычно ведет к резкому снижению качества товара - ведь правительство не может
проконтролировать все качественные параметры (об этом уже говорилось применительно к
социалистической экономике). Так, если фабрику, которая могла бы производить 100 шт. некоего товара
по равновесной цене 100 $ за 1 шт., обязывают произвести 100 или даже 110 шт. этого товара по цене 80
$ за 1 шт., то в итоге это просто окажется другой товар, а за какое время будет достигнуто качественное
изменение данного товара – вопрос лишь его технологии и композитности.
Подобная ситуация регулярно возникала в советское время, возникает она у нас и сейчас в
секторах, связанных с производством общественных благ. Это, скажем, услуги в области «пассажирских
грузоперевозок» (данный термин, мне кажется, очень точно отражает суть услуги, которую мы в
результате получаем), здравоохранения, образования, жилищно-коммунальном хозяйства, т.е. везде, где
производитель должен поставлять явно за меньшую цену большее количество товара. Обусловлено это
чаще всего тем, что у производителя хозяин – государство, и тем, что это политическая фирма.
Насколько
данная ситуация жизненна для
нашей экономики, показывает
года назад в Тюмени состоялось большое экономическое совещание работников образования. Там
выяснилось, что даже в самом заштатном вузе страны, где коммерческий прием минимален, государство
фактически оплачивает меньше половины стоимости подготовки одного студента, а остальные средства
обеспечивает спонсорская помощь, коммерческий прием студентов, короткие программы, сдача
площадей вуза в аренду и пр. Так вуз, работающий, как политическая фирма, принадлежащая
государству-собственнику, реагирует на жесткие условия своего существования. И по-иному выйти из
положения он не может. Он просто плохо учит в конечном итоге. Например, в общем бюджете ВШЭ
финансирование подготовки
студентов Министерством
дают научные заказы от Министерства экономики, в меньшей степени от Министерства образования и
Центробанка, а также коммерческое обучение студентов (условно говоря, один коммерческий студент
ВШЭ кормит двоих государственных).
Перейдем к более очевидной ситуации – к очереди, обратившись к поведению в ее рамках не
столько производителей, сколько потребителей. Согласно определению Барцеля, очередь (queue) есть
метод установления прав собственности на определенный товар посредством ожиданий и по
принципу: «первый пришел – первый получил» («first came, first served»). Это наипростейшее
определение очереди.
Следует отметить, что любая, даже самая простая, очередь предполагает крайне высокую
степень добровольного соблюдения правил очереди. Это очень характерно для дефицитных экономик,
однако в недефицитных экономиках люди, внезапно оказавшиеся в ситуации дефицита, не готовы
стихийно образовывать такой институт, как очередь. Например, несколько лет назад, будучи в
Диснейленде под Парижем, я наблюдал следующую картину. На все аттракционы там были огромные
очереди, что для Запада редкость. Столбиками, соединенными друг с другом бархатными шнурами, к
каждому аттракциону был выгорожен коридор, внутри которого и стояла молча, смирно очередь. Вдруг
один из столбиков упал. И тогда все эти люди, молча опять же, давя детей, сразу кинулись в
освободившееся пространство. Такое их поведение очень показательно. Ясно, что очередь является для
них метаэкономической культурой, т.е. чем-то не унаследованным, тогда как для нас падение
веревочного ограждения прошло бы незамеченным. Мы в нем не нуждаемся - ведь каждый россиянин
знает, что у него в очереди есть определенный номер (скажем, 386-ой), он знает, за кем стоит, и кто
стоит за ним, - а они там, на Западе, нуждаются. Они соблюдают законодательство (внешние рамки), но
не способны сразу же воспроизвести его из себя.
Еще в советские времена, когда было принято сочинять нечто жизнеутверждающее, А.А.
Аузан, ныне председатель Конфедерации обществ защиты прав потребителей, написал книгу, в которой
как раз на примере элементарной ячейки, т.е. очереди, доказывал, что коллективизм, коллективность
есть исходное отношение социализма. (Он был последователем моего отца Ивана Ивановича
Кузьминова, считавшего, что не планомерность, а коллективность - исходное отношение социализма.)
Аузан писал примерно следующее: «Как только на прилавке появляется дефицитный товар, люди сразу
же организуются. Они его коллективно распределяют, причем стараются распределить поровну. Именно
из добровольного соблюдения (compelliance) правил и вырастет коммунизм».
При
анализе экономических проблем,
были бы рассматривать неэффективность правил, и, тем не менее, анализируя очередь, мы будем
исходить из предпосылки эффективности правил как рационирования, так и установления ограничения
цены. Т.е. мы будем рассматривать случаи, в которых эти правила соблюдаются, элиминировав случаи
их нарушения некими агентами, считающими это для себя более выгодным.
Основная проблема очереди в том, что каждому желающему может не хватить того товара, за
которым образовалась очередь. Какого рода адаптация происходит как со стороны кривой D (кривой
спроса), так и со стороны кривой S (кривой предложения)? Со стороны кривой D прежде всего будет
образовываться вторичный рынок мест в очереди, который устанавливает цену равновесия, как некую
заявленную цену Pc плюс PII (это еще не собственно waiting). Итак, цена равновесия: Pc + PII , где
PII > Pe − Pc
Почему PII больше, чем Pе, т.е. почему эта конструкция менее эффективна, нежели простое
равновесное установление цен? За счет чего, когда складывается ограниченный рынок и вторичный
рынок мест, итоговая цена в любом случае будет больше равновесной цены без регулирования? Один
возможный ответ: производители приняли решение производить меньше. Но даже если вы посредством