Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 09:18, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов экономической эффективности и разработка практических мероприятий, направленных на совершенствование функционирования транспортного предприятия.
В первой главе рассмотренытеоретические основы повышения эффективности деятельности транспортного предприятия.
Во второй главе дана общая характеристика деятельности исследуемого предприятия, проведен экономический анализ деятельности, дана оценка эффективности деятельности.
В третьей главе предложены мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности ООО«Гарант» представлено экономическое обоснование, рассчитана экономическая эффективность предлагаемых мероприятий.
Введение
1 Теоретические основы повышения эффективности деятельности транспортного предприятия
1.1 Понятие эффективности производства транспортного предприятия
1.2 Методы оценки эффективности транспортного производства
1.3 Анализ деятельности автопредприятий Хабаровского края
2 Экономический анализ деятельности ООО «Гарант»
2.1 Общая характеристика деятельности ООО«Гарант»
2.2 Анализ основных экономических показателей деятельности ООО«Гарант»
2.3 Анализ эффективности деятельности ООО «Гарант»
3 Мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности ООО «Гарант»
3.1 Основные направления повышения эффективности деятельности грузового АТП
3.2 Внедрение автоматизированной системы управления
3.3 Расширение номенклатуры оказываемых услуг
4 Охрана труда
Заключение
Список использованных источников
На рисунке 1.1 представлены показатели эффективности грузовых перевозок[35].
Рисунок 1.1 – Показатели эффективности грузовых автомобильных перевозок с учетом эффективности использования ресурсов АТП
Эффективность деятельности отражают доходы предприятия.
Доходы автотранспортных предприятий – это суммы, полученные с клиентов от перевозки грузов и прочих услуг по установленным тарифам.
При планировании
доходов по перевозке грузов
используют установленные
Доходы от прочих услуг, оказываемых автотранспортным предприятием формируются за счет:
– доходов от транспортно-эксплуатационных операций;
– доходов от погрузочно-разгрузочных работ [35].
Понятие эффективности является едва ли не самым важным в экономической теории и практике. Каждый руководитель транспортного предприятия крайне заинтересован в эффективном ведении хозяйства. Поэтому чрезвычайно важно понять суть этого явления. Это тем более важно, потому что изучение использования любого ресурса подразумевает рассмотрение показателей эффективности их использования [15].
Эффект – от лат. effectus(результат, воздействие). Соответственно, эффективность – это результативность.
Иными словами, характеризуя любую деятельность важно знать не только, каков результат, но и какой «ценой»он достигнут, какие для этого были использованы ресурсы. Поэтому, в общем смысле, эффективность – это соотношение между результатом и затратами или ресурсами, которые этот результат вызвали [5].
Соотнесение результатов с затратами транспортного производства может производиться различными способами:
– логически;
– в виде разности, когда из результата вычитают затраты (например, прибыль определяется как разница между результатом – выручкой и затратами на ее получение. Экономия – это абсолютный показатель эффективности, так как определяется как разница между нормативным (ресурсом) и реальным уровнем затрат). Такие показатели называются абсолютными;
–в виде отношения затрат и результатов (например, производительность труда как соотношение между результатами труда и затратами труда и т. д.). Эти показатели называются относительными.
Относительные показатели бывают прямыми и обратными.
Прямые показатели транспортного производства называют показателями отдачи. Эти показатели призваны ответить на вопрос, сколько единиц результата «снимается» с единицы затрат, или какова«результатоотдача» затрат.
Обратные – показателями емкости. Эти показатели призваны ответить на вопрос, сколько необходимо единиц затрат для получения единицы результата, или какова«затратоемкость» результата [18].
В любом случае, определить эффективность – это значит соотнести результат с затратами (или ресурсами), которые этот результат вызвали. Однако содержание показателя эффективности, то, на какой вопрос он будет давать ответ, зависит от того, что исследователь берет в качестве результата и что в качестве затрат [9].
В производственно-хозяйственной деятельности транспортного предприятия для конструирования и определения показателей эффективности можно использовать мнемонический прием, предложенный профессором Демченко, так называемую матрицу относительных показателей эффективности (матрица Демченко). Смысл ее заключается в том, что в качестве реквизитов матрицы, как по строкам, так и по столбцам, выступают одни и те же показатели результатов и затрат, выбор которых зависит от целей исследования. Показатели эффективности определяются в ячейках матрицы путем деления реквизита каждого столбца на реквизит строки [17].
В таблице 1.1 в качестве примера представлено определение основных показателей производственно-хозяйственной деятельности. Однако в зависимости от целей анализа возможна любая детализация результатов и затрат. Матрица симметрична относительно главной диагонали, и значения показателей обратно пропорциональны. Если показатели, расположенные выше главной диагонали, будут расти, показатели, расположенные ниже главной диагонали, будут падать.
Таблица 1.1 – Матрица показателей эффективности
Показатель |
Оказание услуг (ВП) |
Капитал (К) |
Численность работающих (Ч) |
Прибыль (ПР) |
Оказание услуг (ВП) |
1 |
К/ВП |
Ч/ВП |
ПР/ВП |
Капитал (К) |
ВП/К |
1 |
Ч/К |
ПР/К |
Численность работающих (Ч) |
ВП/Ч |
К/Ч |
1 |
ПР/Ч |
Прибыль (ПР) |
ВП/ПР |
К/ПР |
Ч/ПР |
1 |
Ниже главной диагонали чаще всего соотносятся показатели результата с затратами на получение этого результата, т. е. ниже главной диагонали расположены показатели отдачи.
Выше главной диагонали показатели носят обратный характер и показывают, какова емкость нашего результата относительно какого-либо вида затрат (например, численность делится на оказанные услуги). Выше главной диагонали располагаются показатели емкости [18].
Чаще всего повышения эффективности транспортного производства достигают двумя путями:
– либо достижения максимума результата при фиксированном объеме затрат;
– либо достижения минимума затрат при фиксированном объеме результата.
Таким образом, для того чтобы добиться повышения эффективности транспортного производства, необходимо рассмотреть, что собою представляют результаты деятельности предприятия, и что собой представляют его ресурсы и затраты [29].
Полученная прибыль несомненно говорит о том, что доходы превышают расходы. Однако является ли прибыль удовлетворительной или нет, должно оцениваться по тому, сколько денег приходится вкладывать в предприятие, чтобы получить эту прибыль.
Иными словами важна не прибыль, а прибыльность. То есть ответ на вопрос,сколько рублей прибыли приносит каждый рубль затрат?
На этот вопрос отвечают показатели рентабельности как ключевые показатели или индикаторы результата деятельности предприятия [45].
Рентабельность от фр. rente или лат. reddita– возвращение назад – доход. Таким образом, рентабельность это прибыльность. Прибыльность того, что находится в знаменателе [28].
Так как средства, которые вкладываются в предприятие, приобретают форму имущества предприятия или активов, то ключевым показателем рентабельности (прибыльности) предприятия является уровень общей рентабельности или рентабельности производства.
Уровень общей рентабельности определяется по формуле [26]:
,
где Пдо нач.%– прибыль до начисления процентов, руб.;
А–активы предприятия, руб.
Прибыль, фигурирующая в расчете уровня общей рентабельности, исчисляется до вычета из нее налога на прибыль. Налог на прибыль является показателем получения обществом доли от прибыли предприятия и может изменяться.
Активы, применяемые в формуле, исчисляются как средняя величина за период.
Если транспортное предприятие выпускает не один вид услуг, то для анализа и планирования прибыли необходимо вычислять рентабельность (прибыльность) отдельных видов услуг.
Рентабельность продукции вычисляется по формуле [42]:
,
где Пр– прибыль от реализации, руб.;
С–сумма затрат, руб.
Решение об изменении структуры транспортного производства или структуры продаж принимается на основе анализа показателя рентабельности и показателя объема продаж. Низкорентабельные виды услуг могут продаваться в больших количествах и приносить большую массу прибыли. Высокорентабельные услуги может продаваться в ограниченных объемах [11].
Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:
,
гдеВ–валовая выручка, руб.
Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота.
Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение валовой выручки предприятия к величине его капитала, исчисляется по формуле [23]:
,
Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала.
Активы предприятия финансируются в большинстве случаев за счет собственного и заемного капитала. Владельцев фирмы или акционеров будет интересовать рентабельность (прибыльность) собственного капитала, которая вычисляется по формуле [12]:
,
где ЧП – чистая прибыль организации, руб.;
СК – средняя за период величина собственного капитала, руб.
Снижение рентабельности предприятия является следствием уменьшения прибыли от реализации по сравнению с издержками, (т. е. рентабельности оборота), а также уменьшения отношения валовой выручки к вложенному капиталу, т. е. числа оборотов капитала [33].
Уровень общей рентабельности равен произведению рентабельности оборота и числа оборотов капитала. Одно и то же значение показателя «уровень общей рентабельности» может быть достигнуто различными способами комбинирования этих двух ключевых индикаторов. На производственных предприятиях часто крупные суммы вкладываются в основной капитал (машины и т. д.), и, покупателям предоставляются долгосрочные кредиты. Вследствие этого уменьшается число оборотов капитала, что, в свою очередь, компенсируется большой величиной прибыли от реализации услуг, т. е. относительно высокой рентабельностью оборота [44].
Общие показатели эффективности основного капитала – это фондоотдача и фондоемкость.
Фондоотдача показывает, сколько рублей услуг приносит один рубль основного капитала и вычисляется по формуле [40]:
,
где Фо – уровень фондоотдачи;
ВП – оказание транспортных услуг в денежном выражении;
Фср – средняя за период величина основного капитала.
Фондоемкость показывает, сколько рублей основного капитала необходимо для производства одного рубля услуг и исчисляется по формуле [10]:
,
где Фе – уровень фондоемкости.
В качестве показателя эффективности использования активной части основного капитала используется коэффициент экстенсивного использования.
Активной частью основного капитала является, как правило, рабочие машины и оборудование, которые можно использовать по времени (экстенсивно) и по проектной мощности (интенсивно).
Конструкция показателей проста и построена на сопоставлении фактически использованного ресурса с максимально возможным.
Если в качестве ресурса рассматривается время, то коэффициент экстенсивного использования (kэкс) –это отношение фактически отработанного времени к номинальному фонду времени (формула 1.9).
,
где Тфакт –фактически отработанное время;
Тном – номинальный фонд времени;
Календарный фонд времени является исходным ресурсом. Так в году 365 дней, в сутках 24 часа, значит календарный фонд времени для единицы оборудования вычисляется как 365 дн. х 24 час. = 8760 станко-часов. Для некоторых предприятий с непрерывным циклом производства календарный фонд является номинальным.
Режимный фонд времени получится, если из календарного фонда времени исключить время на пересменку и время выходных и праздничных дней. На каждом предприятии действует определенный режим работы (число рабочих и выходных дней, число смен и их продолжительность).
Номинальный фонд времени получают исключением из режимного фонда затрат времени на плановый ремонт и времени на нахождение оборудования в резерве.
Фактический фонд времени получается вычитанием из номинального фонда времени внеплановых простоев.
Источниками формирования основного капитала является собственные средства – нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления. А также привлеченные средства: заемные средства – долгосрочные кредиты или облигации, либо продажа акций или паев.
Информация о работе Транспортное обеспечение предприятия ООО «Гарант»