Управление инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Конец XX – начало XXI столетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….......…3-4
1.Понятие и сущность инновационной политики предприятия…………....5-19
1.1.Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций..5
1.2.Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия………………………………………………………………………8
1.3.Формы реализации инновационной политики предприятия………14
1.4.Конкурентоспособность продукции. Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции…………..17
Проектная часть
1.Краткая характеристика предприятия………………………………..21
1.1.Анализ рынка…………………………………………………..…….25
1.2.Анализ динамики основных технико – экономических
показателей……………………………………………………………………..29
2.Характеристика инновационной деятельности на предприятии….34
3.Комплексная характеристика нововведения……………….……….37
4.Обоснование и выбор проекта…………….………………………….45
5.Обоснование эффективности инновационного проекта……………49
6.Экспертиза инновационного проекта и разработка
механизма управления рисками……………………………………….61
7.Организация реализации проекта……………………………………79
Заключение………………………………………………………...…………...81
Список литературы………………………………………………………….....83

Файлы: 1 файл

МОЯ Курсовая.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

     4) финансовый риск – связан с  возможностью ошибок в оценке  единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует  в себе все вышеперечисленные  виды рисков и другие риски  (политический, страновой и т.  д.).

     Имитационная  стратегия направлена на использование уже известных продуктовых, технологических и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства). При данном виде стратегии значительно снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике.

     Венчурная стратегия предполагает использование  предприятием инновационных разработок венчурных предприятий. Венчурные  предприятия занимаются разработкой  инноваций в быстро развивающихся  отраслях промышленности, охватывая  стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) – также часть технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями.

     Инновационная стратегия предприятия реализуется  инновационной политикой. Инновационная  политика предприятия представляет собой определение целей инновационной  стратегии и создание механизма  поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.

     При разработке инновационной политики могут использоваться два подхода [5, c. 179]:

     1. Целью инноваций является получение  значительной прибыли на определённом  отрезке времени за счет «пионерства»  в какой-либо области. При этом  внедрение инновации и её последующее распространение связывается с возможностью значительного снижения себестоимости и роста спроса на продукцию.

     2. Целью внедрения является завоевание (закрепление) небольшого сегмента  рынка с минимальной прибылью  с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.

     При разработке инновационной политики затрагиваются следующие области  деятельности:

     – исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение  инноваций);

     – повышение качества и сертификация продукции;

     – обновление производственной базы (техническое  перевооружение);

     – создание, поддержание и развитие научно-технологического потенциала предприятия;

     – освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).

     При формировании инновационной политики инновация рассматривается с  двух позиций:

     1. Наличие новых значимых технических  решений, способных обеспечить  рыночный успех;

     2. Наличие специфических потребительских  свойств (внешний вид, форма и т. д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений.

     Целью инновационной политики является создание условий для обеспечения эффективной  деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности  и конкурентоспособности продукции.

     Для обеспечения высокой эффективности  инновационной политики при её проведении должны соблюдаться следующие принципы:

     – целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических  целей предприятия;

     – приоритетность – выбор важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;

     – альтернативность проектных решений  – разработка различных вариантов  и выбор наилучшего из них;

     – комплексность – охват инновациями  смежных сфер деятельности;

     – обоснованность – обоснование научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней  среды;

     – адаптивность – корректировка плана  проведения инновационной политики и отдельных проектов в связи  с изменением факторов внешней среды.

     Инновационная политика формируется и корректируется под влиянием различных факторов внешней и внутренней среды предприятия.

     Внешняя среда – это совокупность хозяйствующих  субъектов и движущих сил, оказывающих  влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.

     Факторы прямого влияния включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.

     Внутренняя  среда – это совокупность субъектов  и движущих сил предприятия, позволяющих  установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:

     – материало-, энерго- и фондоёмкость производства;

     – технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;

     – степень износа основных фондов и  т. д.

     Основными факторами, способствующими реализации инновационной политики предприятия, являются:

     – наличие резервов финансовых и материально-технических  ресурсов на предприятии;

     – высокий уровень научно-технологического потенциала предприятия;

     – наличии на предприятии системы  управления качеством на основе международных  стандартов ISO;

     – наличие системы материального  и морального стимулирования инновационной  деятельности;

     – наличие оптимальной законодательно базы и государственная поддержка проведения инновационной политики.

     Повышение конкурентоспособности продукции  вследствие проведения мероприятий  инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей [18, c. 46]:

     1. Уровень технологического развития (отношение объёма продукции,  произведенной по отдельным видам  технологий (по высоким, новым,  традиционным) к общему объёму  реализованной продукции);

     2. Уровень экспортной ориентации (отношение  объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции);

     3. Уровень сертификации (отношение  объёма продукции, произведенной  по технологиям, сертифицированным  по международным стандартам  ISO, к общему объёму произведенной продукции);

     4. Уровень обновления (отношение объёма  новой продукции, освоенной в  производстве, к общему объёму  произведенной продукции).

     Помимо  инновационной политики предприятия, существует государственная инновационная  политика, являющаяся частью государственной социально-экономической политики. Она определяет цели инновационной стратегии, механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов и является фундаментом для проведения инновационной политики предприятия.

     Формирование и реализация инновационной политики основываются на создании такой системы, которая позволит в кратчайшие сроки и с высокой эффективностью использовать в производстве интеллектуальный и научно-технический потенциал страны. Благодаря использованию новых информационных технологий этими потенциалами могут воспользоваться как малые, так и крупные организации всех форм собственности. Инновационная политика – мощный рычаг, с помощью которого можно регулировать циклические спады в экономике, обеспечить её структурную перестройку и заполнить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.  

     1.3. Формы реализации  инновационной политики  предприятия. 

     Инновационная политика на предприятии реализуется, прежде всего, путём разработки и  реализации инновационных проектов и программ, создания эффективного механизма управления ими.

     Инновационный проект представляет собой пакет  документов, обосновывающий и описывающий  комплекс взаимосвязанных мероприятий  по достижению целей инновационной  деятельности.

     По  предметно-содержательной структуре проекты могут быть исследовательскими, научно-техническими, по разработке и освоению новой продукции, технологии, по модернизации производственного аппарата, направленными на перепроектирование производственных процессов и т. п.

     Общая концепция формирования проекта включает следующие стадии:

     1. Формулирование проблемы и целей  проекта;

     2. анализ имеющихся альтернативных  решений данной проблемы и  тенденций развития основных  технико-экономических показателей;

     3. Оценка имеющихся ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических;

     4. Оценка вероятности технического  и коммерческого рисков;

     5. Выбор наилучшего варианта решения  проблемы;

     6. Оформление проекта и его реализация.

     Для инновационных проектов помимо финансового, кадрового и материально-технического обеспечения важными критериями успешности их реализации являются новизна, патентно-правовая охрана создаваемых технических решений, конкурентоспособность будущего новшества, его патентная чистота на предполагаемых рынках реализации. Управление проектом основано на использовании программно-целевых методов планирования.

     Экономический эффект от осуществления инновационного проекта можно определить через  показатель прибыльности (П) по формуле [6, c. 220]:

      (2)

     где p1 – вероятность достижения успешного научного результата; p2 – вероятность достижения коммерческого успеха; ОП – годовой объём продаж, ед.; Ц – цена единицы продукции; Т – период устойчивого сбыта, лет; С1 – стоимость исследований и разработок; С2 – издержки производственно-технического освоения; С3 – издержки на продвижение нового товара на рынок.

     В Республике Беларусь принята и успешно  реализуется система организации  планирования, финансирования и выполнения научных и научно-технических  программ. Так, в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы среди основных целей программы формулируется необходимость обеспечения инновационной направленности развития экономики, создание более действенного механизма стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производств.

     В рамках Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы принята Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007 – 2010 годы. В соответствии с данной программой планируется довести уровень инновационно активных предприятий реального сектора экономики практически до 100 % (в 2006 г. этот показатель составил 14,1 %), повысить уровень наукоёмкости производства продукции до 1,7 – 2 % (в 2006 г. – 0,66 %), увеличить удельный вес сертифицированной по международным стандартам промышленной продукции до 70 % (в 2006 г. – 53 %), внедрить в производство около 900 новых и высоких технологий, из них 11% – на основе отечественных разработок. Основная цель программы – создание инновационной, конкурентоспособной на мировом рынке, наукоемкой, ресурсо- и энергосберегающей, экологобезопасной, социально ориентированной экономики Республики Беларусь, обеспечивающей устойчивое социально-экономическое развитие страны и повышение качества жизни белорусского народа. Данные программы служат фундаментом для формирования инновационной политики предприятия и призваны обеспечить встраивание большинства субъектов хозяйствования в национальную инновационную систему.

Информация о работе Управление инновациями