Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:50, курсовая работа
Конец XX – начало XXI столетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.
Введение………………………………………………………………….......…3-4
1.Понятие и сущность инновационной политики предприятия…………....5-19
1.1.Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций..5
1.2.Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия………………………………………………………………………8
1.3.Формы реализации инновационной политики предприятия………14
1.4.Конкурентоспособность продукции. Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции…………..17
Проектная часть
1.Краткая характеристика предприятия………………………………..21
1.1.Анализ рынка…………………………………………………..…….25
1.2.Анализ динамики основных технико – экономических
показателей……………………………………………………………………..29
2.Характеристика инновационной деятельности на предприятии….34
3.Комплексная характеристика нововведения……………….……….37
4.Обоснование и выбор проекта…………….………………………….45
5.Обоснование эффективности инновационного проекта……………49
6.Экспертиза инновационного проекта и разработка
механизма управления рисками……………………………………….61
7.Организация реализации проекта……………………………………79
Заключение………………………………………………………...…………...81
Список литературы………………………………………………………….....83
Необходимый объем инвестиций в развитие производства железобетонных изделий может намного снизиться при производстве достаточного количества строительных материалов для всех видов строительства. Кроме того, произойдет некоторое увеличение производства тех материалов, которые значительно используются в индивидуальном строительстве (этот сегмент рынка повышает интерес к себе из-за высоких темпов индивидуального строительства).
Строительная отрасль включает в себя:
-строительные
компании, осуществляющие свою
-международные строительные компании, действующие на российском строительном рынке (концерны «Сканска», «НСС»);
-российские строительные компании, действующие преимущественно на локальных рынках;
-компании
сектора строительных
-инжиниринговые и консалтинговые компании.
В настоящее время в состав промышленности строительных материалов входят 15 отраслей, включающих около 10 тысяч предприятий разных масштабов деятельности. Все предприятия приватизированы.
По данным Ассоциации строительной промышленности России, в 2009 г. доля строительной отрасли в ВВП страны составила 5,8%. Основными видами изделий в отрасли являются сборные железобетонные конструкции и стеновые материалы.
Зачастую отечественные технологии производства основных видов строительных материалов характеризуются в несколько раз более высокой энергоемкостью, чем технологии, применяемые в промышленно развитых странах.
Дальнейшее
совершенствование
Характеристика рынков
В настоящий момент ОАО "Завод ЖБК-1" выпускает около двух тысяч видов изделий. Профильной продукцией является железобетон. До последнего времени основной объем продаж железобетона приходился на рынок Белгородской области. Это связано с большой долей транспортной составляющей в цене продукции. Транспортировка продукции на расстояние свыше 100-150 км. от места производства делает ее неконкурентоспособной по цене при наличии в местах потребления производителей аналогичной продукции. В силу чего рынок можно рассматривать как региональный, а межрегиональными товарными потоками пренебречь. Строительные товары не являются товарами первой необходимости, а спрос на эту группу продуктов эластичен по доходу, то есть увеличение дохода приводит к увеличению спроса.
Согласно мнению специалистов, Белгородская область, вместе с Уралом, Сибирью, Ростовской областью и Чечней входит в первую пятерку регионов России с наиболее высокими темпами роста жилищного строительства. Это обусловлено в первую очередь высокоразвитой производственной базой промышленности строительных материалов области. Благодаря высококвалифицированным кадрам и политике активного технического перевооружения ОАО "Завод ЖБК-1" является базовым предприятием по реализации областных программ промышленного и жилищного строительства и благоустройства населенных пунктов области.
Существенной характеристикой строительной отрасли является неравномерность распределения производственных мощностей по территории страны, что является ее существенным недостатком. Большая часть предприятий сосредоточена в Центральном экономическом районе, а на Юге страны, в районах Дальнего Востока промышленность строительных материалов развита чрезвычайно слабо. В последние годы около 29% всей продукции производилось в Центральном районе, в том числе в Москве - около 16% .
Рынок имеет ярко выраженные сезонные колебания. Разница между объемом продаж по месяцам года достигает 40%. Минимальный объем сбыта наблюдается в зимние месяцы в связи со спадом строительной деятельности. В данный период имеет место увеличение товарных запасов, которые позволяют удовлетворить резкий скачок спроса в апреле-мае в начале строительного сезона. Максимум сбыта приходится на летние месяцы.
Положение ОАО «Завод ЖБК-1» среди предприятий - производителей сборного железобетона в Белгородской области представлено в табл.2.
Таблица 2
Положение среди конкурентов
|
Из таблицы 2 видно, что в 2009г. потребление ЖБИ в Белгородской области уменьшилось по сравнению с 2008 г. на 27%, или на 124040 м3. ОАО «Завод ЖБК-1» увеличил свою долю на рынке на 5%.
Для наглядности оформим диаграмму.
Как видно, ОАО «Завод ЖБК-1» занимает уверенное лидерство среди производителей плит перекрытия в Белгородской области. Более того, доля рынка увеличивается с каждым годом, несмотря на снижение объемов производства плит перекрытия.
Главным конкурентом является ООО «Яковлевостройдеталь» (г. Строитель), доля рынка и объемы производства которого сократились почти в 2 раза.
1.2.
Анализ динамики
основных технико-
Таблица 3
Основные
технико-экономические
показатели
№ | Наименование показателя | Формулы для расчета | 2008 г. | 2009 г. | Отклонения |
1. | Товарная продукция, тыс. руб. | - | 758411 | 953688 | 165277 |
2 | Объем производства
продукции в натуральном |
- | |||
- сборный ж/бетон, м3 | - | 104841 | 91521 | -13320 | |
- блоки, м3 | - | 17826 | 19018 | 1192 | |
- бетонные смеси, м3 | - | 317337 | 344190 | 26853 | |
- в т.ч. товарный бетон, м3 | - | 73453 | 96175 | 22722 | |
- арматура товарная, т | - | 823 | 1130 | 307 | |
3 | Объем продаж или выручка от реализации, тыс. руб. | с. 010 ф.2 | 2081709 | 1376503 | -705206 |
4 | Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. | с. 020 ф.2 | 1435989 | 949259 | -486730 |
5 | Прибыль от продаж, тыс. руб. | с. 050 ф.2 | 538011 | 327083 | -210928 |
6 | Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | с. 140 ф.2 | 509845 | 336230 | -173615 |
7 | Чистая прибыль, тыс. руб. | с. 190 ф.2 | 377696 | 265921 | -111775 |
8 | Рентабельность продаж по прибыли от продаж, % | с.050ф.2/с.010ф.2 | 25,84 | 23,76 | -2,08 |
9 | Рентабельность активов по прибыли до налогообложения, % | с. 140ф.2/((с.300н.г. + с.300к.г./2)) | 16,18 | 20,21 | 4,03 |
10 | Рентабельность продаж по чистой прибыли, % | с.190ф.2/с.10ф.2 | 18,14 | 19,32 | 1,18 |
11 | Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, % | с. 190ф.2/((СКн.г. + СКк.г./2)) | 27,04 | 17,91 | -9,13 |
12 | Затраты на 1 рубль товарной продукции, руб./руб. | с.020ф.2/с.010ф.2 | 0,68 | 0,69 | 0,01 |
13 | Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | - | 252 393 | 286 441,5 | 34048,5 |
14 | Фондоотдача, руб./руб. | с.010ф.2/с.120н.г.+к.г. | 2,542 | 1,575 | -3,967 |
15 | Фондоемкость, руб./руб. | 1/Фо | 0,394 | 0,635 | 0,241 |
16 | Среднегодовая численность работников, чел. | - | 1 337 | 1 410 | 73 |
17 | Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб./чел. | с.010ф.2/стр.16 | 1557 | 976,24 | -580,76 |
18 | Средняя заработная плата, руб. | - | 11 560 | 12 264 | 704 |
19 | Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. | (ОАн.г. + ОАк.г.)/2 | 1083594 | 1163266 | 79672 |
20 | Коэффициент оборачиваемости оборотных активов | с.010ф.2/ОАсреднег. | 1,92 | 1,18 | -0,74 |
21 | Коэффициент текущей ликвидности | с.290ф.1/с.690ф.1≥2 | 3,53 | 3,86 | 0,33 |
22 | Коэффициент общей платежеспособности | (с.190ф.1+с.290ф.1)/
(с.450+с.590+с.690-с.640-с. |
5,78 | 9,31 | 3,53 |
Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения).
Рентабельность продаж по прибыли от продаж:
(2008) = 538011 / 2081709 *100% = 25,84%
(2009) = 327083 / 1376503 *100% = 23,76%
Рентабельность продаж по чистой прибыли:
(2008) = 377696/ 2081709 *100% = 18,14%
(2009) = 265921 / 1376503 *100% = 19,32%
Рентабельность активов по прибыли до налогообложения:
(2008) = 509845 / (1570577+1580480/2) *100% = 16,18%
(2009) = 336230 / (1580480+1747208/2) *100% = 20,21%
Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли:
(2008) = 377696 / (2793557/2) *100% = 27,04%
(2009) = 265921 / (2970094/2)*100% = 17,91%
Рентабельность продаж по прибыли от продаж уменьшилась с 25,84% до 23,76%. Рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась. Рентабельность активов по прибыли до налогообложения показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. В динамике показатель уменьшился с 26,36% до 20,21%, то есть сеизилась прибыль с одного рубля имущества. Рентабельность собственного капитала отражает долю прибыли в собственном капитале. Этот показатель значительно уменьшился, и в 2009 г. составил 17,91%, что свидетельствует о снижении прибыльности собственного капитала.
Среднегодовая выработка одного работника:
(2008) = 2081709 / 1 337 = 1557 тыс. руб./чел.
(2009) = 1376503 / 1 410 = 976,24 тыс. руб./чел.
Фондоотдача – характеризует выход готовой продукции на 1 рубль используемых основных средств:
Фондоёмкость - показатель обратный фондоотдаче, характеризует количество основных средств, необходимых для производства продукции на 1 рубль:
В 2009 г. по сравнению с 2008 г. на предприятии произошло уменьшение выручки от реализации, и из-за этого фондоотдача уменьшилась. Следовательно, фондоемкость, как показатель обратный фондоотдаче, увеличилась.
Среднегодовая величина оборотных активов:
(2008) = (1084475+1082713) / 2 = 1083594 тыс. руб.
(2009) = (1082713+1243819) / 2 = 1163266 тыс. руб.
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов:
(2008) = 2081709 / 1083594 = 1,92
(2009) = 1 376503 / 1163266 = 1,18
Коэффициент текущей платежеспособности (КТП) (ликвидности) характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения его срочных обязательств. Расчет этого показателя производится по формуле:
где ОА — сумма всех оборотных активов предприятия (средняя или на определенную дату);
ОБК — сумма всех краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия (средняя или на определенную дату).
Рассмотрим динамику данного показателя за два года:
Коэффициент
общей платежеспособности (КОП) характеризует
способность предприятия
где А — сумма всех активов предприятия;
ОБКД — сумма всех краткосрочных (текущих) и долгосрочных финансовых обязательств предприятия.
Как
в 2008, так и в 2009 году данный показатель
больше нормативного, т.е. предприятие
покрывает все свои обязательства
всеми активами. На предприятии ОАО
«ЖБК-1» в 2009 г. уменьшается выпуск
железобетонных изделий, резко увеличивается
численность персонала с 1327 до 1410 человек,
т.е. на 73 человек, но снижается прибыль
от продаж на 210928 тыс. руб. Эти факторы
говорят о планируемой новой стратегии
на данном предприятии. Можно предположить,
что предприятие планирует закупить формовочную
машину для изготовления пустотелых плит.
В целом, проанализировав таблицу 2 можно
сделать вывод, что деятельность предприятия
развивается в прогрессивном ключе и все
его основные показатели по сравнению
с прошедшим 2008 годом незначительно снизились.