Управление инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Конец XX – начало XXI столетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….......…3-4
1.Понятие и сущность инновационной политики предприятия…………....5-19
1.1.Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций..5
1.2.Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия………………………………………………………………………8
1.3.Формы реализации инновационной политики предприятия………14
1.4.Конкурентоспособность продукции. Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции…………..17
Проектная часть
1.Краткая характеристика предприятия………………………………..21
1.1.Анализ рынка…………………………………………………..…….25
1.2.Анализ динамики основных технико – экономических
показателей……………………………………………………………………..29
2.Характеристика инновационной деятельности на предприятии….34
3.Комплексная характеристика нововведения……………….……….37
4.Обоснование и выбор проекта…………….………………………….45
5.Обоснование эффективности инновационного проекта……………49
6.Экспертиза инновационного проекта и разработка
механизма управления рисками……………………………………….61
7.Организация реализации проекта……………………………………79
Заключение………………………………………………………...…………...81
Список литературы………………………………………………………….....83

Файлы: 1 файл

МОЯ Курсовая.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

      Необходимый объем инвестиций в развитие производства железобетонных изделий может намного  снизиться при производстве достаточного количества строительных материалов для всех видов строительства. Кроме того, произойдет некоторое увеличение производства тех материалов, которые значительно используются в индивидуальном строительстве (этот сегмент рынка повышает интерес к себе из-за высоких темпов индивидуального строительства).

      Строительная  отрасль включает в себя:

      -строительные  компании, осуществляющие свою деятельность  в большей степени на международных  рынках;

      -международные  строительные компании, действующие  на российском строительном рынке (концерны «Сканска», «НСС»);

      -российские  строительные компании, действующие  преимущественно на локальных  рынках;

      -компании  сектора строительных материалов  и конструкций;

      -инжиниринговые  и консалтинговые компании.

      В настоящее время в состав промышленности строительных материалов входят 15 отраслей, включающих около 10 тысяч предприятий разных масштабов деятельности. Все предприятия приватизированы.

      По  данным Ассоциации строительной промышленности России, в 2009 г. доля строительной отрасли  в ВВП страны составила 5,8%. Основными видами изделий в отрасли являются  сборные железобетонные конструкции и стеновые материалы.

      Зачастую отечественные технологии производства основных видов строительных материалов характеризуются в несколько раз более высокой энергоемкостью, чем технологии, применяемые в промышленно развитых странах.

      Дальнейшее  совершенствование промышленности строительных материалов тесно связано  с повышением объемов строительства  жилья, а также повышением его  доступности для населения. На данный момент уделяется постоянное внимание совершенствованию технической политики, направленной на обеспечение безопасности, надежности зданий и сооружений, повышение конкурентоспособности строительных материалов, конструкций и изделий. 

Характеристика  рынков

      В настоящий момент ОАО "Завод ЖБК-1" выпускает около двух тысяч видов  изделий. Профильной продукцией является железобетон. До последнего времени  основной объем продаж железобетона приходился на рынок Белгородской области. Это связано с большой долей  транспортной составляющей в цене продукции. Транспортировка продукции на расстояние свыше 100-150 км. от места производства делает ее неконкурентоспособной по цене при наличии в местах потребления производителей аналогичной продукции. В силу чего рынок можно рассматривать как региональный, а межрегиональными товарными потоками пренебречь. Строительные товары не являются товарами первой необходимости, а спрос на эту группу продуктов эластичен по доходу, то есть увеличение дохода приводит к увеличению спроса.

      Согласно мнению специалистов, Белгородская область, вместе с Уралом, Сибирью, Ростовской областью и Чечней входит в первую пятерку регионов России с наиболее высокими темпами роста жилищного строительства. Это обусловлено в первую очередь высокоразвитой производственной базой промышленности строительных материалов области. Благодаря высококвалифицированным кадрам и политике активного технического перевооружения ОАО "Завод ЖБК-1" является базовым предприятием по реализации областных программ промышленного и жилищного строительства и благоустройства населенных пунктов области.

      Существенной  характеристикой строительной отрасли  является неравномерность распределения  производственных мощностей по территории страны, что является ее существенным недостатком.   Большая часть предприятий сосредоточена в Центральном экономическом районе, а на Юге страны, в районах Дальнего Востока промышленность строительных материалов развита чрезвычайно слабо. В последние годы около 29% всей продукции производилось в Центральном районе, в том числе в Москве - около 16% .

      Рынок имеет ярко выраженные сезонные колебания. Разница между объемом продаж по месяцам года достигает 40%. Минимальный  объем сбыта наблюдается в  зимние месяцы в связи со спадом строительной деятельности. В данный период имеет место увеличение товарных запасов, которые позволяют удовлетворить резкий скачок спроса в апреле-мае в начале строительного сезона. Максимум сбыта приходится на летние месяцы.

      Положение   ОАО   «Завод   ЖБК-1»   среди   предприятий   -   производителей   сборного железобетона в Белгородской области представлено в табл.2.

      Таблица 2

      Положение среди конкурентов

      
    Наименование  предприятия
    Объем реализации ЖБИ
 
 
    2008 г.

г.

2009 г.
 
    м3
%
    м3
%
1)ОАО  «Завод ЖБК-1» 139440 29 118000 34
2) ОАО «Белгородстройдеталь» 52900 11
    32390
10
3) ООО «ЖБИК-4» 9400 2
    6400
2
4) Белгородский ф-л ОАО «Комбинат  ЖБИ» 27270 6
    24820
7
5) ООО Завод ЖБИ «Возрождение» 8400 2
    8900
3
6) ООО «Белшпала» 17330 4
    36000
11
5) ООО «Яковлевостройдеталь» (г.  Строитель) 99800 21
    42030
13
6) ОАО «КМАпроектжилстрой» (г. Старый 24200 5
    10700
3
Оскол)        
7) ОАО «Губкинский завод ЖБИ» 25900 6
    27700
8
8) ООО «Белгородский завод ЖБИ» ,(п.Маслова 8500 2
    2000
1
Пристань)        
9) ООО «Индустрия строительства» (г.  Старый 15600 4
    11500
3
Оскол)        
10) ЗАО «СОАТЭ» (г.Старый Оскол) 20600 5
    12200
4
11) ООО «Стройбетон» (г.Шебекино) 11200 3
    3860
1
ИТОГО 460 540 100 336500 100
 

      Из  таблицы 2 видно, что в 2009г. потребление  ЖБИ в Белгородской области уменьшилось  по сравнению с 2008 г. на 27%, или на 124040 м3. ОАО «Завод ЖБК-1» увеличил свою долю на рынке на 5%.

      Для наглядности оформим диаграмму.

      

Рис. 3. Положение ОАО  «Завод ЖБК-1» среди  основных конкурентов 

      Как видно, ОАО «Завод ЖБК-1» занимает уверенное лидерство среди производителей плит перекрытия в Белгородской области. Более того, доля рынка увеличивается с каждым годом, несмотря на снижение объемов производства плит перекрытия.

    Главным конкурентом является ООО «Яковлевостройдеталь» (г. Строитель), доля рынка и объемы производства которого сократились почти в 2 раза.

 

1.2. Анализ динамики  основных технико-экономических  показателей

     Таблица 3 

     Основные  технико-экономические  показатели 

Наименование  показателя Формулы для  расчета 2008 г. 2009 г. Отклонения
1. Товарная продукция, тыс. руб. - 758411 953688 165277
2 Объем производства продукции в натуральном выражении: -      
  - сборный ж/бетон,  м3 - 104841 91521 -13320
  - блоки, м3 - 17826 19018 1192
  - бетонные смеси,  м3 - 317337 344190 26853
  - в т.ч. товарный бетон, м3 - 73453 96175 22722
  - арматура товарная, т - 823 1130 307
3 Объем продаж или  выручка от реализации, тыс. руб. с. 010 ф.2 2081709 1376503 -705206
4 Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. с. 020 ф.2 1435989 949259 -486730
5 Прибыль от продаж, тыс. руб. с. 050 ф.2 538011 327083 -210928
6 Прибыль до налогообложения, тыс. руб. с. 140 ф.2 509845 336230 -173615
7 Чистая прибыль, тыс. руб. с. 190 ф.2 377696 265921 -111775
8 Рентабельность  продаж по прибыли от продаж, % с.050ф.2/с.010ф.2 25,84 23,76 -2,08
9 Рентабельность  активов по прибыли до налогообложения, % с. 140ф.2/((с.300н.г. + с.300к.г./2)) 16,18 20,21 4,03
10 Рентабельность  продаж по чистой прибыли, % с.190ф.2/с.10ф.2 18,14 19,32 1,18
11 Рентабельность  собственного капитала по чистой прибыли, % с. 190ф.2/((СКн.г. + СКк.г./2)) 27,04 17,91 -9,13
12 Затраты на 1 рубль  товарной продукции, руб./руб. с.020ф.2/с.010ф.2 0,68 0,69 0,01
13 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. - 252 393 286 441,5 34048,5
14 Фондоотдача, руб./руб. с.010ф.2/с.120н.г.+к.г. 2,542 1,575 -3,967
15 Фондоемкость, руб./руб. 1/Фо 0,394 0,635 0,241
16 Среднегодовая численность работников, чел. - 1 337 1 410 73
17 Среднегодовая выработка одного работника, тыс. руб./чел. с.010ф.2/стр.16 1557 976,24 -580,76
18 Средняя заработная плата, руб. - 11 560 12 264 704
19 Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб. (ОАн.г. + ОАк.г.)/2 1083594 1163266 79672
20 Коэффициент оборачиваемости  оборотных активов с.010ф.2/ОАсреднег. 1,92 1,18 -0,74
21 Коэффициент текущей  ликвидности с.290ф.1/с.690ф.1≥2 3,53 3,86 0,33
22 Коэффициент общей  платежеспособности (с.190ф.1+с.290ф.1)/

(с.450+с.590+с.690-с.640-с.650)≥2

5,78 9,31 3,53

       Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы. Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения).

     Рентабельность  продаж по прибыли  от продаж:

     (2008) = 538011 / 2081709 *100% = 25,84%

     (2009) = 327083 / 1376503 *100% = 23,76%

     Рентабельность  продаж по чистой прибыли:

     (2008) = 377696/ 2081709 *100% = 18,14%

     (2009) = 265921 / 1376503 *100% = 19,32%

     Рентабельность  активов по прибыли  до налогообложения:

     (2008) = 509845 / (1570577+1580480/2) *100% = 16,18%

     (2009) = 336230 / (1580480+1747208/2) *100% = 20,21%

     Рентабельность  собственного капитала по чистой прибыли:

     (2008) = 377696 / (2793557/2) *100% = 27,04%

     (2009) = 265921 / (2970094/2)*100% = 17,91%

     Рентабельность  продаж по прибыли от продаж уменьшилась  с 25,84% до 23,76%. Рентабельность продаж по чистой прибыли увеличилась. Рентабельность активов по прибыли до налогообложения  показывает, какую прибыль получает предприятие с каждого рубля, вложенного в активы. В динамике показатель уменьшился с 26,36% до 20,21%, то есть сеизилась прибыль с одного рубля имущества. Рентабельность собственного капитала отражает долю прибыли в собственном капитале. Этот показатель значительно уменьшился, и в 2009 г. составил 17,91%, что свидетельствует о снижении прибыльности собственного капитала.

     Среднегодовая выработка одного работника:

      (2008) = 2081709 / 1 337 = 1557 тыс. руб./чел.

     (2009) = 1376503 / 1 410 = 976,24 тыс. руб./чел.

     Фондоотдача – характеризует выход готовой продукции на 1 рубль используемых основных средств:

     

     

     Фондоёмкость - показатель обратный фондоотдаче, характеризует количество основных средств, необходимых для производства продукции на 1 рубль:

     

     

     В 2009 г. по сравнению с 2008 г. на предприятии  произошло уменьшение выручки от реализации, и из-за этого фондоотдача  уменьшилась. Следовательно, фондоемкость, как показатель обратный фондоотдаче, увеличилась.

     Среднегодовая величина оборотных  активов:

     (2008) = (1084475+1082713) / 2 = 1083594 тыс. руб.

     (2009) = (1082713+1243819) / 2 = 1163266 тыс. руб.

     Коэффициент оборачиваемости  оборотных активов:

     (2008) = 2081709 / 1083594 = 1,92

     (2009) = 1 376503 / 1163266 = 1,18

     Коэффициент текущей платежеспособности (КТП) (ликвидности) характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и погашения его срочных обязательств. Расчет этого показателя производится по формуле:

     

     где ОА — сумма всех оборотных активов  предприятия (средняя или на определенную дату);

     ОБК — сумма всех краткосрочных (текущих) финансовых обязательств предприятия (средняя или на определенную дату).

     Рассмотрим  динамику данного показателя за два  года:

     

     

     Коэффициент общей платежеспособности (КОП) характеризует  способность предприятия покрыть  все свои обязательства (краткосрочные  и долгосрочные) всеми имеющимися активами. Этот коэффициент рассчитывается по формуле:

     

     где А — сумма всех активов предприятия;

     ОБКД — сумма всех краткосрочных (текущих) и долгосрочных финансовых обязательств предприятия.

     

     

     Как в 2008, так и в 2009 году данный показатель больше нормативного, т.е. предприятие  покрывает все свои обязательства  всеми активами. На предприятии ОАО  «ЖБК-1» в 2009 г. уменьшается выпуск железобетонных изделий, резко увеличивается  численность персонала с 1327 до 1410 человек, т.е. на 73 человек, но снижается  прибыль от продаж на 210928 тыс. руб. Эти факторы говорят о планируемой новой стратегии на данном предприятии. Можно предположить, что предприятие планирует закупить формовочную машину для изготовления пустотелых плит. В целом, проанализировав таблицу 2 можно сделать вывод, что деятельность предприятия развивается в прогрессивном ключе и все его основные показатели по сравнению с прошедшим 2008 годом незначительно снизились.  
 
 
 

Информация о работе Управление инновациями