Управление инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Конец XX – начало XXI столетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….......…3-4
1.Понятие и сущность инновационной политики предприятия…………....5-19
1.1.Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций..5
1.2.Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия………………………………………………………………………8
1.3.Формы реализации инновационной политики предприятия………14
1.4.Конкурентоспособность продукции. Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции…………..17
Проектная часть
1.Краткая характеристика предприятия………………………………..21
1.1.Анализ рынка…………………………………………………..…….25
1.2.Анализ динамики основных технико – экономических
показателей……………………………………………………………………..29
2.Характеристика инновационной деятельности на предприятии….34
3.Комплексная характеристика нововведения……………….……….37
4.Обоснование и выбор проекта…………….………………………….45
5.Обоснование эффективности инновационного проекта……………49
6.Экспертиза инновационного проекта и разработка
механизма управления рисками……………………………………….61
7.Организация реализации проекта……………………………………79
Заключение………………………………………………………...…………...81
Список литературы………………………………………………………….....83

Файлы: 1 файл

МОЯ Курсовая.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

     Содержание 

Введение………………………………………………………………….......…3-4

1.Понятие и  сущность инновационной политики  предприятия…………....5-19

     1.1.Инновационный  процесс. Сущность и классификация  инноваций..5

     1.2.Инновационная  стратегия и инновационная политика  предприятия………………………………………………………………………8

     1.3.Формы  реализации инновационной политики  предприятия………14

     1.4.Конкурентоспособность  продукции. Механизм влияния инновационной  политики на конкурентоспособность  продукции…………..17

Проектная часть 

            1.Краткая характеристика  предприятия………………………………..21

    1.1.Анализ  рынка…………………………………………………..…….25

    1.2.Анализ  динамики основных технико –  экономических

показателей……………………………………………………………………..29

    2.Характеристика  инновационной деятельности на  предприятии….34

    3.Комплексная характеристика нововведения……………….……….37

    4.Обоснование и выбор проекта…………….………………………….45

    5.Обоснование эффективности инновационного проекта……………49

    6.Экспертиза инновационного проекта и разработка

    механизма управления рисками……………………………………….61

    7.Организация реализации проекта……………………………………79

Заключение………………………………………………………...…………...81

Список  литературы………………………………………………………….....83

Приложение………………………………………………………...…………..84 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     Конец XX – начало XXI столетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.

     В основе этих движений – научно-технический  прогресс, темпы которого все более  ускоряются. Глубина связанных с  ним преобразований, широкие последствия  для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Это является особенно важным для Республики Беларусь, которая определила переход на инновационное развитие национальной экономики основной задачей социально-экономического развития. Успех на этом пути в значительной степени зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего развитие научной идеи, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство. Поэтому актуальность темы работы и её значимость связаны с необходимостью проведения эффективной инновационной политики на белорусских предприятиях с целью достижения более высоких результатов хозяйствования, в частности повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.

     Объектом  данной работы является инновационная  политика предприятия, предметом –  влияние инновационной политики на конкурентоспособность производимой предприятием продукции.

     Цель  работы – исследование проблем повышения  конкурентоспособности продукции  предприятия на основе его инновационной  политики. Для достижения данной цели автор работы предусматривает решение  следующих задач:

     1) изучение научно-теоретических подходов, сущности, особенностей и принципов  инновационной политики предприятия;

     2) исследование механизма влияния  инновационной политики на конкурентоспособность  продукции;

     3) изучение целей и способов  проведения инновационной политики производственного объединения «Минский тракторный завод»;

     4) определение путей повышения  эффективности инновационной политики  и конкурентоспособности продукции  производственного объединения  «Минский тракторный завод».

     При написании теоретической части работы использовались труды белорусских и российских учёных-экономистов. Данные статистического характера базируются на основе материалов научно-практических конференций, а также белорусских периодических изданий.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРИДПРИЯТИЯ 

     1.1. Инновационный процесс.  Сущность и классификация  инноваций. 

     В основе происходящих в настоящее  время изменений в экономических, политических, социальных структурах общества лежит научно-технический  прогресс, темпы которого все более ускоряются. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Успех на этом пути во многом зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего научную идею, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство.

     Инновационный процесс – понятие комплексное  и многоуровневое. В него включаются не только оригинальные идеи, разработка новой технологии и получение  нового продукта. Чрезвычайно важны  также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых технологий и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. Иначе говоря, в инновационном потоке особое значение приобретает инфраструктура – система подготовки соответствующих кадров, каналы распространения научной информации, финансовые способы активизации научного поиска и т. п. Без построения необходимой инфраструктуры любое изобретение может стать лишь достоянием истории науки и техники.

     Инновационный процесс открывает большие возможности  для национальной экономики в  целом, однако в то же время он таит в себе угрозы отставания от других хозяйственных систем в случае несвоевременной реакции на происходящие глобальные изменения, так как появление новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологий, обесценению постоянного капитала, значительный рост издержек, и, в конечном итоге, падению конкурентоспособности национальной продукции. К тому же современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. Риск неточного выбора направления разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности национальной экономики в мировом сообществе. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны.

     В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны  с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.

     Предприятие – базовое звено экономики. Процесс  внедрения инноваций охватывает все стороны деятельности предприятий. Сам поиск эффективных организационных  форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

     Итак, инновационная деятельность – это  деятельность, направленная на получение  новых знаний и продуктов, результатом  которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект [6, c. 210].

     В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок. Следует различать понятия «новшество» и «инновация» [7, c.271]. Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения её эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, организационную, производственную или другую структуру и т. п. Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определённого положительного эффекта. Всё многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков [4, c. 410]. (рис. 1.1.).

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 1.1. Классификация инноваций

     Инновации, с одной стороны, являются средством  реализации стратегических альтернатив  развития предприятия, и, с другой –  средством повышения конкурентоспособности  продукции и экономических показателей  предприятия.

     Создание, освоение и коммерциализация новшеств включает ряд стадий и этапов, составляющих инновационный цикл. Структуру инновационного цикла можно представить в виде:

     ФИ  – ПИ – М – Рт – Пр –  ОС – ПП – Р (1)

     где ФИ – фундаментальные исследования; ПИ – прикладные исследования; М  – маркетинговые исследования; Рт – разработки (технические, технологические); Пр – проектирование; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; Р – реализация.

     На  предприятиях, чтобы сократить фазы разработки и внедрения в производство, продлить стадию эксплуатации и предотвратить фазу спада, разрабатывается и реализуется инновационная стратегия и инновационная политика. 

     1.2. Инновационная стратегия  и инновационная  политика предприятия. 

     Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики.

     Инновационная стратегия – это система целей  долговременного развития предприятия  и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной  и оборонительной [5, c. 178]. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.

     Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская  стратегия направлена на обеспечение  высокой конкурентоспособности  продукции путём самостоятельной  разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации. Эта стратегия связана с различными рисками, основными из которых являются [5, c. 178]:

     1) инновационный риск, определяемый ошибочностью идеи инновации, недостижением предполагаемого результата, моральным старением инноваций, особенно радикальных;

     2) технологический риск, связан с  тем, что даже при успешном  испытании инновация может быть  неэффективной в производстве  вследствие увеличения периода освоения, неточности в оценке ожидаемых затрат и т. д.;

     3) коммерческий риск – связан  с неопределённостью результатов  больших затрат на маркетинг  продукта радикальной инновации  вследствие конкуренции, а также  действия других рыночных факторов;

Информация о работе Управление инновациями