Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:50, курсовая работа
Конец XX – начало XXI столетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.
Введение………………………………………………………………….......…3-4
1.Понятие и сущность инновационной политики предприятия…………....5-19
1.1.Инновационный процесс. Сущность и классификация инноваций..5
1.2.Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия………………………………………………………………………8
1.3.Формы реализации инновационной политики предприятия………14
1.4.Конкурентоспособность продукции. Механизм влияния инновационной политики на конкурентоспособность продукции…………..17
Проектная часть
1.Краткая характеристика предприятия………………………………..21
1.1.Анализ рынка…………………………………………………..…….25
1.2.Анализ динамики основных технико – экономических
показателей……………………………………………………………………..29
2.Характеристика инновационной деятельности на предприятии….34
3.Комплексная характеристика нововведения……………….……….37
4.Обоснование и выбор проекта…………….………………………….45
5.Обоснование эффективности инновационного проекта……………49
6.Экспертиза инновационного проекта и разработка
механизма управления рисками……………………………………….61
7.Организация реализации проекта……………………………………79
Заключение………………………………………………………...…………...81
Список литературы………………………………………………………….....83
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие и
сущность инновационной
1.1.Инновационный
процесс. Сущность и
1.2.Инновационная
стратегия и инновационная
1.3.Формы
реализации инновационной
1.4.
Проектная часть
1.Краткая
1.1.Анализ
рынка…………………………………………………..…….
1.2.Анализ динамики основных технико – экономических
показателей…………………………………………………
2.Характеристика инновационной деятельности на предприятии….34
3.Комплексная характеристика нововведения……………….……….37
4.Обоснование и выбор проекта…………….………………………….45
5.Обоснование эффективности инновационного проекта……………49
6.Экспертиза инновационного проекта и разработка
механизма управления рисками……………………………………….61
7.Организация реализации проекта……………………………………79
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Конец XX – начало XXI столетия характеризуется бурными событиями в жизни человеческого общества. Сдвиги в экономических, политических, социальных его структурах периодически кардинально меняют устоявшийся, казалось бы, порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. Появляются новые разновидности средств и предметов труда, транспортных средств, средств связи, новые формы организации труда и управления на предприятиях.
В основе этих движений – научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются. Глубина связанных с ним преобразований, широкие последствия для национальной экономики и ее места в мировом хозяйстве делают жизненно необходимым для каждой страны не только участие в этом процессе, но также изучение и восприятие международного опыта организации научно-технического развития. Это является особенно важным для Республики Беларусь, которая определила переход на инновационное развитие национальной экономики основной задачей социально-экономического развития. Успех на этом пути в значительной степени зависит от наличия инновационного механизма, соединяющего развитие научной идеи, прикладную разработку на ее основе и внедрение результата в массовое производство. Поэтому актуальность темы работы и её значимость связаны с необходимостью проведения эффективной инновационной политики на белорусских предприятиях с целью достижения более высоких результатов хозяйствования, в частности повышения конкурентоспособности национальной продукции на внешних рынках.
Объектом данной работы является инновационная политика предприятия, предметом – влияние инновационной политики на конкурентоспособность производимой предприятием продукции.
Цель
работы – исследование проблем повышения
конкурентоспособности
1)
изучение научно-теоретических
2)
исследование механизма
3) изучение целей и способов проведения инновационной политики производственного объединения «Минский тракторный завод»;
4)
определение путей повышения
эффективности инновационной
При
написании теоретической части работы
использовались труды белорусских и российских
учёных-экономистов. Данные статистического
характера базируются на основе материалов
научно-практических конференций, а также
белорусских периодических изданий.
1.
ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
ПРИДПРИЯТИЯ
1.1.
Инновационный процесс.
Сущность и классификация
инноваций.
В
основе происходящих в настоящее
время изменений в
Инновационный
процесс – понятие комплексное
и многоуровневое. В него включаются
не только оригинальные идеи, разработка
новой технологии и получение
нового продукта. Чрезвычайно важны
также распространение
Инновационный
процесс открывает большие
В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.
Предприятие
– базовое звено экономики. Процесс
внедрения инноваций охватывает
все стороны деятельности предприятий.
Сам поиск эффективных
Итак, инновационная деятельность – это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект [6, c. 210].
В настоящее время эффективность инновационной деятельности предприятия определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих применительно к инновационной сфере научных разработок. Следует различать понятия «новшество» и «инновация» [7, c.271]. Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения её эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, организационную, производственную или другую структуру и т. п. Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определённого положительного эффекта. Всё многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков [4, c. 410]. (рис. 1.1.).
Рис. 1.1. Классификация инноваций
Инновации,
с одной стороны, являются средством
реализации стратегических альтернатив
развития предприятия, и, с другой –
средством повышения
Создание, освоение и коммерциализация новшеств включает ряд стадий и этапов, составляющих инновационный цикл. Структуру инновационного цикла можно представить в виде:
ФИ – ПИ – М – Рт – Пр – ОС – ПП – Р (1)
где
ФИ – фундаментальные
На
предприятиях, чтобы сократить фазы
разработки и внедрения в производство,
продлить стадию эксплуатации и предотвратить
фазу спада, разрабатывается и реализуется
инновационная стратегия и инновационная
политика.
1.2.
Инновационная стратегия
и инновационная
политика предприятия.
Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной стратегии и инновационной политики.
Инновационная стратегия – это система целей долговременного развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной [5, c. 178]. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.
Также
различают новаторскую, имитационную
и венчурную стратегии. Новаторская
стратегия направлена на обеспечение
высокой конкурентоспособности
продукции путём
1) инновационный риск, определяемый ошибочностью идеи инновации, недостижением предполагаемого результата, моральным старением инноваций, особенно радикальных;
2)
технологический риск, связан с
тем, что даже при успешном
испытании инновация может
3)
коммерческий риск – связан
с неопределённостью