Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Проблемы управления (или управляемости) на современных предприятиях связаны с несогласованностью фундаментальных основ организационной структуры (целей, задач, экономических условий, технико-технологического базиса, функционально-поведенческого уклада и др.), что провоцирует множество отклонений, проблемных и конфликтных ситуаций, неэффективное использование ресурсов, экономические провалы и банкротство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1. Понятие управления предприятием 5
1.2. Особенности объекта управления 7
1.3. Субъект управления как элемент системы управления 9
1.4. Основные принципы эффективного управления предприятием 17
1.5. Сущность маркетинга при управлении предприятием 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 21
2.1. Сущность организационной структуры управления 21
2.2. Модель организационной структуры системы управления предприятием 23
2.3. Разработка модели системы управления развитием предприятия 25
2.4. Оптимизация использования фонда развития предприятия 27
2.5. Линейная и функциональная структуры управления предприятием 28
Функциональная структура 30
2.6. Особенности линейно-функциональной и матричной структур управления предприятием 32
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Файлы: 1 файл

управление предприятие.doc

— 421.50 Кб (Скачать файл)

     Содержание 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Жизнь современного предприятия настолько  неоднозначна, многообразна и сложна, что даже опытные топ-менеджеры  по-разному интерпретируют проблемы и решения в области управления организационными системами. Это объясняется разнообразием научных школ и методологий науки управления, неустойчивостью терминов и понятий, спецификой объектов бизнеса, а также подготовкой, специализацией и способностями менеджеров. Серьезной причиной является также отсутствие в компаниях системного подхода и к обучению, и к решению проблем управления. В статье рассматривается эволюция форм административной структуры организации, в том числе на примерах конкретных компаний.

     Проблемы  управления (или управляемости) на современных  предприятиях связаны с несогласованностью фундаментальных основ организационной структуры (целей, задач, экономических условий, технико-технологического базиса, функционально-поведенческого уклада и др.), что провоцирует множество отклонений, проблемных и конфликтных ситуаций, неэффективное использование ресурсов, экономические провалы и банкротство.

     В целях достижения наибольшей устойчивости и эффективности управления филиалами  необходимо создать оптимальную  структуру организации и выбрать  подходящую модель руководства удаленными подразделениями. Безусловно, в менеджменте существует множество других технологий и подходов, однако, не определив базовые принципы, чрезвычайно сложно сформировать систему управления филиалами, позволяющую воспроизводить бизнес независимо от степени их удаленности от центра.

     Радикальные перемены, происходящие в России, сформировали новую политическую, экономическую, правовую среду и, в первую очередь, коренным образом изменили экономические отношения и интересы человека, коллектива и отрасли в целом. Это потребовало соответствующих крупных преобразований в управлении предприятиями различных форм собственности.

     Передовой отечественный и зарубежный опыт показывает, что разработка и реализация системного управления организацией при  относительно небольших затратах позволяют добиться значительного повышения эффективности предприятий путем активизации творческого потенциала сотрудников.

     Рыночные  отношения порождают необходимость  формировать оптимальные структуры  управления хозяйственной организацией, внедрять новые технологии в процесс управления, применять современные технические и организационные конфигурации информационной системы, повышать роль и ответственность менеджеров в планировании, организации, координировании, принятии управленческих решений и контроле. Процесс повышения результативности системы управления хозяйственной организации необходимо рассматривать не как единичные шаги, а как постоянный процесс внедрения нововведений для ее гибкости и эффективного функционирования в изменяющихся внешних и внутренних условиях. Недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы, ее актуальность и возрастающая практическая значимость предопределили выбор темы и основных направлений исследования управления предприятием.

     Объект работы – деятельность современного предприятия.

     Предмет исследования – управление предприятием.

     Цель  работы – рассмотреть современное  состояние и проблемы управления предприятием.

     Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать определение  понятию управления предприятием.
  2. Проанализировать особенности объекта управления.
  3. Изучить субъект управления как элемент системы управления.
  4. Дать характеристику организационной структуре управления предприятием.

     Проблеме и управления на микроуровне традиционно уделялось большое внимание и среди отечественных исследователей. Наиболее значительный вклад в ее решение внесли труды И.Н. Абрамова, В.М. Архипова, ГЛ. Бломберга, Л.С. Бляхмана, В.Н. Войтоловского, Л.Я. Дончака, Л.И. Евенко, B.C. Кабакова, Е.М. Карлика, А.Е.Карлика, А.В. Ланскова, A.M. Лайкова, Г.Я. Кипермана, А.И. Муравьева, С.Э. Пивоварова и др.

Глава 1. Основные теоретические аспекты управления предприятием

1.1. Понятие управления предприятием

     Теория  управления, основанная на системном  подходе, рассматривает предприятие как множество связанных и определенным образом упорядоченных частей, которые обладают целостностью и образуют единство при взаимодействии с внешней средой.

     В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности можно представить в виде так называемой «петли управления», включающей циклическую последовательность следующих этапов: прогноз – планирование - контролируемая деятельность  по реализации планов – учет  и анализ результатов - коррекция прогнозов и планов (рис. 1).

     

 
Рис. 1. Обобщенная схема управления

     Процесс управления имеет иерархическую  структуру и включает несколько  подуровней по направлениям деятельности (производство, сбыт, снабжение, финансы и др.), которые в свою очередь включают соответствующие подпроцессы.

     Управление  предприятием всегда должно иметь некоторую  цель. В качестве примеров целей  управления можно привести снижение издержек производства, повышение прибыли и др. Цель процесса управления должна быть сформулирована явно и, по возможности, с применением количественных оценок.

     Управление  всегда предполагает наличие двух основных частей:

  1. Объекта (предмета) управления, на который направлено управляющее воздействие для его выполнения.
  2. Субъекта (органа) управления, который вырабатывает управляющее воздействие и контролирует его исполнение.

     Таким образом, выделение субъекта и объекта деятельности является важной методологической проблемой при рассмотрении любой рациональной формы деятельности. Поскольку управление является деятельностью, то необходимо выяснить, что представляют собой субъект и объект управления, как осуществляется взаимодействие их в процессе управления, каковы границы этого взаимодействия.

     Управлением считается процесс воздействия субъекта управления на объект управления в целях обеспечения последнему эффективного функционирования и развития.

     Связь основных частей системы управления, их отношения характеризуются через  информацию, которая отражает материальные потоки и процессы производства.

     С точки зрения кибернетики всякое управление представляет собой информационный процесс, состоящий из ряда процедур, связанных с восприятием, преобразованием  и передачей информации.

     Уровни  системы управления представлены на рис.2.

Рис. 2. Уровни системы управления 

         Цель деятельности системы задается управляющей подсистеме из внешней среды в виде директивных указаний о том, что делать (в виде плановых заданий или программ). Кроме того, на вход управляющей подсистеме поступают задания вышестоящих органов управления, сведения о спросе на продукцию, данные о материальных, трудовых и финансовых ресурсах и другие данные из внешней среды. Сюда же поступает информация из объекта управления о реальном ходе производственного процесса.

     Задача  управляющей подсистемы заключается  в поддержании управляемой подсистемы в заданном состоянии или в  улучшении ее состояния, то есть в  реализации заданной цели. Как только наблюдается отклонение от заданного  состояния, из управляющей подсистемы поступает команда-распоряжение на ликвидацию отклонения в управляемой подсистеме.

     Система управления предприятием является открытой системой, зависящей от внешней среды, и в этой связи процесс управления должен учитывать воздействие на систему различных факторов внешней среды.

     Среди многообразия таких факторов можно  выделить поставщиков, потребителей, конкурентов, источники финансовых и трудовых ресурсов. Эти факторы сильно воздействуют на процесс управления, поэтому их относят к факторам прямого воздействия. К другим факторам косвенного воздействия относят, например, состояние экономики страны, политические и другие факторы. Влияние этих факторов возрастает, в этой связи появляются новые подходы в теории и практике управления, а также новые направления в стратегии управления.

1.2. Особенности объекта управления

     Объект  управления - орган, воспринимающий управляющие  воздействия со стороны субъекта управления, получающий импульсы, команды  управления и действующий в соответствии с ними. В качестве объекта управления выступают, в частности, работник, трудовой коллектив, ресурсы, информация1.

     Любое предприятие с точки зрения системного подхода представляет собой взаимодействие объекта управления и органа управления, который осуществляет воздействие на объект для достижения их общих целей, рис. 3. Объект управления – это такой результат взаимодействия элементов системы управления, который обеспечивает его эффективное функционирование.

     

     Рис. 3. Схема системы управления    

     Для координации своей деятельности система, т.е. предприятие, использует два инструмента:

  1. организационная структура предприятия - представляет собой иерархически упорядоченную совокупность всех элементов управления (должностей и подразделений), которая отражает административные связи между ними (соподчинение); организационную структуру можно оценить как относительно статическую составляющую системы управления;
  2. бизнес-процессы – совокупность функций, объединенных определенным управляющим воздействием, характеризуемая в течение определенного времени фиксированным направлением связей между функциями, набором признаков, которые обозначают момент ее начала и окончания. Это динамическая характеристика управления предприятием.
 

    Процессы управления отражают взаимодействие подразделений  предприятия, строятся на основе организационной  структуры и должны быть закреплены в регламентирующих документах.

     Между элементами системы существуют связи:

     1)прямые  – Орган управления ? Объект управления; 
           2)обратные – Объект управления ? Орган управления.

     Следует заметить, что со стороны объекта  управления существует ряд ограничений, требований, особенностей, которые необходимо учитывать. Например, численность работающих, структура кадров, уровень техники, культура предприятия, система оплаты труда, соблюдение нормы управляемости и т.п. 

     Так как система является открытой, то помимо внутренних связей существует взаимодействие субъекта и объекта управления с внешней средой (потребители, поставщики, конкуренты, экономическая, политическая ситуация, уровень технологии, трудовые ресурсы, культура и т.д.).     

     Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений     

     Предприятие не в состоянии управлять изменениями  внешней среды и способно лишь приспосабливаться к ее требованиям: современные технологии, передовая техника, прибыльность, конкурентоспособность, обеспеченность ресурсами, в том числе информационными, гибкость и т.д. Поэтому в процессе управления должны учитываться и факторы внешней среды.     Ввиду того, что имеет место двойное воздействие на субъект управления – со стороны внешних и внутренних факторов, система управления предприятия должна быть сформирована в соответствии с их требованиями, что обеспечит ее обоснованность и эффективность.

1.3. Субъект управления как элемент системы управления

       Субъект управления - Управляющее звено системы управления, осуществляющее целенаправленное воздействие на другие элементы системы управления (объекты управления)2.

     В качестве субъекта управления может  выступать как должностное лицо, например директор предприятия, начальник цеха, начальник отдела, так и органы управления, например министерство.

     Современную организацию можно определить как  устойчивую систему отношений между  субъектами, основанную на совокупности достигнутых ими соглашений. Подобная трактовка постулирует наличие множества взаимодействующих в рамках организации хозяйствующих субъектов. Назовем это множество субъектным пространством организации. С данным множеством пересекается другое множество, элементами которого являются субъекты управления (обозначим его как пространство субъектов управления). Для абсолютно закрытой, "самодостаточной" организации эти два множества полностью совпадают.

Информация о работе Управление предприятием