Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:05, курсовая работа
Проблемы управления (или управляемости) на современных предприятиях связаны с несогласованностью фундаментальных основ организационной структуры (целей, задач, экономических условий, технико-технологического базиса, функционально-поведенческого уклада и др.), что провоцирует множество отклонений, проблемных и конфликтных ситуаций, неэффективное использование ресурсов, экономические провалы и банкротство.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1. Понятие управления предприятием 5
1.2. Особенности объекта управления 7
1.3. Субъект управления как элемент системы управления 9
1.4. Основные принципы эффективного управления предприятием 17
1.5. Сущность маркетинга при управлении предприятием 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 21
2.1. Сущность организационной структуры управления 21
2.2. Модель организационной структуры системы управления предприятием 23
2.3. Разработка модели системы управления развитием предприятия 25
2.4. Оптимизация использования фонда развития предприятия 27
2.5. Линейная и функциональная структуры управления предприятием 28
Функциональная структура 30
2.6. Особенности линейно-функциональной и матричной структур управления предприятием 32
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Матричная
организация свойственна
Интерпретация
матричной организации
Матричная структура позволяет
сочетать ответственность за конечный
результат "команды единомышленников"11
(в проектных структурах), углубленную
специализацию (в функциональных службах)
и эффект целевого и экономного использования
ресурсов при централизованном оперативном
управлении единым процессом функционирования
предприятия.
Таким образом, конкретные подразделения и исполнители подвержены влиянию как вертикальных, так и горизонтальных регулирующих воздействий. При этом возникает потребность в согласовании очередности потоков работ и распределении материальных и человеческих ресурсов во времени и пространстве организации. Эту функцию выполняет подсистема оперативного управления (рис. 2, стрелки снизу вверх).
Сочетание свойств матричной модели с выгодами централизованной линейно-функциональной структуры - признак высокой культуры управления. Такая организация создается годами, а иногда и десятилетиями, работой бессменного состава менеджеров и специалистов-профессионалов.
Достоинства
матричной структуры в том, что
она позволяет достичь
Матричная структура хороша тем, что:
Однако
разработка матричных структур очень
часто рассматривается как
Основной
недостаток матричной структуры - ее
сложность. Кроме этого, к недостатку
структуры можно отнести
Таким образом, недостатки матричной структуры - продолжение ее достоинств. Двойная командная цепочка часто приводит к путанице, противоречиям в отношениях матричных менеджеров и "зависанию" сотрудника, получившего разнонаправленные указания от двух руководителей одновременно. Чтобы избежать возникновения такого рода противоречий, матричным руководителям "надо чаще встречаться", а это резко увеличивает время, отведенное на заседания и дискуссии. И к тому же возникает опасность "утопить" проблему, требующую решения, в потоке слов.
С ростом бизнеса возникает потребность в наиболее эффективных системах поддержки принятия решений и мотивации менеджеров, в повышении прозрачности и прогнозируемости финансовых потоков.
Системы управления бизнесом включают в себя:
История
реинжиниринга как новой
Термин "реинжиниринг" по практике его использования обозначает не столько какую-то одну четко оформленную методику, сколько целый класс методик, объединенных общим понятием процессного подхода. Популяризация реинжиниринга по сложившейся традиции основана на противопоставлении его с традиционными методиками построения и преобразования систем управления, объединенных общим обозначаемым "функциональный" подход. Последнее обозначение в принципе не совсем верно, т.к. методы, применявшиеся до "эпохи реинжиниринга", отнюдь не сводились к одним лишь функциям (в частности, еще с 70-х годов в управленческой теории распространилась концепция системного подхода, которая в равной степени уделяла внимание как функциям, так и процессам).
Представляется,
что также неверно
Если судить объективно, то необходимо признать, что противоречий между двумя подходами не существует - они не только дополняют друг друга, но и в известной степени должны применяться параллельно. Поэтому основное расхождение между реинжинирингом и традиционными подходами заключается в степени радикальности преобразований, на которые изначально нацелен тот или иной подход. В этом смысле реинжиниринг представляет собой организационную "хирургию", т.к. предусматривает проектирование новой организации деятельности и системы управления "с нуля". Существующая система управления рассматривается в данном случае лишь как исходная точка процесса перехода. Традиционный подход, напротив, вовсе не предусматривает обязательного отказа от существующей системы, предусматривая ее улучшение по необходимым направлениям и в необходимой степени, и в этом смысле является скорее "терапией".
Безусловно,
концепция реинжиниринга
При этом впечатляющие показатели эффекта от применения реинжиниринга в западных компаниях также необходимо корректировать применительно к отечественным условиям. Эти показатели обусловлены следующими факторами:
На типичном российском предприятии даже успешно проведенный реинжиниринг покажет более скромные результаты в силу ряда обстоятельств:
Иными словами, имеет место соотношение "затраты-результат". Совершенствование системы управления - такой же инвестиционный проект, как и строительство новых производственных мощностей и для принятия решения здесь должны применяться некоторые экономические критерии.
Таким образом, система управления предстает как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления (СУ), а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами:
· субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия, которые содержат в себе информацию относительно того, как должен функционировать в дальнейшем объект управления. Данные импульсы будем называть управленческими командами;
· объект управления получает управленческие команды и функционирует в соответствии с содержанием данных команд.
Эффективность взаимодействия субъекта и объекта управления в значительной степени зависит от того, насколько адекватно они понимают друг друга.
Характер взаимодействия людей и те социальные роли, которые они выполняют, входят в число важнейших факторов, обусловливающих познание человека человеком. При этом для каждого из взаимодействующих лиц в своих партнерах по деятельности важны, прежде всего, те компоненты их облика и поведения, которые наиболее значимы для достижения целей совместной деятельности. Контакты между субъектом и объектом управления как членами производственного коллектива сопровождаются процессами межличностной перцепции.