Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Проблемы управления (или управляемости) на современных предприятиях связаны с несогласованностью фундаментальных основ организационной структуры (целей, задач, экономических условий, технико-технологического базиса, функционально-поведенческого уклада и др.), что провоцирует множество отклонений, проблемных и конфликтных ситуаций, неэффективное использование ресурсов, экономические провалы и банкротство.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 5
1.1. Понятие управления предприятием 5
1.2. Особенности объекта управления 7
1.3. Субъект управления как элемент системы управления 9
1.4. Основные принципы эффективного управления предприятием 17
1.5. Сущность маркетинга при управлении предприятием 19
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 21
2.1. Сущность организационной структуры управления 21
2.2. Модель организационной структуры системы управления предприятием 23
2.3. Разработка модели системы управления развитием предприятия 25
2.4. Оптимизация использования фонда развития предприятия 27
2.5. Линейная и функциональная структуры управления предприятием 28
Функциональная структура 30
2.6. Особенности линейно-функциональной и матричной структур управления предприятием 32
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 49

Файлы: 1 файл

управление предприятие.doc

— 421.50 Кб (Скачать файл)

     Роль рабочих будет  определяться через роль «старосты», того промежуточного звена, которое  мы ввели в объект управления. И  все отношения, конфликты и проблемы в среде подчиненных будут  «замыкаться» на «старосте», а не на начальнике. Образуется новая ролевая пара «староста – рабочие», а начальник остается в стороне и является фактическим управленцем, потому что он через «старосту» может проводить в жизнь любые приказы, а рабочие смогут жаловаться только «старосте».

     В этой искусственно созданной ролевой паре образуется взаимовлияние, как и в рассмотренных выше типичных парах «учитель – ученик», «родитель – ребенок» и др., так как роли определяются при максимальном рассогласовании фонов: работник – через старосту, староста – через работника. Взаимозависимость замыкается в этой новой паре, а реальный субъект управления выходит из-под влияния, обретая полный контроль над объектом, разделенным надвое.

     Таким образом, разделение объекта управления на собственно объект и некое дополнительное управляющее звено (которое осуществляет мнимое управление) позволяет устранить влияние объекта на субъект. Из этого следует, что эффективное управление осуществляется только тогда, когда субъект незаметен для объекта.

1.4. Основные принципы  эффективного управления предприятием

     Любое предприятие и его производство, бесспорно, относятся к сложным  экономическим объектам управления. Основная проблема организации эффективного управления такими объектами связана  с большими затратами, которые может  себе позволить не каждое предприятие. Это прежде всего затраты на сбор информации об объекте управления, на синтез его модели, на выработку управления и его реализацию. Поэтому эффективность управления производством целесообразно рассматривать в симбиозе со следующих двух позиций:

     - экономическая эффективность системы  управления;

     - технологическая эффективность  системы управления.

     Обобщенными факторами, представляющими основу эффективности  предприятия, являются материальная база и квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе.

     Если  же на предприятии нет необходимой  материальной базы или работники  не заинтересованы в высоких результатах  своего труда, это означает, что нет  той основы, которая требуется  для обеспечения эффективной  работы предприятия. На модели это будет означать, что вектор эффективности равен нулю и восходящая спираль превратится в плоскую петлю, т.е. управление предприятием будет проходить без повышения эффективности производства.

     Подводя итог сказанному о структуре и  принципах менеджмента, можно сделать следующие выводы.

  1. Управление (руководство) предприятием включает в себя организацию работ (построение структуры и создание системы управления) и текущее управление, представляющее собой непрерывный процесс, состоящий из последовательности логически связанных управленческих функций.
  2. Хорошая материальная база, квалифицированный и заинтересованный персонал и четкое управление предприятием представляют собой три тесно связанных между собой фактора, которые необходимы для успешной деятельности предприятия. Основой эффективной деятельности предприятия является его материальная база и персонал, а ключевым фактором — мотивация персонала.
  3. Первый принцип эффективности управления состоит в том, чтобы оно было направлено на создание современной материальной базы и на формирование квалифицированного и заинтересованного персонала, причем в первую очередь оно должно быть направлено на мотивацию персонала.
  4. Второй принцип эффективности управления состоит в организации работ, при которой структура соответствует внешней среде, технологии, стратегии и размеру предприятия, а система управления позволяет оперативно и гибко реагировать на складывающуюся ситуацию.
  5. Третий принцип эффективного управления заключается в выполнении управленческих функций с применением известных в менеджменте и подходящих к данной ситуации школ и методов управления в процессе текущего управления предприятием. При этом особое внимание необходимо уделить системному и ситуационному подходам для учета влияния внутренних и внешних факторов на деятельность предприятия.

     1.5. Сущность маркетинга  при управлении  предприятием

     В основе термина "маркетинг" лежит  слово "market", что означает "рынок". Поэтому часто под маркетингом  понимают философию управления, хозяйствования в условиях рынка, провозглашающую ориентацию производства на удовлетворение потребностей конкретных потребителей.

     Маркетинг согласно его широкому пониманию - это  социально-управленческий процесс, посредством  которого индивидумы и группы людей  путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются. В основе этого процесса лежат следующие ключевые понятия: потребность, желание, спрос, продукт, обмен, сделка, рынок. Потребность - надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Когда человек не в состоянии удовлетворить какую-то потребность, он или ее заменяет или снижает уровень своих запросов. Понятие потребностей лежит в основе теорий мотиваций (Фрейда, Маслоу и др.), в том числе определяющих поведение потребителей на рынке. Часто говорят, что главная задача маркетинга - найти потребность и удовлетворить ее.

     На  уровне отдельных субъектов хозяйствования маркетинг определяется как цельная  система, предназначенная для планирования ассортимента и объема выпускаемых  продуктов, определения цен, распределения  продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта, чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов как производителей, так и потребителей. Данное определение имеет достаточно широкий смысл, так как охватывает деятельность также и некоммерческих организаций. Таким образом, маркетинг - это деятельность организации в интересах ее клиентов.

     В более узком, предпринимательском  смысле, для коммерческих организаций, руководство которых в качестве главной цели их деятельности провозгласило получение прибыли, а это далеко не всегда так, под маркетингом может пониматься система управления производственно-сбытовой деятельностью организации, направленная на получение приемлемой величины прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия.

     Под маркетингом  организации понимается деятельность, предпринимаемая с целью создания и поддержания благоприятного имиджа организации. Маркетингом организации  традиционно занимаются подразделения  по связям с общественностью. Организация общественного мнения - это, по сути, управление маркетингом, сместившееся с уровня продуктов на уровень всей организации. Сюда же можно отнести так называемый политический маркетинг, осуществляемый органами власти, политическими партиями.

Глава 2.  Организационная  структура управления предприятием

2.1. Сущность организационной  структуры управления

     Проблемы  управления (или управляемости) на современных  предприятиях связаны с несогласованностью фундаментальных основ организационной  структуры (целей, задач, экономических условий, технико-технологического базиса, функционально-поведенческого уклада и др.), что провоцирует множество отклонений, проблемных и конфликтных ситуаций, неэффективное использование ресурсов, экономические провалы и банкротство.

     В целях достижения наибольшей устойчивости и эффективности управления филиалами  необходимо создать оптимальную  структуру организации и выбрать  подходящую модель руководства удаленными подразделениями. Безусловно, в менеджменте  существует множество других технологий и подходов, однако, не определив базовые принципы, чрезвычайно сложно сформировать систему управления филиалами, позволяющую воспроизводить бизнес независимо от степени их удаленности от центра.

     Российская  бизнес-практика знает немало примеров успешного выстраивания организационной структуры управления удаленными подразделениями. Несколько лет назад одна из крупнейших российских ИТ-компаний начала реформирование своей региональной сбытовой сети, которая представляла собой систему складов и торговых представительств. Процесс преобразований осложнялся тем, что параллельно с ним происходило выделение некоторых видов деятельности в отдельные бизнес-единицы (системная интеграция, распространение сетевых продуктов, разработка ПО, производство и дистрибуция офисного ПО, разработка решений для мобильного доступа)6.

     Для компании, большая часть продукции  которой реализовывалась не в  столице, любой неверный шаг в  отношении региональных подразделений  мог привести к существенным потерям. В результате на базе системы складов образовалась филиальная сбытовая сеть вновь созданной компании (или бизнес-единицы), а представительства остались в подчинении дочерней фирмы, развивающей системную интеграцию.

     Организационная структура, представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде. Широкий диапазон структур простирается от стабильных монолитных образований до динамичных многогранных построений современных организаций.

     Разнообразие  организационных структур связано  с различиями в области деятельности, характере и сложности выпускаемых продуктов, размерах, степени дифференциации и территориальном расположении предприятий. Так, структура небольшой торговой организации или ремонтной мастерской не может иметь ничего общего со структурой крупного машиностроительного предприятия, выпускающего широкую номенклатуру машин и оборудования. В свою очередь, с ней несравнима организационная структура транснациональной корпорации и финансово-промышленной группы. На малых предприятиях не возникает сколько-нибудь сложных проблем с организационной структурой. Если функции на таком предприятии осуществляются надлежащим образом (без излишнего числа служб и не вызываемых необходимостью иерархических построений), то их выполнение требует такого ограниченного числа работников, что проблемы структуры отходят на задний план перед проблемами, связанными с личными особенностями руководителей (их знаниями, опытом, стилем работы, организационными способностями, ответственным исполнением служебного долга).

     Вместе  с тем проблемы организационной структуры возникают не только на крупных предприятиях. Организация вертикальных и горизонтальных связей, проектного управления необходима и на средних по размеру предприятиях. Это имеет прямое отношение ко всем случаям, когда между высшим руководством организации и персоналом, выполняющим непосредственную работу, существует промежуточный руководящий состав, а также когда вообще имеется возможность осуществить определенное разделение труда. При всех условиях возникает проблема выбора того или иного типа организационной структуры, адекватного реальным требованиям внешней и внутренней среды, задачам удовлетворения потребительского спроса, технологического и социального развития, достижения экономически эффективных результатов. Ниже рассматриваются сложившиеся к настоящему времени основные типы организационных структур.

     Каждый  из вариантов имеет свои плюсы  и минусы и может отлично работать при условии соответствия особенностям бизнеса и стратегии компании.

2.2. Модель организационной структуры системы управления предприятием

     Организационное моделирование - это не столько экономические бизнес-модели или инвестиционные бизнес-кейсы, которые используются в относительно предсказуемой долговременной перспективе, сколько модели организационные, в рамках которых идет быстрое создание новых бизнес-процессов под изменившуюся стратегию. Здесь важно видеть существенные связи между элементами, видеть последствия принимаемых организационных решений.

     Моделирование необходимо для того, чтобы увидеть взаимосвязи по цепочке «принципы, бизнес-стратегии, цели и показатели функциональных систем, схемы организации процессов, мотивация персонала …». Контроллинг организации. Организационная  бухгалтерия — учет изменений в организации.

     Организационная структура рассматривается не только как структура административного подчинения, но и как структура, наилучшим образом поддерживающая функционирование систем и процессов компании. С ее помощью балансируются все вертикальные и горизонтальные связи в компании.  Эффективность организационной структуры компании во многом зависит от способности руководства координировать усилия большого числа объектов управления. Целью сопряжения общей стратегии бизнеса и способов организационного управления является обеспечение гибкого реагирования на изменения рынка, повышение скорости проведения изменений. Именно структура сегодня становится одним из ключевых факторов, обеспечивающих успешное развитие предприятий в современном быстро меняющемся мире.

Информация о работе Управление предприятием