Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:04, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию политики управления товарооборотом торгового предприятия. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи: - исследовано понятие товарооборота и его структуры; - анализ методов управления и прогнозирования товарооборота; - анализ технико – экономических показателей ООО «Мобильный мир» за 2004 – 2006 гг. - оценка эффективности политики управления товарооборотом на предприятии; - разработка мероприятий по совершенствованию политики управления товарооборотом на ООО «Мобильный мир».
Введение 4
Глава 1. Исследование товарооборота и его структуры 7
1.1. Понятие товарооборота и его структура 7
1.2. Задачи и методы анализа товарооборота 13
1.3. Методы управления и прогнозирования товарооборота 16
Глава 2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Мобильный мир»
25
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности ООО «Мобильный мир» за 2004-2006 гг.
28
2.3. Оценка эффективности политики управления товарооборотом на предприятии
38
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию политики управления товарооборотом на ООО «Мобильный мир»
50
3.1. Мероприятия по исследованию рынка с целью увеличения
товарооборота торговых точек
50
3.2. Применение потребительского кредитования в розничной торговле
61
Заключение 69
Список использованной литературы 74
Изменение укрупненного показателя товарооборота можно показать графически (см. рис.3)
Товарооборот организации зависит от такого фактора, как размер торговой площади. Каждая торговая точка, зарегистрированная в налоговой инспекции, имеет свою торговую площадь.
Проведем расчеты
Таблица 8
Анализ товарооборота на 1 кв.м торговой площади
№ торг точки |
Торг. пло-щадь, кв. м. |
Товарооборот, тыс. руб. |
Темп роста товарооборота на 1 кв.м. торговой площади | ||||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2005г/ 2004 |
2006/ 2005 | |||||
сумма |
на 1 кв.м. |
сумма |
на 1 кв.м. |
сумма |
на 1 кв.м. | ||||
1 |
15 |
12900 |
860 |
13000 |
866,7 |
10200 |
680 |
100,8 |
78,5 |
2 |
15 |
11500 |
766,6 |
12800 |
853,3 |
9500 |
633,3 |
111,3 |
103,7 |
3 |
20 |
9800 |
490 |
13500 |
675 |
14000 |
700 |
137,8 |
103,7 |
4 |
25 |
17400 |
696 |
18400 |
736 |
15110 |
604,4 |
105,7 |
82,1 |
5 |
15 |
10744 |
716,3 |
10600 |
706,7 |
100 |
98,7 | ||
6 |
12 |
7400 |
616,7 |
100 | |||||
7 |
12 |
9840 |
820 |
100 | |||||
Всего |
114 |
51600 |
688 |
68444 |
760,5 |
76650 |
672,4 |
110,5 |
88,4 |
Из данных табл. 8 видно, что в 2005 году товарооборот на 1 кв. метр торговой площади увеличился до 760,5 тыс. руб. на 1 кв. метр торговой площади, в 2006 году этот показатель снизился на 88,1 тыс. рублей (672,4 тыс. руб /1 кв. м.- 760,5 тыс. руб. /1кв.м), в частности снизился товарооборот на 1 квадратный метр по торговой точке № 1 на 21,5%, по торговой точке № 4- на 17,9%. Снижение товарооборота по данным торговым точкам обусловлено тем, что открыты дополнительные торговые точки по продаже мобильных телефонов недалеко от уже существующих торговых точек. С одной стороны общий объем товарооборота на Центральном рынке и Колхозном рынке вырос, также руководитель добился того, что на данной территории не появился дополнительный конкурент, но на данном этапе необходимо улучшать показатели. Считаю, что для этих целей необходимо провести маркетинговые исследования и найти те товары или услуги, которые на данный момент времени будут пользоваться наибольшим спросом потребителей.
Для предприятия выгодно, что на рынках большая часть потребителей не постоянные потребители, а проезжающие, покупатели и продавцы рынка и всегда находятся желающие купить сотовый телефон или аксессуар к нему.
Большое значения для
роста товарооборота
Проведем анализ товарооборота по ассортименту предлагаемых товаров и услуг (см. табл. 9).
Таблица 9
Товарооборот по ассортименту товаров и услуг по ООО «Мобильный мир»
за период 2005-2006гг
Показатели |
По периодам |
Отклонение, тыс. руб | ||||||
2004г |
2005 г |
2006 г | ||||||
Сумма тыс. руб |
% |
Сумма тыс. руб. |
% |
Сумма тыс. руб. |
% |
2005 г/ 2004г |
2006 г/ 2005г. | |
Товарооборот, всего |
51600 |
100 |
68444 |
100 |
76650 |
100 |
16844 |
8206 |
в том числе по товарам и услугам: |
||||||||
Сотовые телефоны |
46542 |
68 |
57488 |
75 |
- |
10946 | ||
Подключение |
1032 |
2 |
684 |
1 |
766 |
1 |
-348 |
82 |
Аксессуары |
40764 |
79 |
13689 |
20 |
14564 |
19 |
-27078 |
875 |
Прием платежей |
9804 |
19 |
7529 |
11 |
3832 |
5 |
-2275 |
-3697 |
Из анализа показателей (см. табл. 9) можно сделать вывод о том, что структура товаров и предоставляемых услуг предприятия постоянно изменялась. Так, в 2004 году предприятие продавало только аксессуары, в его ассортименте не было сотовых телефонов, поэтому структура выручки предприятия состояла из выручки от продажи аксессуаров – на 79%, прием платежей – 19% и подключение к различным операторам связи – всего 2%. Начиная с 2005 года ассортимент предприятия пополнился сотовыми телефонами, что повлияло на структуру выручки предприятия: наибольший удельный вес в выручке предприятия - 68% стала занимать продажа сотовых телефонов, 1% от выручки - подключение, а 20% - выручка от продажи аксессуаров, прием платежей в 2005 году занимает 11% от общего объема выручки.
В 2006 году структура товарооборота также изменилась, увеличив удельный вес в выручке предприятия продажу сотовых телефонов до 75%, а удельный вес выручки от продажи аксессуаров снизился на 1% по сравнению с показателем 2005 года, удельный вес выручки от приема платежей снизился на 6% и составил 5% от общего объема продаж.
В результате анализа, проведенного
во второй главе выпускной
С целью планирования различных мероприятий по продвижению продукции необходимо применять следующие прогрессивные методы исследования рынка: маркетинговые исследования путем тестирования потенциальных потребителей, исследование предложения конкурентов, исследование ассортимента сотовых телефонов на предмет выбора наиболее покупаемых, изучение поставщиков основной массы товарных запасов на предприятии на предмет выгодности условий поставки и качества продукции. Также необходимо периодически проводить опрос менеджеров и консультантов фирм при планировании товарооборота на следующий период. Кроме того, заработная плата работников торговых точек должна быть зависима не только от общего объема товарооборота, но и личных продаж, в случае, если работники прилагают дополнительные усилия для продажи конкретного вида неликвидного или очень дорогого товара.
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОЛИТИКИ ТОВАРООБОРОТА
НА ООО «МОБИЛЬНЫЙ МИР»
3.1 Мероприятия по исследованию рынка с целью увеличения
товарооборота торговых точек
С целью исследования
слабых и сильных сторон ООО «Мобильный
мир», а также благоприятных возможно
Представим сильные и слабые стороны товара, предлагаемого ООО «Мобильный мир» (см. табл.10):
Таблица 10
Исследование товара ООО «Мобильный мир»
Сильные стороны предприятия |
Благоприятные возможности |
- Ограниченность
конкурентов на месте -Достаточно высокое качество продукции - Наличие ассортимента дешёвых товаров - Постоянное обновление ассортимента - Доступность торговых точек |
-Потребители гораздо более лояльны к уже известному товару - Небольшой
процент постоянных |
Слабые стороны предприятия |
Угрозы |
-Ограниченное количество персонала -Не организовано |
-Наличие на
рынке заменителей для -Наличие у
конкурентов дополнительных |
Надо отметить, что на предприятии своевременно и грамотно применяются скидки и наценки, что повышает его конкурентоспособность среди аналогичных предприятий торговли сотовыми телефонами и аксессуарами, находящихся в непосредственной территориальной близости.
При исследовании необходимо обратить внимание на цены предлагаемых товаров (см. табл.11):
Таблица 11
Информация по ценам на товар ООО «Мобильный мир»
Сильные стороны предприятия |
Благоприятные возможности |
- Ценовой
ассортимент товаров |
- Доступность товара- сотовые телефоны позволяют расширить объем торговли - Влияние известности производителя на потребительский выбор значительно, что даёт возможность правильно планировать товарооборот |
Слабые стороны предприятия |
Угрозы |
- Цены поставщиков
в основном выше цены производи |
- Рост уровня инфляции вызывает сокращение целевых сегментов потребителей, ориентированных на высокое качество и высокую цену продукции -Низкий уровень доходов большинства потенциальных потребителей заставляет их ориентироваться на более дешёвую продукцию |
Своевременное изучение
сильных и слабых сторон продвижения
товаров может дополнительно
дать информацию о возможностях и
угрозах для торгового
Целесообразно продвижение товара осуществлять совместно с производителем. Участие производителей, в большинстве случав, ограничивается предоставлением цветных буклетов с целью информирования покупателей об особо дорогих новинках.
Продвижение товаров ООО «Мобильный мир» осуществляет традиционными способами, организовывая выкладку товаров и информационной базы для потребителей на месте - в торговой точке. Необходимо продумать другие способы продвижения товара, в том числе продажу сотовых телефонов через агентов, выпуск специальных буклетов, использование Интернета, а также заинтересовать потребителя связью предприятия с производителем. Тогда продвижение товара будет более эффективным.
Таблица 12
Продвижение товара ООО «Мобильный мир»
Сильные стороны предприятия |
Благоприятные возможности |
- Возможность использования опыта опытных работников |
- Низкая рекламная активность конкурентов - Низкий уровень
эффективности рекламных |
Слабые стороны предприятия |
Угрозы |
- Отсутствие достоверной информации о рынке - Отсутствие опыта оценки эффективности рекламных компаний - Слабая обратная связь с потребителями -Отсутствие
прямой связи со многими |
- Наименование
торгового предприятия не - Отсутствие рекламного бюджета |
В рамках SWOT- анализа необходимо провести исследование потенциала предприятия (см. табл.13)
Таблица 13
Изучение развития ООО «Мобильный мир»
Сильные стороны предприятия |
Благоприятные возможности |
- Наличие широкого ассортимента и информированных консультантов |
- Возможность
значительного увеличения прода -ООО «Мобильный
мир» может отпускать товар
мелким оптом за наличный |
Слабые стороны предприятия |
Угрозы |
- Низкий уровень
развития деловой и маркетингов -Не используются методы продажи через агентов
|
-Подавляющее большинство
основных конкурентов имеют |