Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:04, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию политики управления товарооборотом торгового предприятия. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи: - исследовано понятие товарооборота и его структуры; - анализ методов управления и прогнозирования товарооборота; - анализ технико – экономических показателей ООО «Мобильный мир» за 2004 – 2006 гг. - оценка эффективности политики управления товарооборотом на предприятии; - разработка мероприятий по совершенствованию политики управления товарооборотом на ООО «Мобильный мир».
Введение 4
Глава 1. Исследование товарооборота и его структуры 7
1.1. Понятие товарооборота и его структура 7
1.2. Задачи и методы анализа товарооборота 13
1.3. Методы управления и прогнозирования товарооборота 16
Глава 2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Мобильный мир»
25
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности ООО «Мобильный мир» за 2004-2006 гг.
28
2.3. Оценка эффективности политики управления товарооборотом на предприятии
38
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию политики управления товарооборотом на ООО «Мобильный мир»
50
3.1. Мероприятия по исследованию рынка с целью увеличения
товарооборота торговых точек
50
3.2. Применение потребительского кредитования в розничной торговле
61
Заключение 69
Список использованной литературы 74
Существует система показателей товарооборота. К показателям, характеризующим товарооборот торговой компании относятся [20, c.344]:
- объем товарооборота в
Т
= v
* Ц
,
где Т - объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;
v - фактическое количество проданных товаров, шт.;
Ц - текущие цены, руб.;
- объем товарооборота в
Т
= Т
/ J
,
где Т - объем товарооборота в сопоставимых ценах, тыс. руб.;
Т - объем товарооборота в текущих ценах, тыс. руб.;
J - официальный индекс инфляции;
- ассортиментная структура
товарооборота по отдельным
- однодневный объем
Т
= Т / П
где Т - однодневный товарооборот, тыс. руб.;
Т – товарооборот, тыс. руб.;
П - период за который
получен указанный объем
- объем товарооборота в расчете на одного работника рассчитывается по формуле (4):
Т1р = Т/ Ч,
где Т1р - товарооборот на одного работника предприятия, тыс. руб.;
Ч - средняя численность работников предприятия, чел.;
- объем товарооборота на одного работника торговой группы рассчитывается по формуле (5):
Т1тр. = Т/ Чтр,
где Т1тр- товарооборот на одного торгового работника, тыс. руб.;
Чтр- средняя численность торговых работников за отчетный период, чел.;
- объем товарооборота
на 1м2 общей площади
Т на 1 кв.м. = Т/ S кв.м.,
где Т на 1 кв.м. – товарооборот на один кв.метр общей площади, тыс. руб.;
S кв.м.- общая площадь в кв. метрах;
- объем товарооборота на 1м2 торговой
площади рассчитываем по
Т на 1 кв.м. торг. = Т/ S кв.м торг.
где Т на 1 кв.м. торг.- товарооборот на один кв. метр торговой площади, тыс. руб.;
S кв.м торг. – торговая площадь, кв.м.;
- время обращения товаров
или коэффициент
Коб = Т/ СО,
где Коб – коэффициент оборачиваемости товаров, в оборотах;
Т- объем товарооборота за отчетный период, тыс. руб.;
СО- средние остатки товаров, тыс. руб.;
- скорость товарооборота
или длительность оборота
Дл= (СО*П)/Т,
где ДЛ- длительность одного оборота (дни) [26, c.242].
1.2. Задачи и методы анализа товарооборота
Основными задачами анализа товарооборота являются:
- проверка степени
выполнения плана
- изучение динамики товарооборота;
- изучение состава товарооборота (по видам, организационным формам продажи и товарной структуре);
- определение и количественное
измерение факторов, оказывающих
влияние на отклонение
-выявление путей и возможностей увеличения товарооборота, ускорения времени обращения товаров, нормализации товарных запасов и улучшения торгового обслуживания покупателей;
-разработка мер по
ликвидации выявленных в
Анализ объема товарооборота начинается с исчисления фактической величины реализации товаров. Фактический товарооборот предприятий и организаций складывается из суммы торговой выручки, поступившей в кассы магазина; и суммы, сданной в банк или кассу вышестоящей торговой организации; из мелкооптовых продаж (по безналичному расчету); расходов, произведенных за счет кассовой выручки (подтвержденных документами) [12, c.128].
Объем товарооборота предприятий и организаций, осуществляющих продажу товаров в кредит, слагается из суммы, поступившей в кассу, и суммы предоставляемого покупателям кредита. Определив объем фактического товарооборота и сравнив его с планом, можно перейти к следующим стадиям экономического анализа.
Анализ динамики товарооборота производится для того, чтобы выявить, соответствует ли развитие товарооборота предприятия планам.
К методам анализа товарооборота относятся [24, c.53]:
- построение динамических рядов;
- использование относительных и средних величин;
- сравнение;
- индексный метод;
- построение трендовых
и регрессионных моделей
- цепная подстановка;
- балансовая увязка показателей;
- построение графиков и др.
Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.
При анализе товарооборота
-индекс физического объема
-индекс товарооборота в
-индекс цен (Iц).
Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя. Он определяется по следующей формуле (10):
J т/о (шт) = Тф шт / Тпр шт,
где Jт/о (шт) – индекс физического объема товарооборота;
Тф шт - товарооборот фактический, шт.;
Тпр шт - товарооборот прошлого периода, шт.
Индекс товарооборота в фактически действующих (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора: количество реализованных товаров и динамика цен. Показатель рассчитывается по формуле (11):
J т/о = Тф/Тпр,
где J т/о - индекс товарооборота в текущих ценах;
Тф - товарооборот текущего периода, тыс. руб.;
Тпр – товарооборот прошлого периода, тыс. руб.
Использование индекса цен в анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценивания денег и роста цен, приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупности стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода. Индекс цен рассчитывается по формуле (12):
Jц= Цф/Цпр,
где Jц- индекс цен;
Цф- фена фактическая по группе товара, руб.;
Цпр- цена прошлого сопоставимого отчетного периода по той же группе товаров, руб.
Анализ товарооборота предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Соотношение реализованных товаров в структуре товарооборота измеряется в процентах к его общему объему в целом или отдельных товарных групп. Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения спросу потребителей и оказывает определенное влияние на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков.
1.3. Методы управления
и прогнозирования
Управление – процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия субъекта управления на объект управления с помощью так называемых общих функций управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл. Обособление, взаимосвязь и взаимодействие этих функций могут быть представлены различными способами; в частности, одно из первых представлений было сделано в 1914 году известным французским предпринимателем и ученым Анри Файолем, который считал целесообразным обособлять пять общих функций управления: планирование, организацию, распорядительство, координацию, контроль. Позднее распорядительство и координацию объединили в одну функцию – руководство. Если взять за основу предложение Файоля, то каждая из общих функций может олицетворяться с отдельным этапом процесса управления, а их последовательная сменяемость как раз и образует замкнутый управленческий цикл (см. рис.1).
КОНТРОЛЬ
(общая функция)
КООРДИНАЦИЯ
(общая функция)
Рис.1. Анализ в системе общих функций управления
Прежде всего отметим три обстоятельства. Во-первых, термин «общие» означает, что эти функции являются инвариантными по отношению к виду социально-экономической системы, масштабам ее действий, отраслевой специфике и др., иными словами, они реализуются в любой системе управления. Во-вторых, набор общих функций может незначительно варьировать в зависимости от пристрастий авторов монографий и руководств.
Так, в системе общих функций нередко обособляют учетную функцию. Подобная неоднозначность не является критической. В-третьих, не следует понимать последовательность обособленных функций, их неизбежную сменяемость в ходе реализации процесса управления как единственно возможную; на самом деле на практике эти функции обычно переплетаются, поскольку любая социально-экономическая система представляет собой некий аналог живого организма, но не автомата, действующего по заранее предопределенной схеме [17, c. 498].
Приведем краткую
Планирование подразумевает составление плана действий, в основу которого закладываются некие локальные цели. Эти цели могут быть различны с позиции как временного фактора, так и весомости возможных последствий, например: максимизация возможного товарооборота, минимизация возможного риска, минимизация возможных убытков (потерь) и т.д.
Функция управления «организация» означает реальное наполнение планов, их ресурсное обеспечение и исполнение. Поскольку видов обеспечения много и, кроме того, они взаимосвязаны, данная функция исключительно важна как подтверждение реальности и реализуемости планов.
Функция «распорядительство» означает рутинное выполнение предусмотренных планом действий, т.е. воплощение в жизнь плановых установок, приведение в действие всех задействованных ресурсов.
Функция «координация» предусматривает осуществление взаимодействия и синхронности всех элементов системы, внесение необходимых корректировок в случае возникновения узких мест.
Функция «контроль» означает наличие некой системы, позволяющей делать суждение о том, насколько успешно функционирует система, обеспечивается ли достижение базовых целевых установок.
Как видно (см. рис.1), в системе управления хозяйствующим субъектом исключительно важную роль играет функция «анализ». Существуют различные трактовки этой функции и места, ею занимаемого. В соответствии с логикой, заложенной в схему управленческого цикла (Рис.1), анализ носит вспомогательный характер, он не является самостоятельной общей функцией управления, а представляет собой так называемую встроенную несамостоятельную подфункцию, которая по определению должна быть составной частью каждой общей функции, специфицированной под нее. Иными словами, планирование невозможно без анализа, т.е. в нем обязательно присутствует собственная аналитическая компонента; учет неотделим от анализа, который в учет и должен быть строен, и т.д. Анализ играет хоть важную, но вспомогательную роль, обслуживая соответствующую общую функцию управления, специфицируясь в соответствии с ней [17, c.501].