Влияние финансовых факторов и рычагов на уровень и характер затрат предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является разработка мероприятий, повышающих эффективность управления затратами на предприятии. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
определить экономическую сущность затрат
рассмотреть их классификацию
изучить основные приёмы и методы управления затратами предприятия
применить изученные методы и приёмы в усовершенствовании управления затратами предприятия ЗАО «Транспортная фирма Очаково»

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ 8
1.1. Сущность и классификация затрат 8
1.2. Характеристика финансовых методов управления затратами 14
1.3. Роль и место управления затратами в системе управления предприятием 24
2.СИСТЕМА И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ ЗАО «ТРАНСПОРТНАЯ ФИРМА «ОЧАКОВО»» 29
2.1. Краткая характеристика хозяйственной деятельности 29
2.2. Механизм процесса формирования затрат на предприятии 29
2.3. Анализ существующей практики управления затратами предприятия 34
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ЗАО «ТРАНСПОРТНАЯ ФИРМА «ОЧАКОВО»» 51
3.1. Влияние финансовых факторов и рычагов на уровень и характер затрат предприятия 51
3.2. Анализ чувствительности прибыли предприятия к применению финансовых методов управления затратами 56
3.3. Рекомендации по применению финансовых методов управления затратами 64
Заключение 76
Список литературы 79

Файлы: 1 файл

диплом4 по транпорту.docx

— 236.42 Кб (Скачать файл)

Наличие информации такого рода является необходимым  условием для принятия решения в  отношении этого клиента:

- каким  образом можно снизить затраты  на его обслуживание, или

- повысить  для него цену и посмотреть  на его реакцию,

или

  - оставить  все как есть и удерживать этого клиента за собой как заведомо   убыточного, но престижного, и т.п.

Основной  принцип модели АВС заключается  в том, что она показывает то, как  услуги, оказанные автосалоном, и  клиенты влияют на объем деятельности, и затем - как различные виды деятельности потребляют ресурсы. Вместо разбивки расходов по элементам (транспортные расходы, расходы  на персонал, и т.д.) АВС рассчитывает стоимость отдельных операций, например, стоимость доставки грузов, стоимость организации расчетов с клиентами, стоимость приема заявок и т.д. итоговые цифры в обоих случаях будут всегда одинаковыми, но АВС позволяет не столько управлять затратами с точки зрения расходования средств как таковых, сколько управлять теми видами деятельности, которые потребляют эти средства.

Современная методика, например, признает существование  различия в стоимости обслуживания отдельных клиентов, и при этом в качестве основного критерия использует время, затраченное на них сотрудниками компании, т.е. затраты не одинаковы  для различных типов клиентов. Чем больше времени  тратится на клиента, чем сложнее с ним  работать, тем больше затраты на него, и следовательно тем дороже обходится нам его обслуживание.

Отказ от 100% распределения затрат касается главным  образом так называемых постоянных затрат, накладных расходов и проявлений низкой эффективности. Термин “постоянные  затраты”  фактически не применим к  анализируемому виду деятельности, так  как одни типы затрат растут большими темпами, но малыми шагами (расходы  на наем еще одного курьера или  приобретение еще одного автомобиля), а другие (аренда помещения) могут  возрастать большими скачками,  например, раз в три месяца.

Так, переехав в новое помещение, как правило, какое-то время полезная площадь  не используется на все 100%, поэтому  целесообразно показать размеры  неиспользуемой площади и затраты  на ее содержание отдельно, как “избыточные  ресурсы”. Под “периодическими” понимаются расходы, не имеющие ни прямой, ни косвенной (как в случае со вспомогательными видами деятельности) связи с клиентами  или услугами. К этой категории  относятся, как правило,  расходы  на инфраструктуру - финансовый аудит, ведение финансовой отчетности, рекламу, административные расходы и т.д.

Современная методика АВС не видит оснований  для отнесения такого рода расходов на клиентов и продукты, и классифицирует их как “неотносимые”, показывая их в модели затрат отдельно. Таким образом,  представляется возможным определять прямые затраты на клиентов и продукты, а при разработке тарифов - учитывать накладные расходы (с целью их возмещения) посредством процентной надбавки к прямым затратам.

Важно отметить тот факт, что велико еще число  операций, выполняемых не столь эффективно,  как следовало бы.  Перекладывая стоимость таких операций на клиентов мы как бы маскируем собственные недоработки вместо того, чтобы принимать меры по их устранению, и, кроме того, рискуем оказаться неконкурентоспособными с ценовой точки зрения.  При рассмотрении схемы “неполного отнесения”  затрат важно также отметить, что уровень затрат может быть обусловлен не столько объективной реальностью, сколько тактическими решениями руководства компании.  Например, факт удаленности курьерской базы от клиента никоим образом не должен отразиться на выводах в отношении прибыльности последних, т.е при определении прибыльности клиентов за основу берут средние затраты на их обслуживание.

2.3.  Анализ существующей практики управления затратами предприятия

 

Для обеспечения прибыльной работы организации необходимо иметь объективную информацию о формировании финансовых результатов и влиянии различных факторов на них. Следующим по значению фактором после выручки, влияющим на прибыль от основной деятельности производственного предприятия, а следовательно, на финансовые результаты организации, является себестоимость продукции, величина которой зависит от объемов производства, стоимости сырья и материалов, других расходов.

Себестоимость продукции отражает все затраты  предприятия на ее производство и  реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, рабочей силы, а также затрат на производство и реализацию. Себестоимость показывает, во что обходится предприятию производство и сбыт продукции (работ, услуг).

Себестоимость продукции определяется количеством  и качеством выпущенной продукции; ценами на используемое сырье; стоимостью основных средств, задействованных в производстве; действующими нормами амортизационных отчислений; величиной затрат на содержание аппарата управления и т.д.

При анализе  себестоимости изучаются:

экономия  или перерасход затрат на производство и реализацию продукции;

факторы, влияющие на изменение затрат;

разрабатываются меры по оптимизации затрат.

Анализ  себестоимости продукции начинается с оценки изменения общей величины затрат по сумме и уровню; затем изучаются расходы по статьям калькуляции, затратам на единицу конкретного вида продукции; цеховым и общезаводским расходам; расходам по заработной плате и т.п.

Такой расчет позволяет сделать вывод о  том, как изменилась себестоимость  продукции под влиянием всех факторов, в том числе объема, ассортимента выпущенной продукции, цен на сырье и материалы и т.п. Система "директ-костинг" представляет собой систему управленческого учета, основанную на классификации затрат на постоянные (периодические) и переменные (приходящиеся на единицу готового продукта), включающую учет и анализ затрат по их видам, местам возникновения и носителям, а также учет финансовых результатов деятельности и принятие оперативных управленческих решений. При этом затраты подразделяются на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства.

 Одним  из ключевых показателей системы  "директ-костинг" является маржинальный  доход (или сумма покрытия), представляющий  собой разницу между выручкой  от реализации и переменными  затратами. Величина маржинального  дохода, определенная для конкретного  вида продукции, показывает "вклад"  данного товара в покрытие  постоянных затрат и тем самым  - в общую сумму прибыли предприятия.

 Важнейшей  особенностью системы "директ-костинг"  является то, что себестоимость  продукции (работ, услуг) учитывается  и планируется только в части  переменных затрат. При этом постоянные  расходы собирают на отдельном  счете (или счетах) и с заданной  периодичностью (например, один раз  в месяц) списывают непосредственно  на счет финансовых результатов.  Другими словами, постоянные расходы  не включаются в себестоимость  продукции, а как расходы периода  относятся на уменьшение прибыли  от реализации в том периоде,  в котором они были произведены.  В то же время отдельный  учет постоянных затрат дает  возможность менеджерам осуществлять  более оперативный их контроль  и регулирование.

 В  качестве постоянных расходов  выступают часть общепроизводственных расходов и все общехозяйственные расходы, которые только содействуют изготовлению продукции, непосредственно не участвуя в ее производстве. Это затраты, связанные с процессом обслуживания и управления и зависящие в большей мере от длительности отчетного периода. В системе "директ-костинг" по переменным затратам оцениваются и остатки готовой продукции на складе, и незавершенное производство на конец периода. При этом ограничение себестоимости лишь переменными расходами позволяет упростить планирование, учет и контроль за счет резкого уменьшения числа калькуляционных статей затрат: себестоимость становится "более обозримой", а отдельные затраты - лучше контролируемыми.

 Деление  расходов на постоянные и переменные  позволяет получить информацию  о расходах, необходимую для принятия  большого числа управленческих  решений. В первую очередь это  касается решений в части оценки  затрат при различной производительности.

 Еще  одно преимущество системы "директ-костинг"  состоит в том, что ее применение  позволяет использовать многоступенчатый  принцип построения отчета о  доходах. Отчет должен содержать  такие показатели, как: выручка  от реализации продукции (ВР), переменные затраты (ПЗ), маржинальный  доход (МД = ВР - ПЗ), постоянные (фиксированные)  затраты (ФЗ) и прибыль (П = МД - ФЗ). Таким образом, на первом этапе выявляется маржинальный доход, т.е. сумма продаж за вычетом переменных затрат, а затем уже чистая прибыль предприятия без постоянных расходов. Данный подход усиливает контроль за формированием издержек обращения по местам возникновения затрат и по центрам ответственности и, следовательно, позволяет менеджерам принимать более оперативные и эффективные управленческие решения.

 При  использовании "директ-костинга" размер прибыли определяется  уровнем переменных производственных  затрат, ценами продажи, структурой  выпускаемой продукции и величиной  постоянных издержек производства. В результате такая учетная  информация позволяет в оперативном  порядке находить наиболее выгодные  комбинации продажных цен и  объема производства, быстро переориентировать  производство в соответствии  с меняющейся конъюнктурой рынка.

 С  помощью "директ-костинга" обосновываются  важные управленческие решения,  в том числе по оптимизации  производственной программы, о  целесообразности принятия к  исполнению определенного заказа, о приобретении или замене  оборудования, производстве полуфабрикатов  или заказе их на стороне,  выпуске побочной продукции, по  вопросам ценовой политики и  др.

 Система  "директ-костинг" позволяет:

- определять  формы зависимости затрат от  объемов производства;

- получать  информацию о прибыльности или  убыточности хозяйственной деятельности  в зависимости от объема производства  и продаж;

- рассчитывать  критическую точку объема продаж;

- оптимизировать  товарный ассортимент;

- прогнозировать  поведение затрат в зависимости  от различных факторов;

- принимать  управленческие решения в условиях  ограниченности какого-либо ресурса;

- проводить  эффективную ценовую политику;

- решать  тактические задачи управления  предприятием.

 На  основе анализа переменных и  постоянных издержек разрабатываются  гибкие программы-сметы. Они, хотя  и ориентируются на исходную  ожидаемую величину выручки, позволяют  учесть возможные отклонения  объема продаж и выручки от  реализации и влияние этих  отклонений на конечную величину  прибыли. В результате менеджер  может рассчитать тот объем  продаж, при котором достигается  безубыточность предприятия, а  затем оценить прибыльность при  различных уровнях деловой активности.

 В  условиях рыночной экономики  "директ-костинг" дает также  информацию о возможности использования  в конкурентной борьбе демпинга - продажи товаров по заведомо  заниженным ценам, что связано  с установлением нижнего краткосрочного  предела цены (на уровне переменных  затрат на изготовление).

 Одним  из важных преимуществ использования  в учете системы "директ-костинг"  является возможность изучения  взаимосвязей и взаимозависимостей  между объемом производства, затратами  и прибылью. Ее применение позволяет  управленческому аппарату заострить  внимание на изменении маржинального  дохода как по предприятию  в целом, так и по отдельным  видам продукции, таким образом делая возможным оценку прибыльности производства и продаж различных продуктов вне зависимости от общего спада или подъема объемов реализации, связанных с сезонностью продаж или другими факторами. С другой стороны, выявляя продукцию с большей рентабельностью, предприятие оптимизирует свой ассортимент.

 Благодаря  использованию "директ-костинга" значительно расширяются аналитические  и контрольные возможности учета:  анализируя поведение переменных  и постоянных затрат в зависимости  от изменения объемов продаж, можно гибко и оперативно принимать  решения по управлению, особенно  касающиеся выбора между альтернативными  вариантами действий. Раздельное  отражение в учете позволяет  более четко отслеживать и  контролировать как переменные, так и постоянные производственные  издержки в разрезе подразделений  предприятия, товарных групп и  сегментов рынка. Кроме того, использование  системы "директ-костинг" при  составлении внутренней управленческой  отчетности дает возможность  избежать излишней капитализации  постоянных накладных расходов  в периоды, когда спрос на  производимую продукцию уменьшается  и происходит накопление производственных  запасов.

Информация о работе Влияние финансовых факторов и рычагов на уровень и характер затрат предприятия