Внешняя среда предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 16:26, дипломная работа

Описание работы

Целью данной выпускной квалификационно работы является изучение теоретических и методических основ стратегического анализа внешней среды предприятия, а также разработка программы рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор».
Предмет исследования выпускной квалификационной работы процесс стратегического анализа внешней среды предприятия.
Объектом исследования является внешняя среда предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор».
В процессе написания работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «внешняя среда» и ее составляющие;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………............. 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ
СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….. 6
1.1 Сущность понятия «внешняя среда» и ее составляющие…... 6
1.2 Характеристика факторов, оказывающих влияние
на внешнюю среду предприятия…………………………………... 12
1.3 Основные подходы и методы стратегического анализа
внешней среды предприятия……………………………………….. 18
ГЛАВА II СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП СПО «АНАЛИТПРИБОР»………………... 35
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия и орга-
низационная характеристика ФГУП СПО «Аналитприбор»…….. 35
2.2 Финансово-экономический анализ предприятия
ФГУП СПО «Аналитприбор»……………………………………… 44
2.3 Анализ внешней среды предприятия
ФГУП СПО «Аналитприбор»……………………………………… 51
ГЛАВА III РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП СПО «АНАЛИТПРИБОР»………………... 61
3.1 Характеристика проекта программы рекомендаций
по совершенствованию стратегии развития
ФГУП СПО «Аналитприбор»……………………………………. 61
3.2 Оценка экономической эффективности
разработанных рекомендаций……………………………………… 70
Заключение………………………………………………………………… 78
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Diplom_1.doc

— 5.45 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………............. 3

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ

СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….. 6

1.1 Сущность понятия «внешняя  среда» и ее составляющие…... 6

1.2 Характеристика факторов, оказывающих влияние

на внешнюю среду предприятия…………………………………... 12

1.3 Основные подходы и  методы стратегического анализа 

внешней среды предприятия……………………………………….. 18

ГЛАВА II СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП СПО «АНАЛИТПРИБОР»………………... 35

2.1 Общая характеристика  деятельности предприятия и орга-

низационная характеристика ФГУП СПО «Аналитприбор»…….. 35

2.2 Финансово-экономический  анализ предприятия 

ФГУП СПО «Аналитприбор»……………………………………… 44

2.3 Анализ внешней среды  предприятия

ФГУП СПО «Аналитприбор»……………………………………… 51

ГЛАВА III РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ

ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП СПО «АНАЛИТПРИБОР»………………... 61

3.1 Характеристика проекта  программы рекомендаций 

по совершенствованию стратегии развития

ФГУП СПО «Аналитприбор»……………………………………. 61

3.2 Оценка экономической  эффективности 

разработанных рекомендаций……………………………………… 70

Заключение………………………………………………………………… 78

Список используемой литературы

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Разработка стратегии деятельности любой организации начинается с анализа внешней среды, который является важнейшим элементом стратегического управления предприятием, позволяющим оценить внешнее окружение, в котором находится компания. От того, насколько правильно он проведен, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и реализации стратегии.

Поскольку кризис может формироваться как во внутренней, так и во внешней среде предприятия, исследование тенденций факторов внешней среды представляется важным и актуальным направлением и превентивного антикризисного менеджмента, и диагностики. Группировка аналитического инструментария внешней среды предприятия необходима для осуществления превентивной диагностики внешней среды, поиска источников возможного кризиса для предприятия.

Внешняя среда в качестве одного из основных объектов исследования выступает в теории маркетинга, где она является важным элементом маркетинговой системы предприятия.

В условиях высокого уровня нестабильности внешней среды и ужесточения конкурентной борьбы, предприятия должны разрабатывать такую долгосрочную стратегию деятельности, которая позволила бы им отслеживать изменения, происходящие в их окружении, и адекватно на них реагировать. В связи с этим особую значимость приобретает необходимость выработки и принятия управленческих решений, которые обеспечивали бы адаптацию предприятия к нестабильным, быстро меняющимся условиям функционирования. Ускорение темпов изменений в окружающей среде, усиление воздействия ряда ее факторов, изменение позиции потребителя и появление у него новых запросов, возрастание конкуренции, обусловленной ограниченностью ресурсов, а также многие другие причины привели к резкому возрастанию роли стратегического управления в общей системе управления предприятием. В свою очередь, адекватность и результативность стратегических управленческих решений напрямую зависит от учета влияния факторов внешней среды, воздействующих на предприятие.

Актуальность темы обусловлена тем, что внешняя среда является неотъемлемой частью функционирования любого предприятия. Качественное, результативное ведение бизнеса подразумевает способность предприятия оперативно приспосабливаться к любым изменениям внешней среды, а также эффективно реагировать на них с учетом собственных целей.

В настоящее время, внешняя среда, как в России, так и во всем мире, характеризуется особенной нестабильностью и непредсказуемостью.

Предприятие должно отслеживать все тенденции на рынке, а также корректировать (развивать, внедрять, ликвидировать) направления в зависимости от их необходимости после ожидаемых изменений внешней среды. Разумеется, существует риск неправильного прогноза изменений, который предприятие должно стремиться минимизировать при более серьезном подходе к анализу факторов внешней среды.

Целью данной выпускной квалификационно работы является изучение теоретических и методических основ стратегического анализа внешней среды предприятия, а также разработка программы рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор».

Предмет исследования выпускной квалификационной работы процесс стратегического анализа внешней среды предприятия.

Объектом исследования является внешняя среда предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор».

В процессе написания работы были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия «внешняя среда» и ее составляющие;

- охарактеризовать факторы, оказывающих влияние на внешнюю среду предприятия;

- определить основные подходы и методы стратегического анализа внешней среды предприятия;

- дать общую характеристику деятельности предприятия и организационную характеристику ФГУП СПО «Аналитприбор»;

- провести финансово-экономический анализ предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор»;

- проанализировать внешнюю среду предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор»;

- охарактеризовать проект программы рекомендаций по совершенствованию стратегии развития ФГУП СПО «Аналитприбор»;

- оценить экономическую  эффективность разработанных рекомендаций.

В выпускной квалификационной работе использованы материалы отечественной и зарубежной литературы, а также наиболее подходящий материал по выбранному направлению деятельности предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор».

Структура работы подчинена поставленным целям и задачам, работа включает в себя введение, три главы, содержащие восемь параграфов, заключение, список используемой литературы, приложения.

 

 

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ

СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Сущность понятия  «внешняя среда» и ее составляющие

 

Взаимодействие организации со средой является неотъемлемой составляющей функционирования любой организации. Кроме того, современная среда любого предприятия характеризуется высокой степенью сложности и неопределенности. Поэтому в настоящее время эффективное управление средой организации является чрезвычайно актуальным.

Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи с большим количеством факторов, которые оказывают совершенно разное воздействие на нее. Совокупность таких факторов и представляет собой среду организации. В зависимости от воздействия ее на организацию выделяют внешнюю и внутреннюю среду [1, с. 46].

Внутренняя среда организации представляет собой часть общей среды, находящейся в рамках этой организации. Она включает в себя человеческие, технические и финансовые ресурсы. Внутренняя среда оказывает непосредственное и непрерывное влияние на функционирование организации.

Внешняя среда организации - это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Способность организации реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления запланированных стратегических изменений [4, с. 28] (рисунок 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. – Внешняя среда организации и ее состав

Понимание важности оценки внешней среды при управлении деятельностью предприятия окончательно сформировалось в конце 50-х гг. XX в., так как внешнее окружение организации все больше становилось и является по сей день источником многих проблем руководителей. Организация - открытая система и поэтому она не только получает из внешней среды энергию, информацию, материальные и другие ресурсы, но и отдают во внешнюю среду продукты своей деятельности (товары, услуги и др.) зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей [18, с. 106].

 

Рисунок 2. - Сферы разделения внешней среды организации

Деление внешней среды на прямую и косвенную (рис. 2) встречается практически во всех трудах авторов (к их числу относятся М. Мескон,                        К. Боумэн, Элбинг), затрагивающих исследование внешних факторов, только обозначается оно под разными названиями: прямая и косвенная, макро- и микросреда, ближнее и дальнее окружение [17, с. 9].

Так или иначе, среда существования организации делится на две части. Первая часть - «ближнее» окружение (или «промежуточная среда», «внешняя среда прямого воздействия», «непосредственное окружение») – включает факторы, которые непосредственно влияют на организацию и испытывают на себе прямое их воздействие. «Микросреда» - увеличивает или уменьшает эффективность работы организации, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно она включает в себя следующие основные элементы: потребители, поставщики, конкуренты, рынок труда, внешние собственники, органы государственного регулирования и контроля, и требования муниципальных властей, профсоюзы, стратегические альянсы предприятия с другими фирмами и т.д. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.

Вторая часть - «дальнее окружение (или «внешняя среда косвенного воздействия, «макросреда») - включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. «Макросреда» - это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Их воздействие на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение [26, с. 70].

Организация не может управлять параметрами «дальнего» окружения, но должна отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах. Более того, изучение факторов макросреды поможет организации заранее приспособиться, как-то отреагировать на их влияние. Например, в преддверии экономического спада имеет смысл сократить запасы готовой продукции, поскольку могут возникнуть трудности с ее реализацией; уволить часть работников и отложить планы расширения производства. Предприятия, которые адекватно реагируют на угрозы внешней среды, оказываются в лучшей конкурентной позиции. Однако, чтобы реагировать, нужно знать, в каких направлениях необходимо концентрировать усилия.

Одновременно нельзя не отметить то, что ряд специалистов в области стратегического управления, как Д. Дэниелс, Л. Радеба, А. Стрикленд, А. Томпсон, считают, что влияние факторов внешней среды на предприятие и отдельные виды его деятельности носит одноуровневый характер и отнесение их к микро- или макросреде не имеет смысла.

Но большинство авторов не соглашается с этой точкой зрения. Ведь когда говорят о микросреде, то прежде всего понимают ближнее окружение, относящееся к конкретному предприятию. У другого предприятия будет своя собственная, совсем другая, отличная микросреда. И если на уровне макросреды предприятия в целом будут испытывать схожее влияние внешних факторов (например, инфляция, изменение валютного курса - если речь идет о предприятиях одного государства), то на уровне микросреды они будут находиться в совершенно разных условиях. Поэтому здесь вполне справедливым будет утверждение не только о конкурентоспособности предприятия, но и о коконкурентоспособности. Последнее понятие означает конкурентоспособность «ближней среды» одной организации относительно «ближней среды» другой [17, с. 46].

С позиции выделения ближнего и дальнего окружения в литературе встречается вопрос о возможности организации воздействовать на элементы микросреды. Фактически речь идет о преобразовании факторов внешней среды во внутренние. Примером реализации такой позиции на практике является построение вертикально интегрированных структур, организаций, осуществляющих несколько последовательных стадий обработки производимой продукции (иногда даже все, начиная от переработки исходного сырья до реализации конечной продукции потребителю). Тем самым возможные угрозы внешней среды в виде зависимости от поставщиков промежуточной продукции трансформируются во внутренние сильные стороны. Другим примером решения проблем внешней среды служит ликвидация конкурентов через слияния и поглощения [10, с. 4-5].

Несмотря на казалось бы очевидную структурированность внешней среды предприятия (выделение ее макро и микро уровней), дальнейшая декомпозиция структурных факторов существенным образом зависит от целей исследования или взглядов исследователя на наличие потенциальной проблемы в тех или иных аспектах среды.

Информация о работе Внешняя среда предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор»