Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 16:26, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационно работы является изучение теоретических и методических основ стратегического анализа внешней среды предприятия, а также разработка программы рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор».
Предмет исследования выпускной квалификационной работы процесс стратегического анализа внешней среды предприятия.
Объектом исследования является внешняя среда предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор».
В процессе написания работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «внешняя среда» и ее составляющие;
Введение……………………………………………………………............. 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ
СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….. 6
1.1 Сущность понятия «внешняя среда» и ее составляющие…... 6
1.2 Характеристика факторов, оказывающих влияние
на внешнюю среду предприятия…………………………………... 12
1.3 Основные подходы и методы стратегического анализа
внешней среды предприятия……………………………………….. 18
ГЛАВА II СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП СПО «АНАЛИТПРИБОР»………………... 35
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия и орга-
низационная характеристика ФГУП СПО «Аналитприбор»…….. 35
2.2 Финансово-экономический анализ предприятия
ФГУП СПО «Аналитприбор»……………………………………… 44
2.3 Анализ внешней среды предприятия
ФГУП СПО «Аналитприбор»……………………………………… 51
ГЛАВА III РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП СПО «АНАЛИТПРИБОР»………………... 61
3.1 Характеристика проекта программы рекомендаций
по совершенствованию стратегии развития
ФГУП СПО «Аналитприбор»……………………………………. 61
3.2 Оценка экономической эффективности
разработанных рекомендаций……………………………………… 70
Заключение………………………………………………………………… 78
Список используемой литературы
Рисунок 24. - Цена подключения сервиса интернет – магазина
Как уже было определено, ФГУП СПО «Аналитприбор» необходимо подключить сервис с количеством товара до 500 наименований, то есть дополнительно понести расходы в размере 30000 руб.
Наполнением содержимого сайта, а также поддержанием сайта в актуальном состоянии будет заниматься ИТ - специалист предприятия.
Далее целесообразно рассмотреть мероприятие по совершенствованию мотивации персонала путем внедрения гибкой системы оплаты труда менеджеров по продаже. В частности можно порекомендовать ввести ключевой показатель эффективности (далее – КРІ). Данный показатель дает возможность оценить эффективность выполняемых действий менеджеров не только исходя из увеличения объемов реализации, а и других характеристик, например, удержание клиентов, качество привлечения новых клиентов и т.д.
Целями внедрения такой системы является обеспечение контроля над текущими и планируемыми показателями деятельности предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор», оценка личной эффективности работы отдельного сотрудника, ориентирование персонала на цели предприятия, эффективное управление фондом оплаты труда.
Методология работы такой системы приведена на рисунке 25.
Целями компании могут быть самые различные: выполнение плана по продажам, увеличение количества существующих клиентов и т.д.
После того, как определена цель необходимо выявить каким должен являться результат для предприятия, например, выполнение плана реализации на 98,70% - положительной или отрицательной величиной, что напрямую будет влиять на размер поощрения сотрудника.
Рисунок 25. – Методология работы системы мотивации персонала на основании ключевого показателя эффективности
Планируется использование следующей формулы для расчета величины премии:
Премия = Должностной оклад х (КРІ / 100 – 1), (1)
Данная формула будет применяться только для тех работников, у которых КРІ будет выше 100%. Размер выплат по такой системе может быть ограничен только фондом премирования, который существует на предприятии.
Следующим мероприятием по совершенствованию стратегии развития предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор» будет являться введение программы лояльности для постоянных клиентов предприятия. Предлагается выпустить карты лояльности для постоянных клиентов и разработать систему накопления скидки на продукцию предприятия.
Далее рассмотрим мероприятие по совершенствованию организационной структуры ФГУП СПО «Аналитприбор», а именно введение новой должности в отделе маркетинга в лице ИТ-специалистов.
Данная должность является актуальной, поскольку в проекте рекомендация предложена разработка и сопровождение интернет – магазина, которым и будут заниматься данные специалисты.
Заниматься поиском кандидата на данную должность будут специалисты отдела кадров. Целевая аудитория для поиска кандидата – это люди со средним возрастом от 25 до 28 лет, которые уже имеют опыт работы в данной сфере. Навыки, которыми должен обладать потенциальный кандидат являются: коммуникативность, работа в команде, понимание бизнес – процессов и т.д.
Что касается обучения, то можно отметить, что ИТ – специалисты обладают преимущественно аналитическим складом ума, они умеют сами решать поставленные задачи, стремятся к получению новых знаний. По – этому самым эффективным методом обучения можно определить метод «симуляции». Таким образом, специалист получает новые навыки на практике, а также поддержку от коллег.
Проект мероприятий программы рекомендаций по совершенствованию стратегии развития ФГУП СПО «Аналитприбор» на 2015 г. будет выглядеть следующим образом (таблица 14).
Таблица 14
Проект мероприятий программы рекомендаций по совершенствованию стратегии развития ФГУП СПО «Аналитприбор» на 2015 г.
Направления проекта |
Срок внедрения |
Ответственный |
1. Введение должности ИТ-специалиста |
до 01.07.2015 г. |
Специалист по кадровой работе |
2. Продвижение продукции в сети Интернет и программы лояльности |
до 31.12.2015 г. |
ИТ-специалист |
3. Разработка рекламной компании |
до 31.12.2014 г. |
Отдел маркетинга |
Далее разработаем план – график исполнения бюджета (таблица 15).
Таблица 15
План – график исполнения бюджета
ФГУП СПО «Аналитприбор» на 2015 г.
Статья бюджета |
Кварталы |
Год | ||||||
I |
II |
III |
IV | |||||
Прогноз выручки: | ||||||||
1. Введение должности ИТ-специалиста |
4,3 |
4,3 |
426 |
383 |
817 | |||
2. Внедрение программы лояльности |
18484,25 |
18484,3 |
18484,3 |
18484,3 |
73937 | |||
3. Разработка рекламной компании |
87173 |
87173 |
87173 |
87173 |
348692 | |||
Итого доходов |
105662 |
105662 |
106083 |
106040 |
423446 | |||
Прогноз маркетинговых издержек: | ||||||||
1. Введение должности ИТ-специалиста |
243 |
191 |
191 |
191 |
817 | |||
2. Внедрение программы лояльности |
1996 |
1996 |
1996 |
1996 |
7985 | |||
3. Разработка рекламной компании |
1492 |
1492 |
1492 |
1492 |
5968 |
Отобразим процесс финансирования проекта (рисунок 26).
Рисунок 26. - Анализ финансирования проекта
Итак, на финансирование проекта по совершенствованию стратегии развития ФГУП СПО «Аналитприбор» на 2015 г. необходимо выделить 14770 тыс.руб. Финансирование проекта будет проходить за счет собственных средств.
3.2 Оценка экономической
эффективности разработанных
Итак, первым из мероприятий по которому будет целесообразно провести экономический расчет эффекта от внедрения такого мероприятия – это введение должности ИТ-специалиста в организационную структуру предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор».
Расчет экономических показателей (в стоимостном выражении) оценки результатов осуществления мероприятий будет проведен следующим образом. Например, прирост объема реализации продукции, услуг (объема продаж) можно определить по формуле:
ΔV = Vср.дн. * β * Д /100, (2)
где:
Vср.дн. – среднедневной объем выручки до внедрения мероприятия, тыс.руб.;
β – относительный прирост среднедневного объема выручки за период внедрения мероприятия в сравнении с предыдущим периодом, %;
Д – количество дней учета объема выручки в периоде проведения мероприятия.
Прирост прибыли можно рассчитать по формуле:
ΔП = ΔV х Пр, (3)
где:
Пр - прибыль на 1 рубль выручки от реализации продукции, услуг, руб.
Текущий (годовой) экономический эффект от проведения рекламных мероприятий определяется по формуле:
Ээфф = ΔП - Зр, (4)
где:
Зр - текущие затраты на проведение мероприятий, руб.
Итак, для того, чтобы рассчитать величину эффекта от введения должности ИТ-специалиста необходимо вначале рассчитать затраты на введение данной должности:
1. Затраты на оплату труда ИТ-специалиста за год составят (рассчитываем с учетом среднемесячной заработной платы работающего на предприятии за 2014 год) 255 тыс.руб. По проекту рекомендаций планируется привлечь трех ИТ-специалистов, следовательно общие затраты на оплату труда составят: 255 тыс.руб. х 3 чел. = 765 тыс.руб.
2. Затраты
на оснащение рабочего места
ИТ-специалиста персональным
3. Затраты
по привлечению потенциального
ИТ-специалиста составят пример
Таким образом, общие затраты по привлечению и обслуживанию должности ИТ-специалиста составят:
765000 руб. + 43500 руб. + 8500 руб. = 817000 руб.
Далее проведем расчет планируемой выручки от работы ИТ-специалиста (таблица 16).
Таблица 16
Исходные данные для расчета эффекта
от введения должности ИТ-специалиста
Показатель |
Единица измерения |
Величина показателя |
Среднедневной объем выручки до введения должности ИТ-специалиста (5811655 тыс.руб. : 365 дней) |
тыс. руб. |
15922 |
Относительный процент прироста среднедневной выручки от введения должности ИТ-специалиста согласно мировой практики |
% |
8,00 |
Количество дней учета объема выручки после введения должности ИТ-специалиста |
дни |
153 |
Прибыль на один рубль реализации продукции, услуг |
руб. |
0,13 |
Затраты на введения должности ИТ-специалиста |
тыс. руб. |
817 |
Дополнительный объем выручки составит:
ΔV1 = 15922 тыс.руб. х 0,08 х 153 дней = 194885 тыс.руб.
Прирост прибыли составит:
ΔП1 = 0,13 руб. х 464932 тыс.руб. = 25335 тыс.руб.
Текущий (годовой) экономический эффект составит:
Ээфф1 = 25335 тыс.руб. – 817 тыс.руб. = 24518 тыс.руб.
Далее проведем расчет экономического эффекта от проведения программы лояльности предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор» для привлечения существующих и потенциальных покупателей товаров и услуг предприятия.
Исходные данные для расчета приведены в таблице 17.
Таблица 17
Исходные данные для расчета эффекта от программы лояльности
Относящиеся к предприятию |
Единица |
Значение |
Среднее число покупок в день |
шт. |
45 |
Процент прироста количества клиентов в год |
% |
25% |
Средняя себестоимость товара/услуги как процент от средней цены продажи |
% |
87% |
Средний размер постоянных годовых издержек |
т.руб. |
221 760 |
Средняя стоимость покупки |
руб. |
18 006 |
Относящиеся к участию в программе лояльности |
Единица |
Значение |
Ожидаемое кол-во существ. клиентов, включающихся в программу |
% |
65,0% |
Ожидаемое кол-во новых клиентов, включающихся в программу |
% |
25,0% |
Ожидаемый процент прироста клиентов по программе каждый год |
% |
25% |
Ожидаемый процент оттока числа клиентов к конкурентам при отсутствии программы |
% |
3% |
Процент отчисления компании, внедряющей программу лояльности |
% |
2,0% |
Размер скидки, которую Вы готовы предоставлять клиенту - участнику программы |
% |
1% |
Наименование статей доходов и затрат |
Единицы |
2015 |
Инфляция |
- |
10,0% |
Коэффициент пересчета на инфляцию |
- |
1,000 |
Число покупок в год |
шт. |
16 425 |
из них по программе лояльности (существ. клиенты) |
шт. |
10 676 |
плюс к ним по программе лояльности (новые клиенты) |
шт. |
4 106 |
Средняя стоимость покупки |
руб. |
18 006,00 |
Средняя себестоимость товара/услуги |
руб. |
15 665,22 |
Далее в таблице 18 приведем расчет эффективности проведения программы лояльности.
Таблица 18
Эффект от внедрения программы лояльности
Доходная часть |
Единицы |
2015 (проект) |
Дополнительный доход от новых клиентов по программе лояльности |
руб. |
73 937 138 |
Расходная часть |
Единицы |
2015 (проект) |
Отчисления компании, внедряющей программу |
руб. |
5 323 474 |
Отчисления клиентам |
руб. |
2 661 737 |
Рассчитаем увеличение прибыли:
ΔП2 = 0,13 руб. х 73937 тыс.руб. = 9612 тыс.руб.
Текущий (годовой) экономический эффект составит:
Ээфф2 = 9612 тыс.руб. – (5323 тыс.руб. + 2662) тыс.руб. = 1627 тыс.руб.
Проведем расчет планируемой выручки от внедрения рекламной кампании ФГУП СПО «Аналитприбор» (таблица 19).
Таблица 19
Исходные данные для расчета эффекта от затрат на рекламу
Показатель |
Единица измерения |
Величина показателя |
Среднедневной объем выручки до рекламного периода |
тыс. руб. |
15922 |
Относительный процент прироста среднедневной выручки |
% |
6 |
Количество дней учета объема выручки в рекламный период |
дни |
365 |
Прибыль на один рубль реализации продукции |
руб. |
0,13 |
Затраты на рекламу |
тыс. руб. |
5968 |
Дополнительный объем выручки составит:
ΔV3 = 15922 тыс.руб. х 0,06 х 365 дней = 348692 тыс.руб.
Информация о работе Внешняя среда предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор»