Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2015 в 16:26, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационно работы является изучение теоретических и методических основ стратегического анализа внешней среды предприятия, а также разработка программы рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор».
Предмет исследования выпускной квалификационной работы процесс стратегического анализа внешней среды предприятия.
Объектом исследования является внешняя среда предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор».
В процессе написания работы были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «внешняя среда» и ее составляющие;
Введение……………………………………………………………............. 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ
СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………….. 6
1.1 Сущность понятия «внешняя среда» и ее составляющие…... 6
1.2 Характеристика факторов, оказывающих влияние
на внешнюю среду предприятия…………………………………... 12
1.3 Основные подходы и методы стратегического анализа
внешней среды предприятия……………………………………….. 18
ГЛАВА II СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП СПО «АНАЛИТПРИБОР»………………... 35
2.1 Общая характеристика деятельности предприятия и орга-
низационная характеристика ФГУП СПО «Аналитприбор»…….. 35
2.2 Финансово-экономический анализ предприятия
ФГУП СПО «Аналитприбор»……………………………………… 44
2.3 Анализ внешней среды предприятия
ФГУП СПО «Аналитприбор»……………………………………… 51
ГЛАВА III РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РЕКОМЕНДАЦИЙ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ ФГУП СПО «АНАЛИТПРИБОР»………………... 61
3.1 Характеристика проекта программы рекомендаций
по совершенствованию стратегии развития
ФГУП СПО «Аналитприбор»……………………………………. 61
3.2 Оценка экономической эффективности
разработанных рекомендаций……………………………………… 70
Заключение………………………………………………………………… 78
Список используемой литературы
Таким образом, увеличение повлек рост производственных запасов и готовой продукции (102,8%), основными причинами которого являются падение спроса и снижение выпуска по отдельным видам продукции.
ФГУП СПО «Аналитприбор» не использует заемный капитал, а все дополнительные материальные ресурсы поступают в качестве инвестиций.
Пассивы предприятия (т.е. источники финансирования его активов) состоят из собственного капитала и резервов, долгосрочных заемных средств, краткосрочных заемных средств и кредиторской задолженности. Обобщенно источники средств можно поделить на собственные и заемные (приравнивая к последним и кредиторскую задолженность).
Структуру пассивов характеризуют коэффициент автономии, равный доле собственных средств в общей величине источников средств предприятия, и коэффициент соотношения заемных и собственных средств (плечо финансового рычага).
При расчете этих коэффициентов берется реальный собственный капитал, совпадающий с величиной чистых активов. Последние определяются в соответствии с Положениями, установленными Минфином России и Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Таблица 9
Анализ динамики и структуры пассивов (в тыс.руб.)
ФГУП СПО «Аналитприбор» за 2013-2014 гг.
Показатели |
Абсолютные величины |
Удельные веса (%) в общей величине пассивов |
Изменения | ||||
На начало 2013 г. |
На конец 2013 г. |
На начало 2014 г. |
На конец 2014 г. |
В абсолютных величинах |
В удельных весах |
В%к изменению общей величины пассивов | |
Реальный собственный капитал |
231440 |
306792 |
86 |
85 |
+75352 |
-1 |
+80,3 |
Заемные средства (скорректированные) |
37650 |
56180 |
14 |
15 |
+18530 |
+1 |
+19,7 |
Итого источников средств |
269090 |
362972 |
100 |
100 |
+93882 |
0 |
100 |
Коэффициент автономии |
0,86 |
0,85 |
-0,01 |
||||
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств |
0,16 |
0,18 |
+0,02 |
Наибольшее влияние в отчетном периоде на увеличение имущества ФГУП СПО «Аналитприбор» оказал прирост собственных источников средств (80,3%).
Таблица 10
Анализ динамики и структуры реального собственного капитала (в тыс.руб.) ФГУП СПО «Аналитприбор» за 2013-2014 гг.
Показатели |
Абсолютные величины |
Удельные веса (%) в общей величине собственного капитала |
Изменения | ||||
На начало 2013 г. |
На конец 2013 г. |
На начало 2014 г. |
На конец 2014 г. |
В абсолютных величинах |
В удельных весах |
В % к изменению общей величины собственного капитала | |
Уставный капитал (за вычетом стр.411) |
30000 |
30000 |
13,0 |
9,8 |
- |
-3,2 |
- |
Добавочный капитал |
44095 |
43868 |
19,1 |
14,3 |
-227 |
-4,8 |
-0,3 |
Резервный капитал |
2199 |
2199 |
0,9 |
0,7 |
- |
-0,2 |
- |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
154962 |
217699 |
66,9 |
71,0 |
+62737 |
+4,1 |
+83,3 |
Доходы будущих периодов |
184 |
13026 |
0,1 |
4,2 |
+12842 |
+4,1 |
+17,0 |
Итого реальный собственный капитал |
231440 |
306792 |
100 |
100 |
+75352 |
0 |
100 |
Таким образом, накопление собственного капитала происходит в основном за счет нераспределенной прибыли.
Положительная динамика свидетельствует о поступательном накоплении собственного капитала.
В ходе анализа структуры заемных средств выясняем соотношения долгосрочных и краткосрочных займов, банковских кредитов и кредиторской задолженности ФГУП СПО «Аналитприбор» в таблице 11.
Таблица 11
Анализ динамики и структуры заемных средств (в тыс.руб.)
ФГУП СПО «Аналитприбор» за 2013-2014 гг.
Показатели |
Абсолютные величины |
Удельные веса (%) в общей величине собственного капитала |
Изменения | ||||
На начало 2013 г. |
На конец 2013 г. |
На начало 2014 г. |
На конец 2014 г. |
В абсолютных величинах |
В удельных весах |
В % к изменению общей величины собственного капитала | |
Долгосрочные займы и кредиты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Отложенные налоговые обязательства |
868 |
3419 |
2,3 |
6,1 |
-2551 |
+3,8 |
3,8 |
Прочие долгосрочные обязательства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Краткосрочные займы и кредиты |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Краткосрочная кредиторская задолженность |
36782 |
52761 |
97,7 |
3,9 |
+15979 |
-3,8 |
6,2 |
Расчеты по дивидендам |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Резервы предстоящих расходов |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прочие краткосрочные обязательства |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого заемных средств |
37650 |
56180 |
100 |
100 |
+18530 |
0 |
100 |
Долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы предприятие не использует. Общая задолженность по обязательствам представлена краткосрочной кредиторской задолженностью, увеличение которой объясняется наличием в ее составе полученных авансов.
2.3 Анализ внешней среды предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор»
В рыночной экономике основной проблемой данного предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор» является проблема выживания и развития. Средством решения данной проблемы является стратегическое планирование.
Стратегическое планирование ориентировано на внешнее окружение предприятия и отражает тенденции влияния внешних факторов их доминирующую роль в формировании перспектив развития данного предприятия. Главное назначение его заключается в том, чтобы все управленческие решения были обоснованы с перспективных позиций, направленных на реализацию стратегии.
Основными принципами планирования в условиях рынка являются:
- Принцип непрерывности;
- Принцип гибкости;
- Принцип точности.
Текущие результаты компании определяются изменениями во внешнем окружении, воздействующем на рынок, а также эффективностью ранее принятых руководством решений.
Основная общая цель организации обозначается как ее миссия. На ФГУП СПО «Аналитприборе» нет сформулированной миссии, но есть четко определенный девиз «Точность, надежность, гарантия!», который, по большому счету, очень емко сформулирован и внушает уверенность в производителе.
Долгосрочная цель в отношении производительности на данном предприятии можно сформулировать так:
1) необходимо проводить стратегию развития рынка и стратегию развития продукта;
2) повышение квалификации сотрудников;
3) более эффективное
4) совершенствование управления.
На сегодняшний день предприятие решает выступить на большинстве или даже на всех сегментах и разрабатывает для каждого из них отдельное предложение. Можно сказать, ФГУП СПО «Аналитприбор» стремится выпускать продукцию «для любых клиентов», любых целей, любых лиц.
Рост рынка контрольно – измерительных приборов, ужесточающиеся экологические требования и требования по безопасности персонала, выход отечественных компаний из различных секторов экономики на мировой рынок и необходимость им следовать международным нормам обуславливают и рост рынка газоанализаторов. В Едином государственном реестре средств измерений зарегистрировано 168 производителей газоаналитического оборудования, из них российские производители составляют 62%. При таком количестве производителей в регионах представлено не более дести из них. Основная масса отечественных фирм – производителей это маленькие компании, работающие на свой регион или производящие приборы под одну – две больших местных компании – потребителя. На рынках практически всех регионах присутствуют несколько мировых лидеров по производству гаоаналитической техники, такие как BW Technologies, Drager, MSA Auer, OLDHAM, Testo.
На рисунке 13 представлено распределение долей рынка в сфере газоаналитической техники. Из отечественных производителей, конечно, выделяется «Аналитприбор» - его присутствие и лидерство на рынке, на сегодня, неоспоримо. При рассмотрении более узких специализаций можно выделить другие Российские копании: анализ летучих органических соединений – «Хромдет – Экология», анализ отходящих газов – «ЭкоМон», анализаторы для газовых хозяйств – «Фармэк» (Белоруссия, но мы посчитали как отечественные), приборы экологического мониторинга – «Оптэк» и так далее.
Рисунок 13. – Распределение долей рынка
в сфере газоаналитической техники
Рисунок 14. – Позиционирование товара (цена-качество)
Здесь совершенно определенно можно сказать, что «Аналитприбор» занимает лидирующее положение. Цена соответствует качеству, качество - цене. Но следует обратить внимание, что «Политехформ» наступает «на пятки» «Аналитприбору». Проведем позиционирование по критерию Цена-Затраты на технологию (Рисунок 15).
Рисунок 15. - Позиционирование товара (цена-затраты на технологию)
Из рисунка 15 видно, что по сравнению с «Аналитприбор» «Политехформ» завышает цену, но при этом больше производит затрат на технологию. А что касательно «Хромдет-Экологии», то это предприятие неоправданно и несправедливо устанавливает цены на свою продукцию.
Далее для более качественного стратегического анализа внешней среды необходимо произвести сегментирование рынка по следующим параметрам:
- по географическому
- по уровню дохода потребителей;
- по целям приобретения товара и услуги.
1. Сегментирование по географическому признаку (рисунок 16):
- Майкоп - 2%
- Барнаул - 5%
- Екатеринбург - 9%
- Владимир - 12%
- Минск - 15%
- Москва - 17%
- Киев - 19%
-Ташкент - 19%
Рисунок 16. - Сегментирование по географическому признаку
2. Сегментирование по отраслевому признаку (рисунок 17):
- нефтегазовый комплекс (предприятия, относящиеся к структурам «Газпрома», «Трансгазов», газодобывающей промышленности) - 24%
- предприятия, входящие в структуру РАО ЕЭС - 15%
- предприятия химической, целлюлозно-бумажной и пищевой промышленностей (корпорация «Палп Илим», «Вимм-Билль-Данн» г. Москва, ЗАО «Хайнц» г. Георгиевск, ОАО «Кристалл» г. Москва, Пивоваренная компания «Балтика» г. Ст.- Петербург) - 12%
Информация о работе Внешняя среда предприятия ФГУП СПО «Аналитприбор»