Жилищное хозяйство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

В жилищно-коммунальном хозяйстве сохраняется солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям.
На современном этапе развития Республики жилищно-коммунальная отрасль страны является одной из самых проблемных. Постоянное увеличение затрат на содержание этой отрасли, нехватка экономических стимулов снижения расходов, повышение тарифов на жилищные и коммунальные услуги, большая степень износа основных производственных фондов рисуют характерную картину современного состояния жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..
3
1 Жилищно-коммунальное хозяйство в Республике Беларусь ………………..
5
1.1 История возникновения развития организации жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь……………………….

5
1.2 Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь …………………………………………

7
1.3 Развитие жилищно-коммунального хозяйства до 2015 года …………...
10
1.4 Анализ системы жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь за период 2007 – 2012 гг. ……………………………………...

12
2 Анализ финансового состояния КЖРЭУП «Советское» ……………………
17
2.1 Общие сведения о КЖРЭУП «Советское» ………………………………
17
2.2 Анализ структуры актива баланса КЖРЭУП «Советское» …………….
18
2.3 Анализ структуры пассива баланса КЖРЭУП «Советское» ……………
22
2.4 Анализ доходов КЖРЭУП «Советское» …………………………………
25
3 Пути совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства ….
29
3.1 Основные направления совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства ………………………………………………..

29
3.2 Реформирование законодательных актов Республики Беларусь ……….
31
3.3 Совершенствование системы государственного дотирования сферы жилищно-коммунального хозяйства ……………………………………

33
3.4 Краткий обзор прочих проблем на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Международный опыт в регулировании отрасли жилищно-коммунального хозяйства …………………………..


36
Заключение ……………………………………………………………………….
37
Список использованных источников …………………………………………...
39
Приложения ………………………………………………………………………
41
Приложения А…………………………………………………………………….
42
Приложения Б…………………………………………………………………….
43
Приложения В…………………………………………………………………….
44
Приложения Г…………………………………………………………………….
4

Файлы: 15 файлов

Введение.docx

— 17.58 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Раздел 2 - 2 цв.docx

— 82.44 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Раздел 2 - 3.docx

— 26.20 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Раздел 2 - 4 цв.docx

— 34.92 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Раздел 3.docx

— 32.51 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Заключение.docx

— 17.18 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Список использованных источников.docx

— 19.09 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение А.docx

— 235.68 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Б.docx

— 12.23 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложения.docx

— 12.57 Кб (Скачать файл)

Приложение В.docx

— 12.25 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Приложение Г.docx

— 12.27 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Раздел 2 - 1.docx

— 27.37 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Раздел 1.docx

— 51.90 Кб (Скачать файл)

1 Жилищно-коммунальное  хозяйство в Республике Беларусь

1.1  История возникновения   развития организации жилищно-коммунального  хозяйства Республики Беларусь

 

 

Старейшим коммунальным объектом на территории современной  Беларуси, о котором до наших дней сохранились материальные свидетельства, был полоцкий водопровод  IX века. В то время вплоть до XVII в. управление городами вершилось ставленниками верховной власти: воеводами, в последующем – губернаторами. Во времена Великого княжества Литовского на наших землях вводилось так называемое «Магдебургское право» относительной экономической свободы для городов и их жителей. Муниципальное управление тогда осуществлялось через магистраты, городская власть принадлежала войтам. 

Развитие  капитализма и торговли в конце  XIX века содействовало развитию городского хозяйства. Так, в 1873 году сооружен и введен минский городской водопровод. В дальнейшем к городской водокачке было пристроено здание электростанции, позволившей в 1895 году осветить центральные улицы, а также некоторые дома. За минским водопроводом вошел в строй в 1876 году водопровод в г. Гродно.

C 1892 года по 1927 год производились перевозки горожан силами Минской конной железной дороги. Удивительным для многих оказался пуск в Витебске в 1898 году третьего в России электрического трамвая.

Общее руководство  городским хозяйством в условиях Российской империи  и начало становления  советской власти находилось в ведении  Российского министерства внутренних дел, затем НКВД БССР. Существовавшие в структуре республиканского НКВД отдел, главное управление и инспекция  коммунального хозяйства занимались в основном вопросами нормативно-правовой деятельности.

15 декабря  1930 года ликвидируется Народный  Комиссариат Внутренних дел БССР  и создается самостоятельное  Главное управление коммунального  хозяйства. Именно с этого времени  и ведет свой новый отсчет  официальная централизованная система  жилищно-коммунального хозяйства  республики. Министерство коммунального  хозяйства БССР 14 марта 1973 года  было преобразовано в Министерство  жилищно-коммунального хозяйства БССР.

В последние 15 лет жилищное хозяйство республики претерпело значительные преобразования по изменению собственников жилых помещений. Практически до 1989 года в республике жилищный фонд, находящийся в собственности государства и общественных организаций, гражданам не продавался. Правовые основы продажи гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда были заложены постановлением Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 года № 1400 «О продаже гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда», а в последствии закреплены законодательно с принятием 19 января 1993 г. Закона Республики Беларусь № 2103-XII «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». Во исполнение этого законодательного акта было принято соответствующее положение о продаже гражданам квартир в личную собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт.

С принятием  Закона Республики Беларусь «О совместном домовладении” от 8 января 1998 г. № 135-З у граждан появилась возможность выбора способа управления недвижимым имуществом уже существующих совместных домовладений и установления  правоотношений собственников недвижимого имущества.

Однако действующее  жилищное законодательство не стало  отвечать потребностям общественного  развития, стало тормозом перехода к рыночным отношениям, в значительной мере устарело и стало нежизнеспособно. Необходимо было не только ряд правовых актов свести в единый. Поэтому  в 1999 году был принят новый Жилищный кодекс Республики Беларусь.

Основные  концептуальные положения Жилищного  кодекса [4] предельно кратко могут быть сформулированы следующим образом:

– свободный выбор гражданами способа улучшений жилищных условий;

– гарантированное предоставление государством социального жилья по договору найма малообеспеченным  нетрудоспособным гражданам;

– государственная поддержка малообеспеченных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,  при строительстве или при приобретении жилых помещений;

– переход в вопросах предоставления и оплаты жилья на общую площадь;

– право граждан на свободное распоряжение, находящимися в их собственности жилыми помещениями в соответствии с законодательством;

– судебная защита любых жилищных прав граждан;

– расширение прав общественности по контролю за соблюдением жилищного законодательства.

Для решения  назревших проблем, в т.ч. в жилищном хозяйстве была разработана Концепция  развития жилищно-коммунального хозяйства  Республики Беларусь, одобренная постановлением Совета Министров Республики Беларусь в 2003 году. В 2013 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.02.2013 г. № 97 была утверждена Программа развития Жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь до 2015 года.

Таким образом, начиная с 1930 г. года началась история жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, наступила эпоха обслуживания населения в данной сфере.

 

 

 

 

1.2 Содержание, цель, задачи и особенности  жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь

 

 

Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль призвано обслуживать нужды населения  по жилищным вопроса и коммунальным услугам. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.

К правовым актам, регулирующим вопросы  управления в области жилищно-коммунального  хозяйства и бытового обслуживания можно отнести: законы Республики Беларусь «О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг», «О государственных минимальных  социальных стандартах», Жилищный кодекс Республики Беларусь, Положение о  Министерстве жилищно-коммунального  хозяйства, и др.

Жилищно-коммунальное хозяйство региона представляет собой сложный комплекс разнообразных  предприятий, служб, как привило, взаимосвязанных  между собой, оказывающих услуги или производящих продукцию. [7, с. 183] В его состав входят две подотрасли: жилищное и коммунальное хозяйство, причем жилищное хозяйство представлено жилищным строительством и службами содержания жилого фонда.

В свою очередь, в состав коммунального хозяйства входят:

– санитарно-технические службы и предприятия (водопровод, канализация, служба очистки и уборки в городах);

– энергетическое хозяйство (газо- и электроснабжение, теплофикационные службы);

– хозяйство внешнего благоустройства (дорожно-мостовое строительство, служба озеленения, служба освещения);

– гостиничное хозяйство;

– уличное освещение;

– транспортное хозяйство;

– инфраструктура внешнего благоустройства (дороги, мосты, переходы, озеленение и др.);

– подсобные предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ремонтные заводы, мастерские).

Степень развития и объем деятельности коммунального  хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические  условия и чистоту водного  и воздушного бассейнов, а также  на уровень производительности труда.

К сооружениям внешнего благоустройства  населённых мест, которые входят в  состав коммунального хозяйства  относятся дороги и тротуары, мосты  и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и  эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др.

Объектами коммунального назначения жилищно-коммунального  хозяйства являются:

– Водопровод. Это система непрерывного водоснабжения потребителей для удовлетворения их нужд. Водопровод может удовлетворять нужды: питьевые, хозяйственные, производственные, противопожарные, ирригационные (орошение);

– Канализация. Это составная часть системы водоснабжения и водоотведения, предназначенная для удаления твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод, с целью их очистки от загрязнений, и дальнейшей эксплуатации, либо возвращению в водоем. Необходимый элемент современного городского хозяйства;

– Капитальный ремонт помещений. Он подразумевает значительные работы по улучшению состояния зданий и сооружений. Нередко капитальный ремонт сродни реконструкции некоторых частей здания или же всего здания;

– Текущий ремонт зданий;

– Теплоснабжение. Слежение за изоляцией горячей воды в батареях, обеспечение котельных и ТЭЦ, а также система завоза топлива к ним;

– Уборка и утилизация мусора;

– Электроснабжение. Сеть электроснабжения – комплекс инженерных сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для передачи электрической энергии от источников к потребителям. 

Нормальное  функционирование жилищно-коммунального  хозяйства в значительной мере связано с другими отраслями городского хозяйства и системами народнохозяйственного уровня. Некоторые услуги коммунального характера оказываются предприятиями, которые сами не производят продукцию, а являются посредниками между предприятиями-производителями и населением города. Отсюда возникают сложные задачи организации  управления распределением, учетом и расчета стоимости предоставленных услуг и произведенных затрат по коммунальным теплоносителям.

Республиканским органом государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством Республики Беларусь является Министерство жилищно-коммунального  хозяйства Республики Беларусь, которое  подчиняется Совету Министров Республики Беларусь [8]

Схема управления Министерства жилищно-коммунального  хозяйства Республики Беларусь и предприятия непосредственно подчиненные Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь приведены в приложении А.

В состав Министерства жилищно-коммунального  хозяйства Республики Беларусь входят:

– областные управления жилищно-коммунального хозяйства, городские управления жилищного и коммунального хозяйства Минского горисполкома с подчиненными им организациями;

– областные и городские организации ремонтно-строительного производства с подчиненными им организациями ремонтно-строительного производства местных исполнительных и распорядительных органов.

Основными задачами Министерства жилищно-коммунального  хозяйства являются [8]:

– формирование и реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;

– осуществление государственного регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в части управления государственным жилищным фондом, использования и обеспечения сохранности государственного и частного жилищных фондов;

– проведение единой научно-технической политики по развитию и функционированию объектов жилищно-коммунального хозяйства, ритуальных услуг, а также по вопросам строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта улиц населенных пунктов;

– своевременное, полное и качественное предоставление потребителям комплекса жилищно-коммунальных услуг;

– проведение экономической и научно-технической политики в целях создания необходимых условий для эффективной работы государственных организаций, подчиненных Министерство жилищно-коммунального хозяйству, и организаций коммунальной формы собственности системы жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в жилищно-коммунальных услугах, повышения качества и расширения номенклатуры этих услуг;

– внесение предложений о совершенствовании расчетов за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями и коммунальные услуги;

– привлечение внешних государственных займов (кредитов) в сферу жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательными актами;

– развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических связей по вопросам, отнесенным к компетенции Министерство жилищно-коммунального хозяйства.

Тесная взаимозависимость всех подотраслей жилищно-коммунального хозяйства обуславливает необходимость пропорциональности в их развитии, комплексного подхода в решении вопросов функционирования и управления. Важная роль в этом принадлежит территориальным органам. Ими осуществляется непосредственное руководство жилищно-коммунальным хозяйством, являющегося преимущественно коммунальной и частной собственностью, через соответствующие отраслевые управления и отделы. [10, с. 335]

Жилищно-коммунальное хозяйство является составной частью региональной инфраструктуры, осуществляет свою деятельность в сфере материального производства или сфере обслуживания и включает в себя сложный комплекс организаций, оказывающих услуги и (или) производящих продукцию и имеющих различную степень районирования.

Содержание.docx

— 17.06 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Жилищное хозяйство