Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 22:29, курсовая работа
В жилищно-коммунальном хозяйстве сохраняется солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям.
На современном этапе развития Республики жилищно-коммунальная отрасль страны является одной из самых проблемных. Постоянное увеличение затрат на содержание этой отрасли, нехватка экономических стимулов снижения расходов, повышение тарифов на жилищные и коммунальные услуги, большая степень износа основных производственных фондов рисуют характерную картину современного состояния жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………..
3
1 Жилищно-коммунальное хозяйство в Республике Беларусь ………………..
5
1.1 История возникновения развития организации жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь……………………….
5
1.2 Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь …………………………………………
7
1.3 Развитие жилищно-коммунального хозяйства до 2015 года …………...
10
1.4 Анализ системы жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь за период 2007 – 2012 гг. ……………………………………...
12
2 Анализ финансового состояния КЖРЭУП «Советское» ……………………
17
2.1 Общие сведения о КЖРЭУП «Советское» ………………………………
17
2.2 Анализ структуры актива баланса КЖРЭУП «Советское» …………….
18
2.3 Анализ структуры пассива баланса КЖРЭУП «Советское» ……………
22
2.4 Анализ доходов КЖРЭУП «Советское» …………………………………
25
3 Пути совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства ….
29
3.1 Основные направления совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства ………………………………………………..
29
3.2 Реформирование законодательных актов Республики Беларусь ……….
31
3.3 Совершенствование системы государственного дотирования сферы жилищно-коммунального хозяйства ……………………………………
33
3.4 Краткий обзор прочих проблем на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Международный опыт в регулировании отрасли жилищно-коммунального хозяйства …………………………..
36
Заключение ……………………………………………………………………….
37
Список использованных источников …………………………………………...
39
Приложения ………………………………………………………………………
41
Приложения А…………………………………………………………………….
42
Приложения Б…………………………………………………………………….
43
Приложения В…………………………………………………………………….
44
Приложения Г…………………………………………………………………….
4
Старейшим коммунальным объектом на территории современной Беларуси, о котором до наших дней сохранились материальные свидетельства, был полоцкий водопровод IX века. В то время вплоть до XVII в. управление городами вершилось ставленниками верховной власти: воеводами, в последующем – губернаторами. Во времена Великого княжества Литовского на наших землях вводилось так называемое «Магдебургское право» относительной экономической свободы для городов и их жителей. Муниципальное управление тогда осуществлялось через магистраты, городская власть принадлежала войтам.
Развитие капитализма и торговли в конце XIX века содействовало развитию городского хозяйства. Так, в 1873 году сооружен и введен минский городской водопровод. В дальнейшем к городской водокачке было пристроено здание электростанции, позволившей в 1895 году осветить центральные улицы, а также некоторые дома. За минским водопроводом вошел в строй в 1876 году водопровод в г. Гродно.
C 1892 года по 1927 год производились перевозки горожан силами Минской конной железной дороги. Удивительным для многих оказался пуск в Витебске в 1898 году третьего в России электрического трамвая.
Общее руководство
городским хозяйством в условиях
Российской империи и начало становления
советской власти находилось в ведении
Российского министерства внутренних
дел, затем НКВД БССР. Существовавшие
в структуре республиканского НКВД
отдел, главное управление и инспекция
коммунального хозяйства
15 декабря
1930 года ликвидируется Народный
Комиссариат Внутренних дел
В последние 15 лет жилищное хозяйство республики претерпело значительные преобразования по изменению собственников жилых помещений. Практически до 1989 года в республике жилищный фонд, находящийся в собственности государства и общественных организаций, гражданам не продавался. Правовые основы продажи гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда были заложены постановлением Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 года № 1400 «О продаже гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда», а в последствии закреплены законодательно с принятием 19 января 1993 г. Закона Республики Беларусь № 2103-XII «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». Во исполнение этого законодательного акта было принято соответствующее положение о продаже гражданам квартир в личную собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт.
С принятием Закона Республики Беларусь «О совместном домовладении” от 8 января 1998 г. № 135-З у граждан появилась возможность выбора способа управления недвижимым имуществом уже существующих совместных домовладений и установления правоотношений собственников недвижимого имущества.
Однако действующее жилищное законодательство не стало отвечать потребностям общественного развития, стало тормозом перехода к рыночным отношениям, в значительной мере устарело и стало нежизнеспособно. Необходимо было не только ряд правовых актов свести в единый. Поэтому в 1999 году был принят новый Жилищный кодекс Республики Беларусь.
Основные концептуальные положения Жилищного кодекса [4] предельно кратко могут быть сформулированы следующим образом:
– свободный выбор гражданами способа улучшений жилищных условий;
– гарантированное предоставление государством социального жилья по договору найма малообеспеченным нетрудоспособным гражданам;
– государственная поддержка малообеспеченных граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве или при приобретении жилых помещений;
– переход в вопросах предоставления и оплаты жилья на общую площадь;
– право граждан на свободное распоряжение, находящимися в их собственности жилыми помещениями в соответствии с законодательством;
– судебная защита любых жилищных прав граждан;
– расширение прав общественности по контролю за соблюдением жилищного законодательства.
Для решения
назревших проблем, в т.ч. в жилищном
хозяйстве была разработана Концепция
развития жилищно-коммунального
Таким образом, начиная с 1930 г. года началась история жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, наступила эпоха обслуживания населения в данной сфере.
1.2 Содержание, цель, задачи и особенности
жилищно-коммунального
Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль призвано обслуживать нужды населения по жилищным вопроса и коммунальным услугам. Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль сферы услуг и важнейшую часть территориальной инфраструктуры, определяющую условия жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых и других услуг, от которых зависит состояние здоровья, качество жизни и социальный климат в населенных пунктах.
К
правовым актам, регулирующим вопросы
управления в области жилищно-
Жилищно-коммунальное хозяйство региона представляет собой сложный комплекс разнообразных предприятий, служб, как привило, взаимосвязанных между собой, оказывающих услуги или производящих продукцию. [7, с. 183] В его состав входят две подотрасли: жилищное и коммунальное хозяйство, причем жилищное хозяйство представлено жилищным строительством и службами содержания жилого фонда.
В свою очередь, в состав коммунального хозяйства входят:
– санитарно-технические службы и предприятия (водопровод, канализация, служба очистки и уборки в городах);
– энергетическое хозяйство (газо- и электроснабжение, теплофикационные службы);
– хозяйство внешнего благоустройства (дорожно-мостовое строительство, служба озеленения, служба освещения);
– гостиничное хозяйство;
– уличное освещение;
– транспортное хозяйство;
– инфраструктура внешнего благоустройства (дороги, мосты, переходы, озеленение и др.);
– подсобные предприятия жилищно-коммунального хозяйства (ремонтные заводы, мастерские).
Степень
развития и объем деятельности коммунального
хозяйства непосредственно
К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др.
Объектами коммунального назначения жилищно-коммунального хозяйства являются:
– Водопровод. Это система непрерывного водоснабжения потребителей для удовлетворения их нужд. Водопровод может удовлетворять нужды: питьевые, хозяйственные, производственные, противопожарные, ирригационные (орошение);
– Канализация. Это составная часть системы водоснабжения и водоотведения, предназначенная для удаления твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод, с целью их очистки от загрязнений, и дальнейшей эксплуатации, либо возвращению в водоем. Необходимый элемент современного городского хозяйства;
– Капитальный ремонт помещений. Он подразумевает значительные работы по улучшению состояния зданий и сооружений. Нередко капитальный ремонт сродни реконструкции некоторых частей здания или же всего здания;
– Текущий ремонт зданий;
– Теплоснабжение. Слежение за изоляцией горячей воды в батареях, обеспечение котельных и ТЭЦ, а также система завоза топлива к ним;
– Уборка и утилизация мусора;
– Электроснабжение. Сеть электроснабжения – комплекс инженерных сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для передачи электрической энергии от источников к потребителям.
Нормальное
функционирование жилищно-коммунального
хозяйства в значительной мере связано
с другими отраслями городского хозяйства
и системами народнохозяйственного уровня.
Некоторые услуги коммунального характера оказываются
предприятиями, которые сами не производят
продукцию, а являются посредниками между
предприятиями-производителями
Республиканским органом государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством Республики Беларусь является Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь, которое подчиняется Совету Министров Республики Беларусь [8]
Схема управления Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь и предприятия непосредственно подчиненные Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь приведены в приложении А.
В состав Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь входят:
– областные управления жилищно-коммунального хозяйства, городские управления жилищного и коммунального хозяйства Минского горисполкома с подчиненными им организациями;
– областные и городские организации ремонтно-строительного производства с подчиненными им организациями ремонтно-строительного производства местных исполнительных и распорядительных органов.
Основными задачами Министерства жилищно-коммунального хозяйства являются [8]:
– формирование и реализация государственной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве и координация деятельности в этой сфере других республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь;
– осуществление государственного регулирования деятельности жилищно-коммунального хозяйства в части управления государственным жилищным фондом, использования и обеспечения сохранности государственного и частного жилищных фондов;
– проведение единой научно-технической политики по развитию и функционированию объектов жилищно-коммунального хозяйства, ритуальных услуг, а также по вопросам строительства, реконструкции, эксплуатации, содержания и ремонта улиц населенных пунктов;
– своевременное, полное и качественное предоставление потребителям комплекса жилищно-коммунальных услуг;
– проведение экономической и научно-технической политики в целях создания необходимых условий для эффективной работы государственных организаций, подчиненных Министерство жилищно-коммунального хозяйству, и организаций коммунальной формы собственности системы жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в жилищно-коммунальных услугах, повышения качества и расширения номенклатуры этих услуг;
– внесение предложений о совершенствовании расчетов за пользование (техническое обслуживание) жилыми помещениями и коммунальные услуги;
– привлечение внешних государственных займов (кредитов) в сферу жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с законодательными актами;
– развитие международного сотрудничества и внешнеэкономических связей по вопросам, отнесенным к компетенции Министерство жилищно-коммунального хозяйства.
Тесная взаимозависимость всех подотраслей жилищно-коммунального хозяйства обуславливает необходимость пропорциональности в их развитии, комплексного подхода в решении вопросов функционирования и управления. Важная роль в этом принадлежит территориальным органам. Ими осуществляется непосредственное руководство жилищно-коммунальным хозяйством, являющегося преимущественно коммунальной и частной собственностью, через соответствующие отраслевые управления и отделы. [10, с. 335]
Жилищно-коммунальное хозяйство является составной частью региональной инфраструктуры, осуществляет свою деятельность в сфере материального производства или сфере обслуживания и включает в себя сложный комплекс организаций, оказывающих услуги и (или) производящих продукцию и имеющих различную степень районирования.