Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 22:29, курсовая работа
В жилищно-коммунальном хозяйстве сохраняется солидарная ответственность органов власти различных уровней, хозяйствующих субъектов и контролирующих органов за стабильное, надежное и качественное предоставление услуг потребителям.
На современном этапе развития Республики жилищно-коммунальная отрасль страны является одной из самых проблемных. Постоянное увеличение затрат на содержание этой отрасли, нехватка экономических стимулов снижения расходов, повышение тарифов на жилищные и коммунальные услуги, большая степень износа основных производственных фондов рисуют характерную картину современного состояния жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь.
Введение …………………………………………………………………………..
3
1 Жилищно-коммунальное хозяйство в Республике Беларусь ………………..
5
1.1 История возникновения развития организации жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь……………………….
5
1.2 Содержание, цель, задачи и особенности жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь …………………………………………
7
1.3 Развитие жилищно-коммунального хозяйства до 2015 года …………...
10
1.4 Анализ системы жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь за период 2007 – 2012 гг. ……………………………………...
12
2 Анализ финансового состояния КЖРЭУП «Советское» ……………………
17
2.1 Общие сведения о КЖРЭУП «Советское» ………………………………
17
2.2 Анализ структуры актива баланса КЖРЭУП «Советское» …………….
18
2.3 Анализ структуры пассива баланса КЖРЭУП «Советское» ……………
22
2.4 Анализ доходов КЖРЭУП «Советское» …………………………………
25
3 Пути совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства ….
29
3.1 Основные направления совершенствования системы жилищно-коммунального хозяйства ………………………………………………..
29
3.2 Реформирование законодательных актов Республики Беларусь ……….
31
3.3 Совершенствование системы государственного дотирования сферы жилищно-коммунального хозяйства ……………………………………
33
3.4 Краткий обзор прочих проблем на пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Международный опыт в регулировании отрасли жилищно-коммунального хозяйства …………………………..
36
Заключение ……………………………………………………………………….
37
Список использованных источников …………………………………………...
39
Приложения ………………………………………………………………………
41
Приложения А…………………………………………………………………….
42
Приложения Б…………………………………………………………………….
43
Приложения В…………………………………………………………………….
44
Приложения Г…………………………………………………………………….
4
В
своей деятельности областные отделы
коммунального хозяйства
В
крупных городах с районным делением
некоторые предприятия
Важной
особенностью жилищно-коммунального хозяйства
является разнообразие форм подчиненности
его предприятий в территориальном аспекте.
Так, часть отраслей имеют предприятия
и организации, по подчиненности разбитые
по административным округам и районам
города. К ним относятся: жилищное хозяйство; ремонтно-
В последние годы происходил процесс децентрализации управления жилищно-коммунального хозяйства путем передачи основных фондов в собственность местных Советов, а также приватизации значительной части жилого фонда населением. В целом такой процесс является позитивным, так как позволяет приблизить собственность к ее владельцу. [7, с. 239]
Таким образом, жилищно-коммунальное хозяйство является одним из главнейших объектов в социальной среде, от качества которого зависит комфортное существование человека.
1.3 Развитие жилищно-
Повышение требований к жилищно-коммунальному хозяйству, его развитие и совершенствование выступает как важный фактор повышения уровня жизни людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.
Постановлением
Совета Министров Республике Беларусь
от 08.02.2013 г. № 97 утверждена новая Программа
развития жилищно-коммунального
Целью
Программы является дальнейшее повышение
эффективности и надежности работы
объектов жилищно-коммунального
Для достижения поставленной цели необходимо решение к 2016 году следующих задач:
– увеличение объемов ввода жилых домов после капитального ремонта и тепловой модернизации до 3 млн. кв. метров в год;
– выведение из эксплуатации лифтов со сроком службы более 30 лет;
– замена 3,8 тыс. километров тепловых сетей в однотрубном исчислении и ликвидация изношенных тепловых сетей с получением экономии в 430 тыс. тонн условного топлива;
– замена не менее 9 тыс. единиц рабочего насосного оборудования в водопроводно-канализационном и котельно-тепловом хозяйствах;
– преобразование в мини-ТЭЦ 25–30 котельных жилищно-коммунального хозяйства с вводом 45–50 мегаватт энергогенерирующих мощностей;
– увеличение доли местных видов топлива в балансе котельно-печного топлива с 34,9 процента в 2012 году до 54,5 процента в 2015 году;
– строительство 11 энергоисточников общей электрической мощностью 14,7 мегаватт, работающих на биогазе, получаемом в результате переработки осадков сточных вод и органической части коммунальных отходов;
– строительство мусороперерабатывающих предприятий в городах Гродно, Витебске, Минске, Бобруйске, Борисове, Орше и второй очереди мусороперерабатывающего предприятия в г. Могилеве;
– обеспечение планово-регулярной санитарной очисткой всех сельских населенных пунктов и стопроцентный охват многоэтажной жилой застройки в сельских населенных пунктах раздельным сбором твердых коммунальных отходов;
– развитие инженерной инфраструктуры населенных пунктов, в том числе оснащение недостающими видами инженерного обустройства сельских населенных пунктов;
– снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг населению не менее чем на 25 процентов к уровню 2010 года в сопоставимых условиях.
Приоритетными направлениями развития
жилищно-коммунального
– снижение затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг, повышение качества и сохранение для населения доступности жилищно-коммунальных услуг;
– увеличение объемов капитального ремонта жилых домов;
– модернизация жилищно-коммунального хозяйства на основе внедрения современных технологий, оборудования и материалов;
– создание благоприятного инвестиционного климата;
– создание конкурентной среды на основе развития государственно-частного партнерства.
1.4 Анализ системы жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь за период 2007 – 2012 гг.
Беларусь переживает период, когда старая социально-экономическая модель развития уже не способна генерировать экономический рост без крупных внешних заимствований.
Действующая власть постепенно переходит к реформированию тех секторов экономики, которые ближе всего к населению. От модернизации, например, деревообрабатывающей или нефтеперерабатывающей отрасли, обычные граждане могут не почувствовать эффекта. Сектор жилищно-коммунального хозяйства, в свою очередь, напрямую связан с расходами граждан. Любые изменения в этом секторе сразу же затрагивают все слои населения.
Нехватка
внутренних ресурсов для поддержания
действующей социально-
Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» осуществляется Советом Министров Республики Беларусь.
Учитывая значительное влияние платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения, тарифы на них утверждаются ниже затрат организаций на оказание услуг. Источники возмещения затрат жилищно-коммунальных организаций на оказание услуг и их процентное соотношение, включая платежи населения, ежегодно определяются в соответствии с расчетами к бюджету на очередной финансовый (бюджетный) год. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных субсидий, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды, за счет перекрестного субсидирования и прочих доходов.
Основными критериями регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги являются: обеспечение выполнения параметров по уровню возмещения населением затрат на производство жилищно-коммунальных услуг, ежегодно устанавливаемых законами о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год; выполнение ограничений по росту тарифов на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению; снижение удельного веса оплаты за жилищно-коммунальные услуги в доходах населения; законодательное закрепление основных принципов формирования и регулирования тарифов для населения на жилищно-коммунальные услуги, предусматривающих источники компенсации дополнительных затрат в случае изменения цен (тарифов) на основные составляющие себестоимости, связанных с оказанием этих услуг.
В
целях сокращения бюджетных субсидий
и перекрестного субсидирования
к 2010 году предполагалось поэтапно довести
уровень возмещения населением затрат
на оказание жилищно-коммунальных услуг
до 80 процентов. Достижение указанного
параметра должно было осуществляться
путем периодических
Свои коррективы внес кризис, наступивший в конце мая 2011 года. Цены на энергоресурсы выросли, зарплата населения снизилась в 1,5 раза. Население, по официальным данным, до наступления кризиса возмещало 36,9% стоимости тепловой энергии и 59,7% стоимости электроэнергии.
По итогам 2012 г. возмещение населением затрат на услуги жилищно-коммунального хозяйства в среднем составило всего 15,3%. В период мониторинга экономики Беларуси Международным валютным фондом в рамках программы stand-by эксперты фонда не раз отмечали пагубность такой высокой зависимости граждан от государства.
Уменьшение
процентов по сравнению с 2010 годом
обусловлено тем, что с 2011 года Беларусь
получает более дорогой газ. Население
пока этого не почувствовало —
правительство все еще
Тем более, как отмечается в «Прогнозе социально-экономического развития Беларуси на 2013-2015 годы», подготовленном Министерство экономики Республики Беларусь, излишняя денежная масса, увеличенная за 2012 г. в связи с ростом заработной платы, должна быть «связана». Одним из инструментов связки денежной массы для предотвращения инфляционно-девальвационных процессов как раз является «изъятие» средств населения за счет повышения коммунальных тарифов.
С 1 февраля 2013 года тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг для населения увеличены постановлением Совета Министров от 4 февраля 2011 года № 138. Этим же постановлением установлены тарифы, обеспечивающие полное возмещение затрат на оказание коммунальных услуг (себестоимость жилищно-коммунальных услуг). Данному росту тарифов предшествовал опережающий рост заработной платы, пенсий и пособий.
Совершенствование ценообразования на жилищно-коммунальные услуги, оказываемые населению, сопровождается адекватными мерами по повышению его доходов и адресной поддержкой малообеспеченных слоев общества. При этом меры по социальной защите населения носят упреждающий характер.
Для обеспечения социальной справедливости в оплате жилищно-коммунальных услуг в перспективе предполагается установить дифференцированный размер платы за пользование жилыми помещениями, техническое обслуживание в зависимости от качества жилых домов.
Нынешняя
организация жилищно-
Качество работы нынешней структуры ЖКХ отражается на состоянии жилищного фонда страны. Согласно данным Белстата, жилищный фонд республики составляет 237 млн. кв. метров жилья. За предыдущие 15 лет отремонтировано лишь 15 млн. кв. метров жилищного фонда, что составляет 36% от необходимого. Ежегодный ввод площадей после капитального ремонта от общего объема эксплуатируемого жилищного фонда составлял от 0,8% в 2006 г. до 1,3% в 2011 г.
Рисунок 1.1 – Рост тарифов в % к 2007 г. (2007 г. – 100 %)
Рисунок 1.2 – Объемы субсидий из бюджета в % к 2007 г. (2007 г. – 100 %)
В жилищном фонде эксплуатируется 26 тыс. лифтов, из которых около 8 тыс. (30% от общего количества) со сроком службы более 25 лет, в том числе более 3 тыс. (11%) – 30 лет и более. В 2011 г. была произведена замена только 3% лифтов.
Программой деятельности правительства до 2015 годы поставлена задача поэтапного повышения уровня возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг до 60%. А по отдельным видам услуг оплата будет доведена до уровня себестоимости. Это водоснабжение, вывоз и обезвреживание твердых бытовых отходов, электро- и газоснабжение. Но все это будет происходить в увязке с ростом доходов населения и одновременным оказанием наименее защищенным группам государственной адресной социальной помощи для оплаты этих услуг.
Здесь также стоит обратить внимание на такой момент. Сейчас в Беларуси услуги жилищно-коммунального хозяйства по одинаковому принципу оплачивают как слои населения с низкой, так и с высокой заработной платой. Это не совсем правильно, что государство на 70% дотирует тех, у кого заработная плата гораздо выше средней. Поэтому в дальнейшем государство здесь будет идти по двум путям: с одной стороны - повышать заработную плату, в первую очередь, для малоимущих слоев населения, с другой – повышать уровень покрытия затрат в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Для
выполнения намеченных задач Министерство
жилищно-коммунального
В течение пятилетки должно быть ликвидировано и перекрестное субсидирование. Ведь сегодня практически везде за рубежом тарифы на газ, электрическую и тепловую энергию для населения выше, чем для юридических лиц, чтобы удешевить выпускаемую производителями продукцию, повысить ее конкурентоспособность. Этому примеру будет следовать и Беларусь.