Жизненный цикл предприятия на примере ОАО АвтоВАЗ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений произвести анализ и планирование жизненного цикла предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд основных задач:
раскрыть понятие и сущность жизненного цикла предприятия;
произвести характеристику этапов жизненного цикла;
проанализировать методику анализа и планирования жизненного цикла предприятия;
определить стадию ЖЦП на которой находится ОАО «АвтоВАЗ»;
выполнить стратегическое планирование на основе жизненного цикла.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..5
1.1 Сущность жизненного цикла предприятия………………………………….5
1.2 Характеристика этапов жизненного цикла предприятия…………………..8
1.3 Жизненный цикл товара как основная составляющая жизненного цикла предприятия……………………………………………………………………...11
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………...……….18
2.1 Характеристика и факторы изменения жизненного цикла предприятия...........................................................................................................18
2.2 Определение стадии жизненного цикла товара на основе матрицы BCG……………………………………………………………………………….22
2.3 Поиск сбалансированной структуры товарного портфеля как способ планирования жизненного цикла предприятия………………………………..26
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»)…………...….32
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «АвтоВАЗ»…….32
3.2 Анализ жизненного цикла ОАО «АВТОВАЗ»…………………………….36
3.3 Стратегическое планирование на основе жизненного цикла ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 379.00 Кб (Скачать файл)

Хофеp и Шендель, в разработанной ими модели стратегического анализа и планирования, для балансировки бизнес-поpтфеля коpпоpации выделяют три основных типа идеального портфеля коpпоpативных стратегий: портфель роста, портфель прибыли и сбалансированный портфель.

К сильным или средним по конкурентоспособности видам бизнеса в отраслях с высокой привлекательностью применяется термин “победитель”, заимствованный из модели GE/McKensey. Но он не подходит для средних по конкурентоспособности видам бизнеса в отраслях со средней привлекательностью.

Согласно модели Хофеpа-Шенделя “победитель” представляет собой сильный вид бизнеса с относительно большой долей на рынке. Это – производитель денежной массы.

Портфель прибыли хаpактеpизуется преимущественно видами бизнеса с низкими темпами роста и высокой нормой прибыли. В нем много крупных стабильных “победителей” и немного так называемых фоpмиpующихся “победителей”. У них низкое отношение задолженности к доходу и высокие дивиденды.

Портфель роста хаpактеpизуется видами бизнеса с высокими темпами роста и умеренной нормой прибыли. Имеется достаточно много стабильных “победителей”, по крайней мере, для поддержания большого числа фоpмиpующихся “победителей”, у которых обычно высокое отношение задолженности к доходу и низкая выплата дивидендов.

Сбалансированный портфель хаpактеpизуется pавномеpным pаспpеделением фоpмиpующихся “победителей” и “победителей” на стадии зрелости. В этом случае коpпоpация готовится к будущему, инвестируя в новых “победителей” и одновременно используя стабильных “победителей” для поддержки фоpмиpующихся. Хофеp и Шендель называют 4 возможных типа несбалансированных бизнес-поpтфелей и их хаpактеpистики:

Бизнес-поpтфель с большим количеством слабых видов бизнеса на последних стадиях жизненного цикла рынка часто страдает от недостатка массы прибыли, необходимой для обеспечения роста.

Избыток слабых видов бизнеса на ранних стадиях жизненного цикла рынка также приводит к дефициту массы прибыли.

Слишком большое число сильных стабильных видов бизнеса создает избыток денежной массы, но не обеспечивает пpиpоста областей для инвестиций.

Бизнес-поpтфель с изобилием развивающихся, потенциально сильных видов бизнеса требует большого внимания, создает отрицательный денежный поток, нестабильность роста и прибыли на инвестирование [6].

В зависимости от вида задач, на достижение которых ориентирована структура товарного портфеля предприятия, и временного горизонта, в котором планируется достижение целевых показателей, Н.С. Иващенко в своей работе определяет следующие типы товарного портфеля:

♦ портфель дохода, портфель максимума объема, портфель максимума доли рынка — с точки зрения вида используемого критерия оптимальности;

♦ страховой портфель — с точки зрения отношения к возможности снижения риска;

♦ специализированный и диверсифицированный портфели — с точки зрения типа охвата сегментов целевого рынка, отраслевой и технологической однородности;

♦ однородно целевой и многоцелевой портфели — с точки зрения состава целевого показателя;

♦ портфель максимума текущего результата, портфель роста — с точки зрения длительности охватываемого периода достижения целевого показателя, ожидаемой динамики [16, с. 75].

2. В терминах состава и структуры портфеля (исходя из жизненного цикла товара).

Данное определение связано с концепцией жизненного цикла товара, в соответствии с которой жизненный цикл продукции конечен и обновление товарного ассортимента неизбежно и необходимо. При этом различные товары находятся на разных стадиях ЖЦТ, обладают различными перспективами и, соответственно, их присутствие необходимо для достижения целей различных временных горизонтов.

Итак, сбалансированность — это обеспечение такого состава и структуры товарного портфеля, при которых в нем присутствуют элементы, суммарный набор свойств которых соответствует структуре заданных целей, при этом пропорции элементов должны обеспечивать необходимую динамику их достижения. Под элементами здесь следует понимать набор видов товаров, образующих состав портфеля, под пропорциями элементов — объемы производства различных товаров и их соотношение, а под свойствами элементов — набор таких показателей каждого товара, как прогноз динамики объемов продаж, расчетные величины нормы прибыли и рентабельности, прогноз продолжительности ЖЦТ.

3. В терминах динамики (исходя из жизненного цикла предприятия).

В этом случае сбалансированность — такое состояние товарного портфеля, определяемое его структурой, которое обеспечивает динамику показателей коммерческой деятельности, соответствующую целям организации, относимым к периодам планирования. При этом сам ряд динамики должен обладать свойством стабильности. Под стабильностью понимается отсутствие сильных перепадов во временных рядах таких показателей, как объем производства и продаж, загруженность производственных мощностей, объем прибыли, доля рынка, а также во временных рядах темпов их роста [16, с. 77].

Можно отметить, что все три определения между собой взаимосвязаны и, в некоторой степени, вытекают одно из другого. При этом отражаются различные стороны понятия «сбалансированность», определяемые внутренними переменными. Взаимосвязь данных определений можно объяснить следующим образом: цели организации достигаются благодаря наличию определенной структуры товарного портфеля, которая, в свою очередь, обеспечивает необходимую динамику целевых показателей.

 

3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»)

 

3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «АвтоВАЗ»

 

В апреле 1966 года Председатель Совета Министров СССР Косыгин Алексей Николаевич выступил с докладом по пятилетнему плану развития народного хозяйства на 1966-1970 гг., где было впервые сказано о необходимости построить в СССР новый автомобильный завод. 4 мая подписан протокол «О сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта автомобильного завода и его строительства в СССР» с итальянским автопроизводителем ФИАТ. Кроме того, подписано Межбанковское соглашение о кредите между Внешторгбанком СССР и банком «Институто Мобильяро Италиано» для оплаты поставок оборудования. 19 апреля 1970 года в 7 утра с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101, хотя значительный ряд деталей и комплектующих все еще поступали из-за рубежа.

ОАО «АВТОВАЗ» - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет около 1%.

ОАО "АВТОВАЗ" - крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет около 1%.

На правах собственности акционерному обществу принадлежат акции и доли 243 обществ, в которых ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет корпоративное управление и контроль.

За период 1970 – 2004 годов предприятием выпущено более 22 млн. автомобилей. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700 000 автомобилей в год.

ОАО "АВТОВАЗ" является градообразующим предприятием для почти миллионного Тольятти. Именно поэтому в состав акционерного общества входят подразделения, обеспечивающие питание, транспортные услуги, медицинское обслуживание, отдых, а также оказывающие помощь в воспитании детей.

Сборка малолитражных автомобилей по лицензии ОАО "АВТОВАЗ" организована в городах Сызрань, Ижевск (Россия), Луцк, Херсон, Запорожье, Кременчуг (Украина), Кито (Эквадор), Каир (Египет), Монтевидео (Уругвай). В Серпухове и Набережных Челнах собирают "Оку" ВАЗ-1111.

АВТОВАЗ всегда был и остается локомотивом технического прогресса для многих отраслей отечественной промышленности. Руководство автозавода уверено, что ОАО "АВТОВАЗ" сумеет сохранить лидирующее положение в российском автомобилестроении в обозримой перспективе.

На правах собственности открытому акционерному обществу «АВТОВАЗ» принадлежат акции и доли 243 обществ, в которых ОАО «АВТОВАЗ» осуществляет корпоративное управление и контроль, в том числе:

· 14 обществ находятся за рубежом, в 6 из которых ОАО «АВТОВАЗ» владеет долей более чем 50%.

· 46 обществ находятся в странах СНГ, Балтии и Грузии, из них 20 – с контрольным пакетом акций (50%+1 акция принадлежит ОАО «АВТОВАЗ»).

· На территории России:

29 обществ со 100% капиталом ОАО «АВТОВАЗ»;

113 обществ с контрольным пакетом акций (50 % + 1 акция принадлежит ОАО «АВТОВАЗ»);

22 зависимых общества ( 20 % и более акций принадлежит ОАО «АВТОВАЗ» );

19 обществ с участием капитала ОАО «АВТОВАЗ» (менее 20 % акций этих обществ принадлежит ОАО «АВТОВАЗ»).

В 2002 году внимание Совета директоров было направленно на укрепление ОАО «АВТОВАЗ» в отечественной экономике, на рост рыночной капитализации компании, повышение эффективности хозяйственной деятельности, улучшение качества и повышение технического уровня продукции, дальнейшее совершенствование производства и управления. Не смотря на ряд объективных трудностей, в 2002 году акции АВТОВАЗа продолжили укрепление своих позиций на российском фондовом рынке, продемонстрировав возросшую инвестиционную привлекательность компании. По итогам года рост рыночной цены акции составил 28%.

В 2003 год компания вступила в весьма сложные условия, вызванные внезапным падением продаж легковых автомобилей и соответственно существенным сокращением их производства. Январь и февраль этого года АВТОВАЗ работал по специальному графику с сокращенной до 30 часов рабочей неделей. Советом директоров и правлением были предприняты чрезвычайные меры, направленные на укрепление и расширение дилерской сети в регионах, приближение товара непосредственно к покупателям, для чего с 1 марта 2003 г. компания взяла на себя расходы по доставке автомобилей в регионы оптовым покупателям. Был предпринят ряд мер по улучшению качества, ликвидации систематически возникающих дефектов, увеличены до двух лет сроки гарантии, обеспечено полное удовлетворение заявок оптовых покупателей по цветам, моделям и модификациям автомобилей. Эти и другие меры позволили активизировать продажи и ликвидировать затоваривание. В течение 2003 года все производимые машины продавались, успешно был преодолен традиционный осенне-зимний спад потребительского спроса.

В 2004 году с конвейера АВТОВАЗа сошел 22-миллионный автомобиль. Эта цифра соизмерима со всем российским парком легковых автомобилей и свидетельствует о той огромной роли, которую АВТОВАЗ сыграл в превращении нашей страны в автомобильную державу. В настоящее время Россия находится на 12-м месте в мире по производству легковых автомобилей, и решающий вклад в это вносит ОАО «АВТОВАЗ».

По итогам 2006 года доля АВТОВАЗа в производстве легковых автомобилей на российской территории составила 39,5%, а если учесть машинокомплекты, поставляемые на сборочные конвейеры других заводов России, то наше соучастие в российском автомобилестроении превышает 82%. Успешное завершение 2004 года – по всем показателям выше 2003-го – подтвердило лидирующее положение ОАО «АВТОВАЗ» в российском автомобилестроении. Вместе с тем мы должны отдавать себе отчет в том, что хорошие показатели 2004 года – это накопительный результат той стратегии развития, которую мы последовательно воплощали в жизнь в течение ряда лет. За это время в мировой и российской автомобильной отрасли сформировались новые факторы и новые тенденции, которые несут в себе серьезные риски и угрозы рыночным позициям АВТОВАЗа.

Наиболее важные моменты, произошедшие за период анализа:

2002 - в пригороде Каира состоялось торжественное открытие автосборочного предприятия, организованного АВТОВАЗом и фирмой «Лада-Египет», собран первый автомобиль ВАЗ-2107.

В сентябре 2002 г. совместное предприятие ОАО «АВТОВАЗ» и GM успешно начало производство автомобиля «Шевроле Нива». В 2003 г. совместное предприятие произвело 25 тысяч автомобилей.

2003 - совместное предприятеи ЗАО «GM-АВТОВАЗ» по производству автомобилей «Шевроле Нива получило сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 9001-2000.

В течение года на АВТОВАЗе был проведен ряд дорогостоящих мероприятий, направленных на улучшение качества производимой продукции: внедрен катафорезный грунт, в 2 раза превышающий коррозийную стойкость кузова, подшипники ступиц колес повышенного на 30% ресурса и отопитель новой системы, в производстве внедрена единая информационная система «Учет, планирование и контроль мероприятий качества». Внедрение в том числе перечисленных мероприятий снизило затраты на предпродажную подготовку на 20% и затраты на гарантийный ремонт – на 10%.

2004 - в опытно-промышленном производстве началась сборка первой пилотной серии автомобилей «Калина» в количестве 15 штук для отработки технологии сборки, сварки и окраски. Первый образец «Калины» пилотной партии отправился во Францию на дорожные испытания согласно контракту с фирмой «Норма» (Эстония).

Чтобы экономически охарактеризовать деятельность компании представим оценку ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности (Приложение В).

По данным рейтинга, опубликованного в деловом журнале «Эксперт», ОАО «АВТОВАЗ» включен в десятку крупнейших компаний России, которые в течение 10 последних лет являются лидерами суммарного объема реализации продукции. Позиция АВТОВАЗа – 7.

Информация о работе Жизненный цикл предприятия на примере ОАО АвтоВАЗ