Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:24, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основе исследования теоретико-методологических положений произвести анализ и планирование жизненного цикла предприятия.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд основных задач:
раскрыть понятие и сущность жизненного цикла предприятия;
произвести характеристику этапов жизненного цикла;
проанализировать методику анализа и планирования жизненного цикла предприятия;
определить стадию ЖЦП на которой находится ОАО «АвтоВАЗ»;
выполнить стратегическое планирование на основе жизненного цикла.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………………………..5
1.1 Сущность жизненного цикла предприятия………………………………….5
1.2 Характеристика этапов жизненного цикла предприятия…………………..8
1.3 Жизненный цикл товара как основная составляющая жизненного цикла предприятия……………………………………………………………………...11
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………...……….18
2.1 Характеристика и факторы изменения жизненного цикла предприятия...........................................................................................................18
2.2 Определение стадии жизненного цикла товара на основе матрицы BCG……………………………………………………………………………….22
2.3 Поиск сбалансированной структуры товарного портфеля как способ планирования жизненного цикла предприятия………………………………..26
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА (НА ПРИМЕРЕ ОАО «АВТОВАЗ»)…………...….32
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «АвтоВАЗ»…….32
3.2 Анализ жизненного цикла ОАО «АВТОВАЗ»…………………………….36
3.3 Стратегическое планирование на основе жизненного цикла ОАО «АВТОВАЗ»……………………………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
3.2 Анализ жизненного цикла ОАО «АвтоВАЗ»
Анализ жизненного цикла ОАО «АвтоВАЗ» будет проводиться в два этапа. На первом будут проанализированы общие показатели деятельности.
Критерии отобранные для анализа общих тенденции деятельности ОАО «АвтоВАЗ» представлены в таблице 2.
Динамика показателей (темпы роста объема продаж, прибыль (убыток) от продаж, себестоимость продукции, доля рынка, стабильность доли рынка) с 1998 по 2006 годы представлена в таблице 3.
Для анализа ассортимента продукции необходимо проследить изменения в его структуре за аналогичный период. Модельный ряд с 1998 по 2006 года и изменения в его структуре отображены в таблице 4
Стоит отметить, что количество конкурентов стабильно увеличивается. Это связано с ростом автомобильного рынка в России, обусловленного увеличением покупательной способности населения. Показатель «приверженность покупателей» можно охарактеризовать как сильную, что связанно с наличием развитой сети сервисного обслуживания и длительным периодом продаж автомобилей на российском рынке. Так как в последнее время автомобильным концерном не было выпущено моделей, отличающихся принципиально новыми техническими характеристиками, а происходила лишь частичная модернизация выпускаемых автомобилей, можно предположить, что технология не меняется и идет отработка ее эффективности.
Таблица 2 Жизненный цикл предприятия
Критерии |
Стадии жизненного цикла | |||
Зарождение |
Рост |
Зрелость |
Спад | |
Темпы роста объема продаж |
Высокие |
Высокие |
Стабильные |
Низкие |
Прибыль (убыток) от продаж |
Низкая |
Увеличивающаяся |
Постоянная |
Снижающаяся |
Себестоимость продукции |
Высокая |
Снижающаяся |
Минимальная |
Увеличивающаяся |
Доля рынка |
Небольшая |
Большая |
Большая |
Небольшая |
Стабильность доли рынка |
Изменчивая |
Устойчивая |
Установившаяся |
Концентрированная |
Ассортимент продукции |
Узкий |
Расширяющийся |
Постоянный |
Сужающийся |
Количество конкурентов |
Небольшое |
Быстро увеличивается |
Стабильное, идет вытеснение мелких конкурентов |
Уменьшается |
Приверженность покупателей |
Слабая |
Средняя |
Сильная |
Сильная |
Технология |
Важный прорыв |
Принципиальное значение эксплуатационных характеристик |
Отработка эффективности |
Номинальная роль |
Окончательная формулировка стадии развития |
- |
- |
х |
х |
Таблица 3 Показатели хозяйственной деятельности
Показатель |
Годы | ||||||||
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Объем продаж, млн. руб. |
26255 |
47999 |
66930 |
91783 |
92270 |
107381 |
125976 |
132531 |
135966 |
Темпы роста объема продаж |
- |
82,8 |
39,4 |
37,1 |
0,5 |
16,3 |
17,3 |
5,2 |
0,9 |
Прибыль (убыток) от продаж, млн. руб. |
4204 |
9528 |
9845 |
15336 |
9844 |
10156 |
13415 |
7500 |
9940 |
Себестоимость продукции, млн. руб. |
21552 |
37549 |
55448 |
74476 |
79986 |
93724 |
107364 |
119523 |
123782 |
Доля рынка, % |
52 |
53 |
54 |
56 |
56,5 |
58 |
52 |
49 |
37,5 |
Стабильность доли рынка,% |
- |
+1,9 |
+1,88 |
+3,7 |
+0,89 |
+2,65 |
-10,3 |
-5,77 |
-23,5 |
Согласно произведенному анализу общих показателей можно предположить, что исследуемое предприятие находится на стадии зрелости и происходит переход на стадию спада.
На втором этапе необходимо определить стадии жизненного цикла для всего ассортимента выпускаемой продукции.
Таблица 4 Модельный ряд ОАО «АвтоВАЗ»
Модель |
Год начала выпуска |
Модернизация |
Классика |
1980 |
|
Самара |
1989 |
2000 |
Лада-110 |
2000 |
|
Нива |
1977 |
1993 |
Калина |
2005 |
Продукцию ОАО «АвтоВАЗ», представленную пятью модельными рядами, можно разделить на несколько рынков (по цене), каждый из которых отличается своим соотношением привлекательности и стратегического положения компании на нем:
I. Легковые автомобили
1) от $3500 – до $5000 (Классика)
Год начала производства: 1980
Характеристики: прямые линии дизайна, большие прямоугольные блок-фары, алюминиевые бамперы стали существенным шагом вперед, по сравнению с семейством ВАЗ-2101.
Привлекательность рынка низкая ввиду его медленного, но неуклонного сокращения и падения прибылей.
Стратегическое положение компании – сильное:
- большой объем производства
- конкурентоспособные цены
- большая доля рынка
2) от $6000 – до $9000 (Самара, Лада 110)
Характеристики:
Самара
Год начала производства: 2000
Достоинства и преимущества автомобилей LADA SAMARA седан - комфортабельный интерьер салона, более удобная и совершенная панель приборов, вместительное и удобное, за счет увеличения крышки, багажное отделение, высокодинамичные качества, хорошая управляемость и устойчивость на различных типах дорог. Новая конструкция отопителя обеспечивает эффективный обогрев салона.
Лада-110
Год начала производства: 2000
Комфортабельный автомобиль, характеризующийся современным дизайном, улучшенными ходовыми качествами и более высоким уровнем комплектации. Более короткая, по сравнению с другими моделями семейства, габаритная длина позволяет улучшить характеристики рулевого управления.
Лада Калина
Год начала производства: 2005
Это представитель нового семейства автомобилей, готовящихся к производству в ОАО «АВТОВАЗ». Стремительные изящные обводы кузова, оригинальная эффективная светотехника, новый интерьер придают автомобилю элегантный современный вид.
Современный оригинальный дизайн, применяемые новые отделочные материалы создают комфортные условия для размещения водителя и пассажиров. Данная модель более маневрененна и приспособлена к условиям движения в городской среде.
Привлекательность рынка – высокая:
- Большой размер рынка, есть возможность его роста
- Средне-высокие прибыли
- Цены на уровне конкурентов (подержанные иномарки)
- Высокая интенсивность конкуренции
Стратегическое положение компании – слабое:
- Возможности расширения производства
- Невысокое качество продукции
- Плохой имидж компании на рынке
II. Внедорожники
От $7000 – до $8000 (Нива).
Характеристики:
Год начала производства: 1977 (модернизация в 1993)
Один из самых удачных конструкторских разработок ОАО «АВТОВАЗ», объединившая комфорт легкового автомобиля и проходимость вездехода. LADA NIVA своевременно заполнила пустующую в то время нишу на рынке. На базе LADA NIVA создано множество автомобилей различного назначения, выпускаемых на привлеченных предприятиях. Повышенная проходимость и комфорт - вот отличительные черты автомобиля LADA NIVA. Это автомобиль для езды по бездорожью, путешествий в труднодоступные места, поездок на охоту и рыбалку
Привлекательность рынка – высокая:
- Большой размер рынка
- Практическое отсутствие сильных конкурентов
Стратегическое положение компании – слабое:
- Старый модельный ряд
- Низкое качество
Значение показателей для построения матрицы BCG приведены в таблице 5.
Таблица 5 Расчетные данные для составления матрицы BCG
Марка автомобиля |
Доля моделей АвтоВАЗа на рынке России, % |
Марки ближайших конкурентов |
Доля ближайших конкурентов на рынке России, % |
Относительная доля рынка АвтоВАЗа |
Темпы роста продаж, % |
Классика |
12,68 |
Подержанные иномарки (3500-5000 $) |
24,6 |
0,515 |
-5 |
Самара |
13,41 |
Reno Logan |
8,6 |
1,559 |
+4 |
Лада 110 |
13,51 |
Reno Logan |
8,6 |
1,570 |
+7 |
Калина |
5,34 |
Reno Logan |
8,6 |
0,621 |
+12 |
Нива |
2,982 |
УАЗ |
26,6 |
0,112 |
+2 |
Матрица BCG представлена на рисунке 7.
Рис. 7. Матрица BCG
Интерпретируя полученные результаты на модель жизненного цикла получаем следующее распределение марок автомобилей по стадиям:
1) зарождение: Калина;
2) рост: - ;
3) зрелость: Лада 110, Самара;
4) спад: Нива, Классика.
Основная часть производимой продукции (весь модельный ряд за исключением Лады Калины) находиться на двух стадиях жизненного цикла: зрелости и спада. Учитывая, что жизненный цикл предприятия определяется ассортиментом выпускаемых товаров, можно сделать вывод – ОАО «АвтоВАЗ» находится на стадии зрелости и происходит переход к стадии спада.
3.3 Стратегическое планирование на основе жизненного цикла ОАО «АВТОВАЗ»
В структуре производства легковых автомобилей в России ОАО «АвтоВАЗ» сохраняет лидирующие позиции. И, конечно, необходимо удерживать лидерство в автомобильной отрасли в России. «АВТОВАЗ» не может позволить себе сокращать выпуск автомобилей. Напротив, нужно его увеличивать.
Основными целями и задачами ОАО "АвтоВАЗ" являются: развитие производства, увеличение объема продаж, повышение конкурентоспособности, обновление и расширение модельного ряда, производство качественной продукции, повышение престижности своей марки.
Для достижения поставленных перед автоконцерном целей, необходимо придать кривой жизненного цикла импульс, который может изменить наметившиеся тенденции спада и вывести предприятие на новый цикл развития. Таким образом, кривой ЖЦП нужно задать траекторию, позволяющую вывести предприятие на стадию роста. Как известно, ЖЦП определяется номенклатурой товаров, выпускаемых предприятием, поэтому для изменения траектории кривой жизненного цикла предприятия можно воспользоваться методами стратегического планирования, основанными на состоянии товарного портфеля (бизнес-портфеля).
В идеальном варианте поставленным целям должен соответствовать бизнес-портфель роста (рис 6). Структура ассортимента продукции выпускаемой на данном этапе развития предприятия представлена на рисунке 8. Учитывая нынешнее положение (наметился переход со стадии зрелости на стадию спада), необходимо провести коренные изменения в структуре модельного ряда.
В качестве стратегической линии смены модельного ряда автомобилей необходимо производить наращивание производства автомобилей LADA KALINA (производственная мощность позволяет выпускать 220000 автомобилей, однако по результатам прошедшего года выпущено только 80000). 21 июля 2006 года в ОАО "АВТОВАЗ" начали выпускать хэтчбеки LADA KALINA. Также в ОАО ''АВТОВАЗ'' необходимо провести работу над освоением универсала LADA KALINA. Первые образцы этой модели должны быть выпущены в 2007 году.
Рис.8. Структура бизнес-портфеля ОАО «АвтоВАЗ»
Следующим этапом должна стать реконструкция сборочного комплекса, выпускающего ныне LADA 2105 и LADA 2107 (Классика), семейства LADA SAMARA и LADA 110, а также обновление этого модельного ряда. Освоение производство LADA PRIORA, создание на новой платформе автомобилей класса "С".
Но стоит отметить, что произвести быструю замену всего модельного ряда не возможно, поэтому на данном этапе развития предприятия (2007-2008) необходимо произвести модернизацию автомобилей семейства ВАЗ-2110. Согласно долгосрочной стратегии развития ОАО «АВТОВАЗ», пограмма выпуска модернизированных автомобилей семейства ВАЗ-2110 планируется в объеме 50% от общего объема выпуска.
В результате модернизации ВАЗ-2110:
интерьер приобретает современный ("обтекаемый") дизайн,
новая обивка дверей предусматривает возможность монтажа динамиков,
уменьшение площади накладки снижает загрязняемость обивки двери,
частично устраняются недостатки систем вентиляции и отопления:
распределение тепловых потоков в салоне становится равномернее, уменьшается объем застойных зон, что предотвращает запотевание и обледенение боковых стекол.
Информация о работе Жизненный цикл предприятия на примере ОАО АвтоВАЗ