Анализ маркетинговой деятельности строительной компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:11, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является разработка рекомендаций по организации маркетинговой деятельности в ОАО «Строительный трест № 8».
Для достижения поставленной цели необходимым является выполнение следующих задач:
1. Проведена оценка необходимости осуществления маркетинговой деятельности в строительных организациях, в частности в ОАО «Строительный трест № 8».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
6
1 НЕОБХОДИМОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
9
2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТРЕСТ № 8»
16
2.1 Краткая характеристика ОАО «Строительный трест №8»
16
2.2 Анализ выполняемых объемов работ
19
2.3 Анализ финансового состояния ОАО «Строительный трест № 8»
25
2.4 Организационная структура управления ОАО «Строительный трест № 8»
39
2.5 Анализ формирования и распределения прибыли ОАО «Строительный трест № 8»
46
2.6 Охрана труда в ОАО «Строительный трест № 8»
54
3 ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ
57
3.1 Основные заказчики ОАО «Строительный трест № 8»
57
3.2 Характеристика конкурентов ОАО «Строительный трест № 8»
60
4 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПРОЕКТУ ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГА ОАО «СТРОИТЕЛНЫЙ ТРЕСТ № 8»
71
4.1 Особенности маркетинговых исследований рынка строительной продукции в ОАО «Строительный трест № 8»
71
4.2 Выделение сегмента рынка для ОАО «Строительный трест № 8»
77
4.3 Политика ценообразования в ОАО «Строительный трест № 8»
79
4.4 Разработка рекомендаций по организации рекламы и «PR» для ОАО «Строительный трест № 8»
84
4.5 Маркетинговые стратегии ОАО «Строительный трест № 8»
92
4. 6 Бюджет маркетинга ОАО «Строительный трест № 8»
96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
104

Файлы: 1 файл

диплом .doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)

 

Совокупные затраты на организацию  маркетинговой деятельности в ОАО  «Строительный трест № 8» представлены в таблице 4. 3.

 

Таблица 4.3 Бюджет маркетинга ОАО «Строительный трест № 8»

Мероприятие маркетинга

Затраты в год, млн. руб.

1

2

1. Содержание  отдела маркетинга

61 286 400

1.1 Заработная плата сотрудников  отдела

45 600 000

1.2 Начисления на заработную  плату (ФСЗН, "Белгосстрах")

15 686 400

2. Затраты  на рекламу

13 023 940

2.1 Реклама в печати

4 531 020

2.2 Реклама на радио

3 240 000

2.3 Наружная реклама на рекламных  щитах

4 658 200

2.4 Наружная реклама на фасаде  здания в виде световых объемных букв

594 720

3. PR-мероприятия

5 514 000

3.1 Семинар на тему: "Минимизация последствий кризиса в строительных организациях Беларуси"

2 194 000

3.2 Благотворительная акция "Новый  год детям"

3 320 000

4. Создание  визитных карточек

4 500 000

5. Создание  рекламных буклетов

2 400 000

Итого:

166 548 680


Из таблицы 4. 3 видно, что  совокупные затраты на организацию  маркетинговой деятельности в ОАО «Строительный трест № 8» в плановом 2009 году составят 166 548 680 рублей.

Следует отметить, что  в Республике Беларусь часть затрат на рекламу и маркетинговые услуги организации вправе отнести на себестоимость  продукции, работ, услуг. Отнесение затрат на себестоимость осуществляется в соответствии с нормативами, установленными Положением к указу Президента Республики Беларусь от 15. 06. 2006 г. № 398. В соответствии с данным положением, если размер выручки предприятия, полученной от реализации продукции (работ, услуг) за отчетный период выше 33 300 млн. руб., то норматив расходов на рекламу и маркетинговые услуги составит 1 374 млн. руб. плюс 1, 5% от размера выручки, превышающей 33 300 млн. рублей. Таким образом, если выручка ОАО «Строительный трест № 8» составляет 233 140 млн. руб., затраты на рекламу и маркетинговые услуги составят:

1 374 000 000 + 0, 015*(233 140 000 000 – 33 300 000 000) = 4 371 600 000 000 рублей.

Как показал расчет, ОАО  «Строительный трест № 8»  может  тратить на маркетинговые мероприятия значительную сумму, в то время как на предприятии вообще практически не ведется маркетинговая деятельность.

Таким образом, в рамках разработанных маркетинговых мероприятий  предприятие может отнести на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на рекламу в размере 13 023 940 рублей и затраты на проведение семинара в размере 2 194 000 рублей. В целом на себестоимость относится 15 217 940 рублей. Сравнивая рассчитанную сумму затрат с нормативной, можно сделать вывод, что проведение данных маркетинговых мероприятий не приведет к существенному увеличению себестоимости строительной продукции, а также ее цены. Что касается затрат на благотворительную акцию «Новый год детям», то они относятся на прибыль предприятия, однако эта сумма настолько мала по сравнению с прибылью предприятия, что расходование ее на благотворительность будет практически незаметно. Затраты на содержание отдела маркетинга также относятся на себестоимость, однако не в рамках установленного норматива расходов на рекламу и маркетинговые услуги, а в качестве накладных расходов предприятия.

За полувековую историю  строительный трест завоевал авторитет  среди потребителей строительной продукции  Бреста. «Трест застроил Брест» – это высказывание справедливо относится к предприятию. Широкую известность и свое авторитетное имя ОАО «Строительный трест №8» получил благодаря тому, что на протяжении долгих лет существования на рынке Бреста предприятием построены все крупнейшие объекты города. Трест и сегодня строит масштабные объекты спортивного назначения, объекты здравоохранения, социально-культурного назначения, жилые комплексы.  Все это само по себе создает имидж предприятия. Однако сегодня, в условиях быстрого развития рынка, появления числа сильных конкурентов и постоянно меняющихся запросов потребителей, имидж наработанный временем не может обеспечить ОАО «Строительный трест № 8» высоких конкурентных преимуществ. Таким крупным предприятиям как строительный трест сегодня просто необходима эффективная программа маркетинга. Многие более мелкие строительные организации Бреста сегодня тратят огромные суммы на маркетинг, в то время как в тресте маркетинговой деятельности практически нет.

Разработанные в рамках данной дипломной работы маркетинговые мероприятия, при их незначительной стоимости для такого крупного предприятия как ОАО «Строительный трест № 8», будут первым шагом на пути развития маркетинговой деятельности треста.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе данной дипломной  работы были поставлены и выполнены  следующие задачи:

  1. Проведена оценка необходимости осуществления маркетинговой деятельности в строительных организациях, в частности в ОАО «Строительный трест № 8».
  2. Дана краткая характеристика объекта исследования с анализом выполняемых объемов работ и его организационной структуры.
  3. Проведен анализ финансового состояния ОАО «Строительный трест № 8», дана оценка ликвидности, платежеспособности, деловой активности, прибыльности предприятия. Определен процесс формирования и распределения прибыли.
  4. Выполнен анализ рынка строительной продукции Бреста и Брестской области, определены основные заказчики и конкуренты ОАО «Строительный трест № 8».
  5. Разработаны предложения по проекту программы маркетинга для ОАО «Строительный трест № 8».

На основании проведенного анализа финансового состояния  ОАО «Строительный трест №8», выявлено, что предприятие в течение рассматриваемого периода времени является недостаточно ликвидным, финансово неустойчивым, однако имеет высокую деловую активность, является рентабельным и по состоянию на 2008 год имеет высокие показатели технического состояния основных средств.

Анализ выполняемых  ОАО «Строительный трест № 8»  объемов работ показал, что наибольшую долю в общем объеме СМР занимает жилищное строительство, причем данная тенденция сохраняется на протяжении трех исследуемых периодов. Прочие виды строительства (работы по реконструкции, ремонту, а также другие виды строительства) также имеют значительный удельный вес в течение рассматриваемого периода. Кроме того, в динамике за три года наблюдается рост объемов подрядных работ. В 2008 году рост объемов СМР по генподряду составил 48,26% по отношению к 2007 году и 58,62% по отношению к 2006 году. Кроме того, необходимо отметить тенденцию роста СМР, выполненных за счет собственных сил. В 2008 году рост объемов СМР, выполненных собственными силами составил 70,12% по отношению к 2007 году и 123,26% по отношению к 2006 году.

В ходе анализа организационной  структуры управления ОАО «Строительный трест № 8» было выяснено, что на предприятии нет специализированной службы маркетинга. Отсюда следует, что вопросами маркетинга в ОАО «Строительный трест № 8» занимаются не специалисты-маркетологи, а экономисты и другие специалисты предприятия.

Анализ формирования и распределения прибыли ОАО  «Строительный трест № 8» позволяет  сделать следующие выводы:

  • в целом, в течение трех лет, предприятие получает прибыль. С 2006 по 2008 год сумма прибыли растет. В 2007 году рост прибыли составил 152 13% по сравнению с 2006 годом,  в 2008 – 249, 6% по сравнению с 2007 годом. Такой прирост прибыли в 2008 году обусловлен значительным приростом прибыли от реализации товаров, работ, услуг этого года. Чистая прибыль предприятия также имеет тенденцию роста. Соответственно в 2008 году прирост чистой прибыли (363, 65%) значительно больше прироста чистой прибыли в 2007 году (35, 98%);
  • чистая прибыль предприятия в основном распределяется между фондом накопления, фондом потребления, идет на выплату дивидендов. Суммы чистой прибыли, отчисляемые в фонд накопления, имеют тенденцию роста и в 2008 году составляют практически 60%. Суммы прибыли, отчисляемые в фонд потребления, наоборот,  уменьшаются. Если в 2006 году они составляли 56%, то в 2008 году не достигают и 30%. Отчисления из чистой прибыли на дивиденды в течение трех лет остаются примерно на одном и том же уровне – около 10%. Кроме того, в 2006 году часть чистой прибыли (2%) осталась нераспределенной, а в 2008 году часть чистой прибыли (около 8%) пошла на покрытие убытка.

Основными заказчиками треста являются Брест гор УКС, Брест обл УКС, Районные УКСы, юридические лица государственной формы собственности. Основными конкурентами треста являются КУП «Брестжилстрой» г. Брест, ОАО «Полесьежилстрой» г. Брест, ГППСУП «Объединение Брестоблсельстрой» г. Брест, ООО «Облик» г. Брест, а также ОАО «Строительный трест № 2» г. Пинск и ОАО «Строительный трест № 25» г. Барановичи.

С целью организации  маркетинговой деятельности в ОАО  «Строительный трест № 8» было разработано предложение по созданию отдела маркетинга на предприятии. Таким образом, отдел маркетинга ОАО «Строительный трест № 8» создается для осуществления не функционального (прямого) управление подразделениями компании, а специального (методологического). Другими словами, отдел маркетинга будет анализировать, планировать, организовывать и контролировать выполнение маркетинговых функций, присущих каждому подразделению компании.

Определены наиболее приоритетные сегментами рынка для  ОАО «Строительный трест № 8», которыми являются строительство объектов жилищного и промышленного назначения из кирпича и газосиликатных блоков, заказчиками которых выступают Брест гор УКС и государственные юридические лица.

В рамках политики ценообразования  предлагается наряду с затратным  методом использовать методы ценообразования, ориентированные на спрос и на конкурентов.

В данной дипломной работе для ОАО «Строительный трест № 8» предлагается использование таких средств рекламы как наружная реклама, реклама в печати, реклама на радио. Общая стоимость рекламных мероприятий для предприятия составит 13 023 940 рублей в год. В качестве мероприятий по формированию и повышению имиджа фирмы предлагается провести как минимум два PR-мероприятия в год. Такими мероприятиями для треста станут семинар по вопросам кризиса в строительных организациях и благотворительная акция для детей школы-интерната к Новому году. Затраты на данные мероприятия составят 5 514 000 рублей в год. Также предлагается создать визитки для руководителей всех отделов и филиалов и рекламные буклеты предприятия, затраты на которые в совокупности составят 6 900 000 рублей в год. В целом бюджет маркетинга ОАО «Строительный трест № 8», включая содержание отдела маркетинга, составит 166 548 680 рублей в год. Данная сумма значительно меньше нормативной суммы затрат, которую стройтрест, в соответствии с законодательством, может отнести на себестоимость.

Организация маркетинга в ОАО «Строительный трест  № 8» предполагает определение  маркетинговых  стратегий для предприятия. Учитывая выбранный метод ценообразования, предприятие может применять  стратегию снижения издержек, стратегию  инновации, стратегию инновационной имитации, стратегию дифференцирования продукции, стратегию индивидуализации потребителя, либо сочетать отдельные принципы этих стратегий, их комбинировать и применять таким образом, чтобы предприятие достигло максимума поставленных целей, задач и реализовало большинство намеченных действий.

 

 

 

 

 

 

 
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Бизнес-план ОАО «Строительный трест № 8» на 2008, 2009 годы.
  2. Итоговые статистические данные о выполнении подрядных работ в Брестской области за 2006-2008 годы.// УКС «Облисполком».
  3. Положение к указу Президента Республики Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 15. 06. 2006 г. № 398.
  4. Пояснительная записка к годовому отчету ОАО «Строительный трест № 8» на 01.01.07 года, 01.01.08 года, 01.01.09 года.
  5. Программа подрядных работ отчету ОАО «Строительный трест № 8» на 2006, 2007, 2008 годы.
  6. Абрамов В. Управление конкурентоспособностью экономических систем. // Маркетинг. – 2004. - №5: С. 19-24.
  7. Андреева Л., Миргородская Е. Взгляд в системную конкурентоспособность как доминанту устойчивого развития экономики. // Экономист. – 2004. - №1: С. 81-88.
  8. Асаул А.Н. Маркетинговые аспекты деятельности строительной организации. // Маркетинг. – 2002. - №1: С. 65-75.
  9. Гладкова С. Не все, но актуально о паблик рилейшнз. // Строительство и недвижимость. – 1999. - №20.
  10. Данько Т.П. Управление маркетингом. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 235с.
  11. Ефименко А.З. Основы маркетингового управления предприятием: Учеб. пособие. – М.: Издательство ассоциаций строительных вузов, 2004. – 280с.
  12. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 285 с.
  13. Маркетинг в строительстве: Учеб./ Под ред. Степанова И.С., Шайтанова В.И. – М.: Юрайт, 2002. – 343 с.
  14. Марковская В.В. Особенности формирования управления маркетингом в подрядных строительных организациях. // Вестник ОГУ. – 2004. - №10: С. 104-106.
  15. Менеджмент в строительстве: Учеб. пособие./ Под. ред. Степанова И.С. – М.: Юрайт, 1999. – 332 с.
  16. Обзор материалов сайта «Энциклопедия маркетинга». – Интернет: www.marketing.spb.ru.
  17. Патрушева Е. методика оценки состояния маркетинга на предприятиях // Маркетинг. – 2002. - №1: С. 80-85.
  18. Похабов В., Понаморенко И. Методика оценки эффективности системы управления маркетингом на предприятии. // Маркетинг. – 2001. - №5: С. 102-120.
  19. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков / Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 698 с.
  20. Экономика строительства: Учебник / Под общ. ред. Степанова И.С. – М.: Юрайт, 2002. – 591 с.

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности строительной компании