Анализ маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:06, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности; проанализировать маркетинговую и финансовую деятельность Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть»; выявить и изучить проблемы ТТД по совершенствованию маркетинговой деятельностью; дать рекомендации по совершенствованию существующих систем по увеличению объемов продаж труб повышенной надежности сторонним организациям ОАО «Татнефть».

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы организации маркетинга на предприятии
1.1 Понятие, цели и функции маркетинга
1.2 Принципы и методы маркетинга и его роль в деятельности предприятия
1.3 Организационная структура отдела маркетинга и координация его деятельности с другими отделами и службами предприятия
2. Анализ маркетинговой деятельности
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Управление маркетинговой деятельностью в Торгово-техническом Доме ОАО «Татнефть»
2.3 Анализ продаж труб повышенной надежности, выявление их недостатков
2.4 Рекламная деятельность предприятия в системе маркетинга
3. Совершенствование маркетинговой деятельности торгово-технического дома ОАО «Татнефть»
3.1 Предложения и рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия
3.2 Роль службы маркетинга Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть» в повышении эффективности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

татьяна практика (1).docx

— 360.03 Кб (Скачать файл)

Смешанные организационные структуры объединяют все положительное и исключают все отрицательное, существующее в «чистых» структурах. Они могут быть:

- функционально-товарными;

- функционально-рыночными;

- функционально-региональными;

- товарно-рыночными.

 

Рисунок 4 – Отдел маркетинга, организованный на основе сегментов

Сущность смешанных структур раскрывается перечисленными названиями, и по своей форме они соответствуют принципам матричного управления.

В условиях развитого маркетинга наиболее перспективной является товарно-рыночная организационная структура. Для переходной эконо мики, с учетом сложившихся традиций управления, представляет инте рес функционально-товарная структура, преимущество которой состо ит в конкретизации ответственности, в противовес обезличенности, которая особенно присуща функциональному подходу. На практике это достигается путем назначения управляющего маркетингом по товару, контролирующего и координирующего выполнение всех функций, касающихся данного товара в службах и подразделениях предприятия. Он наделяется правами распоряжения финансовыми средствами для стимулирования персонала всех категорий, занятых в создании и продвижении товара, контролирует весь маркетинговый бюджет по товару, планирует, контролирует и координирует стратегию развития товара. Как правило, управляющий по товару, имеет достаточно высокий авторитет и положение в фирме. Существуют и отрицательные стороны в названной смешанной структуре. К ним относятся вопросы взаимоотношений управляющих по товарам с руководителями функциональных служб маркетинга, или межтоварными службами. Однако эти сложности преодолимы, когда фирма назначает на должность управляющего по товару квалифицированного специалиста и постоянно заботится о соответствии уровня его квалификации предъявляемым требованиям.

Следует отметить, что для всех организационных структур маркетинга нужно соблюдать принципы их формирования:

а) создание условий для приближения рынка к производству (обратная связь);

б) стабильность и гибкость;

в) готовность структуры к постоянной реорганизации;

г) обеспечение оптимальных условий для работы всех подразделений предприятия по вертикали и горизонтали /28/.

1.3.1 По какому бы из  перечисленных принципов не была  организована служба маркетинга  на предприятии, взаимодействие  ее с другими отделами и  службами необходимо и определяется  степенью развития самой маркетинговой  службы. Своеобразным измерителем  эффективности взаимоотношений  службы маркетинга с другими  службами может служить хорошо  налаженная маркетинговая информационная  система, позволяющая ускорять принятие  управленческих решений в быстро  изменяющейся среде и повышать  их эффективность.

Координация деятельности отделов маркетинга и снабжения необходима для того, чтобы избежать ситуации, при которой заявки не могут быть выполнены из-за неожиданной и непредвиденной нехватки важных сырьевых материалов и комплектующих. Такое положение может создаться в том случае, если отдел маркетинга своевременно не проинформировал снабженцев о перспективных планах и заключенных договорах. И наоборот, образование чрезмерных запасов материалов и комплектующих изделий из-за ошибочности прогнозов или из-за того, что отдел маркетинга не сообщил отделу снабжения об уменьшении потребностей, приводит к замораживанию средств, которые могли бы успешно использоваться по другому назначению.

Координация деятельности отдела маркетинга и финансового отдела - отдел маркетинга имеет непосредственное отношение к методам рас чета издержек и составления смет. Специалисты отдела могут не знать всех тонкостей финансов, которые являются достоянием профессионального бухгалтера, но они должны владеть используемыми методами калькуляции издержек производства и бюджетного контроля.

Специалисты отдела маркетинга должны разбираться в том, каким образом рассчитываются издержки по каждому товару, и как составляются сметы затрат на производство работ и калькуляции. Так как они отвечают за выполнение сметы и за контроль над бюджетом по маркетингу об их работе, в конечном счете, будут судить по результатам финансовой деятельности.

Для эффективной реализации общего бюджета маркетинга необходимо, чтобы специалисты отдела маркетинга постоянно держали под контролем показатели издержек и прибыли.

Взаимодействие отдела маркетинга с юридической службой - специалисты отдела маркетинга должны иметь возможность получить быструю и квалифицированную юридическую консультацию. Имеются законодательные акты и другие официальные документы, относящиеся к разным аспектам хозяйственной и коммерческой деятельности (разработке нового изделия, производству, определению цен, упаковке, рекламе, условиям продажи и т.д.). Имеются также законы и инструкции, относящиеся к патентному делу, регистрации товарных знаков, лицензионным соглашениям, рекламациям и претензиям покупателей. Существуют юридические нормы по вопросам ограничительной торговой практики, монополистических соглашений, покупки и продажи в рассрочку, соглашений о ценах и т.д.

Координация деятельности отдела маркетинга с работой службы управления персоналом (отделом кадров) - руководители отдела маркетинга особенно заинтересованы в выявлении и привлечении высокопрофессиональных специалистов. В настоящее время ощущается острая нехватка хорошо обученных и опытных специалистов по маркетингу, и поэтому их работа хорошо оплачивается. Следует поддерживать любые меры, которые могут помочь руководителям отдела маркетинга выявить и привлечь к работе таких специалистов. Это означает, что лица отвечающие за приглашение, опрос и выбор возможных кандидатов, должны иметь ясное представление о характере будущей работы соискателя; его статусе; служебных взаимоотношениях с остальными сотрудниками отдела, в который он назначается; о перспективах его роста и необходимой для выполнения данной работы профессиональной и общеобразовательной подготовке; личных качествах; способностях и опыте работы.

Поэтому отделу маркетинга необходимо поддерживать самые тесные контакты с отделом кадров с тем, чтобы подготовить четкое описание должностных обязанностей каждого из сотрудников и требований, которым должны отвечать соискатели. Эта задача более сложная в отношении специалистов по маркетингу, чем в отношении специалистов других профессий.

Руководителям отделов маркетинга и кадров необходимо взаимно консультироваться о том, где можно найти кандидатов на какую-либо, должность, где следует поместить объявление о приглашении на работу, как должно быть составлено это объявление и т.д.

Характер инструктажа и, где это необходимо, программа обучения новых работников также должны вырабатываться совместно отделом маркетинга и отделом кадров для того, чтобы новый сотрудник был наилучшим образом подготовлен к выполнению возложенных на него служебных обязанностей. В то время как общий инструктаж обычно должен проводиться отделом кадров, специальная подготовка по воп росам маркетинга является обязанностью отдела маркетинга /3/.

 

2. Анализ маркетинговой  деятельности торгово-технического  дома ОАО «Татнефть» 

 

2.1 Общая характеристика  предприятия

Торгово-технический Дом ОАО «Татнефть» был создан 1 марта 2001 года, как структурное подразделение, с целью централизации продаж продукции, производимой предприятиями ОАО «Татнефть».

Торгово-технический Дом ОАО «Татнефть» осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденным ОАО «Татнефть» бюджетом, имеет текущий счет, отдельный баланс и формирует финансовый результат от хозяйственной деятельности. Торгово-технический Дом не является юридическим лицом.

Основу деятельности Торгово-технического Дома составляет торговля научно-технической продукцией, производимой структурными подразделениями ОАО «Татнефть» на уровне и в соответствии со стратегией компании; защита прав собственности и иных имущественных прав на научно-техническую продукцию и интеллектуальную собственность ОАО «Татнефть», дочерних и зависимых обществ.

Торгово-технический Дом в своей деятельности руководствуется Положением, Уставом ОАО «Татнефть», действующим законодательством, нормативными документами Российской Федерации, Республики Татарстан и коллективным договором ОАО «Татнефть».

Предметом деятельности Торгово-технического Дома в соответствии с основной целью является:

- изучение конъюнктуры  рынка в сопоставлении с номенклатурой, выпускаемой предприятиями ОАО  «Татнефть», с целью расширения  производства или перепрофилирования  его на выпуск конкурентоспособной  продукции;

- продвижение на рынок  и реализация продукции заводов  и производств ОАО «Татнефть», имеющий новизну в области  нефтепромыслового оборудования;

- организация сбора и  реализации вторичных ресурсов;

- организация совместно  с техническим отделом исполнительного  аппарата ОАО «Татнефть» рекламной  работы;

- участие в выставках  и ярмарках с целью демонстрации  возможностей ОАО «Татнефть»  в области производства оборудования  и предложение новых технологий;

- участие в создании  реестра интеллектуальной собственности  ОАО «Татнефть»;

- финансирование разработок  и изготовление образцов новой  техники и оборудования, разработанного  в ОАО «Татнефть»;

- организация производства  оборудования на основе интеллектуальной  собственности ОАО «Татнефть»  и реализация его с целью  получения прибыли;

- размещение на заводах  страны заказов на серийное  производство нефтепромыслового  оборудования на основе интеллектуальной  собственности ОАО «Татнефть»;

- защита прав собственности  на интеллектуальную собственность  ОАО «Татнефть» и иных имущественных  прав.

Для организации производственной деятельности ОАО «Татнефть» закрепляет за Торгово-техническим Домом необходимое имущество производственно-технического назначения и оборотные средства, принадлежащие на праве собственности. Все имущество Торгово-технического Дома находится на самостоятельном балансе ОАО «Татнефть».

Торгово-технический Дом возглавляется директором, назначенным генеральным директором ОАО «Татнефть». Директор ТТД действует от имени ОАО «Татнефть», как его полномочный представитель на основании доверенности, выдаваемой ОАО «Татнефть». Директор Торгово-технического Дома без доверенности действует от имени Торгово-технического Дома: представляет его на предприятиях, в учреждениях и организациях, заключает необходимые договоры и контракты со структурными подразделениями ОАО «Татнефть», связанные с осуществлением основных функций Торгово-технического Дома.

Трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций, регулируются коллективным договором ОАО «Татнефть», утвержденным на профсоюзной конференции трудового коллектива в январе 2004 года, индивидуальными трудовыми договорами (контрактами) и трудовым законодательством Российской Федерации.

Штатное расписание Торгово-технического Дома, организационная структура предприятия, которая указана в приложении В, составляется в соответствии с доведенными акционерным обществом нормативами, лимитами ООТ и ЗП ОАО «Татнефть», бюджетом и утверждается директором Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть».

Являясь головным предприятием ОАО «Татнефть» по реализации продукции сторонним организациям, Торгово-технический Дом предлагает:

1) секции стальных труб  футерованных полиэтиленом с  наружной двухслойной полиэтиленовой  изоляцией и фасонные изделия  к ним;

2) секции стальных труб  с внутренним полимерным покрытием  с наружной двухслойной полиэтиленовой  изоляцией и фасонные изделия  к ним;

3) теплоизолированные стальные  трубы и фасонные изделия к  ним;

4) секции стальных труб  с внутренним цементно-песчаным  покрытием с наружной двухслойной  полиэтиленовой изоляцией;

5) нанесение наружной  двухслойной полиэтиленовой изоляции  на стальные трубы;

6) спецтехника на шасси  автомобилям КамАЗ, Урал, ЗиЛ, ГАЗ, КрАЗ;

7) автофургоны изотермические  на шасси автомобилям КамАЗ, ЗиЛ, ГАЗ, КрАЗ, Газель;

8) оборудование нефтепромысловое, буровое, геологоразведочное и запасные  части к ним. Капитальный ремонт  данного оборудования;

9) изготовление центраторов, стропов; капитальный ремонт тракторов Т -130, Т - 170, бульдозеров ДЗ - 27 и их узлов и агрегатов;

10) нефтяное техническое  оборудование;

11) кабельная продукция;

12) битум строительный  и дорожный.

Перечень предлагаемой продукции прошел многолетние испытания на промыслах ОАО «Татнефть», экономическая эффективность и качество продукции подтверждены временем и практикой.

Постоянными покупателями продукции Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть» являются следующие предприятия: ОАО «Лукойл», ОАО «ТНК-BP», ЗАО «Лукойл - Нефтестрой», ОАО «ТНК - Нягань», ОАО «НК Роснефть - Пурнефтегаз», ЗАО «Торговый Дом Фамильный», ОАО «Юкос - сервис», ОАО «Сиданко», ООО «Оренбурггазпром», ОАО НК «Роснефть», ООО «ОНП-Регион», ООО «Совин», ЗАО «Санеко», ООО «Уфанефтегазстрой», ООО «СМУ-2», ООО «СТТ», ГУП «АПТС», ООО «Нефтестрой», ОАО «Новосибирскнефтегаз» и др.

Используя имеющийся научно-технический потенциал ОАО «Татнефть» продолжает разработку новых технологий и нефтяного оборудования, которые будут распространяться через Торгово-технический Дом ОАО «Татнефть».

Торгово-технический Дом комиссионно производил и производит переоценку невостребованных товарно-материальных ценностей с составлением соответствующих актов, на основании критериев применения скидок, при заключении договоров на реализацию ТМЦ структурных подразделений ОАО «Татнефть».

На рисунке 5 видно, как проводится большая работа по предоставлению продукции ОАО «Татнефть» на рынках сбыта за пределами Республики Татарстан (в Чувашии, Удмуртии, Самаре, Башкирии, Казахстане, Челябинске, Н.Новгороде Западной Сибири, Республике Беларусь и др.) и расширяется география реализации товарно-материальных ценностей, технологий и продукции, производимой предприятиями ОАО «Татнефть». Для этих целей Торгово-технический Дом принимал участие практически во всех выставках в составе делегации ОАО «Татнефть»:

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности