Анализ маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:06, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности; проанализировать маркетинговую и финансовую деятельность Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть»; выявить и изучить проблемы ТТД по совершенствованию маркетинговой деятельностью; дать рекомендации по совершенствованию существующих систем по увеличению объемов продаж труб повышенной надежности сторонним организациям ОАО «Татнефть».

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы организации маркетинга на предприятии
1.1 Понятие, цели и функции маркетинга
1.2 Принципы и методы маркетинга и его роль в деятельности предприятия
1.3 Организационная структура отдела маркетинга и координация его деятельности с другими отделами и службами предприятия
2. Анализ маркетинговой деятельности
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Управление маркетинговой деятельностью в Торгово-техническом Доме ОАО «Татнефть»
2.3 Анализ продаж труб повышенной надежности, выявление их недостатков
2.4 Рекламная деятельность предприятия в системе маркетинга
3. Совершенствование маркетинговой деятельности торгово-технического дома ОАО «Татнефть»
3.1 Предложения и рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия
3.2 Роль службы маркетинга Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть» в повышении эффективности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

татьяна практика (1).docx

— 360.03 Кб (Скачать файл)

1) специализированная выставка  «Нефть. Газ. 2003г., г. Москва, г. Казань, г. Тюмень;

2) международная выставка  «Товаропроизводители Республики  Татарстан» Украина, г. Киев, Астана  Казахстан;

3) специализированная выставка  «Нефть. Газ. Экпо.» в г.Санкт-Петербурге.

А также в конференциях по поставке продукции ОАО «Татнефть» в 1У Международной конференции «Безопасность в нефтегазовом комплексе» г. Москва, г. Казань, г. Самара.

Рисунок 5 - Реализация продукции Торгово-технического Дома сторонним организациям

Как вытекает из самого названия, ТТД является торговым предприятием и с учетом того, что он занимается торговой деятельности на уровне крупных промышленных предприятий, сумма оборота по торговой деятельности исчисляется сотнями миллионов рублей. Торгово-технический Дом только недавно сформированное структурное звено и находится в стадии развития, обоснованность его создания подтверждается результатами его работы за 2005 – 2006 гг. Наглядно динамика увеличения объемов деятельности и прибыльности Торгово-технического Дома приведена на графике 1.

График 1 - Сравнительная динамика объема реализации и прибыли ТТД «Татнефть» за 2005 - 2006 гг.

Основной задачей, стоящей перед Торгово-техническим Домом в настоящем и в будущем, является расширение рынка сбыта производимой ОАО «Татнефть» продукции, повышение эффективности ее продвижения. С этой целью проводится: презентация продукции, проведение и участие в научно-практических конференциях, участие в выставках и рекламная деятельность, сертификация товара по требованиям российского рынка, рынка СНГ и дальнего зарубежья. Это позволит загрузить и наиболее эффективно использовать имеющиеся производственные мощности ОАО «Татнефть».

3.1.1 Эффективность финансовой  деятельности любого предприятие  находит отражение в финансовом  состоянии данного предприятия.

Для того чтобы оценить финансовое состояние деятельности, прежде всего, необходимо оценить за счет каких финансовых источников функционирует объект анализа, и определить структуру этих источников, с учетом специфики деятельности ТТД ОАО «Татнефть».

На основании расчетных бухгалтерских балансов предприятия за 2004 -2005 гг., структура пассивов, как источников финансирования деятельности ТТД приведена в приложении А.6.

Оценивая данные, приведенные в составе источников финансирования деятельности ТТД можно сказать, что общая сумма источников по оценке на начало 2004 года уменьшилась на 25324 тыс. руб. Это связано с тем, что на данную дату большая часть продукции, переданная ТТД для реализации была реализована, а средства на финансирование собственной деятельности (торговые основные фонды, оборотные фонды, для организации торговой деятельности) составляют незначительную сумму.

Специфика организации учета стоимости поставляемых для реализации ОАО «Татнефть» товарно-материальных ценностей для реализации заключается в том, что предприятие при реализации не становится собственником данного имущества в полной мере. Стоимость поступившего имущества отражается по строке «внутриведомственные расчеты».

Наращивание объема товарооборота в 2004 году привело к тому, что на конец 2005 года величина авансированного капитала в деятельность ТТД выросла на 304770 тыс. руб. В результате увеличения объема торговых операций удельный вес, средств всех источников финансирования без учета внутриведомственных расчетов, сократился на 41,36%. На графике 1 приведена динамика прибыли ТТД ОАО «Татнефть». Сравнивая увеличения авансированного капитала и суммы прибыли можно сделать заключение, что увеличение товарооборота положительно повлияло на увеличение размера полученной расчетной прибыли в 2005 году.

Анализ состава капитала, по источникам финансирования, наглядно показывает, что основу собственных источников финансирования деятельности составляет нераспределенная прибыль, оставляемая в распоряжении ТТД. Вместе с тем следует отметить, что по итогам 2004 года, несмотря на многократное увеличение прибыли, величина нераспределенной прибыли не изменилась и составила в 2004 году на начало и на конец года – 1008 тыс. руб. Это объясняется прерогативой интересов ОАО «Татнефть» в целом над интересами ТТД. Вопросы распределения прибыли структурных подразделений находится в ведении руководства головной компании.

В отношении кредиторской задолженности можно отметить то, что на фоне увеличения объемов деятельности в 2004 году сумма кредиторской задолженности увеличивается всего на 1198 тыс. руб., а по итогам 2005 года она уменьшается на 3178 тыс. руб. Данное снижение объясняется высоким уровнем финансовой дисциплины в ТТД и наличием средств, для выполнения своих обязательств перед кредиторами в полном объеме, что положительно характеризует финансовую деятельность ТТД.

Все займы и кредиты ТТД носят краткосрочный характер и связаны с финансированием текущей деятельности, обслуживанием товарооборота, но не связаны с расходами на приобретение товаров для последующей реализации, так это направление деятельности, как уже было сказано выше, финансируется за счет внутриведомственных расчетов. На конец 2004 года величина краткосрочных кредитов и займов уменьшилась на 27 тыс. руб., а на конец 2005 года была погашена полностью. В составе источников финансирования долгосрочные кредиты и займы отсутствуют полностью.

Для того чтобы проанализировать насколько эффективно используются имеющиеся финансовые ресурсы и, следовательно, осуществляется финансовая деятельность ТТД необходимо рассмотреть направления использования средств. Информационной базой для такого анализа служат данные бухгалтерского баланса предприятия, в части состава и структуры активов предприятия. Проведем оценку направлений использования средств, которая представлена в приложении В. При этом необходимо учесть, что оптимальность структуры направления средств, так же как и источников финансирования деятельности предприятия, согласно методикам анализа, приводится для самостоятельных предприятий, а рассматриваемый объект не является таковым.

Анализ данных приведенных в приложении Б.7 показывает, что общая сумма активов предприятия на конец 2004 года уменьшилась на 25324 тыс. руб., это уменьшение произошло за счет уменьшения стоимости запасов готовой продукции на 2040 тыс. руб. и дебиторской задолженности по покупателям и заказчикам на 23680 тыс. руб.

Для обеспечения сопоставимости данных и для того, чтобы было понятно, почему так резко изменилась структура активов на конец 2004 года, по сравнению с началом года, следует отметить, что в 2004 году, в связи с изменением ряда положений учетной политики предприятия, продукция, предназначенная для последующей перепродажи, в 2004 году учитывалась по строке «запасы готовой продукции», а в 2005 году она стала учитываться по строке «сырье и материалы».

Деятельность предприятия не связана с производством, стоимость имеющихся основных средств незначительна и большая их часть представлена компьютерной техникой, инвентарем, оргтехникой, поэтому удельный вес внеоборотных активов, которые полностью состоят из основных средств незначительный. На начало 2004 года на их долю приходится 1299 тыс. руб. или 5,42%. На конец 2004 года их стоимость увеличилась на 330 тыс. руб. Причиной этому явилось то, что ТТД провел полную комплектацию рабочих мест необходимой компьютерной и оргтехникой. Увеличение удельного веса основных средств на конец 2004 года на 3,63 %, объясняется уменьшением общей величины активов ТТД, на фоне увеличения абсолютной стоимости основных фондов ТТД.

На конец 2005 года стоимость основных фондов уменьшилась на 38 тыс. руб. Это произошло из-за того, что по введенным основным фондам в течение года начислялась амортизация, которая уменьшает остаточную стоимость основных фондов, а в бухгалтерском балансе предприятия стоимость основных фондов отражается за вычетом износа, то есть по остаточной стоимости.

В итоге изменения учетной политики и наращивания объема торговых операций ТТД, сумма запасов сырья и материалов увеличилась за 2005 год на 253475 тыс. руб. или на 76,86%.

Увеличение торгового оборота привело к увеличению величины остатков дебиторской задолженности в 2005 году на 52088 тыс. руб., при одновременном снижении удельного веса по данной строке на 32,95%, что объясняется увеличением общей величины активов предприятия. В 2004 году из-за того, что на конец года она снизилась на 23680 тыс. руб., ТТД принял усилия по погашению дебиторской задолженности.

Большая часть дебиторской задолженности ТТД представлена, по данным бухгалтерской отчетности, задолженностью покупателей и заказчиков.

Возможность предприятия оплачивать свои текущие финансовые обязательства определяется наличием денежных средств. По данному виду активов, происходит постоянное увеличение. Так, в 2004 г. сумма денежных средств выросла на 172 тыс. руб., а в 2005 г. на 591 тыс. руб.

Между источниками финансирования деятельности и направлениями их использования имеется связь. Так при нормальной организации финансирования деятельности, долгосрочные активы должны финансироваться собственными средствами и долгосрочными обязательствами. Но рассматриваемый объект анализа является не типичным. Он не имеет законченного баланса и финансируется в основном за счет средств головной компании. 

 

2.2 Управление маркетинговой  деятельностью в Торгово-техническом  Доме ОАО «Татнефть»

В Торгово-техническом Доме ОАО «Татнефть» система управления предприятия строится на сочетании командного метода и функционально-группового метода управления.

Общая система управления привязана к организационной структуре предприятия, которая приведена в приложении В. В соответствии с этой структурой в прямом подчинении Директора ТТД находятся функциональные руководители, которые отвечают за отдельные направления деятельности предприятия. Так как основу деятельности предприятия составляет реализация продукции, производимой отдельными структурными единицами ОАО «Татнефть», то и функциональное распределение обязанностей проводится не в зависимости от вида деятельности, а в соответствии с группами реализуемой продукции.

В ТТД в обособленную функциональную область руководства выделены работы и работники, связанные с реализацией производственно-технической продукции, электротехнической продукции, реализацией неликвидов. Кроме этого в отдельное звено выделены общехозяйственные службы, занятые учетом, экономическим планированием деятельности ТТД. Хозяйственные службы также обособленны в самостоятельный блок соподчиненности.

Директор ТТД является руководителем самого высокого уровня данного предприятия, но сам ТТД, является структурной единицей ОАО «Татнефть» следовательно, он является подотчетным и зависимым в своих управленческих решениях от руководства ОАО «Татнефть» в чьем прямом подчинении находится данное предприятие. Вместе с тем, основной целью ТТД является максимальное увеличение объемов продаж продукции производимой ОАО «Татнефть».

В прямом подчинении директора ТТД находятся Первый заместитель директора по научно-производственному обеспечению, заместитель директора, осуществляющий руководство отделом маркетинга электротехнической продукции, заместитель директора по реализации ТМЦ, в подчинении которого находится отдел по ТМЦ, главный бухгалтер, в подчинении которого находится бухгалтерия. Кроме того, в прямом подчинении руководителя находятся работники, которые условно объединены в один административно-хозяйственный отдел. В данном отделе нет, по организационной структуре, руководителя отдела и по этому на практике каждый из работников данного отдела находится в прямом подчинении директора ТТД.

В отдел маркетинга производственно-технической продукции, находящегося в подчинении первого заместителя по научно-производственному обеспечению входят начальник отдела, в функции которого входит осуществление общего руководства деятельностью отдела, координация их деятельности для достижения максимальных положительных результатов в деятельности отдела, который выражается в увеличении объема продаж производственно-технической продукции.

В соответствии с современными концепциями и теориями управления, наложение функциональных областей управления не уменьшает нагрузки на руководителей (менеджеров) на которых возложены эти функциональные обязанности, а уменьшает ответственность этих менеджеров, ведет к возникновению управленческих конфликтов из-за отсутствия четкого разграничения функциональных управленческих сфер. Итогом подобного неправильного распределения обязанностей в соподчиненной системе может стать: утрата (частичная) управляемости системы, и возникновение конфликтов.

Данная ситуация может возникнуть и по ТТД. Это связано с тем, что каждый из заместителей, курирующих тот или иной вид продаж, контролирует только одно направление, а параллельно с ним руководство того или иного направления реализации осуществляет начальник соответствующего отдела. В итоге на каждого из них возложен практически один круг обязанностей. В связи с этим предприятие ухудшает управляемость системы а, кроме того, несет непроизводительные потери, оплачивая одну и ту же работу двум персоналиям.

Подобная ситуация характерна не только для отдела маркетинга производственно-технической продукции, но и для отделов электротехнической продукции, отдела по ТМЦ.

В организационной структуре ТТД должность первого заместителя директора определена как «по научно-производственному обеспечению, но данное предприятие, на данном этапе деятельности не занимается научной работой а, следовательно, в названии должности есть логическое несоответствие. Что ведет к косвенному смещению центров значимости и ответственности по данному руководителю и сфере его деятельности и контроля.

Выделение функциональных областей (отделов) по направлениям реализации продукции, является, оправдано, потому что выделение функциональных областей управления по данному принципу позволяет, учесть специфику данной товарной группы, особенности круга потенциальных и реальных покупателей данной группы товаров.

Под руководством начальника отдела, работают специалисты, в ведении которых находятся обособленные участки работ, строго разграниченные между собой, поэтому каждый специалист в полной мере отвечает за свое направление работы, что повышает его ответственность.

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности