Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:06, дипломная работа
Цель дипломной работы - рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности; проанализировать маркетинговую и финансовую деятельность Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть»; выявить и изучить проблемы ТТД по совершенствованию маркетинговой деятельностью; дать рекомендации по совершенствованию существующих систем по увеличению объемов продаж труб повышенной надежности сторонним организациям ОАО «Татнефть».
Введение
1. Теоретические основы организации маркетинга на предприятии
1.1 Понятие, цели и функции маркетинга
1.2 Принципы и методы маркетинга и его роль в деятельности предприятия
1.3 Организационная структура отдела маркетинга и координация его деятельности с другими отделами и службами предприятия
2. Анализ маркетинговой деятельности
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Управление маркетинговой деятельностью в Торгово-техническом Доме ОАО «Татнефть»
2.3 Анализ продаж труб повышенной надежности, выявление их недостатков
2.4 Рекламная деятельность предприятия в системе маркетинга
3. Совершенствование маркетинговой деятельности торгово-технического дома ОАО «Татнефть»
3.1 Предложения и рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия
3.2 Роль службы маркетинга Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть» в повышении эффективности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Для оценки степени влияния этих факторов на изменение объема реализации рассчитаем уровень цен на реализуемую продукцию по плану и фактически в таблице 4.
Таблица 4 - Расчет средних цен реализации на трубную продукцию
за 2005 год
Вид продукции |
объем реализации в м.п. |
Объем реализации в тыс. руб. |
Средние цены реализации в руб. | |||
план |
факт |
план |
факт |
план |
факт | |
1 Трубы МПТ |
35000 |
54176 |
20410 |
43485 |
583,1 |
802,7 |
2. Трубы ППТ |
10000 |
22338 |
621 |
10679 |
62,1 |
478,1 |
3. Трубы ТИТ |
9150 |
9137 |
6190 |
5237 |
676,5 |
573,2 |
4. Трубы ЦПП и ПНИ |
11260 |
24395 |
2898 |
48284 |
265,5 |
1979,3 |
ИТОГО |
65410 |
109946 |
30119 |
107685 |
- |
- |
На основании данных таблицы 14 рассчитаем влияние изменения объема реализации по формуле (1) и средних цен на величину объема реализации трубной продукции в 2005 году по формуле (2), используя метод абсолютных разниц.
∆Во =∑О1* Ц0 - ∑О0*Ц0 , (1)
где О0,1 - объем реализации в м.п. по плану и фактически;
Ц0,1 – цена плановая и фактическая по видам труб.
∆Вц = ∑О1*Ц1 - ∑О1*Ц0 (2)
По данным таблицы 14 влияние составит:
изменения объема и структуры
реализуемой продукции = ((54176*583,1)+(22338*62,1)+(
изменение средних цен = 107685 – 48290 = 59395 тыс. руб.
Факторный анализ показывает, что основной причиной увеличения объема реализации трубной продукции является не увеличение объемов, а повышение цен, потому что в результате увеличения объема реализации в м.п. объем реализации в тыс. руб. вырос на 18171 тыс. руб., а в результате увеличения цен объем реализации вырос на 59395 тыс. руб.
Учитывая, что по мере стабилизации партнерских отношений и заключения крупных контрактов, использовать ценовой фактор увеличения объема реализации все сложнее, так как превышение цен по сравнению с конкурентами может привести к отказу от сотрудничества, следует более глубоко изучить рынок потребителей трубной продукции как в регионе, так и за его пределами и в первую очередь ориентироваться на увеличение объема реализации в физическом объеме. Решая эту проблему, ТТД окажет положительное воздействие на работу всех структурных подразделений ОПО «Татнефть» чья продукция реализуется. И именно данное направление деятельности является реальным резервом увеличения объема реализации трубной продукции повышенной надежности.
2.4 Рекламная деятельность
предприятия в системе
Одним из эффективных средств воздействия на формирование потребительского спроса служит реклама. Реклама – это не только орудие повышения объема продаж, а составная часть успеха практически любого бизнеса. Изначально реклама информировала покупателей о торговле. Затем реклама стала означать целенаправленное воздействие на потребителя с помощью средств информации для продвижения товаров на рынке сбыта. То есть главная сфера рекламной деятельности – реклама в целях расширения сбыта продукции. Именно в этом качестве рекламная работа стала одним из основных компонентов маркетинга, составной частью всех маркетинговых операций. И проводится она в полном соответствии с целями маркетинга и выработанной им же стратегией.
Реклама - это печатное, рукописное, устное или графическое осведомление о товаре, услугах или общественном движении, открыто исходящее от рекламодателя и оплаченное им с целью увеличения сбыта, расширения клиентуры, получения голосов или публичного одобрения. В современных условиях реклама - необходимый элемент производственно-сбытовой деятельности, способ создания рынка сбыта, активное средство борьбы за рынок. Именно в силу этих ее функций рекламу называют двигателем торговли.
В рамках маркетинга реклама Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть» позволяет: во-первых, подготовить рынок (потребителя) к благоприятному восприятию нового товара; во-вторых, поддерживает спрос на высоком уровне на стадии массового производства товара; в-третьих, способствует расширению рынка сбыта.
В зависимости от стадии жизненного цикла товара меняются масштабы и интенсивность рекламы, соотношение между престижной рекламой (реклама фирмы-экспортера, компетентности ее персонала) и товарной (рекламой конкретного товара); меняются также способы ее распространения, обновляются ее аргументы, подбираются более свежие, более оригинальные идеи.
Выставки и ярмарки занимают видное место в маркетинге. Они позволяют достичь целевой аудитории в течение нескольких дней, поэтому считаются одним из наиболее эффективных средств повышения объемов продаж. Их важное достоинство - возможность представить покупателям товар в подлинном виде, а также в действии. В любом случае посетители приходят с ясно выраженным намерением узнать нечто новое для себя, и такое отношение активно способствует внедрению на рынок новых товаров и услуг. Личные контакты между представителями предприятия и потенциальными покупателями позволяют сформировать атмосферу доверия и благожелательности, что способствует развитию деловых отношений.
Торгово-технический Дом большое внимание уделяет выставкам и ярмаркам, так как они позволяют потребителям получить ответы на вопросы относительно его потребительских свойств и условий эксплуатации; ознакомиться с рекламными проспектами и другой рекламной литературой; составить предоставление о солидности фирмы; завязать прямые контакты с ее представителями, то есть выполняют значительные рекламные и стимулирующие функции сбыта товаров.
Кроме того, выставочные мероприятия позволяют представить на рынок любой товар и оценить его с помощью мнения широкой аудитории покупателей, обеспечивают потребителей и заказчиков более достоверной информацией, квалифицированными консультациями, наиболее благоприятными условиями для переговоров о торговых сделках; предоставляют возможность провести непосредственное сравнение конструкций изделий, предлагаемых предприятиями – конкурентами. Однако работа на выставке будет эффективной лишь в том случае, когда она ведется строго по плану и целенаправленно. Специалисты, находящиеся на стенде, должны четко представлять себе, ради каких коммерческих целей предприятие участвует в выставке, и делать все от них зависящее, чтобы эта цель была достигнута.
В таблице 5 представлена программа проведения рекламной деятельности продукции Торгово-технического Дома, производимой предприятиями ОАО « Татнефть» в 2006 г.
Таблица 5 - Программа проведения рекламной деятельности продукции Торгово-технического Дома в 2006 г.
Наименование мероприятия |
Место проведения (Регион, город) |
Форма участия ТТД |
Необходимая сумма для финансирования (т. руб.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Приобретение, аренда, изготовление рекламных щитов и создание привлекательной рекламы на них |
г. Альметьевск-2шт. г. Н. Челны-2шт. г. Москва-4шт. г. С Петербург-2шт г. Сургут –1шт. г. Нижневартовск-1шт. на АЗС ОАО «ТН»-40шт |
Основной заказчик |
150 150 600 400 80 80 800 |
2.Участие в выставках
с организацией презентации |
г. Москва – 2раза г. Киев-1раз г. Казань-3раза г. Уфа-1раз г. Сургут-1раз г. Алматы-1раз |
В составе делегации ОАО «Татнефть» |
400 250 600 400 300 600 |
3. Разработать единый
каталог продукции ОАО « а) в виде книги в типографии - 400 экз. б) в виде дисков для компьютеров - 1000 экз. |
Предприятия ОАО «Татнефть» - изготовители продукции (Типографии ОАО «Татнефть») |
Основной заказчик |
160 200 |
4. Разработать и отпечатать
в типографии сборник а) на трубную продукцию-400 экз.; б) на кабельно-проводниковую продукцию-200 экз.; в) на нефтепромысловое оборудование – 400 экз.; г) на нефтехимической продукции-200 экз.; д) на услуги предприятий - 200 экз. |
Типографии ОАО «Татнефть» |
Основной заказчик |
200 100 200 100 100 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5. Разместить заказы на
разработку и изготовление а) ОАО «Татнефть» - 400 шт; б) ТТД – 800 шт. |
Основной заказчик |
800 700 | |
6. Разработать и изготовить на производимую продукцию: - буклеты 2000 экз.; - бланки прайс-листов-2000 экз.; - образцы или макеты-500 экз. |
Типографии ОАО « Татнефть»; Изготовители продукции |
Основной заказчик |
300 300 500 |
7. Разработать и оформить портал в Интернете на все виды продукции и услуги, оказываемые предприятиями ОАО «Татнефть» через ТТД с ежемесячной поддержкой его. |
ТатАСУ нефть |
Основной заказчик |
400 |
8. Разработка, размещение
и обновление рекламы на а) в газетах-200 раз б) в журналах –100 раз в) на телевидении и радио |
В регионах и городах заинтересованных в нашей продукции |
Основной заказчик |
200 200 200 |
9. Проведение научно- а) Надёжный трубопроводный транспорт – 3 раза; б) Современные методы обустройства месторождений; в) Оборудование для эффективной работы на нефтяных промыслах. |
Г. Альметьевск; Г. Бугуьма; Г. Лениногорск. Г. Бугульма Г. Бугульма |
Участник конференции |
500 500 500 500 500 |
В итоге на осуществление рекламной деятельности Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть» было потрачено 11970 тыс. руб.
Хотя расходы на рекламу значительны, особенно при публикации объявлений в прессе, участии на выставках и ярмарках и т.д., затраты эти вполне оправданны. Во-первых, отпущенные на рекламу средства включаются в калькуляцию цены товара, и продажа их соответствующего количества компенсирует затраты. Во-вторых, без рекламы торговля, как правило, идет вяло, приносит убытки, нередко многократно превосходящие расходы на рекламу.
Следовательно, основные цели рекламной деятельности Торгово-технического Дома предполагают:
- предоставить товар на
рынке сбыта, высветив те его
характеристики, которые наиболее
привлекательны для
- выйти на новые рынки сбыта;
- активизировать спрос на товар;
- информировать об изменениях условий, предоставляющих интерес для потребителей;
- создать благоприятное представление о фирме, ее достижениях, клиентуре;
- поддержать интерес
Следует решительно опровергать мнение о том, что хороший товар в рекламе не нуждается. Напротив, только хороший, конкурентоспособный товар нуждается в рекламе, причем самой интенсивной, а рекламирование товара плохого качества приводит к огромным экономическим издержкам и утрате доброго имени предприятия. На восстановление репутации в этом случае уйдут годы и миллионы.
3. Совершенствование
3.1 Предложения и рекомендации
по совершенствованию
Делая заключение по проведенному анализу финансовой деятельности предприятия можно сделать следующие обобщения:
а) ТТД является прибыльным, за счет эффективной работы, реально помогает осуществлять сбытовую и маркетинговую политику ОАО «Татнефть»;
б) финансовое положение его таково, что оно своевременно рассчитывается по всем обязательствам, в отношении ТТД;
в) с учетом заинтересованности в существовании данного структурного подразделения головной кампании запас финансовой прочности ТТД очень высок.
Для улучшения финансового состояния предприятия можно выделить следующие предложения:
- снизить себестоимость;
- улучшить использование рабочего времени;
- внедрить новую технику и технологию;
- экономить энергетические ресурсы;
- улучшить использование всех материальных ресурсов;
- увеличить объем реализации;
- улучшить качество продукции;
- уменьшить остатки
- успешно проводить
Успех работы предприятия определяется как общими условиями хозяйствования, так и умением руководителя эффективно использовать производственные факторы. В то же время каждый предприниматель стремится к получению максимальной прибыли, а это требует снижения издержек производства:
а) экономия всех видов ресурсов, используемых в производстве, как трудовых, так и материальных;
б) снижение трудоемкости выпускаемой продукции;
в) рост производительности труда;
г) сокращение численности администрационно - обслуживающего персонала.
Для реального увеличения объема реализации Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть» необходимо предпринять следующие шаги:
- обеспечить своевременность
отгрузки реализуемой
- разработать систему
индивидуальной работы не
- при заключении контрактов
на отгрузку учитывать
- проводить постоянное
маркетинговое исследование и
контроль за изменением
- более широко представлять
свою продукцию через средства
массовой информации, на выставках,
научно-практических
- уделять большее внимание долгосрочным контрактам, связанными с значимыми и долгосрочными объектами строительства (трубопроводы);
- не ограничиваться только
региональной и национальной
географией продаж, а ориентироваться
на международный уровень, заключение
контрактов с ближайшими
Задачами по совершенствованию маркетинговой деятельности Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть» являются:
1) увеличение прибыли;
2) производство продукции, реально удовлетворяющее потребности населения;
3) повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;