Анализ маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:06, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы - рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности; проанализировать маркетинговую и финансовую деятельность Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть»; выявить и изучить проблемы ТТД по совершенствованию маркетинговой деятельностью; дать рекомендации по совершенствованию существующих систем по увеличению объемов продаж труб повышенной надежности сторонним организациям ОАО «Татнефть».

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы организации маркетинга на предприятии
1.1 Понятие, цели и функции маркетинга
1.2 Принципы и методы маркетинга и его роль в деятельности предприятия
1.3 Организационная структура отдела маркетинга и координация его деятельности с другими отделами и службами предприятия
2. Анализ маркетинговой деятельности
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Управление маркетинговой деятельностью в Торгово-техническом Доме ОАО «Татнефть»
2.3 Анализ продаж труб повышенной надежности, выявление их недостатков
2.4 Рекламная деятельность предприятия в системе маркетинга
3. Совершенствование маркетинговой деятельности торгово-технического дома ОАО «Татнефть»
3.1 Предложения и рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности предприятия
3.2 Роль службы маркетинга Торгово-технического Дома ОАО «Татнефть» в повышении эффективности предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Файлы: 1 файл

татьяна практика (1).docx

— 360.03 Кб (Скачать файл)

На примере отдела маркетинга производственно-технической продукции наглядно видно, что каждый специалист курирует свою группу продукции. Так, инженер первой категории данного отдела, занимается подбором поставщиков, разработкой схем поставки и условий работы с отдельными клиентами по битумной продукции. Соответственно, это позволяет более глубоко сконцентрироваться в данном направлении и более хорошо изучить рынок битума, в результате принятия им грамотных решений, объем продаж данного вида продукции увеличился, а число реальных сделок и их объемы выросли по сравнению с прошлым годом.

Вместе с тем в отделе имеются и горизонтальные связи управления. Так в данном отделе прием подготовленных заказов, осуществляется ведущим инженером, по приему заказов. В результате, в рамках отдела происходит перераспределение сфер ответственности. До момента заключения договоров на реализацию битумной продукции и нефтехимической продукции, зона ответственности принадлежит инженерам первой и второй категории. А после принятия реального заказа на поставку продукции ТТД, ответственность за совершение сделки перекладывается на ведущего инженера и так как он курирует две группы товаров, то повышение должности обусловлено увеличением зоны ответственности.

Что касается отдела маркетинга электротехнической продукции, принципиальная схема управления построена так же, как и по отделу производственно-технического снабжения, но вместе с тем есть и отличия.

В структуре данного отдела, как самостоятельная функциональная единица выделен экономист, в функции которого входит обработка документов. С одной стороны, обработка документов по договорам, передвижению товаров, параллельно ведет бухгалтерия, во-вторых, ведение аналитических документов по выделяемым группам товаров осуществляется инженером по сбыту на стадии подготовки договоров и начальником отдела при реальном составлении договоров на продажу электротехнической продукции. Кроме того, необходимо учесть, что все рабочие места являются компьютеризированными. То есть функциональная нагрузка может увеличиваться за счет качества и скорости обработки информации, а ведение документов осуществляется в компьютерной версии автоматически. Следовательно, данный элемент в системе соподчиненности и функционального распределения обязанностей является излишним, что как и в случае с заместителями ведет к непроизводительным затратам и увеличению издержек предприятия.

По остальным отделам, система управления и система распределения функциональных обязанностей обоснованная и оптимальная.

 

2.3 Анализ продаж труб  повышенной надежности, выявление  их недостатков

Торгово-технический Дом ОАО «Татнефть» реализует достаточно широкую номенклатуру продукции, производимую структурными подразделениями ОАО «Татнефть». Наиболее прогрессивными и востребованными в промышленных и производственных целях являются кабельная и трубная продукция. Вместе с тем, исходя из возможных объемов использования и цен на продукцию, трубная продукция является более перспективной и значимой. Это объясняется рядом факторов:

а) с одной стороны, в условиях стабилизации экономики страны, происходит налаживание межкорпоративных и межрегиональных связей. Крупные компании отходят от политики излишней концентрации различных видов производств, при отсутствии на то экономических и социальных предпосылок. Происходит налаживание контактов на международном уровне в рамках СНГ.

б) с другой стороны, ОАО «Татнефть» является предприятием, которое реально, смогло за годы своего становления и развития не просто обеспечивать стабильную добычу нефти, но и развивать высокотехнологичную производственную базу. Местонахождение производственных подразделений ОАО «Татнефть» является выгодным, потому что на Юго-востоке Татарстана сосредоточены транспортные магистрали, связывающие центральную часть России и Северо-западный, Уральский и другие Восточные регионы страны, на территории которых осуществляется разработка нефтегазовых месторождений.

Кроме того, проводимая в стране жилищно-коммунальная реформа увеличивает потребность в трубной продукции. Переход объектов жилищно-коммунального хозяйства в частные руки приводит к повышению значимости экономического расчета, который однозначно показывает, что наиболее целесообразно использовать трубную продукцию повышенной надежности с использованием специальных покрытий, которые в состоянии производить структурные подразделения ОАО «Татнефть» в достаточном объеме и надлежащего качества.

В свете всего вышесказанного рассмотрим насколько, эффективно работает ТТД ОАО «Татнефть» по обеспечению максимального сбыта трубной продукции. В данном контексте необходимо отметить, что вся трубная продукция, реализуемая ТТД ОАО «Татнефть» относится к категории повышенной надежности.

Анализ реализации любого вида продукции, согласно признанной и рекомендуемой в Российской Федерации, для изучения методики в высших учебных заведениях начинается с анализа выполнения плана по реализации продукции. Сравнение плановых и фактических данных нужно проводить с различных позиций. Сравнение объемов реализации по видам реализуемой продукции, позволяет выявить какая продукция является самой востребованной, самой рентабельной, а по какой необходимо усилить маркетинговые усилия.

Для оценки степени выполнения плана по реализации по трубной продукции ТТД ОАО «Татнефть» за 2004-2005 гг. сведем данные в таблицу 1.

Таблица 1 - Выполнение плана по реализации трубной продукции по видам труб ТТД ОАО «Татнефть» за 2005 г.

Вид продукции

2004г

2005

отклонение

план

факт

абсолютное

относительное

ф-пр.г.

ф-пл

ф/пр.г

ф/пл

Трубы МПТ, м.п.

31094

35000

54076

22982

19076

173,9

154,5

Трубы ППТ, м.п.

8610

10000

22338

13728

12338

259,44

223,4

Трубы ТИТ, м.п.

9141

9150

9137

-5

-13

99,96

99,86

Трубы ЦПП и ПНИ, м.п.

9601

11260

24395

14794

13135

254,1

216,7

Итого труб, м.п.

58446

65410

109946

51500

44536

188,1

168,1


 

Из таблицы видно, что ТТД в натуральном исчислении объем реализации трубной продукции увеличился по сравнению с 2004 годом на 51500 м.п. или на 88,1%, а по сравнению с планом 2005 года на 44536 м.п. или на 68,8%.

Данное перевыполнение плана произошло за счет увеличения объема продаж по всем типам труб за исключением труб ТИТ, которые имеют узко специфическое применение и по этому спрос на них ограничен. Недовыполнение плана по данной позиции объясняется отказом по одному из предварительно заключенному договору.

Исчисление объема реализации в натуральном исчислении имеет важное значение, но с точки зрения получения прибыли и дальнейшего формирования прибыли большее значение имеет стоимостная оценка объема реализации трубной продукции. Для определения объемов поступления выручки в 2004 и 2005 гг. используем данные таблицы 2.

Таблица 2 - Динамика объема реализации по трубной продукции ТТД ОАО «Татнефть» за 2004 - 2005 гг.

Показатели

2004г

2005г

отклонение

абсолютное

относител

1. Трубы МПТ, тыс. руб.

20333,8

43485

23151,2

213,9

2. Трубы ППТ, тыс. руб.

533,1

10679

10145,9

20,1 раз

3. Трубы ТИТ, тыс. руб.

6176,4

5237

-939,4

84,79

4. Трубы ЦПП и ПНИ, тыс. руб.

2869,4

48284

45414,6

1682,7

5. Итого реализовано трубной  продукции

29912,7

107685

77772,3

360

6. Общий объем реализации  по ТТД

99879,6

506500

406620,4

507,11

7. Удельный вес трубной  продукции в общем объеме реализации, %

29,95

21,26

-8,69

-


 

Таблица позволяет сделать вывод, что, как и в физическом объеме, так и в стоимостном выражении объем реализации по трубной промышленности увеличивается, при этом значительное увеличение происходит по трубам ППТ и по трубам ЦПП и ПНИ. Удельный вес трубной продукции в общем объеме реализации уменьшился на 8,69%. Это произошло из-за увеличения объема реализации более быстрыми темпами по другим видам реализуемым товарам.

Анализ реализации должен вестись не только с позиций видов реализуемой продукции, но и с позиций выполнения договорных обязательств по поставкам. В таблице 3 рассмотрим, каким образом выполнялись договорные обязательства по отгрузке трубной продукции покупателям. В отличие от товаропроизводителей, объемы отгрузки продукции покупателям носят ритмичный характер, ТТД реализует продукцию по мере заключения договоров, с учетом наличия требуемой продукции у структурных подразделений ОАО «Татнефть», и на общих складах.

Таблица 3 - Выполнение плана по отгрузке трубной продукции покупателям и заказчикам

Показатели

Объем отгрузки по договорам

Фактически отгружено в срок

Фактически отгружено с нарушением сроков поставки

Зачтено в выполнение плана по поставкам

1. Трубы МПТ, тыс. руб.

43485

43485

-

43485

2. Трубы ППТ, тыс. руб.

10239

10679

-

10239

3. Трубы ТИТ, тыс. руб.

6325

5237

 

5237

4. Трубы ЦПП и ПНИ, тыс. руб.

45170

42196

6088

42196

Итого, тыс. руб.

105219

101597

6088

101157


 

Из таблицы видно, что с точки зрения выполнения договорных обязательств ТТД имеет некоторые недостатки в работе, так по трубам ТИТ по одному из договоров был отказ. Это привело к уменьшению объема реализации по данному виду труб на 1088 тыс. руб. Причиной отказа стали условия поставки, предприятие покупатель после более глубокого изучения рынка трубной продукции нашло для себя более выгодным расторгнуть существующий договор и заключить новый с другим поставщиком на более выгодных условиях. Для ТТД, данный факт единичный, но с позиций расширения рынка сбыта необходимо учитывать, что вместе с увеличением количества покупателей и сервисный набор условия поставки должны становиться более дифференцированными и ориентированными на потребности покупателей.

По трубам ЦПП и ПНИ ТТД не смогло вовремя обеспечить отгрузку труб в полном объеме. Это связано с недостаточным объемом данного вида труб к сроку отгрузки. По данному факту, при составлении договоров необходимо объективно оценивать производственные возможности структурных подразделений, наличие складских запасов по отдельным видам труб и сроки формирования необходимой партии.

На объем реализации в стоимостном выражении влияют два основных фактора – это объем реализации в натуральном исчислении и цены на реализуемую продукцию.

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности