Исследование социально-экономической конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Проведение социально-экономического анализа конкурентоспособности предприятия и разработка на его основе конкурентной стратегии предприятия.
В курсовой работе необходимо решить следующие теоретические и практические задачи:
– изучить теоретические основы исследования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия;
– выявить факторы, влияющие на достижение предприятием конкурентных преимуществ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ УП «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» 24
2.1 МЕСТО И РОЛЬ УП «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» НА РЫНКЕ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
2.2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Файлы: 1 файл

Тема Повышение конкурентноспособности товаров предприятия на внутреннем рынке на предприятии.doc

— 646.50 Кб (Скачать файл)
stify"> 

Таблица 1.1 Характеристика ценностей потребителей

Параметры ценностей

Тип потребителя

Индивидуум

Организация

Способ существования ценностей

Виртуальные

 

Реальные

Вид ценностей

Духовные

Социальные

Материальные

Содержание ценностей

Поведенческие

Качественные, Стоимостные, Функциональные

Возможность оценки

ценностей

Количественно 

не оцениваемые

Количественно

оцениваемые


 

Вместе с тем, необходимо отметить, что конкурентное преимущество товара носит сопоставительный, а значит, относительный характер, так как оно может быть оценено только путем сравнения характеристик, которые влияют на эффективность продаж.

Относительность конкурентного преимущества товара проявляется и в другом его свойстве — привязанности к конкретным условиям и причинам.

Товар, обладающий преимуществом по цене на одном географическом рын­ке, может не иметь этого преимущества на другом. И напротив, товар, тер­пящий коммерческий провал и вытесняемый с рынка, через определенное время может пользоваться большим успехом вследствие, например, ухода основного конкурента, изменения кросс–курса валют, скачка инфляции и т.п. Следовательно, ни один товар не может обладать универсальными конкурентными преимуществами.

Другой характеристикой конкурентного преимущества является его подверженность неоднозначному влиянию множества разнородных факторов. Одни и те же факторы могут, как усиливать, так и ослаблять конкурент­ное преимущество. Например, современная технология способствует созда­нию преимуществ в области дизайна и качества, но может заметно ухудшать параметры себестоимости товара из–за высоких затрат на её приобретение.

Системный подход – это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания. Это переход от познания отдельного к обще­му, от однозначного к многозначному, от одномерного к полимерному, от линейного к нелинейному. Системный подход носит конструктивный харак­тер и связан, прежде всего, с обнаружением неполноты предметного знания его несоответствия новым научным задачам, а также с выявлением недостаточности применяемых в той или иной отрасли наук и практики принципов объяснения и способов построения знаний

Конкурентные преимущества предприятия это реаль­ные или потенциальные компетенции и способности, характеристики его производственной, финансовой, маркетинговой и иной деятельности, позволяющие предприятию. В условиях конкурентной борьбы реализовать свои экономические интересы с большей степенью эффективности, чем его кон­куренты [17, с. 102].

После определения сущности конкурентного преимущества предприятия необходимо его классифицировать, так как распределение конкурентно­го преимущества по видам является важнейшей предпосылкой для его де­тального анализа с целью выявления источников формирования, определения его качественной и количественной характеристик и предложения механизма по формированию и удержанию конкурентных преимуществ.

Существуют несколько критериев клас­сификации конкурентных преимуществ. Так, по возможности имитации кон­курентные преимущества подразделяют на:

–        уникальные – имитация, воспроизводство которых невозможны;

–        имитируемые – преимущества, которые могут быть повторены конку­рентами.

По характеру динамики конкурентные преимущества могут быть устойчивыми и нестабильными. Устойчивое конкурентное преимущество – это преимущество, которое действует непрерывно на протяжении всего своего срока действия, а нестабильное имеет точки разрыва.

Концептуально управление конкурентными преимуществами предприятия отражает более эффективный, относительно конкурентов, уровень управления, обеспечивающий формирование и усиление предприятием кон­курентных преимуществ, состоящий в следующем:

–        в достижении устойчивого роста прибыли в размерах, достаточных для обеспечения социально–экономического развития предприятия, наращивании его экономического потенциала;

–        в эффективной организационной структуре управления предприятия;

–        в создании положительного имиджа предприятия и узнаваемости кор­поративного брэнда на основе обеспечения высокого качества продукции, своевременного выполнения деловых обязательств, предоставлении гаран­тий;

–        в выпуске конкурентоспособной продукции.

Аналитический обзор литературы по вопросу определения механизма позволяет сказать, что часто механизм отождествляют с механизмом управления, то есть с совокупностью возникающих в процессе управления связей и отношений между подразделениями предприятия. Так, М. Круглов рассмат­ривает организационный механизм управления предприятием и определяет его как совокупность разнообразных по своей природе конкретных организа­ционных механизмов, призванных организовать в интересах собственника эффективную деятельность организации как производственно–хозяйственной и социальной системы, действующей в условиях изменяющихся потребностей общества и нестабильности внешней среды. Е. Лавренова выделяет механизм управления конкурентными преимуществами предпри­ятия и представляет его как систему организационно и процедурно оформ­ленных элементов, методов и инструментов, определяющих порядок осуще­ствления управленческих воздействии на уровень конкурентоспособности предприятия [12, с. 98].

Поскольку в экономической литературе отсутствует определение механизма формирования и управления конкурентными преимуществами, при его формулировке воспользуемся вышеприведённым понятийным аппаратом.

Создание механизма формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия должно основываться на определенных принци­пах, к основным из которых относятся принципы научной обоснованности, эффективности, непрерывности, гибкости и адаптивности. Эффек­тивность функционирования механизма заключается в достижении наилуч­шего результата при минимальных затратах. Непрерывность функциониро­вания механизма определяется необходимостью его постоянного совершен­ствования под воздействием негативных факторов внешней среды. Гибкость и адаптивность механизма обуславливается учетом всех возможных внешних и внутренних факторов его становления, среди которых формирование про­изводственных связей и отношений, разработка и выбор методов управления, позволяющих эффективно реализовывать как стратегические цели предпри­ятия, так и обеспечивать интересы и потребности трудового коллектива.

Современные условия определяют необходимость и интегрированном управлении конкурентными преимуществами. Отличительной особенностью такого управления является переход к системно–целевому подходу при фор­мировании и управлении конкурентными преимуществами.

Выбор метода формирования конкурентной стратегии должен отражать поставленные цели и одновременно обеспечивать высокое качество принятия решений. Для этого необходимо опираться на три основ­ные критерии выбора:

–        критерий оптимальности, заключающийся в том, что принятое реше­ние должно в наибольшей степени приближать предприятие к достижению поставленных целей;

–        критерий непротиворечивости, означающий, что предлагаемая страте­гия должна быть внутренне согласованной и не может на каком–то этапе про­тиворечить ранее установленным целям развития предприятия;

–        критерий полноты, нацеленный на то, чтобы принятая к разработке стратегия охватывала все интересующие фирму сферы.

В связи с тем, что основным условием реализации конкурентной стратегии предприятия является обеспечение и поддержание конкурентных пре­имуществ, необходимо выбрать такой вариант (среди нескольких возможных) формирования конкурентных преимуществ, который позволил бы за­воевать предпочтения потребителей (покупателей) и обеспечить приемлемый финансовый результат. Разработка аффективной конкурентной стратегии начинается с глубоко осмысленного поиска преимуществ и недостатков своего бизнеса, а также слабых мест своей текущей позиции, позволяющей конкурентам либо копи­ровать, продукции фирмы, либо резким рывком ее обогнать [21, с. 127].

Сущностью методов, ориентирующихся на конкурентов, является позиционирование собственного положения предприятия с лучшими показате­лями фирм–конкурентов, которые действуют на том же рынке и примерно одинаковы по своей конкурентоспособности, при этом основное внимание уделяется позиции каждой фирмы по относительным издержкам.

Картина конкурентного преимущества или недостатков будет неполной, если мы только узнаем, что компания имеет сильную конкурентную по­зицию, благодаря обеспечению потребителей более высокой потребитель­ской ценностью или более низкими издержками на доставку этой ценности. Для того чтобы данная информация обладала практической ценностью, нам необходимо уточнить источники формирования конкурентных преимуществ.

Существует целая иерархия источников конкурентного преимущества с точки зрения возможности их дальнейшего использования и поддержания при формировании и развитии конкурентной стратегии. При этом выделяют базовые и созданные источники конкурентных преимуществ. Базовые источники – преимущества низкого ранга, такие как дешевая рабочая сила или сы­рье, довольно легко либо получить, либо обесценить. Также на нижних сту­пенях иерархии находится преимущество, основанное исключительно на факторе масштаба от применения технологий, оборудования или методов, имитированных у фирм–конкурентов. Как правило, базовые источники со­храняют свою важность в добывающих отраслях и в отраслях, где требова­ния к технологии и навыкам рабочих невелики, а применяемая технология широко распространена.

Преимущества более высокого порядка – навыки и компетенции (более квалифицированный персонал, высокий научно–производственный потенциал, репутация компании) – всегда искусственно созданные. Их сложнее соз­давать и поддерживать, но они значительнее устойчивее.

Таким обратом, создание и поддержание конкурентных преимуществ определяется в качестве основы конкурентоспособности предприятия, которые осуществляются путем долгосрочного итеративного процесса с постоянной обратной связью об информации и инвестициях.

Конкурентное поведение предприятий на товарном рынке зависят не только от занимаемых ими рыночных позиций и уровня конкурентоспособ­ности, но и от мотивов поведения, которыми руководствуются лица, прини­мающие управленческие решения. В белорусской действительности, когда конкурентная борьба приобретает различные формы, поскольку порой осу­ществляется и недозволенными средствами, учет экономических факто­ров имеет особую актуальность.

Экономическая природа мотивов хозяйствования обусловлена финан­совым положением предприятия и намерением лиц, принимающих стратеги­ческие решения, добиться сохранения или улучшения финансового положе­ния, а также стремлением к обеспечению определенного имиджа предпри­ятия в глазах потребителей [7, с. 167]

По признаку социальной природы мотивов подразделяют: мотивы со­перничества и мотивы сотрудничества.

 

 

 

Рис. 1.2 Классификация мотивов хозяйствования

Примечание: Источник [11, с. 121]

Мотивы сотрудничество разделяют на критерии;

–        обшей выгоды, когда взаимодействие направлено на приумножение об­щего успеха (кооперация);

–        равенства, когда взаимодействие направлено на достижение равного ус­пеха партнеров по совместному бизнесу.

Мотиву соперничества, подразделяют на критерии;

–        соревнования, когда предприятие стремится превзойти в достижении успеха других конкурентов;

–        агрессии, когда деятельность предприятия направлена на снижения ус­пеха других фирм.

Вместе с тем, в настоящее время внешняя среда предприятия отличается высокой подвижностью и неопределенностью. Для удержания рыночной позиции предприятия и оперативного принятия стратегических, решений в этих условиях необходимо осуществлять постоянный мониторинг за дейст­виями и намерениями конкурентов. В этих условиях наиболее широкое рас­пространение получила концепция стратегического маневрирования, пред­ложенная М, Портером. По его мнению, маневрирование используется для того, чтобы подать соперникам сигнал о том, что «худой мир лучше доброй ссоры». Вместе с тем, перечисляемое М. Портером меры и контрмеры адресованы преимущественно фирмам, которые закрепились на выгодных для них позициях и стремятся к сохранению равновесия, т.е. кото­рого они извлекают значительные выгоды. Однако, что делать большинству отечественных машиностроительных предприятий, которые не обладают та­кими рыночными позициями? На наш взгляд, только активное конкурентное поведение отечественных предприятий и стратегические альянсы с более сильными соперниками будут способствовать достижению положительных результатов, не зря К. Клаузевиц писал, что «война – это продолжение поли­тики другими средствами» [9, с.211].

Информация о работе Исследование социально-экономической конкурентоспособности предприятия