Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 10:02, курсовая работа
Цель исследования: Проведение социально-экономического анализа конкурентоспособности предприятия и разработка на его основе конкурентной стратегии предприятия.
В курсовой работе необходимо решить следующие теоретические и практические задачи:
– изучить теоретические основы исследования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия;
– выявить факторы, влияющие на достижение предприятием конкурентных преимуществ;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ УП «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» 24
2.1 МЕСТО И РОЛЬ УП «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» НА РЫНКЕ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
2.2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Примечание. Собственная разработка.
Прогноз экспорта +5 % ежегодно, импорта –3 % ежегодно по сравнению с 2010 г.
С 2009 года страны – потребители дальнего зарубежья в очередной раз ужесточили свои требования к приобретаемым ими дизелям по экологическим показателям, снижению расхода масла на угар, дымности и уровню звука.
Двигатели Минского моторного завода пользуются спросом, но существующая проблема пополнения оборотных средств и низкая платежеспособность внутренних потребителей является причиной неполной загрузки производственных мощностей и в некоторых случаях невостребованной продукции, т.е. отказа потребителей от изготовленных двигателей.
Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность дизельных двигателей:
– цена, которая зависит в первую очередь от высоких цен на энергоносители, комплектующие, сырье и материалы, налоги и инфляционные процессы в стране, а также высокая доля бартерных сделок и взаимозачетов (69,6% в 2011 году), которые ведут к повышению себестоимости и «вымыванию» оборотных средств;
– качество, т.е. модернизация внедренных и создание новых конкурентоспособных модификаций дизелей современного технического уровня и отвечающих мировым стандартам и уровню экологической безопасности;
– сокращение времени на гарантийное и послегарантийное обслуживание дизелей вышедших из строя;
– применение дизелей, в качестве стационарных насосных и генераторных установок, а также силовых агрегатов для переоборудования автомобилей;
Проведем анализ слабых и сильных сторон УП «ММЗ».
Сила – это то, в чем компания преуспела, какая–то особенность, предоставляющая компании дополнительные преимущества.
Слабость – это отсутствие чего–то важного для функционирования компании.
Таблица 2.3 Анализ слабых и сильных сторон.
Факторы, влияющие на организацию | s | w | o | t |
Внешние факторы |
|
|
|
|
1.Связи с поставщиками | + |
|
|
|
2.Доля рынка |
|
| + |
|
3.Качество продукции конкурентов |
|
| + |
|
4.Стоимость сырья |
|
|
| + |
5.Платежеспособность клиентов |
|
|
| + |
6.Стоимость кредитов |
|
|
| + |
Внутренние факторы |
|
|
|
|
1.Ассортимент продукции | + |
|
|
|
2.Качество продукции | + |
|
|
|
3.Цена | + |
|
|
|
4.Изнашиваемось оборудования |
| + |
|
|
5.Оплата труда |
| + |
|
|
6.Наличие рабочих мест |
| + |
|
|
Примечание: Источник – разработка автора
Сильные внутренние стороны организации:
– Наличие широкого ассортимента
– Высокое качество продукции
– Гибкость имеющихся технологий, что позволяет производить продукцию по требованиям заказчика
– Прочные связи с поставщиками продукции
– Конкурентоспособные цены
– Предоставление услуг по ремонту техники
– Географическая близость потребителей
– Большой опыт
Слабые внутренние стороны организации:
– Частично устаревшее оборудование
– Высокая концентрация полномочий и ответственности управления предприятия в одних руках
– Ограниченные возможности влияния на закупочные цены материалов и полуфабрикатов
– Несвоевременное финансирование программы
– Нет отработанного механизма возврата долгов потребителями
– Известность УП «ММЗ» на рынке только как производителя дизельных двигателей.
– Не сформирована диллерско–представительская сеть
– Низкая оплата труда на заводе влияет на качество продукции и стимулирует утечку квалифицированных кадров
– Нехватка рабочих мест для сотрудников
Внешние возможности:
– Приобретение нового оборудования
– Возможность использования производимого оборудования не только в угледобывающей отрасли но и в других отраслях
– Производственные мощности позволяют наращивать объем производства
– Возможности входа на рынки сбыта других стран
– Сравнительно низкое качество продукции конкурентов
Внешние потенциальные угрозы:
– Рост стоимости метала, который сказывается на ценообразовании
– Неплатежеспособность клиентов
– Высокая стоимость привлекаемых кредитов
– Отсутствие поддержки государством национального производителя
– Узкая направленность производства повышает зависимость от потребителя
– Закрытие заводов – основных потребителей
– Отсутствие сертификации нового производства не позволяет расширять номенклатуру
– Высокая степень технологического устарения оборудования
– Недостаток средств на модернизацию оборудования
При рассмотрении силы организации и существующих угроз, можно сделать вывод о том, что используя и развивая свой потенциал, организация может преодолеть или минимизировать основные угрозы. Имеющиеся слабости фирмы могут быть преодолены открывающимися перед ней возможностями.
Формирование конкурентных преимуществ машиностроительного предприятия должно основываться на всестороннем анализе внутренних, возможностей предприятия с учетом влияния факторов внешней среды. С этой целью в качестве одного из составляющих предлагается модель формирования конкурентных преимуществ предприятия.
На основе этого анализа выявлены проблемы управления и эффективности деятельности предприятия, а также рассмотрены возможности и перспективы развития в будущем. При оценке практической деятельности подразделения была использована методика SWOT. Особое внимание уделялось организационному срезу при оценке внутренней среды организации. Из проведенного анализа можно сделать вывод: для достижения производственных целей и миссий, организация должна действовать согласно определенной функциональной стратегии. Правильно выбранная стратегия организации – ее будущее. Поскольку наличие стратегии обеспечивает такие преимущества:
– Способствует развитию перспективного мышления руководителей.
– Приводит к четкой координации работы всех работников на организации.
– Требует от руководства и трудового коллектива четкого определения своих задач.
– Помогает подготовиться организации к возможным переменам.
– Обеспечивает объединение и концентрацию усилий руководителей всех уровней на достижении главной цели компании.
– Но для эффективного воплощения стратегии в жизнь нужно подобрать соответствующий квалифицированный персонал, оптимизировать его состав.
Построение модели формирования конкурентных преимуществ должно базироваться на определенных требованиях, основными из которых являются: открытость, инновационность, гибкость, адекватность, системность.
Под моделью формирования конкурентных преимуществ предприятия понимается совокупность согласованных между собой организационно–экономических приёмов, позволяющих идентифицировать состояние внутренней среды предприятия, обеспечивающих развитие фирменных компетенций и способствующих повышению конкурентоспособности предприятия и условиях негативного влияния факторов внешней среды.
Технология разработки конкурентных стратегий, ориентированных на достижение конкурентных преимуществ, включает рассмотрение базовых стратегий конкуренции, оценку их преимуществ, необходимых рыночных условии, требований к организации производства и управления, дестабилизирующих факторов, на основании чего производится выбор стратегии.
Обобщение теоретических исследований и практического опыта позволило выделить определенные уровни иерархии при формировании конкурентных преимуществ: корпоративный уровень, уровень бизнеса, операционный уровень.
Систематизация представлений о способах формирования конкурентных преимуществ позволило обосновать возможность совмещения конкурентных стратегий в рамках одного предприятия и разработать многоуровневую систему выбора вариантов реализации конкурентных стратегий, определяющих достижение главной цели – формирование конкурентных преимуществ предприятия.
Для комплексного учета отраслевых особенностей, внутренних возможностей предприятия и факторов внешней среды предложена модель формирования конкурентных преимуществ.
Для принятия управленческих решений по формированию и усилению конкурентных преимуществ, адекватному реагированию на динамичные изменения внешней среды в условиях усиления конкуренции, обоснована необходимость управления конкурентными преимуществами.
Проблема управления конкурентными преимуществами предприятия состоит из множества задач, которые могут проявляться как на корпоративном, так и на операционном уровне.
В ходе исследования выявлены базовые направления процесса управления формированием и удержанием конкурентных преимуществ предприятия и для улучшения качества принимаемых решений и повышении ответственности исполнителей предложено организовать управление по целям на различных уровнях управления предприятием: корпоративном уровне, уровне бизнеса, операционном уровне.
В нашем случае предприятие практически является монополистом на рынке дизельных двигателей.
Таким образом, целесообразно выбрать стратегию лидера на рынке.
Для того, чтобы упрочить свое положение, УП «ММЗ» как лидеру необходимо стремиться к расширению рынка в целом, привлечению новых потребителей, нахождению новых способов потребления и применения продукции. И чтобы уверенно доминировать – УП «ММЗ» должно находить способы расширения общего спроса, защищать свой сегмент рынка с помощью хорошо спланированных наступательных и оборонительных действий, и попытаться расширить свою долю рынка.
К числу стратегических решений УП «ММЗ» можно отнести:
– выход на новые рынки сбыта;
– введение новшеств (новые продукции, технологии);
– организационные изменения (изменения организационно–правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации оплаты труда, взаимодействие с поставщиками и потребителями).
В ходе построения данной модели на примере УП «Минский моторный завод» систематизированы причины конкурентоспособности предприятия, идентифицированы фирменные компетенции и способности и определены приоритетные бизнес – направления для формирования конкурентных преимуществ. В рамках каждого бизнес – направления приведены конкретные действия по формированию конкурентных преимуществ.
Дли результативного функционирования системы управления конкурентными преимуществами на УП «Минский моторный завод», разработана дивизиональная структура управления предприятием и обоснована необходимость оптимизации ассортимента выпускаемой продукции.
Для эффективного функционирования механизма формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия рекомендована модель стратегического поведения, которая позволяет оценивать различные риски предприятия и выбирать оптимальный вариант поведения предприятия на ближайшую перспективу.
Тактика по реализации продукции продолжается определяться прямыми договорами с заводами изготовителями тракторов, комбайнов, автомобилей, автобусов и другими потребителями.
Также максимально учитываются требования потребителей, поэтому особое значение приобретают такие факторы как: качество, цена, престиж производителя, гарантийное и послегарантийное обслуживание, бесперебойное снабжение запасными частями.
Продвижение продукции на новые рынки начинается путем предварительного оформления протоколов о намерениях, оформления предконтрактных документов заводами–потребителями продукции.
По данным маркетинговых исследований специалистов УП «ММЗ» общая потребность в дизелях ММЗ в 2011 году находится на уровне 57814 шт., в 2010 г. – 57500 шт., в 2009г. – 58000шт.
Прогнозировать последовательный рост экспорта на период 2012–2012г. позволяют ряд организационных мер, предпринимаемых заводом в области внешней торговли.
В настоящее время завод решает одну из важнейших задач – восстановление собственного монопольного положения на внешних рынках в отношении своей продукции. Уже сделаны первые шаги. В 2011 г. самый массовый двигатель Д–243 был выведен из бартерных расчетов в снабженческих операциях. В конце года параллельные поставки этих двигателей на зарубежные рынки в основном были прекращены.
Информация о работе Исследование социально-экономической конкурентоспособности предприятия