Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 10:02, курсовая работа
Цель исследования: Проведение социально-экономического анализа конкурентоспособности предприятия и разработка на его основе конкурентной стратегии предприятия.
В курсовой работе необходимо решить следующие теоретические и практические задачи:
– изучить теоретические основы исследования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия;
– выявить факторы, влияющие на достижение предприятием конкурентных преимуществ;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ УП «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» 24
2.1 МЕСТО И РОЛЬ УП «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» НА РЫНКЕ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
2.2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Таким образом, разработка конкурентного поведения отечественного машиностроительного предприятия в условиях усиления конкуренции может быть основана на определенных принципах, разработанных военной наукой.
Принципы конкурентного поведения, выработанные на основе теории и практики ведения войн, заключаются в достижении преимуществ перед конкурентами по следующим направлениям:
– концентрация ресурсов;
– перехватывание инициативы;
– маневрирование ресурсами;
– обеспечение гибкого планирования.
Первый принцип – концентрация ресурсов на определенном направлении – там, где они принесут наибольший эффект целесообразно использовать в условиях ограниченности ресурсов предприятии. В одних случаях предприятию необходимо следовать за лидером, в других – направить ресурсы на обнаруженные слабые места в позиции лидеров, в–третьих, – сосредоточить ресурсы на наиболее прибыльных сегментах рынка.
Второй принцип – перехватывание инициативы заключается в активных действиях, а не в реагировании на изменение условий внешней среды.
Третий принцип – маневрирование ресурсами для достижения общих целей скоординированным образом, т.е. направление ресурсов на решение наиболее существенных задач предприятия, а не распыление их на второстепенные задачи конкурентной борьбы.
Четвертый принцип – обеспечение гибкого планирования, чтобы предвидеть изменение условий внешней среды и действий конкурентов.
Таким образом, применение принципов науки позволяет выделить два типа стратегий:
– наступательные стратегии, при которых на основе мониторинга за действиями и намерениями конкурентов, предприятие определяет возможные будущие действия и тенденции во внешней среде, пытаясь действовать первой;
– оборонительные стратегии, при которых предприятие оперативно реагирует на важные действия конкурентов и изменения внешней среды [6, с. 67].
Для предприятия, обладающего слабой конкурентной позицией, в качестве оборонительной стратегии может выбрать стратегию статус–кво, при которой не рекомендуется прибегать к активным действиям во избежание ухудшения ситуации. Данная стратегия может оказаться привлекательной, когда необходимо снизить издержки, связанные с осуществлением конкуренции или перегруппировать имеющиеся ресурсы.
Дизельное двигателестроение – одна из ведущих отраслей машиностроения, оказывающее значительное влияние на состояние социально–экономических, экологических и научно–технических сфер жизнедеятельности г. Минска и Республики Беларусь в целом.
УП «ММЗ» уже на протяжении 40 лет является единственным предприятием Республики по изготовлению дизельных двигателей. Различная техника, оснащенная дизелями ММЗ хорошо известна во многих странах мира. Неприхотливые в эксплуатации, экономичные и ремонтопригодные, имеющие упрощенный доступ к агрегатам и узлам, дизели ММЗ обладают достаточной конкурентоспособностью на международном рынке и являются лучшими дизелями своего класса в СНГ.
Минский моторный завод является государственным предприятием и входит в состав производственного объединения «Минский моторный завод», которое находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь.
– Производственное объединение включает:
– ПРУП «Минский моторный завод» (УП «ММЗ»);
– РУП «Борисовский завод агрегатов»;
– Филиал УП «ММЗ» в г. Столбцы
Имеющиеся производственные площади обеспечены инженерными коммуникациями.
Промышленная площадка Минского моторного завода размещена на площади 321324 кв.м. или на 32,13 га
Производственные площади под основное производство составляют 80176 кв.м. или 8 га
Производственные площади вспомогательного производства составляют 27788 кв.м. или 2,78 га.
Складское хозяйство – 22041 кв.м. или 2,2 га.
Виды деятельности УП «ММЗ»:
- производство и сбыт дизельных двигателей и запасных частей к ним, алюминиевого литья, комплектующих изделий, технологического оборудования, товарного инструмента;
- выполнение конструкторских и проектно–технологических работ;
- производство и сбыт товаров народного потребления;
- гарантийное и послегарантийное обслуживание реализованной потребителям продукции;
- организация фирменной торговли;
- производство сельскохозяйственной продукции;
- оказание платных услуг населению;
- осуществление коммерческо–посреднической деятельности;
- осуществление внешнеэкономической деятельности
Стратегия развития УП "Минский моторный завод" на период 2009 –2010 годы нацелена на выпуск конкурентоспособных дизельных двигателей, соответствующих современным требованиям международных стандартов (Правил), как по техническим, так и экологическим показателям.
Эта стратегия в рамках реально существующих на заводе производственных мощностей, реализуется основными внутризаводскими программами "Трактор", "Автомобиль", "Комбайн", "Автобус" и "Промышленные дизели".
Основными потребителями дизелей УП «ММЗ» являются:
в Республике Беларусь:
– РУП "Минский тракторный завод",
– ПО "Гомсельмаш",
– РУП "Минский автомобильный завод",
– АО «Амкодор–Ударник»
– в Белорусской Федерации:
– АМО "Завод имени Лихачева" г. Москва,
– ОАО «Горьковcкий автомобильный завод» г. Нижний Новгород
– ОАО «Павловский автобус» г. Павлово
– ОАО "Онежский тракторный завод " г. Петрозаводск,
– ОАО "Липецкий тракторный завод " г. Липецк,
– в Республике Украина:
В настоящее время УП «ММЗ» выпускает 4 модели 4–х и 6–и цилиндровых дизельных двигателей 44 модификаций мощностью от 60 до 250 л.с.
За последнее время освоено производство дизелей:
Д– 260.1–28 мощностью 155 л.с. для трактора МТЗ–1522 РУП «МТЗ» г. Минск; Д–260.7–40 мощностью 250 л.с. для энергетических средств УЭС–250 ПО «Гомсельмаш» г. Гомель;
Д–260.5 мощностью 230 л.с. для автобуса МАЗ–103/104 РУП «МАЗ» г. Минск, а также закончена подготовка производства автомобильных и автобусных дизельных двигателей сертифицированных на соответствие требованиям ЕВРО–1(Д–245.12С, Д–245.9С, Д–260.5С, Д–265С). Их выпуск осуществляется мелкими партиями.
Кроме того, проведены НИОКР, изготовлены опытные образцы дизельных двигателей для автомобильных и автобусных модификаций Д–245.7Е2, Д–245.9Е2, Д–245.11Е2, Д–245.30Е2, Д–260.11Е2, Д–260.12Е2, Д–260.13Е2, Д–265Е2 проведены сертификационные испытания на соответствие требованиям ЕВРО–2 и получены сертификаты Е8 (UVMV, Чехия), Е22 (Российская Федерация), Е28 (Республика Беларусь).
В 2010 г. переработанная система качества УП "ММЗ" прошла инспекционный контроль в Национальном центре сертификации (БНТУ) и получила сертификат соответствия BY/ 112 05.0.038 от 12.12.2009 со сроком действия до 30.06.2004 г.
Доработка вышеназванных документов продолжена с целью их дальнейшего соответствия новой версии ИСО 9001:2001
В 2011–2012г.г. сервисное обслуживание продукции у потребителей в РБ будет осуществляться 30–ю центрами технического обслуживания.
В 2011–2012г.г. на предприятии будут сформированы дополнительные сервисные центры по обслуживанию дизелей на местах и сервисные мобильные группы на заводе по экстренному решению возникших технических проблем у потребителя.
Рис 2.1. Сервисные центры УП «ММЗ» в Республике Беларусь
Примечание: Источник – разработка автора
Таблица 2.1. Показатели качества и потребительские характеристики дизелей
Показатели качества | Период | |||
2009 | 2010 | 2011 | ||
Процент рекламации на дизели к количеству реализованных дизелей | Д–243/245 Д–260 | 0,8 11,5 | 0,6 7,0 | 0,5 3,0 |
Затраты на ремонт дизелей, вышедших из строя в гарантийный период эксплуатации (% к себестоимости валовой продукции) |
|
0,11 |
0,1 |
0,09 |
. Внешний брак по алюминиевому литью (% к себестоимости валовой продукции) |
|
0,045 |
0,042 |
0,04 |
Уровень дефектности дизелей, выявленной на предприятиях потребителях (% к количеству поставленных дизелей) |
РУП "МТЗ" АМО "ЗИЛ" РУП "МАЗ" |
3,7 10,0 10,0 |
3,6 7,5 7,5 |
3,3 5,0 5,0 |
Для изготовления и сборки наиболее массовых моделей дизелей применяется специальное высокопроизводительное оборудование, обеспечивающее необходимое качество продукции при низкой трудоемкости и энергоемкости. Так, для изготовления и сборки наиболее ответственных и трудоемких деталей и узлов используются 60 автоматических линий, состоящих из 368 станков
Обеспечение сырьем, материалами и комплектующими , в основном, остается в соответствии со сложившимися экономическими и производственными связями.
Таким образом, тенденция развития дизельного двигателестроения определяется динамикой спроса на тракторы и комбайны, автомобили и автобусы, дорожную и строительную технику.
Изменение условий производственной деятельности отечественных машиностроительных предприятий, необходимость адекватного приспособления и гибкого реагирования всей деятельности предприятия на требования рынка, потребителей, конкурентов, необходимость изменения своего рыночного поведения предполагают совершенствование веси системы управления предприятием. Для принятия управленческих решений по формированию и усилению конкурентных преимуществ, обеспечению конкурентоспособности предприятия необходимы системы управления, которые учитывают динамизм внешней среды, создают возможности быстро и адекватно приспосабливаться к её изменениям в условиях усиления конкуренции, т.е. появляется объективная необходимость управления конкурентными преимуществами предприятия [14, с. 221].
Проблема управления конкурентными преимуществами предприятия состоит из множества задач, которые могут проявляться как на корпоративном, так и на операционном уровне. Многоаспектность каждой из них и их взаимовлияние требуют объединения их в общую систему управления конкурентными преимуществами предприятия.
Под системой управления понимается система, которая состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем – управляемой и управляющей (объекта и субъекта управления).
Управляемая подсистема (объект управления) — это подсистема, воспринимающая управляющее воздействие со стороны органа управления (управляющей подсистемы). Объектом управления в данной системе является процесс формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия.
Управляющая подсистема (субъект управления) – звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. Субъект управления – это руководители предприятия, бизнес – направлений и функциональных подразделений.
Информация о работе Исследование социально-экономической конкурентоспособности предприятия