Исследование социально-экономической конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Проведение социально-экономического анализа конкурентоспособности предприятия и разработка на его основе конкурентной стратегии предприятия.
В курсовой работе необходимо решить следующие теоретические и практические задачи:
– изучить теоретические основы исследования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия;
– выявить факторы, влияющие на достижение предприятием конкурентных преимуществ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ УП «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» 24
2.1 МЕСТО И РОЛЬ УП «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» НА РЫНКЕ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
2.2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Файлы: 1 файл

Тема Повышение конкурентноспособности товаров предприятия на внутреннем рынке на предприятии.doc

— 646.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, разработка конкурентного поведения отечественного машиностроительного предприятия в условиях усиления конкуренции может быть основана на определенных принципах, разработанных военной наукой.

Принципы конкурентного поведения, выработанные на основе теории и практики ведения войн, заключаются в достижении преимуществ перед кон­курентами по следующим направлениям:

–        концентрация ресурсов;

–        перехватывание инициативы;

–        маневрирование ресурсами;

–        обеспечение гибкого планирования.

Первый принцип – концентрация ресурсов на определенном направлении – там, где они принесут наибольший эффект целесообразно использовать в условиях ограниченности ресурсов предприятии. В одних случаях предприятию необходимо следовать за лидером, в других – направить ресур­сы на обнаруженные слабые места в позиции лидеров, в–третьих, – сосредо­точить ресурсы на наиболее прибыльных сегментах рынка.

Второй принцип – перехватывание инициативы заключается в активных действиях, а не в реагировании на изменение условий внешней среды.

Третий принцип – маневрирование ресурсами для достижения общих целей скоординированным образом, т.е. направление ресурсов на решение наиболее существенных задач предприятия, а не распыление их на второстепенные задачи конкурентной борьбы.

Четвертый принцип – обеспечение гибкого планирования, чтобы предвидеть изменение условий внешней среды и действий конкурентов.

Таким образом, применение принципов науки позволяет выделить два типа стратегий:

–        наступательные стратегии, при которых на основе мониторинга за дей­ствиями и намерениями конкурентов, предприятие определяет возможные будущие действия и тенденции во внешней среде, пытаясь действовать пер­вой;

–        оборонительные стратегии, при которых предприятие оперативно реа­гирует на важные действия конкурентов и изменения внешней среды [6, с. 67].

Для предприятия, обладающего слабой конкурентной позицией, в качестве оборонительной стратегии может выбрать стратегию статус–кво, при ко­торой не рекомендуется прибегать к активным действиям во избежание ухудшения ситуации. Данная стратегия может оказаться привлекательной, когда необходимо снизить издержки, связанные с осуществлением конку­ренции или перегруппировать имеющиеся ресурсы.

 

2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ УП «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД»

2.1 Место и роль УП «Минский моторный завод» на рынке дизельных двигателей в Республике Беларусь

    

Дизельное двигателестроение – одна из ведущих отраслей машиностроения, оказывающее значительное влияние на состояние социально–экономических, экологических и научно–технических сфер жизнедеятельности г. Минска и Республики Беларусь в целом.

УП «ММЗ»  уже на протяжении 40 лет является единственным предприятием Республики по изготовлению дизельных двигателей. Различная техника, оснащенная  дизелями ММЗ хорошо известна во многих странах мира. Неприхотливые в эксплуатации, экономичные и  ремонтопригодные, имеющие упрощенный доступ к агрегатам и узлам, дизели ММЗ обладают достаточной конкурентоспособностью на международном рынке и являются лучшими дизелями своего класса в СНГ.

Минский моторный завод является государственным предприятием и входит в состав производственного объединения «Минский моторный завод», которое находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. 

–        Производственное объединение включает:

–        ПРУП «Минский моторный завод»  (УП «ММЗ»);

–        РУП «Борисовский завод агрегатов»;

–        Филиал УП «ММЗ» в г. Столбцы                           

Имеющиеся  производственные площади обеспечены инженерными коммуникациями.

Промышленная площадка Минского моторного завода размещена на площади 321324 кв.м.  или на 32,13 га

Производственные площади под основное производство составляют 80176 кв.м. или 8 га

Производственные площади  вспомогательного производства составляют 27788 кв.м. или 2,78 га.

Складское хозяйство – 22041 кв.м. или 2,2 га.

Виды деятельности  УП «ММЗ»:

-         производство и сбыт  дизельных двигателей и запасных частей к ним, алюминиевого литья, комплектующих изделий, технологического оборудования, товарного инструмента;

-        выполнение конструкторских и проектно–технологических работ;

-        производство и сбыт товаров народного потребления;

-        гарантийное и послегарантийное обслуживание реализованной потребителям продукции;

-        организация фирменной торговли;

-        производство сельскохозяйственной продукции;

-        оказание платных услуг населению;

-        осуществление коммерческо–посреднической деятельности;

-         осуществление внешнеэкономической деятельности

Стратегия развития  УП "Минский моторный завод"  на период 2009 –2010  годы нацелена на выпуск конкурентоспособных дизельных двигателей, соответствующих   современным требованиям международных стандартов (Правил), как по техническим, так и экологическим показателям.

Эта стратегия в рамках реально существующих на заводе производственных мощностей, реализуется основными внутризаводскими программами "Трактор", "Автомобиль", "Комбайн", "Автобус" и  "Промышленные дизели".

Основными потребителями дизелей  УП «ММЗ» являются:

в Республике Беларусь:

–        РУП "Минский тракторный завод",

–        ПО "Гомсельмаш",

–        РУП "Минский автомобильный завод",

–        АО «Амкодор–Ударник»

–        в Белорусской Федерации:

–        АМО "Завод имени Лихачева" г. Москва,             

–        ОАО «Горьковcкий автомобильный завод» г. Нижний Новгород

–        ОАО «Павловский автобус» г. Павлово

–        ОАО "Онежский тракторный завод " г. Петрозаводск,

–        ОАО "Липецкий тракторный завод " г. Липецк,             

–        в Республике Украина:

В настоящее время УП «ММЗ» выпускает 4 модели 4–х и 6–и цилиндровых дизельных двигателей 44 модификаций мощностью от 60 до 250 л.с.

За последнее время освоено производство дизелей:

Д– 260.1–28 мощностью 155 л.с. для трактора МТЗ–1522 РУП «МТЗ» г. Минск; Д–260.7–40 мощностью 250 л.с. для энергетических средств УЭС–250 ПО «Гомсельмаш» г. Гомель;

Д–260.5 мощностью 230 л.с. для автобуса МАЗ–103/104 РУП «МАЗ» г. Минск, а также закончена подготовка производства автомобильных и автобусных дизельных двигателей сертифицированных на соответствие требованиям ЕВРО–1(Д–245.12С, Д–245.9С, Д–260.5С, Д–265С). Их выпуск осуществляется мелкими партиями.

Кроме того, проведены НИОКР, изготовлены опытные образцы дизельных двигателей для автомобильных и автобусных модификаций Д–245.7Е2, Д–245.9Е2, Д–245.11Е2, Д–245.30Е2, Д–260.11Е2, Д–260.12Е2, Д–260.13Е2, Д–265Е2 проведены сертификационные испытания на соответствие требованиям ЕВРО–2 и получены сертификаты Е8 (UVMV, Чехия), Е22 (Российская Федерация), Е28 (Республика Беларусь).

В 2010 г. переработанная система качества УП "ММЗ" прошла инспекционный контроль в Национальном центре сертификации (БНТУ) и получила сертификат соответствия BY/ 112 05.0.038 от 12.12.2009 со сроком действия до 30.06.2004 г.

Доработка вышеназванных документов продолжена с целью их дальнейшего соответствия новой версии ИСО 9001:2001

В 2011–2012г.г. сервисное обслуживание продукции у потребителей в РБ будет осуществляться 30–ю центрами технического обслуживания.

В 2011–2012г.г. на предприятии будут сформированы дополнительные сервисные центры по обслуживанию дизелей на местах и сервисные мобильные группы на заводе по экстренному решению возникших технических проблем у потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 2.1. Сервисные центры УП «ММЗ» в Республике Беларусь

      Примечание: Источник – разработка автора  

Таблица 2.1. Показатели качества и потребительские характеристики дизелей

 

Показатели качества

Период

2009

2010

2011

Процент рекламации на дизели к количеству реализованных дизелей

Д–243/245

Д–260

0,8

11,5

0,6

7,0

0,5

3,0

Затраты на ремонт дизелей, вышедших из строя в гарантийный период эксплуатации (% к себестоимости валовой продукции)

 

 

 

 

0,11

 

 

 

0,1

 

 

 

0,09

. Внешний брак по алюминиевому литью (% к себестоимости валовой продукции)

 

 

0,045

 

0,042

 

0,04

Уровень дефектности дизелей, выявленной на предприятиях потребителях

(% к количеству поставленных дизелей)

 

РУП "МТЗ"

АМО "ЗИЛ"

РУП "МАЗ"

 

3,7

10,0

10,0

 

3,6

7,5

7,5

 

3,3

5,0

5,0


 

Для изготовления и сборки наиболее массовых моделей дизелей применяется специальное высокопроизводительное оборудование, обеспечивающее необходимое качество продукции при низкой трудоемкости и энергоемкости. Так, для изготовления и сборки наиболее ответственных и трудоемких деталей и узлов используются 60 автоматических линий, состоящих из 368 станков

Обеспечение сырьем, материалами и комплектующими , в основном, остается в соответствии со сложившимися экономическими и производственными связями.

Таким образом, тенденция развития дизельного двигателестроения определяется динамикой спроса на тракторы и комбайны, автомобили и автобусы, дорожную и строительную технику.

   

2.2 Анализ конкурентоспособности предприятия

 

Изменение условий производственной деятельности отечественных машиностроительных предприятий, необходимость адекватного приспособления и гибкого реагирования всей деятельности предприятия на требования рынка, потребителей, конкурентов, необходимость изменения своего рыноч­ного поведения предполагают совершенствование веси системы управления предприятием. Для принятия управленческих решений по формированию и усилению конкурентных преимуществ, обеспечению конкурентоспособности предприятия необходимы системы управления, которые учитывают дина­мизм внешней среды, создают возможности быстро и адекватно приспосаб­ливаться к её изменениям в условиях усиления конкуренции, т.е. появляется объективная необходимость управления конкурентными преимуществами предприятия [14, с. 221].

Проблема управления конкурентными преимуществами предприятия состоит из множества задач, которые могут проявляться как на корпоративном, так и на операционном уровне. Многоаспектность каждой из них и их взаимовлияние требуют объединения их в общую систему управления кон­курентными преимуществами предприятия.

Под системой управления понимается система, которая состоит из двух самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем – управ­ляемой и управляющей (объекта и субъекта управления).

Управляемая подсистема (объект управления) — это подсистема, воспринимающая управляющее воздействие со стороны органа управления (управляющей подсистемы). Объектом управления в данной системе является процесс формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия.

Управляющая подсистема (субъект управления) – звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управле­ния. Субъект управления – это руководители предприятия, бизнес – направлений и функциональных подразделений.

Информация о работе Исследование социально-экономической конкурентоспособности предприятия