Исследование социально-экономической конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Проведение социально-экономического анализа конкурентоспособности предприятия и разработка на его основе конкурентной стратегии предприятия.
В курсовой работе необходимо решить следующие теоретические и практические задачи:
– изучить теоретические основы исследования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия;
– выявить факторы, влияющие на достижение предприятием конкурентных преимуществ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ УП «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» 24
2.1 МЕСТО И РОЛЬ УП «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» НА РЫНКЕ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
2.2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Файлы: 1 файл

Тема Повышение конкурентноспособности товаров предприятия на внутреннем рынке на предприятии.doc

— 646.50 Кб (Скачать файл)

                                     

Примечание: Источник – разработка автора                                      

В соответствии с таблицей 3.2 рассчитаем цену потребления по формуле:

Спотр = Зприоб + Зэксп    ,

где  Спотр   –   цена потребления;

Зприоб –  затраты на приобретение двигателя;

Зэксп    –  минимальные затраты ан приобретение.

Спотр  = 41760+1200 = 42960$                                             

Спотр б1  = 40050+3000 = 43050$

Спотр б2 = 37020+2200 = 39220$

Расчет уровня качества и конкурентоспособности дизельных двигателей показал, что двигатель Д240  имеет высокое качество и уровень конкурентоспособности. Выигрывает же данный двигатель только по цене.  Анализируя эксплуатационные затраты дизеля Д240/243 заметно отставание в области рационального использования топлива, но этот показатель является зависимым от эксплуатационной мощности и  необходимым для стыковки с тракторами УК 80/82 («Минского тракторного завода»).

На основании приведенного выше  расчета оценки конкурентоспособности продукции можно отметить, что дизельный двигатель Д240 «Минского моторного завода» является конкурентоспособным на рынке Республики Беларусь.

 

Таблица 3.3 Оценка уровня качества и конкурентоспособности оцениваемых образцов

Марка двигателя

Предприя–

тие изго–

товитель

Цена потребле–

ния, С($)

Комплек–

сный об–

бобщен–

ный показатель

(Коб)

 

Интеграль–

ный показатель

(Ки)

Уровень

кон–

куренто–

способ–ности,К

Д 240/243

ММЗ

42960

1

0,0000232

1

4.239 Д

ДжонДир

43050

0,93

0,0000216

0,93

Д 65

ЯМЗ

39220

0,89

0,0000226

0,97

Примечание: Источник – разработка автора

 

Таким образом, высокая конкурентоспособность дизельного двигателя Д 240 по отношении к аналогам–конкурентам достигается за счет высоких технико–экономических показателей, низкой цены, близости основного потребителя («МТЗ»), сервисного обслуживания.

Двигатель Д240  является конкурентоспособным по цене, по удельной мощности, по массе двигателя и соответственно доступности к его составляющим входе ремонтных работ. На белорусском рынке УП «ММЗ» является монополистом, его основные потребители в основном находятся в Минске:

РУП «Минский тракторный завод» ( до 75% всех потребляемых двигателей серии Д240);

АО «Амкодор–Ударник»;

РУП «Минский автомобильный завод».

Близость потребителя уменьшает цену на двигатели, тем самым ставит «ММЗ» в конкурентоспособное положение.

Исходя из полученных данных, можно рекомендовать отделу маркетинга  «ММЗ»  в его рекламной деятельности отталкиваться от наиболее выигрышных позиций серийного двигателя Д240.

Параллельно с отделом главного конструктора рассмотреть возможность увеличения ресурса до первого капитального ремонта, снижение эксплуатационных издержек, а именно затраты на замену масляного, воздушного и топливного фильтров, которые предприятие закупает в ближнем и  дальнем зарубежье.

В программу «Качество» предприятию необходимо включить пункт контроля качества комплектующих изделий еще до их поставки на предприятие. В настоящее время в Республике Беларусь осваивается производство некоторых из них ( гидронасосы, турбо–и пневмо– компрессоры, генераторы, стартеры, топливные и масляные фильтры), активное участи в виде финансирования инвестиционных проектов позволит предприятию в итоге снизить отпускную цену на свою продукцию, что соответственно ведет к повышению конкурентоспособности продукции.

Для освоения новых рынков сбыта своей продукции, и в продвижении на эти рынки услуг и продукции для максимального увеличения товарного и финансового оборота, скорейшего построения продуктивной и производственной системы комплексного обслуживания своих потребителей, предприятию необходимо формировать дилерскую сеть. Созданная предприятием развитая сеть сервисного обслуживания позволяет  предприятию  мобильного оказывать гарантийное и постгарантийное обслуживание потребителей белорусского региона. Предгарантийное обслуживание предприятие не оказывает даже на территории республики. А это еще одна возможность выпускать качественную и конкурентоспособную  продукцию.

Ситуация на рынке моторов сейчас складывается таким образом, что выброс вредных веществ в окружающую среду техническими средствами должен быть близок к «нулевому» уровню выброса. Это четко обозначенное направление нашедшее прямое отражение в ряде национальных и международных документов, в том числе и в Белоруссии.

На основании проведенного выше исследования необходимо отметить, что основной стратегической задачей для «ММЗ» является разработка конструкций и создание мощностей по производству дизельных двигателей, отвечающих современным требованиям  по экономичности, экологии, надежности, ресурсу, удовлетворяющих потребительский рынок.   

На основании выше сделанной оценки конкурентоспособности двигателя Д240, и для повышения его  конкурентоспособности в области качества:  отделу маркетинга совместно с отделом конструктора рекомендуется  регулярно  изучать и анализировать и сравнивать конструкции лучших зарубежных дизельных  двигателей с продукцией УП «ММЗ» для:

-         изучения его конкурентоспособности на рынке,

-         детального анализа жизненного цикла продукции давно не модернизированных двигателей и морально устаревших,

-         возможности дальнейшего их снятия с  производства.

     Отделу конструктора регулярно проводить стендовые испытания и конструкторский анализ закупленных по импорту образцов дизелей, анализировать научно–исследовательские работы и разработки ведущих зарубежных специалистов в этой области. Это позволит создавать новые образцы или делать глубокую модернизацию выпускаемых двигателей, как это делают западные конкуренты.

Для проведения испытания дизелей и контроля вредных выбросов в атмосферу предприятию необходимо создать и оснастить сертификационно–испытательный центр, что позволит проводить работы по подготовке к выпуску дизелей, соответствующих международным нормам экологической безопасности.

Проведем расчет внедрения линии по производству двигателя Д240.

Расчет капитальных затрат на оборудование основного производства приводится в таблице 3.4.

Таблица 3.4. Расчет капитальных затрат на оборудование основного производства

 

Оборудование

Кол–во единиц, шт.

Цена за единицу, млн. руб.

Общая стоимость,

млн. руб.

1

2

3

4

Технологическое оборудование:

Производственная линия

Комплектующие

Инструмент

Питатели

 

10

20

10

10

 

400

15

2,15

3,55

 

4000

300

21,5

35,5

Прочее оборудование

467,65

Итого (стоимость оборудования)

5144,15

Устройство фундаментов, площадок, конструкций под оборудование, трубопроводов и т. д.

514,4

Монтаж оборудования

1028,28

Всего (капитальных затрат на оборудование)

7458,98

Источник: собственная разработка

 

 

Прочие неучтенные капитальные затраты, к которым относятся проектные и изыскательные работы, благоустройство территорий, временные сооружения и др. составят 447,5 млн. руб.

Помимо капитальных затрат на основные производственные фонды, необходимо предусмотреть затраты на нормируемые оборотные средства (НОС), величина которых устанавливается из соотношения :

 

                                                        НОС = ОП / К,                                                                   (3.4)                                                       

где ОП – объем продаж, млн. руб.;

К – коэффициент оборачиваемости оборотных средств, равный для химических предприятий 8–10. Для производства двигателя Д240 потребность в НОС составит:

НОС = 72000 / 10 = 7200 млн. руб.

На основании предыдущих расчетов составляется сводная смета капитальных затрат (см. таблицу 3.5).

 

Таблица 3.5. Сводная смета капитальных затрат на организацию производства пленки

 

Капитальные затраты

Сумма

млн. руб.

% от общей суммы

1. Стоимость ОПФ

1.1. Объекты основного производства:

Здания и сооружения

оборудование

7458,98

49,4

Итого:

7458,98

49,4

1.2. Прочие неучтенные затраты

447,5

3

Итого:

7906,52

52,4

2. Потребность В НОС

7200

47,6

Всего: (капитальных затрат)

15106,5

Источник: собственная разработка

 

На организацию производства Дизельного двигателя Д 240 потребуется 15106,5 млн. руб.

Расчет годовой потребности в сырье и материалах на производственные нужды определяется по формуле:

                                                        Псим= Нр х В.                                                       (3.5)                                                                     

 

где              Псим – годовая потребность в сырье;

              Нр –  единица продукции,

              В – годовой выпуск продукции.

Расчеты представляются по форме табл. 3.17.

Стоимость сырья и материалов на весь выпуск – 38260,7 млн. руб.; Стоимость энергоресурсов на весь выпуск – 312,9 млн. руб.

Для расчета необходимой численности рабочих и фонда их заработной платы нужно, прежде всего, составить баланс рабочего времени одного среднесписочного рабочего.

 

 

 

 

 

Таблица 3.6. Расчет стоимости сырья, материалов, топлива и энергии на технологические нужды

 

 

Наименование

 

Норма расхода на единицу продукции, кг

 

Потребность на производствен– ную программу, т/год

 

Планово–заготовительная цена сырья, тыс. руб./кг

Стоимость сырья на производствен–ную программу млн. руб.

1. Сырьё:

1.1. ПЭВД

1,04

16640

2275

37856

2. Вспомогательные материалы:

2.1. Инструмент

0,041

656

512

335,9

2.2. Термостабилизатор

0,0033

52,8

11450

604,6

3. Возвратные отходы

0,034

544

985

535,8

4. Энергоресурсы:

4.1. Электроэнергия

11290 руб. на 1 т продукции

180,6

4.2. Вода оборотная (м.куб)

0,046

736

69.4

52,8

4.3 Сжатый воздух (Нм.куб.)

0,14

2240

35,5

79,5

Информация о работе Исследование социально-экономической конкурентоспособности предприятия