Исследование спроса на продукцию предприятия на примере супермаркета "Командор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2012 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Цель написания данной курсовой работы заключается в развитии теоретических и методологических аспектов исследования спроса, также исследовать потребительский спрос на продукцию предприятия ООО «Дуплет» и предложить мероприятия по росту потребительской удовлетворённости в продукции предприятия.

В исполнении поставленной цели в курсовой работе предусматривается решение следующих важнейших задач.

Во-первых, рассмотреть теоретические и методические основы изучения и прогнозирования спроса потребительских товаров.

Во-вторых, дать краткую организационно-экономическую характеристику ООО «Дуплет» за 2009 - 2010 г.г.

В-третьих, провести анализ потребительского спроса на продукцию предприятия.

Содержание работы

Введение

1. Методические основы исследования спроса на продукцию предприятия

1.1 Направления исследования спроса на продукцию предприятия

1.2 Обобщающий анализ методик исследования спроса на продукцию предприятия

1.3 Информационно-методическое обеспечение этапов исследования спроса на продукцию предприятия

2. Организация процесса исследования спроса на продукцию предприятия

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Программа и этапы исследования спроса на продукцию предприятия

3. Результаты исследования спроса на продукцию предприятия

3.1 Результаты исследования спроса на существующий ассортимент супермаркета «Командор»

3.2 Результаты исследования спроса на продукцию собственного производства супермаркета «Командор»

3.3 Предложения и мероприятия по росту потребительской удовлетворенности в продукции предприятия

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 90.38 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине: «Маркетинговые исследования»

 

На тему: «Исследование  спроса на продукцию предприятия

 

на примере супермаркета "Командор"»

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

1. Методические основы  исследования спроса на продукцию  предприятия

 

1.1 Направления исследования  спроса на продукцию предприятия

 

1.2 Обобщающий анализ методик  исследования спроса на продукцию  предприятия

 

1.3 Информационно-методическое  обеспечение этапов исследования  спроса на продукцию предприятия

 

2. Организация процесса  исследования спроса на продукцию  предприятия

 

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия

 

2.2 Программа и этапы  исследования спроса на продукцию  предприятия

 

3. Результаты исследования  спроса на продукцию предприятия

 

3.1 Результаты исследования  спроса на существующий ассортимент  супермаркета «Командор»

 

3.2 Результаты исследования  спроса на продукцию собственного  производства супермаркета «Командор»

 

3.3 Предложения и мероприятия  по росту потребительской удовлетворенности  в продукции предприятия

 

Заключение

 

Библиографический список

 

Приложения

 

 Введение

 

Актуальность темы исследования. Формирование рыночного механизма  хозяйствования поставило перед  наукой и практикой серьезную  проблему, связанную с необходимостью освоения и использования маркетинга как рыночной концепции управления во всех отраслях и сферах деятельности.

 

Успешное функционирование предприятий на принципах маркетинга возможно при условии проведения систематических исследований, позволяющих  получать адекватную действительности картину состояния рынка и  осуществлять мониторинг внешней среды, одним из главных элементов которой  является потребитель. Маркетинговая  концепция бизнеса предполагает, что весь процесс производства, реализации товаров и оказания услуг строится исходя из всестороннего учета интересов  потребителя и активного воздействия  на его экономическое поведение, что позволяет решать рыночные проблемы наиболее рационально, добиваться согласования спроса и предложения с наименьшими  потерями и обеспечивать получение  необходимого размера прибыли.

 

Степень разработанности  проблемы. Исследование спроса населения  на потребительские товары относится  к направлению, достаточно широко и  полно освещенному в научной  литературе как дореформенного, так  и переходного к рынку периода. Методологические аспекты исследования спроса и поведения потребителей рассматриваются в работах зарубежных и отечественных ученых О.Д. Андреевой, Г.Л. Багиева, И.К. Беляевского, Е.П. Голубкова, Е. Дихтля, Н.Д. Ильенковой, Ф.Котлера, Ф.А.Крутикова, Г.Д.Крыловой, Ж.Ж.Ламбена, А.П.Пидкасистого, Л.С. Рябинского, Б.А.Соловьева, Л.Ф. Столмова, Х.Хершгена, В.Хойера, Г.Черчилля, Х.Швальбе, Дж.Р. Эванса и др.

 

Цель написания данной курсовой работы заключается в развитии теоретических и методологических аспектов исследования спроса, также  исследовать потребительский спрос  на продукцию предприятия ООО  «Дуплет» и предложить мероприятия  по росту потребительской удовлетворённости  в продукции предприятия.

 

В исполнении поставленной цели в курсовой работе предусматривается  решение следующих важнейших  задач.

 

Во-первых, рассмотреть теоретические  и методические основы изучения и  прогнозирования спроса потребительских  товаров.

 

Во-вторых, дать краткую организационно-экономическую  характеристику ООО «Дуплет» за 2009 - 2010 г.г.

 

В-третьих, провести анализ потребительского спроса на продукцию  предприятия.

 

В-четвертых, рассмотреть  основные мероприятия по росту потребительской  удовлетворённости в продукции  предприятия.

 

Для реализации поставленной цели решались следующие задачи: проанализированы теоретические и методологические основы процесса маркетинговых исследований на рынке потребительских товаров  и услуг в целом, обобщен опыт изучения спроса, а также подходы  и направления исследования спроса потребителей, изложенные в научной  литературе по маркетингу; рассмотрены  особенности функционирования предприятия, выявлены основные направления и  специфика маркетинговых исследований на нем; проанализированы теоретические и методические аспекты сегментации; рассмотрен порядок сбора, возможности и методы получения информации о спросе населения и обоснована необходимость создания действующей на постоянной основе системы информационного обеспечения исследований; рассмотрены возможности использования результатов исследования спроса для организации эффективной деятельности предприятий.

 

Предметом исследования в  курсовой работе являются экономические  отношения между субъектами рынка  по поводу формирования, проявления и  удовлетворения спроса на продукцию  предприятия. Объектом исследования стала  деятельность предприятия ООО «Дуплет».

 

Теоретической и методологической основой исследования послужили  труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам маркетинга и  его исследований, а также по вопросам формирования, анализа и оценки спроса на потребительские товары, на продукцию  и услуги общественного питания.

 

Информационную основу курсовой составили законодательные акты и нормативные документы Правительства  РФ и его структур; государственные  стандарты; данные Государственного комитета по статистике РФ, Красноярского края и г. Красноярска, торговых отделов  администраций районов г. Красноярска  и департамента продовольственных  ресурсов, торговли и услуг администрации  г. Красноярска; материалы собственных  исследований.

 

Практическая значимость курсовой работы состоит в выработке  рекомендаций руководству ООО «Дуплет» по совершенствованию товарной политики с целью увеличения объема продаж и максимального удовлетворения потребительского спроса.

 

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 9 параграфов, заключения, библиографического списка и приложений. Основной текст работы изложен на 60 страницах, включает 16 таблиц, 17 рисунков. Список литературы включает 35 информационных источников.

 

1. Методические основы  исследования спроса на продукцию  предприятия

 

1.1 Направления исследования  спроса на продукцию предприятия

 

По поводу содержательного  состава маркетинговых исследований в литературе имеются самые разные точки зрения. Рассмотрим основные из них.

 

Так, Ф. Котлер в своей книге «Основы маркетинга» выделяет наиболее типичные направления маркетинговых исследований:

 

Изучение характеристики рынка.

 

Замеры потенциальных  возможностей рынка.

 

Анализ распределения  долей рынка между фирмами.

 

Анализ сбыта.

 

Изучение тенденций деловой  активности.

 

Изучение товаров конкурентов.

 

Краткосрочное прогнозирование.

 

Изучение реакции на новый  товар и его потенциал.

 

Долгосрочное прогнозирование.

 

Изучение политики цен.

 

Как видно из данного перечня, первые три направления представляют собой непосредственное изучение рынка.

 

Дж. Р. Эванс и Б. Берман в книге «Маркетинг» приводят пример отдельных видов деятельности в сфере маркетинговых исследований по следующим направлениям:

 

Краткосрочное прогнозирование (до 1 года).

 

Долгосрочное прогнозирование (более 1 года).

 

Измерение рыночного потенциала.

 

Анализ сбыта.

 

Восприятие новой продукции и ее потенциал.

 

Изучение упаковки.

 

Изучение каналов сбыта.

 

Изучение оплаты сбыта.

 

Анализ ценообразования.

 

Изучение методов продвижения  товара.

 

Анализ воздействия на экологию.

 

Анализ эффективности  рекламы.

 

В работе «Академия рынка: маркетинг» (А. Дайан, Ф.Букерель, Р. Ланкар и др.) выделены такие основные направления маркетинговых исследований, как:

 

Анализ среды.

 

Анализ спроса.

 

Анализ конкуренции.

 

Анализ посредников.

 

В учебнике «Маркетинг» под  ред. А.Н.Романова выделяются следующие направления маркетинговых исследований:

 

Исследование рынка - самое  распространенное направление.

 

Изучение потребителей.

 

Исследование конкурентов.

 

Изучение фирменной структуры  рынка.

 

Исследование товаров.

 

Изучение цены.

 

Исследование товародвижения и продаж.

 

Исследование системы  стимулирования сбыта и рекламы.

 

Изучение внутренней среды  предприятия.

 

Е.П. Голубков, Е.Н. Голубкова и В.Д. Секерин считают наиболее важными направлениями маркетинговых исследований следующие:

 

I. Исследование рынка  и продаж:

 

1.1. оценка емкости рынка;

 

1.2. определение характеристик  рынка и его сегментов;

 

1.3. анализ тенденций изменения  рынка;

 

1.4. прогноз объема продаж;

 

1.5. получение информации  о существующих и потенциальных  потребителях;

 

1.6. выявление системы  предпочтений потребителей;

 

1.7. получение информации  о конкурентах.

 

II. Исследование продукта (товара):

 

III. Изучение цен.

 

IV. Исследование продвижения  продукта (товара).

 

V. Доведение продукта  до потребителя.

 

VI. Исследование внешней  среды.

 

Авторы отмечают, что все  маркетинговые исследования осуществляются в двух аспектах:

 

оценка маркетинговых  параметров для данного периода  времени;

 

получение прогнозных значений.

 

В.Н. Парсяк и Г.К. Рогов в своей работе «Маркетинговые исследования» выделяют следующие основные направления исследования маркетинга:

 

Исследование среды маркетинга.

 

Изучение товара и его  свойств.

 

Исследование фирмы.

 

Исследование рынка.

 

Изучение покупателей.

 

По мнению данной группы авторов, маркетинговые исследования по указанным направлениям позволяют получить ответы на вопросы:

 

Что покупается? 

Объект покупки. 

 

Кем покупается? 

Субъект покупки. 

 

Почему покупается? 

Мотивы выбора товаров. 

 

Как покупается? 

Способы покупки. 

 

Где покупается? 

Место покупки. 

 

 

 

Таким образом, анализ имеющихся  теорий на содержательную часть маркетинговых  исследований показал, что зарубежные и отечественные ученые наиболее часто выделяют следующие направления маркетинговых исследований (рис. 1).

 

Несмотря на большое разнообразие точек зрения на содержание маркетинговых исследований, все ученые, как зарубежные, так и отечественные, называют в качестве основного, самого распространенного направления маркетинговых исследований исследование рынка.

 

Рисунок 1 - Основные направления  маркетинговых исследований

 

1.2 Обобщающий анализ методик  исследования спроса на продукцию  предприятия

 

Потребительский спрос относится  к категории, на которую оказывает  влияние множество факторов технического, экономического и социального порядка. Их изучение проводится как на макро-, так и на микро уровне.

 

Комплексное изучение рынка  необходимо для выявления взаимосвязи  и взаимозависимости всех рыночных элементов: предложение, спрос, цена. Каждый элемент этой системы постоянно  меняется в зависимости от изменения  других элементов. Анализ этих взаимосвязей может быть осуществлен с помощью  кривых спроса и предложения.

 

К анализу спроса должен быть применен системный подход - это  предполагает рассмотрение его как  составного элемента рынка.

 

Для анализа спроса на микроуровне  используются материалы:

 

· выборочного учета движения товаров по ассортименту;

Информация о работе Исследование спроса на продукцию предприятия на примере супермаркета "Командор"